Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОХИМИИ СТУДЕНТАМ – ИНОСТРАНЦАМ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

Захарова Ю.Э. 1 Демидчик Л.А. 1 Колесникова Е.А. 1 Айтбаева К.П. 1
1 КГМУ «Карагандинский государственный медицинский университет»
Кредитная система обучения, активно используемая в западных и европейских странах, характеризуется гибким планированием академических программ, ориен¬тированных на высокие запросы рынка труда, возможностью индивидуального выбора отдельных дисциплин учебного плана, совершенствованием профессионализма преподавателей в возникающих условиях конкуренции, улучшением материально-технического оснащения высших учебных заведений, а также усилением акцента на самостоятельную работу студента. В статье проведен анализ адаптации кредитной системы обучения в КГМУ по дисциплине «биохимия» для студентов-иностранцев 2-ого курса. Рассмотрены новые методы и формы обучения в условиях кредитной системы образования. Описаны многочисленные нюансы в работе с иностранными студентами, зависящими от многих факторов, таких как: возраст студента, уровень владения английским языком, степень подготовленности, особенности воспитания, зависящие от страны прибытия студента. Подробно рассмотрена структура проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, система контроля и оценки знаний, обучающихся в условиях кредитной системы образования.
активные методы обучения
английский язык
иностранные студенты
биохимия
кредитная система обучения
1. Вартанян Ф.Е., Алексеев В.А. Международное сотрудничество и развитие медицинского образования. – М.: Вести, 2000. – С. 18-29.
2. Дюсенова С.Б., Корнеева Е.А. Активные методы обучения в подготовке врача // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12. – С. 138–140.
3. Левитис Д.Г. Современные образовательные технологии. – Новосибирск, 1999. – 288с.
4. Маусымбаев С.С., Ботатаев В.У. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности сту¬дентов в курсе теоретической физики // Менеджмент в образовании. – 2005. – № 1. – С. 102-107.
5. Рахимбек Х. Перспективы компетентностного подхода в национальных моделях высшего образования // Вестн. АПН Казахстана. – 2005. – № 4-5. – С. 39, 44.
6. Турабаева Г.К., Бозшатаев Г.Т, Оспанова Г.С. Современные интерактивные методы обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – Вып. 2-1. – 2015. – С. 159-160.
7. «Ongoing reforms and future perspectives». Tashkent, 22–23 November 2004: Материалы региональной конференции Темпус «Высшее образование в Центральной Азии: текущие реформы и перспективы развития». – Ташкент, 2004. – С. 285.
Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, согласно Болонскому процессу, существенно повысило требования к уровню образования в республике и привело к повсеместному введению  кредитной системы обучения [1, 5, 6].

В связи с этим  в настоящее время особое внимание при обучении студентов в вузах Казахстана обращено на формирование их профессиональной компетентности и конкурентоспособности на международном уровне.

Для достижения поставленной задачи непрерывно совершенствуется организация учебного процесса в ВУЗах, внедряются современные инновационные технологии с  учетом специфики групп обучающихся и предмета обучения, формируются соответствующие кадры [3,4].

В результате введения данной системы в  Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ) перед профессорско-преподавательским  составом была поставлена задача: разработать учебные программы по дисциплинам, лекции, календарно-тематические планы, тесты, ситуационные задачи, материалы для самостоятельной работы студентов, с учетом кредитно-модульной системы.

В настоящее время обучение в КГМУ проводится на трех языках: казахском, русском и английском. Обучение на английском языке иностранных студентов, приезжающих из Пакистана и Индии, ведется с 2001 года. В обучение студентов вовлечены креативно мыслящие преподаватели, постоянно совершенствующие знания английского языка, осваивающие современные компьютерные технологии и новейшие методики преподавания.  Кредитная система обучения потребовала от преподавателей перехода от традиционной пассивной передачи знаний (лекции, семинарские занятия) к управлению самостоятельной работой студентов, с целью активизации  их познавательной  деятельности. Данная система позволяет творчески самореализоваться  как преподавателям, так и студентам.

Актуальной проблемой является реализация учебного процесса у студентов иностранного отделения.

Цель исследования

Обсудить методы обучения иностранных студентов 2-ого курса по дисциплине «биохимия» в условиях кредитной системы образования в КГМУ.

Объект и методы исследования

Объектом применения рассматриваемых в статье методов обучения явились 208 иностранных студентов 2-ого курса КГМУ с обучением на английском языке.

Методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, активные методы обучения (TBL, проблемная лекция и др.), которые применялись на занятиях в течение 2014-2015 учебного года на базе кафедры биологической химии КГМУ.

Результаты исследования и их обсуждение

Работа с иностранными студентами предполагает ряд нюансов и сложностей, например, имеют значение: возраст студента, владение английским языком, разный уровень подготовленности  и воспитания, зависящие от страны прибытия студента, особенностей его  менталитета и традиций [7].

За период обучения студентов на английском языке с 2001 по 2015 год на кафедре биохимии наработан достаточно объемный методический материал - составлены тесты и ситуационные задачи; текстовый и мультимедийный лекционный материалы, анимации; разработаны методические рекомендации для студентов по статической, динамической и функциональной биохимии. Также в библиотечном фонде имеются различные пособия на английском языке, есть доступ к интернету, где студенты в любое время могут заняться поиском интересующей информации, что особенно важно при выполнении самостоятельных работ.

В работе с иностранными студентами есть как плюсы, так и свои минусы. Например, иностранные студенты в сравнении со студентами, обучающимися на русском и казахском отделениях, отличаются лучшей базовой подготовленностью по биологическим и медицинским дисциплинам. Но такая картина наблюдалась в течение первых 7-8 лет обучения на английском языке, так как именно на этот период времени средний возраст иностранных студентов был от 23 до 33 лет на 2-ом курсе обучения. Студенты этого периода времени отличались хорошей подготовленностью в связи с обучением многих в медицинских колледжах, сознательным подходом к своему обучению для получения столь желанной профессии врача, которая очень уважаема и к тому же хорошо оплачиваема у них на родине. Также студенты данного периода отличались хорошим владением английского языка.

Группы, состоящие из студентов, приехавших из Пакистана, отличались большей дисциплинированностью в сравнении с группами студентов из Индии.

За последние 7 лет мы не сталкиваемся с проблемой кастовой принадлежности, вероятнее всего, из-за изменения менталитета студентов-иностранцев, когда они видят, как много национальностей проживает в Казахстане. Поэтому делить студентов на мини-группы во время занятия и стимулировать их на внутригрупповую работу становится легче.

Возраст студентов с 2009 года в динамике существенно уменьшается. Например, на период с 2013 по 2015 год он варьирует от 17 до 25 лет, в основном - 17-20-летние студенты, что, безусловно, сказывается на начальной подготовленности - базовый уровень знаний существенно ниже, по сравнению со студентами старшего возраста, приезжавшими в предыдущие годы обучения.

За последние 2 года встречались единичные случаи, когда студенты практически не владели  английским языком, так как окончили деревенскую школу на хинди, что вызывало большие трудности в работе с ними. Студенты, закончившие  школу на английском языке,  более требовательны к качеству знаний и уровню владения английским языком преподавателя.

Поэтому знание английского языка - обязательный момент качественной работы преподавателя и успешного обучения студента. Однако не исключается проблема языковой коммуникации, обусловленной специфическим акцентом обеих сторон - «русский» акцент преподавателей и «индийско-пакистанский» акцент студентов.

Не менее важной проблемой для многих студентов являются условия проживания. Так, студенты, проживающие в общежитии, чаще жалуются на недостаток времени для подготовки к занятиям, поскольку есть множество отвлекающих факторов.

В целом, иностранные студенты отличаются несколько большей усердностью и заинтересованностью в достижении своей цели - диплома врача.  

Предмет «биохимия» студенты иностранного факультета в КГМУ изучают в течение 4 кредитов (2 семестра). Весь материал курса разделен на 8 блоков, в которых представлены темы постатистической, динамической и функциональной биохимии. По каждому из пройденных блоков студенту выставляется итоговая оценка за раздел. После изучения всего курса полученные оценки за блоки суммируются и выводится общий балл, который определяет допуск на экзамен.

Согласно календарно-тематическому плану проводятся лекционные часы, аудиторные занятия, включающие в себя практические занятия, СРОП (самостоятельная работа обучающихся с преподавателем) и внеаудиторные часы,  предполагающие самостоятельную работу студентов (СРС).

Целью традиционной лекции является ознакомление с основными понятиями изучаемой темы, разъяснение трудно воспринимаемых положений, активация дискуссионного момента. Для лучшей наглядности обсуждаемого материала, усвояемости и систематизации  информационных данных, лекционные занятия проводятся с использованием мультимедийных презентаций и анимации.

