В соответствии с ФГОС определяются требования к освоению образовательной области «Искусство», логика выстраивания курса «МХК», связанные с реализацией развивающего, социализирующего, адаптационного потенциала искусства в личностном развитии школьника. Художественный материал рассматривается как средство формирования УУД (когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и ценностно-смысловых), что ведет к развитию умений у школьника самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественных феноменов и успешно адаптироваться в современном мире при выборе индивидуального направления культурного развития.
В качестве продуктивной основы формирования УУД у учащихся на уроках «МХК выступает стилевой подход. Стиль является основополагающей и системообразующей категорией искусства, обобщающей и концентрирующей принципы функционирования искусства в качестве генератора и транслятора смыслов и ценностей культуры для учащихся старших классов.
Художественный стиль анализируется исследователями с позиции «отвердевшего мировоззрения» (по выражению Г.Д. Гачева в отношении литературы), «звучащего мироощущения» (по словам В.В. Медушевского в отношении музыкального искусства). По словам
Ю.Б. Борева: «стиль - набор "генов" культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц), обусловливающий тип культурной целостности» [1, с. 136]. В определении А.Ф. Лосева художественный стиль предстает как «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» [5, с. 226].
Емкость понятия «художественный стиль» определяет большое количество функций, которые он выполняет в культуре. Сошлемся на исследование А.Н. Литвинова, который определяет стиль как постоянно обновляющийся процесс в системе «культура - творчество - личность». Он выделяет различные функции стиля, среди которых познавательная, коммуникативная, креативная, адаптационная и пр. Стиль выполняет функции аккумуляции и сохранения культурных ценностей эпохи, выраженных определенными стилевыми структурами, переактуализации этих ценностей в личностной интерпретации творцами эпохи, а также в процессе восприятия, в момент общения с художественным образом [4, с. 96].
Стилевой подход видится социально востребованным направлением в педагогике, позволяющим формировать у учащихся «понимание художественного стиля как выработанного в системе искусства и воплощенного в его материале способа ценностного обобщения опыта отношений человека с окружающим миром» [Куприна 3, с. 96].
Данные исследования подводят к идее опоры на стиль в образовательном процессе, что открывает обучающимся возможность формирования УУД через специфические механизмы художественного восприятия. Развитие у учащихся умений раскрывать культурные смыслы на основе диалогического соотнесения собственного «я» с ценностями мира, отраженными в художественных стилях, и составляет содержательную основу формирования УУД на специфическом художественном материале в курсе «МХК».
Вместе с тем освоение художественного стиля учащимися общеобразовательной школы как способа формирования УУД вызывает ряд затруднений, связанных с недостаточным методическим обеспечением данного процесса. В искусствоведческой литературе приняты формально-технические характеристики художественного стиля, включающие в себя сложную систему культурных отношений, их глубинных причин и смыслонаправляющих факторов, они требуют использования специальной терминологии и аналитической системы, доступной лишь профессионально подготовленному читателю, слушателю, зрителю. Как правило, серьезные искусствоведческие исследования не предусматривают обращения к огромному большинству учителей массовых школ, школьников.
В связи с этим в образовательном процессе школы при изучении курса «МХК» возникает необходимость смены критериев в освещении эстетических, искусствоведческих понятий и категорий, раскрытия механизмов функционирования искусства в человеческом социуме. Это путь включения эмоционального, жизненного опыта личности воспринимающего, пробуждения ее активности в анализе своего внутреннего мира через проникновение в опыт бытия творцов искусства. Педагогический анализ и раскрытие таких возможностей создают прецеденты общения современных школьников с серьезным искусством как жизненно актуального и необходимого явления, связанного с самореализацией в процессе формирования личностной картины мира в диалоге культурных смыслов. Именно такая педагогическая установка, на наш взгляд, открывает возможности реализации сформулированных в ФГОС задач формирования у школьников УУД в процессе освоения стиля на уроках «МХК».
Таким образом, речь идет не о том, чтобы учащиеся смогли охватить с некими познавательными целями весь исторический опыт искусства. Педагогической задачей освоения художественного стиля выступает задача стимулирования учащихся к «самопознанию, саморазвитию» в общении с искусством. Рассмотрение художественного стиля как некоей модели мироотношения, существовавшей наряду с другими в истории культуры, способствует включению учащихся в диалог культур и формированию УУД в процессе личностного осмысления культурных смыслов и ценностей.
Реализация стилевого подхода в формировании УУД возможна при создании на уроке проблемных ситуаций, позволяющих «задействовать» имеющийся в жизненном багаже учащихся опыт художественно-эстетического общения, эмоционального контакта с художественными явлениями и их духовно-ценностного обобщения. Наиболее эффективными способы создания таких ситуаций на уроке «МХК» являются: эмоционально-катарсическое переживание художественных образов, включение своего «я» в диалогическое звучание голосов культуры, активная художественно-эстетическая деятельность, самостоятельное исследование и открытие нового знания учащимися. Рассмотрим каждую ситуацию отдельно.
