Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Логинова Т.В. 1
1 Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
В статье рассматривается малоисследованная проблема, связанная с изучением специфики экономического мышления в условиях социальных трансформаций. Особенности экономической культуры определяются теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь (взаимодействие) экономического сознания и экономического мышления. Чем содержательнее и активнее экономическое сознание, тем рациональнее и последовательнее, изобретательнее и эвристичнее экономическое мышление, тем свободнее и профессиональнее экономическое поведение, и тем выше уровень экономической культуры. Экономическое сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности. Экономическое мышление – это процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений, которые входят в содержание экономического сознания. В этом смысле сознание – продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня.
рациональные приемы
интегрирующее мышление
рациональное решение
предпринимательское пространство
экономический субъект
экономическое мышление
экономическая культура
1. Музыка О.А., Попов В.В., Фатыхова Е.М. Особенности оценки системного анализа социальных противоречий и переходных периодов в трансформациях современного российского общества // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8. – C. 190-194.
2. Попов В.В. И.А. Ильин: Традиция философского осмысления проблем частной собственности. // Проблемы русской духовности и современность. - Хабаровск, 1997.- С. 93-98.
3. Попов В.В. Логико-математическое моделирование экономических процессов. // Мир образования. - Выпуск 2. – Таганрог, 1999. – С. 192–196
4. Попов В.В. Социальное время и альтернативы развития будущего. // Философия права – Ростов-на-Дону, 2012. - №4. – С. 7-10.
5. Попов В.В., Временной параметр в моделировании исторического процесса. // Илиадиевские чтения. – Курск, 1999. – С. 71-78.
6. Попов В.В. Экономическая культура в институциональной среде. // Илиадиевские чтения. – Курск, 2000. – С. 198-199.
7. Попов В.В. Логико-математическое моделирование социологических и экономических процессов. // Циклы. – Ставрополь, 2001 – Вып. 3. – С. 136-139.
8. Попов В. В. Методологические и логико-семантические аспекты динамики социальной реальности// Фундаментальные исследования –2011. – № 12. –С. 399–404.
9. Попов В. В. Особенности интерпретации социальных событий: факторы темпоральности и оценки// Философия права –Ростов н/Д., 2011 – № 3. – С. 63–68.
10. Попов В.В. Логико-математическое моделирование социологических и экономических циклических процессов. // Цикл. - Ставрополь, 2002. – С. 15 – 21.
11. Чаленко М.В., Попов В.В., Музыка О.А. Методологические и логико-семантические аспекты динамики социальной реальности // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12. – C. 399-404.
12. Popov V.V. Development of the modern theory of rationality // International journal of applied and fundamental research – Munchen, 2013. – Р. 92 – 94.
13. Popov V.V. Rationality and freedom: inconsistency of discourse in modern science // European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches – Stuttgart, 2013. – Р. 126-129.
В основу понимания феномена экономической культуры заложен способ взаимодействия экономического сознания (как отражение экономических отношений и познания функционирования и развития экономических законов) и экономического мышления (как отражение включенности в экономическую деятельность). Чем совершеннее способ этого взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность; чем рациональнее экономическое поведение, тем выше уровень экономической культуры. Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления выступает естественным регулятором экономического поведения.

Экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые оказывают на неё значимое (положительное или отрицательное) влияние. Особенности экономической культуры определяются теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь (взаимодействие) экономического сознания и экономического мышления. Чем содержательнее и активнее экономическое сознание, тем рациональнее и последовательнее, изобретательнее и эвристичнее экономическое мышление, тем свободнее и профессиональнее экономическое поведение, и тем выше уровень экономической культуры.

Особенность экономической культуры состоит в том, что она в значительно большей степени, чем любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления (в виде прямой и обратной связи в зависимости от выполняемых ею функций).

