Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Клименских М.В. 1 Ершова И.А. 1 Виндекер О.С. 1
1 ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
На примере Всероссийского студенческого психологического добровольческого отряда, действующего при поддержке Центра экстренной психологической помощи МЧС России, показана роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов-психологов. Рассматриваются психологические аспекты добровольчества как социокультурного феномена, способствующего формированию необходимых для будущих психологов компетенций. Разработана модель психологических характеристик, важных для эффективной деятельности студентов-волонтеров, в основу которой положены профессионально значимые качества специалистов помогающих профессий. Модель дополнена с учетом результатов собственного эмпирического исследования и включает в себя блоки личностных качеств (таких как альтруизм, эмпатия, дисциплинированность, доброта и безопасность), теоретических знаний по психологии, медицине, юриспруденции и практических навыков (умение взять на себя ответственность, умение слушать и слышать, умение оказывать первую помощь и психологическую поддержку).
психологические характеристики студента-волонтера
студенты-психологи
профессиональная подготовка
волонтерская деятельность
1. Бодренкова Г.П. Развитие добровольчества в Российской Федерации: опыт и перспективы // СОТИС – социальные технологии, исследования. — 2010. — № 5. — С. 85–97.
2. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб.: Питер, 2013. — 304 с.: ил.
3. Зеер Э.Э., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30.
4. Казакова Т.В., Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Осяк С.А. Волонтерство как направление воспитательной работы в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-20442 (дата обращения: 01.08.2015).
5. Лебедева Ю.В. Кросс-культурный анализ феномена эмпатии // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 1 (135). — С. 169–176.
6. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.: ил.

В современной психолого-педагогической литературе представлены разнообразные по тематике исследования, направленные на изучение возрастных особенностей студентов, специфики их социализации, в том числе профессионального самоопределения. Однако такой феномен студенческой жизни, как участие в различных социально значимых благотворительных проектах практически, не отражен в литературе. В то же время актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны, спецификой процесса профессионального и личностного роста молодых людей, обучающихся в вузах, а с другой — конкретными фактами социальной реальности. Так, в последние годы в нашей стране появляются добровольческие молодежные объединения, реализующие при поддержке государства гуманитарные проекты, нацеленные на решение острых социальных проблем. В качестве одного из таких примеров можно назвать Всероссийский студенческий психологический добровольческий отряд (ВСПДО), действующий под эгидой Центра экстренной психологической помощи МЧС России. В настоящий момент это одно из самых крупных добровольческих студенческих движений в стране, представленное в ведущих вузах всех федеральных округов. Члены ВСПДО не просто привлекаются к различным социально важным делам, но уже в студенческий период проходят специальную подготовку по курсу экстренной психологической помощи и, сдав квалификационный экзамен на получение статуса спасателя, в случае необходимости могут работать в зоне чрезвычайной ситуации. Пожалуй, одним из наиболее ярких проектов Всероссийского добровольческого психологического движения МЧС России являются соревнования «Человеческий фактор», посвященные оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в чрезвычайных и других сложных жизненных ситуациях. В этом мероприятии, которое организуют Центр экстренной психологической помощи МЧС России и врачи, специализирующиеся в сфере медицины катастроф, ежегодно принимают участие до 20 команд со всей страны. Отметим, что несколько лет подряд призовые места на соревновании занимает студенческий добровольческий отряд «Салюс», созданный на базе департамента психологии Уральского федерального университета. В 2015 г. запущен проект «Научись спасать жизнь!». Он предусматривает усвоение волонтерами алгоритмов оказания первой помощи и психологической поддержки пострадавшим, а также обучение студентов технологиям грамотной и эффективной трансляции этих жизненноважных знаний самым широким кругам населения.

Опыт деятельности студенческого добровольческого отряда УрФУ, в состав которого входят студенты-психологи, показывает: его участники утверждаются в своем желании в дальнейшем работать по выбранной ими специальности, что в контексте тренда на практикоориентированность, заданного в современном высшем образовании, актуализирует проблему студенческого волонтерства, свидетельствует о его перспективности.

Именно факт существования этого «чрезвычайного» добровольческого отряда студентов-психологов стал для нас определяющим при выборе проблемы исследования. Какое влияние оказывает волонтерская деятельность на профессиональную подготовку студентов-психологов? Какими психологическими характеристиками должен обладать студент-волонтер для того, чтобы осуществлять эффективную деятельность в составе добровольческого отряда?