Создание на уроке ситуаций эмоционально-катарсического переживания художественных образов (через методы эмоционального погружения, эмоционального проживания проблемных ситуаций, эмоциональной драматургии урока как урока-образа и др.) способствует активному привлечению личностного эмоционального опыта учащихся. В этом случае освоение стиля становится процессом поиска «себя», нахождения нужного для себя в опыте культуры. Эмоционально-практическая включенность школьников в восприятие художественных образов-ценностей способствует формированию у них представлений о стилях искусства как моделях разнообразных эмоциональных реакций, аффектов, существующих в человеческой жизни, как моделях отношения к миру, которые могут стать опорой в поисках личностью «себя», нахождении нужного для себя в опыте культуры.
Продуктивной является ситуация включения своего «я» в диалогическое звучание голосов культуры при освоении ценностно-смыслового содержания эпохальных и индивидуальных стилей, стилевых направлений, национальных культур. Например, на уроке «МХК» школьники могут быть включены в дискуссии, в которых необходимо сопоставить ценности определенной эпохи с ценностями современного мира: «"Человек - мера всех вещей": смогли бы подтвердить это изречение древние греки, увидев современное искусство?», «"Лучший человек - художник" - справедливо ли это высказывание сегодня?», «"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": актуален ли этот лозунг сегодня?», «"SOS": экспрессионизм в искусстве наших дней», «"Что такое счастье?": "подсказки" массовой культуры», «Художественный образ России в современном искусстве» и др. Подход к освоению стиля с позиции «диалога культур» напрямую отвечает задачам формирования УУД: включение в диалог и дискуссию на уроке вырабатывает у школьников коммуникативные умения (лояльность, толерантность, инициативность, самостоятельность суждения), стимулирует творческую активность, креативные умения в процессе высказывания оригинальной и самобытной точки зрения, подбора ассоциативных примеров на материале различных видов искусства и собственного жизненного опыта.
В современном уроке «МХК» значимое место занимает активная художественно-эстетическая деятельность. Освоение художественного стиля через продуктивную деятельность учащихся (методы нравственно-эстетического суждения, образного моделирования ценностного поведения, самовыражения в творческих заданиях) активно развивает креативные и ценностно-смысловые умения, поскольку «задействует» имеющийся в жизненном багаже учащихся опыт художественного восприятия, ценностного обобщения, сопереживания и самоанализа. Формы творческих заданий, погружающих школьников в смыслы культуры различных эпох, могут быть разнообразными: конкурс авторских стихов о любви (в стиле поэтов-романтиков), конкурс рисунков «Впечатление» (при изучении творчества художников-импрессионистов), рисование музыки (например, на темы «Готический собор» с музыкой И.С. Баха «Токката и фуга си минор», «Времена года» под фрагменты концерта А. Вивальди и др.), создание слайд-фильмов (по иллюстрациям Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» с самостоятельным подбором музыки эпохи Возрождения, по работам художников-импрессионистов с самостоятельным подбором музыки из произведений К. Дебюсси, М. Равеля и т.д.), выполнение иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям (например, к опере К.В. Глюка «Орфей и Эвридика», к стихотворению П. Верлена «За музыкою только дело» и т.п.).
Процесс освоения художественного стиля на уроке может быть выстроен как процесс самостоятельного исследования и открытия нового знания школьниками. Для этого могут быть использованы различные формы организации урока:
1) диспуты, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания обучающихся на заявленную тему;
2) уроки-диалоги, проводимые совместно двумя или тремя преподавателями, раскрывающие различные грани стилевой концепции с позиции разных дисциплин;
3) уроки-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом фильмов, презентаций, раскрывающих проблемные или контрастные проявления художественной практики в рамках стиля;
4) ролевые игры, включающие школьников во взаимодействие друг с другом при воссоздании стилевого контекста эпохи;
5) творческие задания в форме групповых проектов по исследованию стилевых закономерностей и т.д.
Предлагаемый нами стилевой подход в формировании УУД на уроках «МХК» может быть реализован в образовательном процессе при условии изменения позиции педагога: из «транслятора», передающего своим ученикам собственные знания и опыт, ему необходимо стать «режиссером», создающим на занятиях ситуации, помогающие учащимся сформировать личную картину определенной художественной культуры эпохи, или, как говорят учителя, надо преобразовать свой урок из «дательного» в «творительный» (скорее в «со-творительный»). Создание проблемных ситуаций на уроке предполагает опору на личностную активность в восприятии художественного образа: способствует эмоциональному погружению школьников в восприятие художественных артефактов, сопоставлению их с собственным художественно-эстетическим и жизненным опытом, развитию умений анализа ценностно-смыслового содержания произведений искусства. При этом опора на стиль позволяет концентрировать внимание на смысловых доминантах и основных «принципах конструирования» ценностного содержания произведений, на которые впоследствии, при самообразовании и саморазвитии школьники смогут накладывать дополнительные факты, детали, обогащая первоначальные опорные представления. Таким образом, стилевой подход представляется оптимальной основой формирования УУД на уроках искусства в школе, открывая обучающимся возможность реализации личностного потенциала через приобщение к духовным ценностям культуры прошлого и современности.
Рецензенты:
Новоселов С.А., д.п.н., профессор, директор института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;
Коротаева Е.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Куприна Н.Г., Мельникова Э.П. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21723 (дата обращения: 08.12.2024).