В настоящее время под социальными видами фармацевтической помощи населению подразумеваются различные виды фармацевтической деятельности:
- экстемпоральное изготовление лекарственных форм в аптечных организациях;
- лекарственное обеспечение льготных категорий населения федерального и регионального/территориального уровня ответственности;
- обеспечение населения и медицинских организаций лекарственными препаратами различных учетных групп (наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами и др.).
На фармацевтическом рынке существуют лекарственные средства, входящие в группу веществ, подлежащих особому контролю в РФ, так как на них распространяются специальные правовые нормы, в том числе административного и уголовного права. К таким контролируемым веществам относятся лекарственные вещества из числа наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ). Законодательством РФ установлены общие правила и требования, единые для всех видов деятельности, связанных с оборотом данных групп лекарственных препаратов [3, 5].
Аптечные организации как субъекты фармацевтического рынка обязаны обеспечить доступность лекарственных препаратов, в том числе содержащих НС, ПВ и их прекурсоры, для использования в медицинских целях и одновременно обязаны обеспечить условия для предотвращения возможности незаконного оборота этих средств [1, 4].
По оценкам экспертов, работа с НС и ПВ для фармацевтических организаций убыточна. Это связано с ограниченным перечнем данных препаратов; малым количеством отпускаемых упаковок, а также с их ценовой категорией. НС и ПВ, входящие в Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в своем большинстве не превышают 200 рублей за упаковку. Несмотря на значительные предельные надбавки 40 % оптового и 75 % розничного звена, они не покрывают основные затраты [2].
В связи с этим целью нашего исследования является экономический анализ затратности осуществления фармацевтической деятельности по отпуску НС и ПВ населению.
Материал и методы исследования
В качестве объектов исследования использована база данных финансово-экономических показателей деятельности 22 аптечных организаций Самарской области, осуществляющих реализацию наркотических средств и психотропных веществ населению (в виде розничного рецептурного отпуска, а также в виде отпуска лекарственных препаратов по программам льготного лекарственного обеспечения - ЛЛО).
При проведении исследований использованы методы структурно-логического и сравнительного анализов, методы моделирования и прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показал проведенный анализ, по итогам 2014 г. анализируемые аптечные организации реализовали населению около 70 тыс. упаковок наркотических средств и психотропных веществ (таблица 1). В результате осуществления данного вида деятельности совокупный доход аптек (без учета издержек обращения) за 2014 г. составил около 2,2 млн руб.
Таблица 1
Сводный анализ реализации наркотических средств и психотропных веществ аптечными организациями Самарской области за 2014 г.
Аптечная организация |
Количество реализованных упаковок в розницу, шт. |
Сумма торговой наценки по розничному отпуску, руб. |
Количество отпущенных упаковок по программам ЛЛО, шт. |
Стоимость фармацевтической услуги по отпуску в рамках программ ЛЛО, руб. |
Доход от работы с НС и ПВ, руб. |
