Категоризация в когнитивной лингвистике
Взаимодействие языковых и ментальных структур представляет собой центральную проблему когнитивной лингвистики. Наряду с моделированием речемыслительных процессов, изучением различных форматов знания, значимых когнитивных стратегий в круг вопросов этой науки входит разработка теорий категоризации. Предпосылкой наличия таких работ является мысль о том, что изучение языкового материала является ключом к структурам сознания человека [4; 12; 18; 19; 27; 28; 29]. Действительно, весомая часть опыта передается нам через язык; посредством языковых единиц различного уровня человек кодирует обработанную им информацию, отражая при этом свой взгляд на мир. Кроме того, категоризация обладает языковым характером: распределение познаваемых объектов на виды и классы сопровождается созданием языковой привязки и сопоставлением адекватности отнесения того или иного объекта к определенной категории исходя из смыслового наполнения ее имени.
В истории развития науки имеется немало работ, посвященных объяснению сущности и специфики процесса категоризации; также есть обзоры, упорядочивающие эти концепции и позволяющие проследить эволюцию взглядов на рассматриваемую проблему [13; 19; 20; 15; 22]. Проблемами категорий и категоризации занимались представители философии [1; 14; 10; 23; 26] и психологии [6; 8]; термины «категория» и «понятийная категория» использовались в трудах лингвистов [11; 21; 5; 7].
На современном этапе развития науки о языке изучение категорий не потеряло своей актуальности, напротив, получило дальнейшее развитие в рамках когнитивной лингвистики. О значимости языка как источника данных о категориях пишут современные отечественные и зарубежные когнитивисты [3; 9; 17; 19]. В рамках когнитивной лингвистики согласно определению, данному Е.С. Кубряковой, под категорией следует понимать «одну из познавательных форм мышления человека, позволяющую обобщать его опыт и осуществлять его классификацию» [16, с. 45]. А категоризация соответственно осмысливается как «подведение вещи, явления, процесса и любой другой анализируемой сущности под определенную категорию как определенную рубрику опыта или знания и признания ее (этой сущности) членом этой категории» [18, с. 307]. Распределение элементов окружающей действительности по различным классам предполагает активизацию фоновых знаний, имеющую форму установления соответствия между новой информацией с имеющимися категориями.
Разница в подходах к исследуемому ментальному процессу заключается в том, что в философии под категоризацией рассматривается разделение вещей, их признаков, событий, процессов и иного на онтологические классы; в психологии категоризация - это форма ментальной активности человека, включенная в процессы восприятия, мышления, воображения. В когнитивной лингвистике приоритет в понимании категоризации отдается функции упорядочивания знаний путем отнесения воспринимаемых объектов и явлений к определенному классу, а категория понимается как совокупность элементов окружающей действительности, за которой стоит некое объединяющее их содержание, выражаемое совокупностью языковых средств.
Категоризация в когнитивном цикле
Познание окружающего мира представляет собой сложный и многогранный процесс, который может быть рассмотрен как последовательность ступеней, ведущих от незнания к знанию. В качестве начальной ступени в психологии рассматриваются ощущение и восприятие. Под ощущением понимаются «начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира» [24, с. 24]. В отличие от ощущения восприятие «является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память» [24, с. 24]. Следующая ступень связана с дальнейшей обработкой перцептивных данных с помощью абстрактно-логических операций. По мнению психологов, категоризация осуществляется на уровне восприятия, «всякий перцептивный опыт есть конечный продукт процесса категоризации», «восприятия имеют родовой характер в том смысле, что все воспринимаемое относится к некоторому классу и лишь через него приобретает свое значение» [6, с. 14]. Восприятие не является пассивным процессом, оно связано с выбором из всего массива информации существенных признаков, позволяющих относить познаваемые объекты к определенным классам, обеспечивая тем самым структурирование всего разнообразия элементов окружающей действительности.
Языковой характер категоризации обусловил появление лингвистических работ, в одной из которых рассматривается трехуровневая модель когнитивного цикла, конечной целью которой является представление результатов познания в вербальной форме; модель включает в себя «уровень восприятия ситуации, уровень концептуального структурирования информации о ней, уровень ее языкового кодирования, что позволяет объединить мир, человеческое мышление и язык» [2, с. 31]. Концептуальное структурирование информации заключается в формировании ментальных репрезентаций, которые, по сути, могут быть рассмотрены в качестве главного содержательного компонента сознания человека, являющегося результатом переработки чувственных данных. Причем, как отмечает Дж. Лакофф, «у людей есть различные способы упорядочить вещи, поэтому существует множество различных таксономий» [19, с. 164]. Осознание и категоризация объектов реального и идеального мира осуществляются с помощью «идеализированных когнитивных моделей», использование которых зависит от сущности познаваемого явления (степени абстрактности, категориальной принадлежности, образности и т.д.); среди них пропозициональные, образно-схематические, метафорические и метонимические [19, с. 158]. Описанные Дж. Лакоффом модели представляют собой те механизмы, по которым происходит категоризация объектов и явлений окружающего мира. Упорядоченные сознанием результаты категоризации с языковой привязкой могут быть рассмотрены как языковые категории, «языковые категории являются частью нашей когнитивной системы, и невозможно изучить нашу когнитивную систему в целом, если не включить в нее языковые категории» [19, с. 153].
Любой акт категоризации может быть рассмотрен, таким образом, как процесс распознавания объектов различной степени сложности по существенным или несущественным признакам, поиск в системе знаний уже соответствующих оформленных и устоявшихся в сознании категорий, характеристики которых частично или полностью совпадают с признаками категоризуемого объекта.
Изучение категорий на материале языка
Анализ языкового фрагмента позволяет выявить структурную организацию категорий как совокупность смысловых сгустков (категориальных узлов), выявляемых на базе лексических значений [25]. Этот процесс предполагает наличие четырех этапов: «выявление целостных смысловых сгустков на основе лексических значений слов, преобразование данных семантических элементов в концептуальную форму, соотнесение семантической информации с категориями, установление логических отношений между категориальными элементами» [25]. Для демонстрации возможности изучения категориального членения действительности посредством анализа языкового фрагмента рассмотрим следующий пример: Sommer in Bonn: Der Abend ist leicht, der Abend ist lau, und in der Luft liegt ein süßer Duft von Rauch und Gewürzen.
Релевантными лексическими компонентами данного высказывания, выявляемыми на первом этапе, являются слова Sommer, Bonn, liegt, süß, Duft, Rauch und Gewürze. Далее на основе лексических значений в сознании человека активизируются ментальные репрезентации. Так, например, ментальной репрезентацией слова Sommer является фрейм, отражающий типовую ситуацию, обладающую рядом объективных и субъективных признаков, также имеющих определенную ментальную форму, в которой отражены ассоциации, возникающие при активизации представления о данном элементе. Например, тепло (ощущения), виды природы (визуальные образы), каникулы, поездка в отпуск, в лес за грибами и т.д. (фреймы). Слово Bonn активизирует знания человека об этом городе: это могут быть чисто энциклопедические знания (понятие), картинки, отражающие, например, его видовые характеристики (визуальные образы), личные эмоции в случае, если с этим городом связаны какие-либо позитивные или негативные переживания, воспоминания о посещении этого города (сцены) и т.д. Слово liegt активизирует концепт «наличие, присутствие». Слово Rauch может вызывать в сознании картинку дыма (его форму и цвет), обонятельный перцептивный образ, соотносимый с воспринимаемым запахом. В случае со словом Gewürze, которое уже и так достаточно обобщено, также возникает знание о том, что такое специя (понятие), как ее можно применить (фрейм), какой у нее может быть вкус (перцептивный образ), как она выглядит (например, визуальные единичные образы гвоздики, мяты, перца и т.д.). За словом Duft стоит понятие, обозначающее характеристику (признак) объекта, возможно, обобщенный перцептивный образ. Слово süß выступает в качестве объективации перцептивного концепта, сформированного в процессе познания обонятельных признаков, в котором зафиксированы ощущения человека, возможно, визуальные образы объектов, обладающих сладким вкусом и запахом (ваниль, шоколад, сладкая вата и т.д.). Таким образом, на втором этапе формируется разветвленная система ментальных репрезентаций, которые активируются лексическими значениями соответствующих слов. Как видно из изложенного материала, ментальная репрезентация представляет собой гораздо более богатую разнообразием концептуальную структуру, нежели форма ее вербализации.
На следующем этапе происходит редукция концептуального содержания путем генерализации выявленных концептуальных признаков, с одной стороны, и подведение познаваемого явления под определенную категорию, хранимую в памяти (субъект, объект, действие, место, время, признак и т.д.) - с другой. Так, например, концептуальные признаки, стоящие за словом Sommer, формируют смысловое наполнение категориального узла «время», признаки слова Bonn соотносятся с категориальным узлом «место/пространство». Концептуальная определенность, стоящая за словом liegen, отправляет к категории «существование», слова Rauch und Gewürze через концептуальные признаки объективирующего их концепта соотносятся с категорией «объект», слово Duft - с категорией «признак объекта», а слово süß, выражающее характеристику запаха, выступает в качестве отсылки к категории «признак», точнее, «признак признака». Таким образом, в процессе генерализации концептуальных признаков ментальных репрезентаций, активированных соответствующими лексическими значениями, в сознании формируется категориальная сетка ситуации познания, включающая компоненты: «объект», «признак объекта», «признак признака объекта», «место», «время».
На последнем этапе изучения специфики категориального членения действительности происходит соотнесение выявленных категориальных узлов друг с другом и с общим смыслом высказывания. Так, например, устанавливаются логические связи типа «пространство - время» (Sommer - Bonn), «субъект - объект» (невыраженный субъект - Rauch, Gewürze), «объект - источник запаха» (Rauch, Gewürze - Rauch, Gewürze), «объект - признак объекта» (Rauch, Gewürze - Duft), «признак объекта - признак признака» (Duft - süß).
Итак, процесс категоризации мира следует рассматривать как результат когнитивной деятельности человека, классифицирующей функции его сознания. Категоризация является важным этапом когнитивного цикла: уже на стадии восприятия человек относит познаваемые явления к той или иной категории. Язык представляет собой важную характеристику процесса категоризации, что открывает перспективы его изучения посредством анализа языковых фрагментов. Ментальной репрезентацией ситуации познания признака является событийный концепт, включающий в себя определенное количество категориальных узлов, описание которых возможно через лексические значения соответствующих слов.
Рецензенты:
Галич Г.Г., д.фил.н., профессор, заведующая кафедрой «Немецкая филология» Омского Государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск;
Федяева Н.Д., д.фил.н., доцент, заведующая кафедрой русского языка и лингводидактики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Шнякина Н.Ю. КАТЕГОРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ПОЗНАНИЯ ПРИЗНАКА (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21764 (дата обращения: 16.10.2024).