Принципиально новые условия функционирования отечественной экономики, обусловленные существенным усилением влияния ряда значимых внешних факторов, значительно актуализируют необходимость формирования истинно эффективной аграрной политики, адекватной реалиям настоящего и направленной, прежде всего, на комплексное решение множества системных внутренних проблем устойчивого развития агропродовольственного сектора (АПС) страны.
В рамках макроэкономических и политических вызовов современности крайне неустойчивые позиции российского АПС, ставшие во многом следствием системных просчетов реализуемой с начала 90-х годов ХХ века модели ультралиберального рыночного фундаментализма, в значительной мере увеличивают рисковую составляющую интеграционных процессов различного уровня и, при гипотетическом допущении дальнейшего сохранения векторной направленности действующей аграрной политики, характеризуемой по многим аспектам весомой долей декларативности, неизбежно приведут страну в состояние продовольственной зависимости, что по определению, беря во внимание наличествующий аграрный потенциал страны, не допустимо.
Выполненное авторами системное исследование проблематики устойчивого развития агропродовольственного сектора и сельских территорий позволяет утверждать о наличии весомого потенциала использования принципов кластеризации как фундамента новой аграрной политики и эффективного инструмента государственного регулирования.
Кластеризация в настоящем представляет собой мегатренд экономики XXI века, способный стать ее драйвером, основой обеспечения конкурентоспособности и гармоничного встраивания в модель шестого технологического уклада. Ключевыми составляющими, во многом определяющими успех кластерной политики, являются: наукоемкость, инновационность и креативность менеджмента всех уровней.
Согласно результатам анализа рейтингов стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности (рис. 1) лидирующие позиции занимают страны, активно использующие кластеризацию при формировании организационно-управленческих механизмов устойчивого развития.
Рис. 1. Страны мира, лидирующие по уровню кластеризации экономики (средний уровень кластеризации – 60-80%), составлено на основе [7-9]
Первая десятка стран в рейтинге уже традиционно включает страны, реализующие кластерную политику второго поколения, базирующуюся на индивидуализированном подходе к проблемам развития четко сформировавшихся кластеров.
При обращении к результатам исследования [1; 2; 5; 6 и др.] возможностей и специфики использования кластерного подхода применительно к сложившимся условиям функционирования российской экономики отчетливо проявляется ключевая проблема, фокусирующаяся на необходимости существенного сжатия временных границ. Суть проблемы заключается в том, что у отечественной экономики объективно нет десятилетия на активный запуск кластерных инициатив и формирование кластерной политики первого поколения. Для обеспечения необходимого базиса устойчивого развития, нацеленного на адекватный ответ реалиям, у нас в запасе только 2-3 года на формирование действенной и реально работающей турбокластерной политики, которая включает: идентификацию территориально-производственных кластеров, определение его поля деятельности и разработку механизмов стимулирования кластерного развития.
Обобщение практики кластеризации позволило обосновать траекторию кластерных инициатив, в которой ключевым игроком, во многом задающим вектор развития, является научное сообщество, поскольку без разработки научно-методической платформы кластерной политики активный запуск кластеризации просто не возможен. Приоритет научных изысканий фокусируется на четком обосновании потенциальных выгод (в разрезе всех звеньев или акторов кластеризации) от функционирования в рамках кластерообразующейся системы.
Бесспорно положительным, стремительно развивающимся и динамично набирающим обороты трендом стоит признать всплеск интереса российских ученых к кластерной тематике (рис. 2). Количество научных публикаций, освещающих различные аспекты кластерной политики, увеличилось в 2014 году по сравнению с 2005 годом в 18 раз. Число публикаций по кластерной тематике в аграрном секторе экономике за этот же период возросло в 30 раз.
Наряду с изложенным отметим, что процесс формирования теоретических основ кластеризации в некоторой степени осложнен наличием качественной проблемы исследований. Но это неотъемлемая составляющая научного поиска действительно работающих идей и оптимальных решений в определенном информационном вакууме, стимулирующая процесс эскалации научных споров, рождающих в результате истинное содержательное представление о природе кластеризации.
Руководствуясь тем, что кластерное образование любого уровня – это сложная самоорганизующаяся система с высоким уровнем инновационности, обратимся к результатам анализа динамики региональных инновационных индексов.
Рис. 2. Публикационная и исследовательская активность российских ученых в сфере кластерной тематики. [1]
В течение исследуемого периода инновационный индекс повысился в 9 отраслях округа, в том числе в Тверской области – на 10% в 2013 году по сравнению с 2010 г. (рис. 3).