Аптека № 1, г. Самара |
13,00 |
3 652,92 |
10 |
305,79 |
3 958,71 |
Аптека № 2, Камышлинский район |
30,00 |
3 501,30 |
64 |
2 263,00 |
5 764,30 |
Аптека № 3, г. Тольятти |
60,70 |
2 536,77 |
0 |
0,00 |
2 536,77 |
Аптека № 4, г. Жигулевск |
75,50 |
1 767,43 |
0 |
0,00 |
1 767,43 |
Аптека № 5, г. Тольятти |
97,70 |
7 965,03 |
0 |
0,00 |
7 965,03 |
Аптека № 6, г. Тольятти |
169,40 |
4 252,30 |
0 |
0,00 |
4 252,30 |
Аптека № 7, Большечерниговский район |
196,00 |
4 815,53 |
195 |
524,00 |
5 339,53 |
Аптека № 8, Богатовский район |
205,00 |
7 868,82 |
22 |
1 677,65 |
9 546,47 |
Аптека № 9, Шигонский район |
298,00 |
15 612,75 |
211 |
12 501,57 |
28 114,32 |
Аптека № 10, г. Новокуйбышевск |
310,00 |
10 404,42 |
259 |
1 849,09 |
12 253,51 |
Аптека № 11, Борский район |
579,00 |
11 827,79 |
0 |
0,00 |
11 827,79 |
Аптека № 12, Сергиевский район |
800,00 |
26 782,80 |
817 |
29 082,03 |
55 864,83 |
Аптека № 13, г. Тольятти |
870,00 |
42 965,83 |
219 |
606,85 |
43 572,68 |
Аптека № 14, г. Тольятти |
1 025,00 |
48 960,58 |
320 |
1 228,22 |
50 188,80 |
Аптека № 15, г. Отрадный |
1 401,50 |
35 902,55 |
0 |
0,00 |
35 902,55 |
Аптека № 16, Кинельский район |
1 531,60 |
27 415,16 |
0 |
0,00 |
27 415,16 |
Аптека № 17, г. Самара |
1 889,00 |
67 670,16 |
2 748 |
109 353,71 |
177 023,87 |
Аптека № 18, г. Самара |
2 015,60 |
80 507,07 |
0 |
0,00 |
80 507,07 |
Аптека № 19, г. Сызрань |
2 290,30 |
90 524,16 |
2 229 |
104 532,45 |
195 056,61 |
Аптека № 20, г. Чапаевск |
4 220,50 |
277 114,82 |
354 |
15 864,49 |
292 979,31 |
Аптека № 21, г. Тольятти |
5 372,00 |
359 336,33 |
7 597 |
374 233,00 |
733 569,33 |
Аптека № 22, г. Самара |
7 174,00 |
404 398,83 |
23 473 |
514 000,00 |
918 398,83 |
Итого |
30 934 |
1 546 188 |
38 777 |
655 871 |
2 202 059 |
В ходе исследования нами были проанализированы совокупные затраты аптечных организаций при реализации НС и ПВ населению, а также выделены 10 основных групп:
1) Расходы на охрану помещений хранения НС и ПВ;
2) Затраты на техническое обслуживание помещений хранения НС и ПВ;
3) Расходы на доставку (перевозку) НС и ПВ;
4) Сумма налога, уплаченная с фонда оплаты труда;
5) Заработная плата специалистов аптечных организаций, осуществляющих работу с НС и ПВ;
6) Затраты на обучение фармспециалистов по работе с НС и ПВ;
7) Расходы на проведение медицинского осмотра сотрудников;
8) Стоимость медицинского заключения психоневрологического и наркологического диспансеров;
9) Затраты на аренду помещений для хранения НС и ПВ;
10) Расходы на электрообеспечение процесса хранения и отпуска НС и ПВ (оплата электроэнергии).
На основе проведенного исследования нами была изучена затратность деятельности аптечных организаций, связанной с реализацией НС и ПВ (таблица 2). За анализируемый период суммарные расходы аптечных организаций Самарской области, осуществляющих хранение и отпуск НС и ПВ, составили 31,6 млн руб. В пересчете на одну реализованную упаковку НС и ПВ средний доход аптечной организации составил 38 руб., средний расход при этом составил 8251 руб. Суммарные убытки по итогам 2014 г. при реализации НС и ПВ в аптечных организациях Самарской области составили 29,4 млн руб.
Таблица 2
Анализ затратности деятельности аптечных организаций Самарской области при реализации наркотических средств и психотропных веществ в 2014 г.