Организация проблемной лекции отличается самостоятельным анализом и обобщением учебного материала студентами. Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом проблема, поставленная в вопросах, требует креативных путей решения от студентов. Таким образом, проблемная  лекция стимулирует познавательный интерес к предмету, где главной целью преподавателя является самостоятельное решение студентами поставленной проблемы. Возможно присуждение дополнительных баллов студентам, самостоятельно нашедшим верное решение проблемы, поднятой в лекции  [2].

В ходе практического занятия выясняется общий уровень освоенности лекционного материала и степень самостоятельной подготовленности, что определяется проведением в начале занятия исходного тестирования. Тестовые вопросы позволяют выявить проблемные моменты, на которые в ходе последующей устной беседы будет уделено большее внимание.   Так, например, некоторые понятия повторяются или разъясняются с использованием дополнительных  примеров и моделированием ситуаций. Например, по теме «Водорастворимые витамины»  участвуют два студента. Один из них исполняет роль пациента, другой - врача. «Пациенту» дается 3 минуты для изложения жалоб, клинических признаков витаминной или микроэлементной недостаточности, 2 минуты для изложения рациона питания. «Врач» выставляет и обосновывает поставленный диагноз, предлагает дополнительные методы обследования для его подтверждения, предлагает комплекс продуктов для коррекции питания с учетом возраста и особенностей рода профессиональной деятельности. «Зрители» после выступления дают свои комментарии и дополнительные советы. Занятие, проведенное с использованием данной методики, способствует развитию у студентов навыков клинического мышления и умения работы с пациентом. Для максимального контакта преподавателя со студентами во время дискуссии в аудиториях предусмотрены круглые столы. Наиболее активно проявившим себя студентам в конце занятия выставляется заключительный балл, который будет учитываться при подсчете рейтинга за кредит.

Для наглядной демонстрации биохимических реакций и закрепления теоретической части предусмотрено выполнение лабораторных практикумов, в ходе которых студенты осваивают практические навыки работы на таких приборах, как: фотоэлектроколориметр, термостат, водяная баня, мойка ультразвуковая, рН-метр, спектрофотометр, биохимический анализатор, центрифуга, а также с дозатором. Например, студенты имеют возможность самостоятельно выполнять такие биохимические анализы, как определение содержания глюкозы, холестерина, липопротеинов в сыворотке крови с использованием вышеперечисленного лабораторного оборудования, с последующим анализом полученных результатов и их интерпретацией при участии преподавателя. Выполнение таких работ мотивирует студентов к изучению предмета «биохимия» и дальнейшему выбору элективной дисциплины «лабораторная диагностика», предназначенной для студентов 3 курса. Теоретические знания и практические навыки, полученные в ходе изучения этих дисциплин, обеспечивают высокий профессионализм и компетентность будущих специалистов в области здравоохранения.

Самостоятельная работа обучающихся с преподавателем в условиях кредитной системы обучения подразумевает больший акцент на усиление роли и эффективности индивидуальной работы студентов, что позволит улучшить их творческий потенциал, стимулировать их в освоении новых знаний и развить критическое мышление. При такой форме проведения аудиторных занятий студенты делятся на мини-группы случайным образом, чтобы студенты не ощущали навязывания чужой воли в случае их распределения по усмотрению преподавателя. Далее каждая из команд получает свою мини-клиническую задачу, в ходе решения которой обязателен акцент на участие всех участников мини-группы. Задачей присутствующего  преподавателя является стимуляция и направление в поиске решения задач. При работе с мини-группой учитывается исходный уровень знаний, способ мышления и восприятия материала студентами. Необходимость введения занятий СРОП как активной формы обучения обусловлена важностью выработки у студентов навыков работы в команде, самостоятельного анализа, грамотного использования информации и своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям и требованиям общества. Эти качества приобретут студенты, обучаясь именно в условиях использования активных форм обучения, работая в парах, группах, решая клинические  ситуации. При этом больший приоритет отдается самостоятельной работе. Занятия СРОП проводятся по ранее разработанной методике TBL, где формирование малых групп используется в целях применения содержания предмета для решения клинических задач с использованием обратной связи с преподавателем, как с экспертом по данному предмету. Такой метод дает обучение навыкам межличностного общения и общения с коллегами. В ходе проведения подобных занятий успеваемость студентов складывается из следующих составляющих: индивидуальной работы, обсуждения в малых группах и обсуждения всей аудиторией. Поскольку обучение в таком аспекте ориентировано на высокую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных им сведений, то основной упор при проведении TBL делается на оценку степени подготовки студента и его групповую активность.

Еще одним достоинством данного способа организации СРОП является то, что студенты с высокой успеваемостью не тянут на себе всю работу, испытывая дискомфорт, а низкая успеваемость других студентов не отражается на оценках отличников. Процесс предусматривает ответственность каждого участника команды за личный вклад в командный успех. Чем лучше группа работает вместе, тем выше командные и индивидуальные результаты, а окончательная оценка студента зависит как от его личных усилий, так и от эффективности работы всей группы.

Поэтому также предусмотрена самостоятельная работа студентов (СРС) с определенными темами для индивидуального составления клинических задач и их решения. Данная форма  вызывает большую заинтересованность в изучении темы, т.к. предоставляет свободу в поиске источников информации. К тому же  - это хорошая форма закрепления и усвоения материала. Предлагаемые темы самостоятельной работы дают возможность выбрать наиболее интересующую тему и творчески подойти к работе.

Еще одной формой контроля и оценки знаний студентов является рубежный контроль, проводимый в устной форме, завершающий изучение определенного раздела, и позволяет преподавателю индивидуально оценить степень усвоения материала. Таким образом, в арсенале преподавателей кафедры достаточно большой спектр возможных форм оценки знаний, обеспечивающих необходимую систематичность и глубину проверки успеваемости обучающихся. Систематический контроль знаний студентов дает возможность получить достаточное количество оценок, позволяющих вывести в конце года объективную итоговую оценку.

В конце каждого занятия проводится рефлексия, где каждый для себя отвечает на вопрос, насколько хорошо он подготовился к занятию,  трудно ли  было справиться с предложенной ситуацией или задачей, оценивает практическую значимость полученных знаний. Таким образом, закрепляется самое значимое, что необходимо было уяснить с занятия. При этом студенты всегда имеют возможность ознакомиться с текущим рейтингом на любом этапе прохождения дисциплины, таким образом, следя за динамикой своих успехов.

Для студентов, имеющих проблемы с успеваемостью, вследствие недостаточного понимания тем, предусмотрены консультации во внеурочное время, на которых преподаватели отвечают на вопросы, возникшие у студентов при подготовке к занятиям. Кроме того, студенты, пропустившие занятия по уважительной причине, могут повысить свой рейтинг за счет отработки пропущенного материала.

Для облегчения подготовки к занятиям для студентов-иностранцев разработан методический блок на английском языке, который включает себя текстовый и мультимедийный лекционный материал, а также методические пособия для практических занятий, СРОП, лабораторных практикумов, а также перечень тем для самостоятельной работы обучающихся.

Итоговый рейтинг выставляется с учетом дополнительных баллов за активность на текущих занятиях, работу СРС, оценок за рубежный контроль и результата письменного экзамена в тестовой форме. Письменный экзамен имеет преимущества в том, что студент располагает достаточным временем для обдумывания и выбора ответа, а тестовая форма позволяет не обращать внимания на языковой барьер.

В случае если студенты не набирают необходимый рейтинг допуска к экзамену (минимум 50 %),  предусмотрен повторный курс прохождения дисциплины в летнее время с последующей сдачей устного экзамена.

Заключение

Таким образом, применение рассмотренных форм организации учебного процесса по дисциплине «биохимия» у обучающихся на английском языке стимулирует студентов к уделению большего времени для самостоятельной работы с информационными источниками, направляет на самостоятельный поиск и решение поставленных задач, что, безусловно, вызывает дополнительный интерес к изучаемому вопросу. Внедряемая работа в мини-группах позволяет реализовать момент взаимообучения студентов с разным уровнем знаний.

Рецензенты:

Муравлева Л.Е., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой биологической химии, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда;

Култанов Б.Ж., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой молекулярной биологии и медицинской генетики, Карагандинский государственный медицинский университет,  г. Караганда.


Библиографическая ссылка

Захарова Ю.Э., Демидчик Л.А., Колесникова Е.А., Айтбаева К.П. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОХИМИИ СТУДЕНТАМ – ИНОСТРАНЦАМ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21771 (дата обращения: 02.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074