В настоящее время под социальными видами фармацевтической помощи населению подразумеваются различные виды фармацевтической деятельности:
- экстемпоральное изготовление лекарственных форм в аптечных организациях;
- лекарственное обеспечение льготных категорий населения федерального и регионального/территориального уровня ответственности;
- обеспечение населения и медицинских организаций лекарственными препаратами различных учетных групп (наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами и др.).
На фармацевтическом рынке существуют лекарственные средства, входящие в группу веществ, подлежащих особому контролю в РФ, так как на них распространяются специальные правовые нормы, в том числе административного и уголовного права. К таким контролируемым веществам относятся лекарственные вещества из числа наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ). Законодательством РФ установлены общие правила и требования, единые для всех видов деятельности, связанных с оборотом данных групп лекарственных препаратов [3, 5].
Аптечные организации как субъекты фармацевтического рынка обязаны обеспечить доступность лекарственных препаратов, в том числе содержащих НС, ПВ и их прекурсоры, для использования в медицинских целях и одновременно обязаны обеспечить условия для предотвращения возможности незаконного оборота этих средств [1, 4].
По оценкам экспертов, работа с НС и ПВ для фармацевтических организаций убыточна. Это связано с ограниченным перечнем данных препаратов; малым количеством отпускаемых упаковок, а также с их ценовой категорией. НС и ПВ, входящие в Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в своем большинстве не превышают 200 рублей за упаковку. Несмотря на значительные предельные надбавки 40 % оптового и 75 % розничного звена, они не покрывают основные затраты [2].
В связи с этим целью нашего исследования является экономический анализ затратности осуществления фармацевтической деятельности по отпуску НС и ПВ населению.
Материал и методы исследования
В качестве объектов исследования использована база данных финансово-экономических показателей деятельности 22 аптечных организаций Самарской области, осуществляющих реализацию наркотических средств и психотропных веществ населению (в виде розничного рецептурного отпуска, а также в виде отпуска лекарственных препаратов по программам льготного лекарственного обеспечения - ЛЛО).
При проведении исследований использованы методы структурно-логического и сравнительного анализов, методы моделирования и прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показал проведенный анализ, по итогам 2014 г. анализируемые аптечные организации реализовали населению около 70 тыс. упаковок наркотических средств и психотропных веществ (таблица 1). В результате осуществления данного вида деятельности совокупный доход аптек (без учета издержек обращения) за 2014 г. составил около 2,2 млн руб.
Таблица 1
Сводный анализ реализации наркотических средств и психотропных веществ аптечными организациями Самарской области за 2014 г.
Аптечная организация |
Количество реализованных упаковок в розницу, шт. |
Сумма торговой наценки по розничному отпуску, руб. |
Количество отпущенных упаковок по программам ЛЛО, шт. |
Стоимость фармацевтической услуги по отпуску в рамках программ ЛЛО, руб. |
Доход от работы с НС и ПВ, руб. |
Аптека № 1, г. Самара |
13,00 |
3 652,92 |
10 |
305,79 |
3 958,71 |
Аптека № 2, Камышлинский район |
30,00 |
3 501,30 |
64 |
2 263,00 |
5 764,30 |
Аптека № 3, г. Тольятти |
60,70 |
2 536,77 |
0 |
0,00 |
2 536,77 |
Аптека № 4, г. Жигулевск |
75,50 |
1 767,43 |
0 |
0,00 |
1 767,43 |
Аптека № 5, г. Тольятти |
97,70 |
7 965,03 |
0 |
0,00 |
7 965,03 |
Аптека № 6, г. Тольятти |
169,40 |
4 252,30 |
0 |
0,00 |
4 252,30 |
Аптека № 7, Большечерниговский район |
196,00 |
4 815,53 |
195 |
524,00 |
5 339,53 |
Аптека № 8, Богатовский район |
205,00 |
7 868,82 |
22 |
1 677,65 |
9 546,47 |
Аптека № 9, Шигонский район |
298,00 |
15 612,75 |
211 |
12 501,57 |
28 114,32 |
Аптека № 10, г. Новокуйбышевск |
310,00 |
10 404,42 |
259 |
1 849,09 |
12 253,51 |
Аптека № 11, Борский район |
579,00 |
11 827,79 |
0 |
0,00 |
11 827,79 |
Аптека № 12, Сергиевский район |
800,00 |
26 782,80 |
817 |
29 082,03 |
55 864,83 |
Аптека № 13, г. Тольятти |
870,00 |
42 965,83 |
219 |
606,85 |
43 572,68 |
Аптека № 14, г. Тольятти |
1 025,00 |
48 960,58 |
320 |
1 228,22 |
50 188,80 |
Аптека № 15, г. Отрадный |
1 401,50 |
35 902,55 |
0 |
0,00 |
35 902,55 |
Аптека № 16, Кинельский район |
1 531,60 |