Аптечная организация |
Сумма убытка аптечной организации в результате работы с НС и ПВ, руб. |
Доход на одну проданную и отпущенную упаковку (без учета заработной платы), руб. |
Затраты на одну проданную и отпущенную упаковку (с учетом заработной платы), руб. |
Убыток аптечной организации (в пересчете на одну упаковку НС и ПВ), руб. |
Аптека № 1, г. Самара |
-995 624,69 |
172,12 |
43 460,15 |
-43 288,03 |
Аптека № 2, Камышлинский район |
-1 067 563,90 |
61,32 |
11 418,39 |
-11 357,06 |
Аптека № 3, г. Тольятти |
-821 360,82 |
41,79 |
13 573,27 |
-13 531,48 |
Аптека № 4, г. Жигулевск |
-4 379 347,61 |
23,41 |
58 028,01 |
-58 004,60 |
Аптека № 5, г. Тольятти |
-3 004 247,59 |
81,53 |
30 831,24 |
-30 749,72 |
Аптека № 6, г. Тольятти |
-649 649,30 |
25,10 |
3 860,10 |
-3 835,00 |
Аптека № 7, Большечерниговский район |
-477 435,47 |
13,66 |
1 234,72 |
-1 221,06 |
Аптека № 8, Богатовский район |
-1 243 655,53 |
42,05 |
5 520,71 |
-5 478,66 |
Аптека № 9, Шигонский район |
-940 778,08 |
55,23 |
1 903,52 |
-1 848,29 |
Аптека № 10, г. Новокуйбышевск |
-722 940,17 |
21,54 |
1 292,08 |
-1 270,55 |
Аптека № 11, Борский район |
-1 381 147,21 |
20,43 |
2 405,83 |
-2 385,40 |
Аптека № 12, Сергиевский район |
-2 828 805,89 |
34,55 |
1 783,96 |
-1 749,42 |
Аптека № 13, г. Тольятти |
-968 641,52 |
40,01 |
929,49 |
-889,48 |
Аптека № 14, г. Тольятти |
-958 291,30 |
37,32 |
749,80 |
-712,48 |
Аптека № 15, г. Отрадный |
-532 472,45 |
25,62 |
405,55 |
-379,93 |
Аптека № 16, Кинельский район |
-2 221 859,84 |
17,90 |
1 468,58 |
-1 450,68 |
Аптека № 17, г. Самара |
-1 161 951,13 |
38,18 |
288,76 |
-250,58 |
Аптека № 18, г. Самара |
-1 944 375,45 |
39,94 |
1 004,61 |
-964,66 |
Аптека № 19, г. Сызрань |
-845 449,39 |
43,16 |
230,24 |
-187,08 |
Аптека № 20, г. Чапаевск |
-757 608,49 |
64,05 |
229,66 |
-165,62 |
Аптека № 21, г. Тольятти |
-326 965,39 |
56,56 |
81,77 |
-25,21 |
Аптека № 22, г. Самара |
-1 337 085,41 |
29,97 |
73,60 |
-43,63 |
ИТОГО |
-29 401 359 |
38 |
8 251 |
-8 213 |
На примере крупной сетевой аптечной организации Самарской области нами была проанализирована номенклатура НС и ПВ, отпускаемых населению по рецептам в розницу, а также по программе льготного лекарственного обеспечения. Результаты данного анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ номенклатуры НС и ПВ, отпускаемых населению в розницу и по программам ЛЛО, в 2014 г.
