Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тунаева З.А. 1
1 Дагестанский государственный университет
В современном мире основой эффективного функционирования экономики является многообразие форм собственности. Достижение оптимального соотношения государственного и частного секторов, каждый из которых имеет свой потенциал развития, имеет не только теоретический интерес, но и практическое значение. В данной статье произведена попытка проанализировать проблемы взаимодействия государственного и частного секторов экономики, а также степень влияния государственного сектора на развитие экономических отношений в частном секторе. Опираясь на труды отечественных и зарубежных ученых, автор исследует аспекты становления и развития частного сектора российской экономики. В статье подробно исследованы пути перераспределения прав собственности, процессы приватизации и национализации, а также степень их влияния на формирование частного сектора экономики.
национализация
приватизация
собственность
государственный сектор экономики
Частный сектор экономики
1. Абдулманапов С.Г. Направления интеграции государства и частного сектора в региональной экономической системе.// Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2011. № 6. С. 103–106.
2. Балацкий Е., Екимова Н. История цивилизаций в контексте соотношения государственного и частного секторов экономики // Общество и экономика. 2006. № 4. С. 179–191.
3. Бородин Д.В. Национализация как инструмент государственного регулирования экономики.// Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2014. № 4 (22). С. 91.
4. Катаева Ю.В., Кадырова Я.И. Макроэкономические аспекты взаимодействия частного и государственного сектора экономики // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 21. С. 19.
5. Кононкова Н. Новая приватизация: новые риски // Экономическая политика. 2013. № 6. С. 54–56.
6. Палпе Я.Ш., Антоненко Н.С. Частный и государственный секторы в российском крупном бизнесе: динамика соотношения «длинные 2000-е»// Проблемы прогнозирования. 2014. № 1. С. 23.
7. Прангишвили И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Общество и экономика. 2005. № 9. С. 125–134.
8. Ревайкин А.С., Романовский Д.С. Приватизация как форма трансформации отношений собственности: проблемы становления частной собственности в России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2013. Т. 2. № 7 (136). С. 94.
9. Сухарев О.С. Институты развития предпринимательства: приватизация и национализация // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 33–34.
10. Управление государственной собственностью и приватизация. Итоговый доклад экспертной группы Стратегии 2020. 2013. 10 апреля. http://2020strategy.ru.
11. Шелудякова И.Г. Укрепление государственного сектора экономики в России // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 311. № 6. С. 36–38.
Исследуя секторальное деление экономики, специалисты рассматривают государственный сектор, частный, смешанный, негосударственный, общественный и др. Исходной точкой разделения является собственность, на которой основывается тот или иной сегмент экономики. Так, например, государственный сектор основывается на государственной собственности, к которому относится имущество, принадлежащее Российской Федерации (федеральная собственность, собственность субъектов РФ - республик, краев, областей и т.д.). Частный сектор основывается на имуществе, принадлежащем на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Под частным сектором понимают сегмент экономики государства, который не находится под контролем государства; сектор, содержащий хозяйства и компании с частной капитализацией; сектор, содержащий коллективную, экономическую и индивидуальную части экономики; сектор, содержащий корпоративный, финансовый и индивидуальные секторы экономики; и т.д. Мы считаем, что основным фактором определения частного сектора является право на собственность, на которой базируется данный сектор.

Исследователи считают, что трансформация собственности на пути становления частной - продолжительный и закономерный процесс, требующий определенной институциональной среды, внешней институциональной надстройки, что оказывает существенное влияние на проведение успешной инвестиционной политики [8].

Безусловно, государственный сектор оказывает воздействие на величину совокупных расходов в экономике (определяя уровень ВВП, занятости и безработицы и другие макроэкономические показатели), выступая в качестве инструмента антициклического регулирования экономики. Основное направление взаимовлияния этих секторов - воздействие уровня государственных расходов на полезность частного потребления и величину частных расходов, на величину производственных затрат и объем совокупного предложения частного сектора. Рост государственных расходов по созданию инфраструктуры экономики (социальной, транспортной, производственной и т.д.) позволяет частному сектору сокращать свои транзакционные издержки. Государственный сектор влияет на развитие частного сектора через создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, стимулирование предпринимательской деятельности, изменение системы налогообложения, страхование частных инвестиций, создание на территории регионов свободных экономических зон и т.д. Государство оказывает существенное влияние на формирование человеческого капитала, который активно используется в частном секторе.

Специалисты, исследуя проблемы взаимодействия государственного и частного секторов экономики, отмечают активное влияние государственного сектора на развитие экономических отношений в частном секторе при реализации функций по гармонизации взаимоотношений рыночных субъектов, снижению издержек их взаимодействия и выступлении катализатором развития региональной экономики [4].

Исследуя соотношение государственного и частного секторов экономики, эксперты пришли к выводу, что основные параметры соответствуют правилу «золотой пропорции» в соответствии с концепцией «золотого сечения», основанной на числах Фибоначчи, в соответствии с которым национальная экономика должна делиться на две части - государственную и частную - таким образом, чтобы доля государственного находилась в пределах 38% или 62%. Считается, что при таком соотношении достигаются максимальная устойчивость, стабильность, эффективность и гармоничность [2].

Эмпирические наблюдения исследователей часто подтверждают эти пропорции. Так, например, в Швеции доля государственной собственности близка к 60%, а частной - к 40%; в Японии, Германии, Великобритании, Франции и США доля государственной собственности приближается к 40%, а частной - к 60% [7]. В литературе отмечается, что данная пропорция является необходимым, но не достаточным условием динамичного и прогрессивного развития экономики.

На западе государственную собственность рассматривают как разновидность частной, так как государство тоже является собственником. Частная собственность предполагает определенный образ мысли и поведения, формирует новые мотивы к труду, развивает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу, воспитывает творческое отношение к труду, ответственность за результаты, что приводит к развитию в обществе соответствующих формальных и неформальных институтов.

В своем исследовании д.э.н. С.Г. Абдулманапов рассматривает направления интеграции разных форм собственности: [1] собственности в рамках единого предприятия путем создания хозяйственных товариществ и обществ; государственного, муниципального и частного капитала через реализацию социальных, экологических, научно-технических проектов, создание инфраструктуры; общественной собственности, частного капитала и предпринимательского потенциала, используя аренду, доверительное управление или концессию общественной собственности; общественного и частного секторов экономики путем взаимодействия совокупности общественных и частных предприятий; частного имущественного комплекса, государственного и муниципального капитала через размещение государственного и муниципального заказа на частных предприятиях.

Процессы перераспределения прав собственности в пользу государства могут происходить четырьмя основными путями:

1) национализация - путем выкупа государством собственности у владельца;

2) деприватизация - объявление приватизационной сделки незаконной;

3) возврат имущества в государственную собственность в ходе процедуры банкротства;

4) через судебную процедуру и предъявление обвинения по статьям, предусматривающим конфискацию имущества [11].

В исследовании процессов становления частного сектора важную роль играют не только процессы приватизации, но и национализации в экономике. Под национализацией понимают изъятие актива из частной собственности и его перевод непосредственно в государственную собственность (федеральную или региональную) или в собственность государственной компании, государственной корпорации. Приватизация - переход государственной собственности (федеральных, региональных, муниципальных органов власти) в частную (пакет акций в частной собственности становится более 50%) [6].

Под национализацией понимают процесс передачи предприятий (а иногда и отраслей экономики) в собственность государства из частной формы собственности, переход в муниципальную или федеральную собственность объектов частной собственности (акционерной, корпоративной), которая осуществляется на возмездной основе, законных основаниях, и при наличии общественной заинтересованности. Национализация (огосударствление) - трансформация объектов совместной собственности, доля государственной собственности при которой начинает преобладать над частной, т.е. государство обретает контрольный пакет акций [3].

Национализацию проводят при возникновении угрозы для национально-государственной или экономической безопасности государства; банкротства предприятий или другой общественной собственности объектов социальной и производственной сферы; доминировании в производстве или услугах какого-либо предприятия или иного объекта социальной или производственной сферы, которую нельзя прекратить; и т.д. Национализацию проводят, как правило, на основе закона, который определяет порядок, условия и механизм национализация предприятия. Иногда правительством принимается специальное постановление.

Национализация направлена на укрупнение государственной собственности и связана с расходами бюджета на покупку собственности, находящейся в частных руках. Задачи национализации отличаются и во многом противоположны задачам приватизации. Национализация может быть вызвана проведением военных действий, необходимостью противостояния стихийным бедствиям; направлена на сохранность специфического актива или вида деятельности (который может исчезнуть в частном секторе); способствует укреплению, развитию и эффективности государственного сектора; может быть инструментом противостояния кризисным явлениям; и т.д. [9]

Деприватизация - разновидность национализации - возвращение в государственную собственность ранее приватизированного имущества. Один из экспертов рассматривает следующие мотивы огосударствления экономики:

1) повышение эффективности и управляемости экономикой через создание крупных хозяйственных структур - холдингов, т.н. государственное предпринимательство;

2) поддержание конкурентоспособности национальной продукции и обеспечение защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках;

3) изъятие природной ренты в пользу всего общества в сырьевых отраслях (нефтегазовом секторе, черной и цветной металлургии);

4) стремление государства обеспечить реализациюнаиболее острых социально-экономических потребностей;

5) осуществление прогрессивной структурной перестройки экономики; и т.д.[11]

Новая приватизационная программа на 2014-2016 гг. [10] упрощает перевод государственных объектов в частные руки и, по мнению специалиста, несет новые угрозы и приватизационные риски: неоправданное расширение влияния иностранных инвесторов в ключевых отраслях промышленности; полную потерю управляемости российской экономики; угрозу инновационному развитию; окончательное разрушение фундаментальной науки; перепрофилирование фундаментальных научных учреждений в гостиницы; низкие приватизационные доходы; ущемление интересов отечественных налогоплательщиков; присвоение общественного дивиденда группами специальных интересов. Эти риски возрастают в условиях слабой инвестиционной активности, низкой капитализации государственных компаний, плохой конъюнктуры, сложных отношений государства и бизнеса, несовершенной судебной системы, неэффективного контроля за действиями бюрократов [5].

Рецензенты:

Кутаев Ш.К., д.э.н., зав. отделом Воспроизводства населения и трудовых ресурсов ИСЭИ ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Раджабова З.К., д.э.н., проф. кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Тунаева З.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21783 (дата обращения: 25.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074