Рис. 3. Рейтинги регионов-субъектов ЦФО по значению российского регионального инновационного индекса, составлено на основе [3; 4]
Сдерживающим фактором в сфере разработки и активного внедрения инновационных технологий в большинстве регионов является недостаточный объем финансирования инновационной деятельности. Синергетическая парадигма кластеризации во многом способна минимизировать масштаб этой проблемы за счет консолидации усилий участников кластера и, как результат, значительно повысить уровень инновационности региональной экономики.
Детальное изучение законодательных актов, регулирующих развитие агропродовольственного сектора и сельских территорий (как в масштабе страны, так и на региональном уровне), показал, что кластерная тематика в них только обозначена. Четкого системного видения относительно того, каков механизм формирования кластеров и что должна включать в себя кластерная политика устойчивого развития территориально-производственных кластеров, нет. Проблема серьезная и во многом недооцененная по масштабам деструктивного воздействия на реальность. В случае дальнейшего сохранения во многом индифферентного отношения к значимости кластерообразования со стороны государственной власти велик риск неэффективного расходования бюджетных средств на поддержку квазикластерных инициатив.
Принципиальные положения относительно контура «дорожной карты» (табл. 1) формирования кластерной политики являются результатом выполненного системного исследования современного состояния, проблем и тенденций устойчивого развития сельских территорий Тверского региона. Приоритетными кластерами для регионального АПК являются: льняной, экологически ориентированный и кластер агротуризма. Обоснование этих направлений специализации кластеров лежит в плоскости максимально возможного обеспечения конкурентоспособности региональной экономики за счет задействования наиболее перспективных для региона направлений развития в рамках глобализирующегося рынка продовольствия. Временной диапазон разработки концепций 2015-2016 годы.
То есть у нас осталось максимум 1,5-2 года на формирование основ кластерной политики. Если не успеем – за пределами этого срока кластеризация будет практически бесполезна – тверское село (в общем смысле) пройдет своеобразную точку невозврата, после которой переход к устойчивому развитию практически заблокируется и единственным сценарием станет инерционный путь, характеризуемый дальнейшей эскалацией деструктивных тенденций.
Принципиальная концептуальная модель формирования регионального агрокластера (рис. 4) и выполненная на ее основе качественная оценка потенциальных эффектов и рисков кластерообразования позволяют констатировать: кластеризация отрасли относится к категории управленческих механизмов высокого, но допустимого уровня риска. Максимально проблемными блоками рискового поля являются социальный и кадровый риски.
Таблица 1
Принципиальные положения относительно контура «дорожной карты»
формирования кластерной политики устойчивого развития сельских территорий Тверского региона (укрупнено)
ЗВЕНЬЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ (уровень фундаментальных управленческих решений) |
разработка и утверждение региональных концепций:
|
ЗВЕНЬЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ |
|
ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСАЛТИНГОВОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ |
|
ЗВЕНЬЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ |
|
Модельные расчеты показали, что консолидация усилий участников кластерных образований позволит повысить уровень рентабельности производства в среднем на 30-60%.
Постепенная, научно обоснованная реализация кластерных инициатив в аграрном секторе экономики региона позволит существенно повысить потенциал устойчивого развития и, как результат, приведет к повышению эффективности соответствующих управленческих решений.
Рис. 4. Модель формирования регионального агрокластера
(фундаментальные принципы: вектор инициативы – «снизу-вверх»; базовая модель кластера – «ступица и спицы» (hub-and-spoke); принцип финансирования – государственно-частное партнерство)
Учитывая жесткие требования временного сжатия, необходимо (прежде всего, региональному менеджменту высшего уровня) осознать тот факт, что без существенных трансформаций действующего управленческого механизма достижение истинно устойчивого развития аграрного производства и сельских территорий области может навсегда остаться нереализованной мечтой.
Рецензенты:
Фаринюк Ю.Т., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия», г. Тверь;
Богданова О.В., д.э.н., заведующая кафедрой «Организация предпринимательской деятельности» ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия», г. Тверь.
[1] При оценке использована информация, размещенная на официальных сайтах: ВАК при Минобрнауки Росси – URL: http://vak.ed.gov.ru/ (дата обращения: 02.06.2015); Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU – URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 03.06.2015).
Библиографическая ссылка
Леметти Ю.А., Келебай Р.Р. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21481 (дата обращения: 16.10.2024).