N п/п |
Наименование НС и ПВ |
Количества отпущенных единиц НС и ПВ, шт. |
||
Всего |
В т.ч. розничный отпуск |
В т.ч. отпуск по ЛЛО |
||
1 |
Фенобарбитал, таблетки 100 мг, N10 |
3680 |
1979 |
1701 |
2 |
Морфин, раствор для инъекций, 10мг/мл, 1мл, N10 |
3418 |
172 |
3246 |
3 |
Релиум, таблетки п/о 5мг, N20 |
1250 |
887 |
363 |
4 |
Сибазон, таблетки 5мг, N20 |
1125 |
726,0 |
399,0 |
5 |
Морфин, раствор для инъекций 10мг/мл, 1мл, N1 |
1070 |
1070 |
- |
6 |
Промедол, раствор для инъекций, 20мг/мл, 1мл, N10 |
737 |
7 |
730 |
7 |
Релиум, раствор для инъекций, 10мг/2мл, N5 |
581 |
300 |
281 |
8 |
Промедол, раствор для инъекций, 20мг/мл, 1мл, N1 |
490 |
490 |
|
9 |
Алпразолам, таблетки 1мг, N50 |
445 |
318 |
127 |
10 |
Сибазон, раствор для инъекций, 5мг/мл, 2мл, N5 |
436 |
243 |
193 |
11 |
Клоназепам, таблетки 2мг, N30 |
408 |
251 |
157 |
12 |
Сибазон, раствор для инъекций, 5мг/мл, 2мл, N10 |
317 |
317 |
- |
13 |
Реланиум, раствор для инъекций, 5мг/мл, 2мл, N5 |
296 |
296 |
- |
14 |
Реланиум, раствор для инъекций, 10мг, 2мл, N10 |
137 |
39 |
98 |
15 |
Элениум, таблетки п/о, 10мг, N50 |
127 |
127 |
- |
16 |
Нозепам, таблетки 10мг, N50 |
76 |
76 |
- |
17 |
Мезапам, таблетки 10мг, N50 |
61 |
- |
61 |
18 |
Фендивия ТДТС, 50мкг/ч, №5 |
57 |
- |
57 |
19 |
Нитразепам, таблетки 5мг, N20 |
50 |
50 |
- |
20 |
Дюрогезик Матрикс ТДТС, 75мкг/ч, №5 |
45 |
- |
45 |
21 |
Дюрогезик Матрикс ТДТС, 50мкг/ч №5 |
42 |
- |
42 |
22 |
Омнопон, раствор 2%, 1мл, №5 |
40 |
- |
40 |
23 |
Дюрогезик Матрикс ТДТС, 75мкг/ч, №5 |
36 |
- |
36 |
24 |
Релиум раствор для инъекций, 10мг/2мл, N50 |
19 |
19 |
- |
25 |
Фендивия ТДТС, 25мкг/ч, №5 |
14 |
- |
14 |
26 |
Ивадал, таблетки п/о 10мг, N20 |
13 |
13 |
- |
27 |
Дюрогезик Матрикс ТДТС, 25мкг/ч, №5 |
7 |
- |
7 |
Как показал проведенный анализ, максимальные объемы потребления населением наркотических средств и психотропных веществ (свыше 1 тыс. упаковок в год) имеют следующие лекарственные препараты: раствор для инъекций Морфина (в различных дозировках), таблетки Фенобарбитала, Релиума и Сибазона.
Выводы
При анализе совокупных затрат аптечных организаций Самарской области, осуществляющих реализацию НС и ПВ населению в рамках программ льготного лекарственного обеспечения и розничного отпуска, выделено 10 основных групп затрат. Определено, что максимальные объемы потребления населением наркотических средств и психотропных веществ (свыше 1 тыс. упаковок в год) имеют такие лекарственные препараты, как раствор для инъекций морфина, таблетки фенобарбитала, релиума и сибазона. Установлено, что выполнение социальных функций по хранению и отпуску НС и ПВ для аптечных организаций является нерентабельным и убыточным. Так, в 2014 г. совокупный убыток аптечных организаций Самарской области по данному виду отпуска составил 29,4 млн руб. В связи с этим на государственном и/или региональном уровнях целесообразно введение комплекса мер, направленных на финансовую поддержку аптечных организаций, оказывающих социальные виды фармацевтической помощи населению.
Рецензенты:
Авдеева Е.В., д.фарм.н., доцент, профессор кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара;
Первушкин С.В., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой фармацевтической технологии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара.
Библиографическая ссылка
Петрухина И.К., Ягудина Р.И., Куркин В.А. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21520 (дата обращения: 13.02.2025).