27 415,16 |
0 |
0,00 |
27 415,16 |
Аптека № 17, г. Самара |
1 889,00 |
67 670,16 |
2 748 |
109 353,71 |
177 023,87 |
Аптека № 18, г. Самара |
2 015,60 |
80 507,07 |
0 |
0,00 |
80 507,07 |
Аптека № 19, г. Сызрань |
2 290,30 |
90 524,16 |
2 229 |
104 532,45 |
195 056,61 |
Аптека № 20, г. Чапаевск |
4 220,50 |
277 114,82 |
354 |
15 864,49 |
292 979,31 |
Аптека № 21, г. Тольятти |
5 372,00 |
359 336,33 |
7 597 |
374 233,00 |
733 569,33 |
Аптека № 22, г. Самара |
7 174,00 |
404 398,83 |
23 473 |
514 000,00 |
918 398,83 |
Итого |
30 934 |
1 546 188 |
38 777 |
655 871 |
2 202 059 |
В ходе исследования нами были проанализированы совокупные затраты аптечных организаций при реализации НС и ПВ населению, а также выделены 10 основных групп:
1) Расходы на охрану помещений хранения НС и ПВ;
2) Затраты на техническое обслуживание помещений хранения НС и ПВ;
3) Расходы на доставку (перевозку) НС и ПВ;
4) Сумма налога, уплаченная с фонда оплаты труда;
5) Заработная плата специалистов аптечных организаций, осуществляющих работу с НС и ПВ;
6) Затраты на обучение фармспециалистов по работе с НС и ПВ;
7) Расходы на проведение медицинского осмотра сотрудников;
8) Стоимость медицинского заключения психоневрологического и наркологического диспансеров;
9) Затраты на аренду помещений для хранения НС и ПВ;
10) Расходы на электрообеспечение процесса хранения и отпуска НС и ПВ (оплата электроэнергии).
На основе проведенного исследования нами была изучена затратность деятельности аптечных организаций, связанной с реализацией НС и ПВ (таблица 2). За анализируемый период суммарные расходы аптечных организаций Самарской области, осуществляющих хранение и отпуск НС и ПВ, составили 31,6 млн руб. В пересчете на одну реализованную упаковку НС и ПВ средний доход аптечной организации составил 38 руб., средний расход при этом составил 8251 руб. Суммарные убытки по итогам 2014 г. при реализации НС и ПВ в аптечных организациях Самарской области составили 29,4 млн руб.
Таблица 2
Анализ затратности деятельности аптечных организаций Самарской области при реализации наркотических средств и психотропных веществ в 2014 г.
Аптечная организация |
Сумма убытка аптечной организации в результате работы с НС и ПВ, руб. |
Доход на одну проданную и отпущенную упаковку (без учета заработной платы), руб. |
Затраты на одну проданную и отпущенную упаковку (с учетом заработной платы), руб. |
Убыток аптечной организации (в пересчете на одну упаковку НС и ПВ), руб. |
Аптека № 1, г. Самара |
-995 624,69 |
172,12 |
43 460,15 |
-43 288,03 |
Аптека № 2, Камышлинский район |
-1 067 563,90 |
61,32 |
11 418,39 |
-11 357,06 |
Аптека № 3, г. Тольятти |
-821 360,82 |
41,79 |
13 573,27 |
-13 531,48 |
Аптека № 4, г. Жигулевск |
-4 379 347,61 |
23,41 |
58 028,01 |
-58 004,60 |
Аптека № 5, г. Тольятти |
-3 004 247,59 |
81,53 |
30 831,24 |
-30 749,72 |
Аптека № 6, г. Тольятти |
-649 649,30 |
25,10 |
3 860,10 |
-3 835,00 |
Аптека № 7, Большечерниговский район |
-477 435,47 |
13,66 |
1 234,72 |
-1 221,06 |
Аптека № 8, Богатовский район |
-1 243 655,53 |
42,05 |
5 520,71 |
-5 478,66 |
Аптека № 9, Шигонский район |
-940 778,08 |
55,23 |
1 903,52 |
-1 848,29 |
Аптека № 10, г. Новокуйбышевск |
-722 940,17 |
21,54 |
1 292,08 |
-1 270,55 |
Аптека № 11, Борский район |
-1 381 147,21 |
20,43 |
2 405,83 |
-2 385,40 |
Аптека № 12, Сергиевский район |
-2 828 805,89 |
34,55 |
1 783,96 |
-1 749,42 |
Аптека № 13, г. Тольятти |
-968 641,52 |
40,01 |
929,49 |
-889,48 |
Аптека № 14, г. Тольятти |
-958 291,30 |
37,32 |
749,80 |
-712,48 |
Аптека № 15, г. Отрадный |
-532 472,45 |
25,62 |
405,55 |
-379,93 |
Аптека № 16, Кинельский район |
-2 221 859,84 |
17,90 |
1 468,58 |
-1 450,68 |
Аптека № 17, г. Самара |
-1 161 951,13 |
38,18 |
288,76 |
-250,58 |
Аптека № 18, г. Самара |
-1 944 375,45 |
39,94 |
1 004,61 |
-964,66 |
Аптека № 19, г. Сызрань |
-845 449,39 |
43,16 |
230,24 |
-187,08 |
Аптека № 20, г. Чапаевск |
-757 608,49 |
64,05 |
229,66 |
-165,62 |
Аптека № 21, г. Тольятти |
-326 965,39 |
56,56 |
81,77 |
-25,21 |
Аптека № 22, г. Самара |
-1 337 085,41 |
29,97 |
73,60 |
-43,63 |
ИТОГО |
-29 401 359 |
38 |
8 251 |
-8 213 |
На примере крупной сетевой аптечной организации Самарской области нами была проанализирована номенклатура НС и ПВ, отпускаемых населению по рецептам в розницу, а также по программе льготного лекарственного обеспечения. Результаты данного анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ номенклатуры НС и ПВ, отпускаемых населению в розницу и по программам ЛЛО, в 2014 г.
