Проблема становления профессиональной индивидуальности современного бакалавра является важной составной частью стратегии развития высшего образования, что требует совершенствования содержания, форм, средств методов обучения в техническом вузе. На сегодняшний день подавляющее большинство людей имеют профессию, однако далеко не всем удается внести в свою профессиональную деятельность то неповторимое, уникальное, творческое, чем характеризуется профессиональная индивидуальность каждого человека.
Для достижения определенных результатов в профессиональной индивидуальности будущему бакалавру необходимо быть готовым к профессиональному росту, уметь самостоятельно принимать ответственные решения, видеть проблему и предлагать способы ее устранения, владеть приемами самореализации в рамках профессиональной деятельности. Другими словами, субъект деятельности должен быть мотивирован на достижение определенных результатов как в профессиональной деятельности, так и в развитии свой интеллектуальной сферы.
С позиции философского подхода [4] интеллектуальная сфера — интегральная характеристика, устойчиво присущая и развивающаяся в течение жизни система интеллектуальных свойств и качеств человека. С позиции компетентностного подхода интеллектуальная сфера — эффективное средство формирования профессиональных, общекультурных компетенций в конкретной области [2]. При этом следует отметить, что интеллектуальная сфера не существует изолированно от других показателей личности и формируется на основе природных способностей, процессов обучения и воспитания, преломляемых в ходе жизнедеятельности каждого человека. Существует интегральная взаимосвязь между коммуникативной, творческой, квалификационной, духовно-нравственной сферой, которая и определяет приоритетные качества будущего бакалавра. Если квалификационная сфера рассматривается как «имеющееся и предвидимое в будущем возможное количество и качество труда, которым располагает общество при данном уровне развития техники и науки» [1], то духовно-нравственная сфера включает гуманистические ценности бакалавра, обеспечивающие достижение и развитие общекультурных компетенций [3]. Творческая сфера реализуется в сознательной, целенаправленной деятельности по преобразованию, созданию нового, оригинального, а коммуникативная сфера позволяет разрешить конфликтные ситуации или избежать их, что возможно только при сформированности определенного уровня интеллектуальной сферы. Таким образом, центральное звено развития обучающегося — это интеллектуальная сфера как важное условие формирования личности, которое наиболее плодотворно совершенствуется в студенческие годы. Взаимосвязь между интеллектуальной сферой и будущей профессиональной деятельностью диалектична [1]. Высокий уровень развития интеллектуальной сферы обеспечивает способность решать нешаблонные профессиональные, жизненные задачи на основе культуры умственного труда.
Отметим, что интеллектуальная сфера человека и профессия оказывают взаимное влияние друг на друга, которое может быть как позитивным, так и негативным. Человек с низким уровнем развития интеллектуальной сферы профессионально выполняет свою работу шаблонно; время, проведенное на работе, является для него тяжким бременем, что приводит к разрушению его индивидуальности. И наоборот, человек с высоким уровнем развития интеллектуальной сферы внутренне получает удовлетворение от своей деятельности, что порождает устойчивую мотивацию к ее выполнению, а также стимулирует его к дальнейшему развитию как на профессиональном уровне, так и на индивидуальном. Такая диалектическая зависимость, достигнув определенной гармонии на уровне «человек — профессия», должна подкрепляться общением с уже состоявшимися профессионалами. Дополнительно отметим, что необходимо развивать интеллектуально–значимые качества: оригинальность, гибкость, образность, критичность, продуктивность, коммуникативность. Одна из наших исходных методологических посылок развития интеллектуальной сферы как основы становления профессиональной индивидуальности бакалавра техники и технологии состоит в том, что данная гипотеза имеет множество источников целеполагания. Первый источник – это социальный заказ, ориентированный на подготовку компетентного бакалавра и повышение качества обучения в вузе [5]. Второй источник – бакалавр, интеллектуальная сфера которого имеет самостоятельную ценность, не только в период обучения в техническом вузе, но и период будущей профессиональной деятельности на промышленном предприятии. Третий источник — профессиональный заказ работодателя к возможному высокому уровню развития интеллектуальной сферы студента. Основные источники целеполагания доказывают сопряженность сфер интеллектуальной и инженерной деятельности как объемных процессов, значительно расширяющих традиционные границы обучения в техническом вузе через использование нестандартных технологий, творческих занятий, что обеспечивает избегания узкопрофессиональной подготовки будущего бакалавра техники и технологии [2]. Использование комплекса методологических подходов при обучении в техническом вузе, адекватных как педагогической деятельности, так и закономерностям развития профессиональной индивидуальности, ориентирует подготовку в вузе с учетом интегрированного образовательного пространства «технический вуз — промышленное предприятие – социум» как многомерного, иерархически построенного системного компонента, как реальности, обусловливающей становление профессиональной индивидуальности бакалавров. Раскроем содержание основных концептуальных положений. В условиях становления современного общества, характеризующегося низким уровнем развития интеллектуальных возможностей современного студента (договорной и бюджетной формы обучения), возрастает роль инженерного образования и личности педагога в данных условиях. Педагог, взаимодействуя со студентами в процессе обучения в высшей технической школе, должен активизировать процесс развития интеллектуальной сферы студентов как основы профессиональной индивидуальности, используя возможности дисциплин различных блоков и возможности промышленных предприятий. Современный бакалавр должен владеть не только основами предметных знаний (понятиями, законами, методами, фактами), но и базой профессиональных, общекультурных компетенций (ОК, ПК), включающих совокупность умений (декларативных, процедурных, операционных, ситуационных, поведенческих), систему метапредметных, универсальных навыков и умений, обеспечивающих ему дальнейшее развитие интеллектуальной сферы в течение всей профессиональной деятельности.
Процесс развития профессиональной индивидуальности строился с учетом включения блоков заданий на саморазвитие, на знание творческих техник и методов, инноваций в будущей профессиональной деятельности бакалавров направлений подготовки 240100.62 — Химическая технология; 241000.62 — Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (табл. 1).
Таблица 1
Содержание заданий, включенных в образовательный процесс
Блоки заданий |
Содержание заданий |
Блок саморазвития |
Приемы организации культуры умственного труда; переоценка собственного опыта; на знание современных информационных технологий; на целеполагание собственной интеллектуально-профессиональной деятельности; на прогнозирование своего развития
|
Блок инновационно-технологический |
Моделирование производственных ситуаций; оптимизация технологических процессов; составление блок-схем производственных процессов; выявление приоритетных целей развития предприятия; повышение качества производимой продукции; выявление стратегических партнеров и тенденций спроса на выпускаемую продукцию предприятием; создание корпоративных групп по решению конкретной задачи; передовые методы работы; проведение рационализаторских мероприятий по выявлению резервов производств и усовершенствования технологических процессов |
Блок творческих техник и методов
|
Задания на парцелляцию и укрупнение, приемы детализации; приемы мозговой атаки; формулирование проблемы; методы анализа силовых полей, составление диаграммы «Как?», последовательных «Почему?»; изменение угла зрения к понятию; алгоритмы и программы поиска НТР; применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по Г.С. Альтшуллеру; алгоритм поиска научно-технических решений
|
Динамика процесса развития профессиональной индивидуальности строилась по количественному и качественному критериям. По количественному критерию студенты экспериментальных групп продемонстрировали более высокий образовательный рейтинг, набрали высокую сумму баллов, фиксированных накопительной системой «Портфолио». Результативность научно-исследовательской работы, образовательный рейтинг свидетельствуют о высоком уровне развития профессиональной индивидуальности студентов экспериментальных групп. Экспериментальные группы, в которых обучение строилось по разработанной системе, показали рост числа баллов семестровых и текущих аттестаций.
По качественному критерию отмечено приращение профессиональных знаний, интеллектуальных умений, стиля мышления, интеллектуально-профессиональных качеств. В ходе исследования была разработана карта педагогической оценки системы профессиональных знаний, которая включала методику оценки по 5-балльной шкале (табл. 2).
Таблица 2
Карта педагогической оценки системы знаний, умений
Составные компоненты |
баллы |
· панорамность профессиональных знаний (узкий – широкий диапазон) |
1 2 3 4 5 |
· владение декларативными профессиональными знаниями, умениями (теоретически) |
1 2 3 4 5 |
· владение процедурными профессиональными знаниями, умениями (практически) |
1 2 3 4 5 |
· владение операционными умениями (когнитивными операциями, техниками, механизмами) |
1 2 3 4 5 |
· владение ситуационными профессиональными знаниями, умениями (здесь и сейчас) |
1 2 3 4 5 |
· владение поведенческими знаниями, умениями (рефлексия, знания о собственном знании) |
1 2 3 4 5 |
Максимальное количество баллов составляет 30 баллов (каждый блок — 5 баллов), включая такие проявления, как: 1 балл – знания проявляются слабо, есть препятствия, 2 балла – проявляются при стимулирующих факторах, 3 балла – сформированы на среднем уровне, 4 балла – сформированы на уровне выше среднего, 5 баллов — на высоком уровне. Для выявления уровня сформированности системы профессиональных знаний баллы были переведены в проценты.
Основы развития профессиональной индивидуальности были соотнесены с компонентами профессионального стиля мышления через следующие характеристики: гибкость, продуктивность, оригинальность, образность, критичность. Семантические характеристики определялись методом экспертной оценки в процессе наблюдения за решением профессиональных задач и заданий. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели профессионального стиля мышления бакалавров
По динамическому критерию проявлялась положительная характеристика продуктивности учебной, научно-исследовательской деятельности и уровня развития интеллектуальной сферы студентов в процессе обучения в вузе. Чем выше уровень развития интеллектуальной сферы, тем выше продуктивность студентов. О высоком уровне профессиональной индивидуальности говорят качественные результаты защиты выпускных квалификационных работ, высокие показатели семестровых аттестаций (табл. 3).
Таблица 3
Уровни сформированности профессиональной индивидуальности
Уровень сформированности ПИ |
1–2-й курс |
2–3-й курс |
3–4-й курс |
Низкий |
65 % |
34% |
10% |
Средний |
28 % |
45% |
34% |
Высокий |
7 % |
21% |
56% |
Данные эксперимента показывают положительную динамику критериев процесса развития профессиональной индивидуальности, что обеспечивает высокую обученность бакалавров в техническом вузе. Высшая школа готовит выпускников к разнообразной профессиональной деятельности и, развивая интеллектуальную сферу бакалавра, обеспечивает качество вузовской подготовки.
Рецензенты:
Яркова Т.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и социального образования ФГБОУ «Тюменский государственный университет» филиал в городе Тобольске, г. Тобольск;
Колычева З.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры химии, БЖД и методики преподавания ФГБОУ «Тюменский государственный университет» филиал в городе Тобольске, г. Тобольск.
Библиографическая ссылка
Егорова Г.И., Мартыненко Е.П. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21820 (дата обращения: 03.10.2023).