Выделяются следующие функции экономической культуры: трансляционная функция (передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социально-экономических ценностей, норм, потребностей, предпочтений, мотивов поведения, составляющих содержание экономического сознания и экономического мышления); селекционная функция экономической культуры связана с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для решения задач последующих этапов развития общества. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет, накапливает) те ценности и нормы, которые необходимы для развития гибкого экономического поведения субъектов развития экономики; инновационная функция экономической культуры проявляется в обновлении социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур. Полнота и качество выполнения этих функций определяет регулятивные возможности экономической культуры.

Трансляционная функция проявляется через такие характеристики, как: степень автономности; степень декларативности; степень директивности компонентов культуры.

Степень автономности (или зависимости от других видов культуры) свидетельствует о том, в какой мере на экономическую культуру влияет идеологическая, научная, нравственная и другие культуры; какова сила и характер этого влияния; в какой мере оно способствует (или препятствует) развитию экономической культуры.

Степень декларативности (конструктивности) компонентов культуры говорит о соотношении в ней ценностей и норм, которые только провозглашаются, но не реализуются на практике. Декларативность (якобы выполнение функций) свидетельствует о том, развивается ли экономическая культура естественно-историческим образом или находится в режиме внешней регуляции, управления извне.

Степень директивности (демократичности) характеризует зависимость экономической культуры от неких «надсистем», обладающих правом директировать (например, специфические черты экономической культуры в системах с тоталитарным режимом власти).

Селекционная функция экономической культуры проявляется через: степень разнообразия (однообразия); степень интегрированности (дезинтегрированности); степень коллективизма (индивидуализма).

Степень разнообразия экономической культуры тем больше, чем шире диапазон экономических отношений. Разнообразие рассматривается как свидетельство развитости и жизнеспособности экономической культуры: чем больше это разнообразие, тем богаче культура, тем более она способна к саморазвитию.

Степень интегрированности (дезинтегрированности) проявляется в согласованности (или несогласованности) экономических норм и ценностей, стереотипов экономического поведения разных социальных групп. Проблема состоит в том, как сделать экономическую культуру интегрированной при одновременном усилении её разнообразия.

Что касается степени коллективизма (индивидуализма), то для поддержания стабильности социальной системы, ценности и нормы всеобщего характера должны органично увязываться с ценностями группового и индивидуального уровней, в противном случае стабильность нарушается, общественные отношения становятся неустойчивыми, экономика - малоуправляемой. Инновационная функция экономической культуры отражается через такие характеристики, как степень инновационности (консерватизма); степень рациональности; масштабы заимствования образцов новых технологий; формы организации экономических и управленческих отношений; ценностность экономической активности населения. Степень инновационности (консерватизма) проявляется через соотношение в экономической культуре новых ценностей, норм, образцов поведения по сравнению с теми, которые устарели и не отражают актуальных потребностей общества. Консервация устаревших ценностей, норм, стимулов поведения отрицательно влияет на развитие экономической культуры.

Степень рациональности является одной из важнейших характеристик инновационной функции. Проблема соотношения рациональности и традиционализма продолжает оставаться актуальной. Степень масштабов заимствований определяется в процессе миграции или диффузии культурных инноваций из одной культуры в другую или путем прямого заимствования. Для российской экономической культуры характерно понятие «заимствование». Степень инновационности отечественной экономической культуры и масштабы внедрения новшеств чрезвычайно низки. Основная масса управленческих и инженерно-технических работников оказалась не готовой к ориентации на внедрение технологических, социально-экономических новшеств. Административное управление экономикой, формирование костного, неразвитого экономического сознания, неспособность использовать социально-экономические законы в целях общественного развития, противоречивость и эмоциональность экономического мышления затрудняли полноценную реализацию основных функций экономической культуры. Чем более развито и полно осуществляются названные функции в процессе регулирования экономического поведения социального субъекта, тем успешнее проявляет себя экономическая культура как социальный механизм данного процесса.

Объект отражения экономического сознания - экономические отношения, так как эти отношения складываются, не проходя через сознание людей, но, сложившись, они начинают отражаться прямо и непосредственно прежде всего экономическим сознанием. Кроме отношений, складывающихся в процессе материальной деятельности, экономическое сознание отражает и отношения управленческие (как форму управленческой экономической деятельности), духовные (как форму познавательной деятельности), но это уже вторичные, третичные и вообще производные отношения.

Экономическое сознание в традиционном толковании выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность, и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени.

Экономическая практика (как единство экономической деятельности и экономических отношений), её структура могут рассматриваться в качестве одного из наиболее общих критериев формирования структуры экономического сознания. Основным критерием перехода знаний в сознание является, по мнению российского философа В.В. Попова, общественная потребность групп и слоев в экономических идеях, взглядах, теориях, выражающих интересы социальных общностей и направленных на регулирование экономических отношений и экономической деятельности.

Экономическое сознание как разновидность общественного сознания подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Правомерен вопрос о выделении сфер экономического сознания: экономической науки, экономической идеологии и экономической психологии.

Являясь неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего экономические отношения, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления. Оно непосредственно связано с экономическими интересами, в которых проявляются производственно-экономические отношения. Экономическое сознание, таким образом, органически вплетается в общественные отношения, в хозяйственный механизм, отражает совокупность процессов и явлений экономической действительности.

Традиционно сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Вместе с тем часто экономическое сознание разделяют на теоретическое и эмпирическое, которое называют экономическим мышлением.

Теоретическое сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий, являющихся результатом научного познания производственных отношений. Вместе с тем оно включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельности. Эти взгляды образуют эмпирический слой экономического мышления, который, являясь обыденным сознанием, непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки. Следовательно, экономическое сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности. Экономическое мышление - это процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений, которые входят в содержание экономического сознания. В этом смысле сознание - продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания. При этом экономическое сознание играет роль первичного элемента по отношению к экономическому мышлению. Экономическое мышление питается экономической практикой и представляет собой не просто результат развития экономического сознания, а иную сущность, наполненную иным социально-экономическим содержанием: экономическое сознание связано с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление - с включенностью в социально-экономическую практику. Таким образом, экономическое мышление при методологическом подходе является формой проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации.

Экономическая культура является регулятором экономического поведения субъекта: от негативной до позитивной позиции в зависимости от типа ситуации. Негативная ситуация состоит в том, что исчерпаны все возможные варианты того или иного типа экономического поведения в рамках данного экономического мышления. Неразвитое экономическое сознание не в состоянии трансформировать проект нового типа экономического поведения. Регулятивная роль экономической культуры («трансформатора») сводится в этом случае к нулю, так как ни одна из её функций (трансляционная, селекционная, инновационная) не реализуется.

Может иметь место одна из промежуточных ситуаций, которая заключается в том, что исчерпаны все возможные варианты того или иного типа экономического поведения в рамках данного экономического мышления; экономическое сознание в состоянии транслировать проект нового типа экономического поведения. Однако состояние экономической культуры с наличием косных, неэластичных социальных стереотипов не способствует эффективному взаимодействию экономического сознания и экономического мышления. Регулятивная роль экономической культуры ограничена реализацией трансляционной функции, тогда как селекционная и инновационная функции, обеспечивающие гибкость взаимосвязи, не выполняются.

Позитивная ситуация состоит в том, что, пользуясь совокупностью вариантов определенного типа экономического поведения в рамках данного экономического мышления, субъект эффективно справляется с задачей и тем самым повышает свою готовность к этому типу экономического поведения, что активизирует экономическое сознание в плане насыщения практическим опытом, с повышением готовности к инновационным моментам экономической деятельности. При этом включаются все функции экономической культуры.

Рецензенты:

Музыка О.А., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии и социологии права Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г. Таганрог;

Щеглов Б.С., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии и социологии права Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г. Таганрог.


Библиографическая ссылка

Логинова Т.В. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21596 (дата обращения: 17.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074