N п/п |
Наименование НС и ПВ |
Количества отпущенных единиц НС и ПВ, шт. |
||
Всего |
В т.ч. розничный отпуск |
В т.ч. отпуск по ЛЛО |
||
1 |
Фенобарбитал, таблетки 100 мг, N10 |
3680 |
1979 |
1701 |
2 |
Морфин, раствор для инъекций, 10мг/мл, 1мл, N10 |
3418 |
172 |
3246 |
3 |
Релиум, таблетки п/о 5мг, N20 |
1250 |
887 |
363 |
4 |
Сибазон, таблетки 5мг, N20 |
1125 |
726,0 |
399,0 |
5 |
Морфин, раствор для инъекций 10мг/мл, 1мл, N1 |
1070 |
1070 |
- |
6 |
Промедол, раствор для инъекций, 20мг/мл, 1мл, N10 |
737 |
7 |
730 |
7 |
Релиум, раствор для инъекций, 10мг/2мл, N5 |
581 |
300 |
281 |
8 |
Промедол, раствор для инъекций, 20мг/мл, 1мл, N1 |
490 |
490 |
|
9 |
Алпразолам, таблетки 1мг, N50 |
445 |
318 |
127 |
10 |
Сибазон, раствор для инъекций, 5мг/мл, 2мл, N5 |
436 |
243 |
193 |
11 |
Клоназепам, таблетки 2мг, N30 |
408 |
251 |
157 |
12 |
Сибазон, раствор для инъекций, 5мг/мл, 2мл, N10 |
317 |
317 |
- |
13 |
Реланиум, раствор для инъекций, 5мг/мл, 2мл, N5 |
296 |
296 |
- |
14 |
Реланиум, раствор для инъекций, 10мг, 2мл, N10 |
137 |
39 |
98 |
15 |
Элениум, таблетки п/о, 10мг, N50 |
127 |
127 |
- |
16 |
Нозепам, таблетки 10мг, N50 |
76 |
76 |
- |
17 |
Мезапам, таблетки 10мг, N50 |
61 |
- |
61 |
18 |
Фендивия ТДТС, 50мкг/ч, №5 |
57 |
- |
57 |
19 |
Нитразепам, таблетки 5мг, N20 |
50 |
50 |
- |
20 |
Дюрогезик Матрикс ТДТС, 75мкг/ч, №5 |
45 |
- |
45 |
21 |
Дюрогезик Матрикс ТДТС, 50мкг/ч №5 |
42 |
- |
42 |
22 |
Омнопон, раствор 2%, 1мл, №5 |
40 |
- |
40 |
23 |
Дюрогезик Матрикс ТДТС, 75мкг/ч, №5 |
36 |
- |
36 |
24 |
Релиум раствор для инъекций, 10мг/2мл, N50 |
19 |
19 |
- |
25 |
Фендивия ТДТС, 25мкг/ч, №5 |
14 |
- |
14 |
26 |
Ивадал, таблетки п/о 10мг, N20 |
13 |
13 |
- |
27 |
Дюрогезик Матрикс ТДТС, 25мкг/ч, №5 |
7 |
- |
7 |
Как показал проведенный анализ, максимальные объемы потребления населением наркотических средств и психотропных веществ (свыше 1 тыс. упаковок в год) имеют следующие лекарственные препараты: раствор для инъекций Морфина (в различных дозировках), таблетки Фенобарбитала, Релиума и Сибазона.
Выводы
При анализе совокупных затрат аптечных организаций Самарской области, осуществляющих реализацию НС и ПВ населению в рамках программ льготного лекарственного обеспечения и розничного отпуска, выделено 10 основных групп затрат. Определено, что максимальные объемы потребления населением наркотических средств и психотропных веществ (свыше 1 тыс. упаковок в год) имеют такие лекарственные препараты, как раствор для инъекций морфина, таблетки фенобарбитала, релиума и сибазона. Установлено, что выполнение социальных функций по хранению и отпуску НС и ПВ для аптечных организаций является нерентабельным и убыточным. Так, в 2014 г. совокупный убыток аптечных организаций Самарской области по данному виду отпуска составил 29,4 млн руб. В связи с этим на государственном и/или региональном уровнях целесообразно введение комплекса мер, направленных на финансовую поддержку аптечных организаций, оказывающих социальные виды фармацевтической помощи населению.
Рецензенты:
Авдеева Е.В., д.фарм.н., доцент, профессор кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара;
Первушкин С.В., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой фармацевтической технологии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара.