Экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые оказывают на неё значимое (положительное или отрицательное) влияние. Особенности экономической культуры определяются теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь (взаимодействие) экономического сознания и экономического мышления. Чем содержательнее и активнее экономическое сознание, тем рациональнее и последовательнее, изобретательнее и эвристичнее экономическое мышление, тем свободнее и профессиональнее экономическое поведение, и тем выше уровень экономической культуры.
Особенность экономической культуры состоит в том, что она в значительно большей степени, чем любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления (в виде прямой и обратной связи в зависимости от выполняемых ею функций).
Выделяются следующие функции экономической культуры: трансляционная функция (передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социально-экономических ценностей, норм, потребностей, предпочтений, мотивов поведения, составляющих содержание экономического сознания и экономического мышления); селекционная функция экономической культуры связана с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для решения задач последующих этапов развития общества. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет, накапливает) те ценности и нормы, которые необходимы для развития гибкого экономического поведения субъектов развития экономики; инновационная функция экономической культуры проявляется в обновлении социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур. Полнота и качество выполнения этих функций определяет регулятивные возможности экономической культуры.
Трансляционная функция проявляется через такие характеристики, как: степень автономности; степень декларативности; степень директивности компонентов культуры.
Степень автономности (или зависимости от других видов культуры) свидетельствует о том, в какой мере на экономическую культуру влияет идеологическая, научная, нравственная и другие культуры; какова сила и характер этого влияния; в какой мере оно способствует (или препятствует) развитию экономической культуры.
Степень декларативности (конструктивности) компонентов культуры говорит о соотношении в ней ценностей и норм, которые только провозглашаются, но не реализуются на практике. Декларативность (якобы выполнение функций) свидетельствует о том, развивается ли экономическая культура естественно-историческим образом или находится в режиме внешней регуляции, управления извне.
Степень директивности (демократичности) характеризует зависимость экономической культуры от неких «надсистем», обладающих правом директировать (например, специфические черты экономической культуры в системах с тоталитарным режимом власти).
Селекционная функция экономической культуры проявляется через: степень разнообразия (однообразия); степень интегрированности (дезинтегрированности); степень коллективизма (индивидуализма).
Степень разнообразия экономической культуры тем больше, чем шире диапазон экономических отношений. Разнообразие рассматривается как свидетельство развитости и жизнеспособности экономической культуры: чем больше это разнообразие, тем богаче культура, тем более она способна к саморазвитию.
Степень интегрированности (дезинтегрированности) проявляется в согласованности (или несогласованности) экономических норм и ценностей, стереотипов экономического поведения разных социальных групп. Проблема состоит в том, как сделать экономическую культуру интегрированной при одновременном усилении её разнообразия.
Что касается степени коллективизма (индивидуализма), то для поддержания стабильности социальной системы, ценности и нормы всеобщего характера должны органично увязываться с ценностями группового и индивидуального уровней, в противном случае стабильность нарушается, общественные отношения становятся неустойчивыми, экономика - малоуправляемой. Инновационная функция экономической культуры отражается через такие характеристики, как степень инновационности (консерватизма); степень рациональности; масштабы заимствования образцов новых технологий; формы организации экономических и управленческих отношений; ценностность экономической активности населения. Степень инновационности (консерватизма) проявляется через соотношение в экономической культуре новых ценностей, норм, образцов поведения по сравнению с теми, которые устарели и не отражают актуальных потребностей общества. Консервация устаревших ценностей, норм, стимулов поведения отрицательно влияет на развитие экономической культуры.
Степень рациональности является одной из важнейших характеристик инновационной функции. Проблема соотношения рациональности и традиционализма продолжает оставаться актуальной. Степень масштабов заимствований определяется в процессе миграции или диффузии культурных инноваций из одной культуры в другую или путем прямого заимствования. Для российской экономической культуры характерно понятие «заимствование». Степень инновационности отечественной экономической культуры и масштабы внедрения новшеств чрезвычайно низки. Основная масса управленческих и инженерно-технических работников оказалась не готовой к ориентации на внедрение технологических, социально-экономических новшеств. Административное управление экономикой, формирование костного, неразвитого экономического сознания, неспособность использовать социально-экономические законы в целях общественного развития, противоречивость и эмоциональность экономического мышления затрудняли полноценную реализацию основных функций экономической культуры. Чем более развито и полно осуществляются названные функции в процессе регулирования экономического поведения социального субъекта, тем успешнее проявляет себя экономическая культура как социальный механизм данного процесса.
Объект отражения экономического сознания - экономические отношения, так как эти отношения складываются, не проходя через сознание людей, но, сложившись, они начинают отражаться прямо и непосредственно прежде всего экономическим сознанием. Кроме отношений, складывающихся в процессе материальной деятельности, экономическое сознание отражает и отношения управленческие (как форму управленческой экономической деятельности), духовные (как форму познавательной деятельности), но это уже вторичные, третичные и вообще производные отношения.
Экономическое сознание в традиционном толковании выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность, и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени.
Экономическая практика (как единство экономической деятельности и экономических отношений), её структура могут рассматриваться в качестве одного из наиболее общих критериев формирования структуры экономического сознания. Основным критерием перехода знаний в сознание является, по мнению российского философа В.В. Попова, общественная потребность групп и слоев в экономических идеях, взглядах, теориях, выражающих интересы социальных общностей и направленных на регулирование экономических отношений и экономической деятельности.
Экономическое сознание как разновидность общественного сознания подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Правомерен вопрос о выделении сфер экономического сознания: экономической науки, экономической идеологии и экономической психологии.
Являясь неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего экономические отношения, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления. Оно непосредственно связано с экономическими интересами, в которых проявляются производственно-экономические отношения. Экономическое сознание, таким образом, органически вплетается в общественные отношения, в хозяйственный механизм, отражает совокупность процессов и явлений экономической действительности.
Традиционно сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Вместе с тем часто экономическое сознание разделяют на теоретическое и эмпирическое, которое называют экономическим мышлением.
Теоретическое сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий, являющихся результатом научного познания производственных отношений. Вместе с тем оно включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельности. Эти взгляды образуют эмпирический слой экономического мышления, который, являясь обыденным сознанием, непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки. Следовательно, экономическое сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности. Экономическое мышление - это процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений, которые входят в содержание экономического сознания. В этом смысле сознание - продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания. При этом экономическое сознание играет роль первичного элемента по отношению к экономическому мышлению. Экономическое мышление питается экономической практикой и представляет собой не просто результат развития экономического сознания, а иную сущность, наполненную иным социально-экономическим содержанием: экономическое сознание связано с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление - с включенностью в социально-экономическую практику. Таким образом, экономическое мышление при методологическом подходе является формой проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации.
Экономическая культура является регулятором экономического поведения субъекта: от негативной до позитивной позиции в зависимости от типа ситуации. Негативная ситуация состоит в том, что исчерпаны все возможные варианты того или иного типа экономического поведения в рамках данного экономического мышления. Неразвитое экономическое сознание не в состоянии трансформировать проект нового типа экономического поведения. Регулятивная роль экономической культуры («трансформатора») сводится в этом случае к нулю, так как ни одна из её функций (трансляционная, селекционная, инновационная) не реализуется.
Может иметь место одна из промежуточных ситуаций, которая заключается в том, что исчерпаны все возможные варианты того или иного типа экономического поведения в рамках данного экономического мышления; экономическое сознание в состоянии транслировать проект нового типа экономического поведения. Однако состояние экономической культуры с наличием косных, неэластичных социальных стереотипов не способствует эффективному взаимодействию экономического сознания и экономического мышления. Регулятивная роль экономической культуры ограничена реализацией трансляционной функции, тогда как селекционная и инновационная функции, обеспечивающие гибкость взаимосвязи, не выполняются.
Позитивная ситуация состоит в том, что, пользуясь совокупностью вариантов определенного типа экономического поведения в рамках данного экономического мышления, субъект эффективно справляется с задачей и тем самым повышает свою готовность к этому типу экономического поведения, что активизирует экономическое сознание в плане насыщения практическим опытом, с повышением готовности к инновационным моментам экономической деятельности. При этом включаются все функции экономической культуры.
Рецензенты:
Музыка О.А., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии и социологии права Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г. Таганрог;
Щеглов Б.С., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии и социологии права Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г. Таганрог.
Библиографическая ссылка
Логинова Т.В. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21596 (дата обращения: 11.05.2025).