Прежде чем дать современное определение добровольчества, сформулированное специалистами, чья профессиональная деятельность сосредоточена в сфере реализации различных социально значимых и благотворительных проектов, заметим, что в литературе понятия «добровольчество» и «волонтерство» употребляются как синонимичные. По словам президента российского центра развития добровольчества Г.П. Бодренковой, «добровольчество – это деятельность, в равной степени выгодная как для людей, ищущих помощь, так и для самих добровольцев, потому что: добровольчество – это способ строить социальные отношения; применять на практике свои моральные и религиозные принципы; получать новые навыки; найти поддержку и друзей; почувствовать себя способным что-то совершить; почувствовать себя хорошо, испытать радость» [1, с. 88].

Добровольчество (волонтерство) в вузе выполняет ряд важных функций: «овладение социально-профессиональными умениями и навыками за счет расширения социальных связей; появление новых карьерных возможностей; обогащение собственного социального капитала; реализация личного потенциала» [4].

Кроме того, участие студентов-психологов в качестве волонтеров в различных благотворительных мероприятиях компенсирует дефицит практикоориентированных курсов и позволяет нарабатывать профессиональный опыт.

В первые годы учебы в университете студенты в основном осваивают теоретические дисциплины. С одной стороны, это необходимо для общекультурного развития личности, являющегося основой понимания контекста профессиональной деятельности, с другой – студенты в этот период не имеют возможности работать по выбранной специальности. Между тем, приобретение разнообразного опыта профессиональной деятельности способствует формированию необходимых профессиональных компетенций, играет важную роль в процессе идентификации себя в качестве психолога. Причем «в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят мотивационная и эмоционально-волевая сфера» [2, с. 27].

Благодаря участию в волонтерском движении происходит профессиональное становление: приобретаются необходимые умения и навыки, возрастает интерес к профессиональной деятельности, усиливается внутренняя мотивация к ней. Представления о профессии становятся более обширными, разнообразными и реалистичными. Студенты-волонтеры, включаясь в профессиональную когорту, формируют свой профессиональный менталитет как систему ценностных ориентаций и установок, которая в перспективе станет базой для складывания профессиональной позиции специалиста. Развиваются профессионально значимые личностные качества, осознаются возможности самореализации, складываются представления о направлениях и задачах саморазвития и самовоспитания в контексте профессионализации в выбранной сфере.

В научных работах, посвященных волонтерству, рассматриваются различные психологические аспекты добровольческой деятельности, причем акцент делается прежде всего на ее социальную желательность и значимость. Наиболее полной нам представляется модель социально значимого поведения, предложенная Я. Рейковским, которая включает в себя в том числе и виды, связанные с оказанием помощи нуждающимся (альтруистическое, помогающее, кооперативное поведение), и свойства личности, предрасполагающие к данным видам поведения (самоотдача, чуткость, стремление содействовать людям, нуждающихся в помощи, в успешном разрешении их проблем, способность к конструктивному диалогу) [3, с. 7].

Анализ литературы по проблемам помогающего и альтруистического поведения позволяет говорить о приоритете эмоциональной и ценностно-мотивационной составляющих в структуре личности человека, участвующего в волонтерской деятельности. Однако наряду с личностными особенностями, к которым помимо вышеназванных можно отнести доброту, энтузиазм, стремление приносить пользу людям и иное, для студентов-психологов важным мотивационным фактором, побуждающим к участию в волонтерском движении, является возможность реализации профессиональных интересов.

С целью подбора кадров, а также для поиска людьми подходящей им профессии, разработаны профессиограммы, включающие в себя в том числе перечень психологических характеристик, которыми должны обладать представители тех или иных профессиональных групп, являющихся условием их успешной профессиональной деятельности. Взяв за основу профессионально значимые качества специалистов помогающих профессий, нами была разработана модель психологических характеристик, важных для эффективной деятельности студентов-волонтеров. Данная модель представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель психологических характеристик, важных для эффективной деятельности студентов-волонтеров

В число эмоциональных и ценностно-мотивационных характеристик личности студента-волонтера были включены эмпатия, альтруизм, доброта и важнейший мотив помогающей деятельности – безопасность.

Ключевыми свойствами личности, предрасполагающими к помогающему поведению, являются альтруизм и эмпатия. Альтруизм обычно противопоставляется эгоизму; считается, что он присущ людям бескорыстным, способным к состраданию и сочувствию, отзывчивым. Однако исследования показывают, что он может быть основан на норме взаимности (взаимный «альтруизм») и связан с ожиданием внешнего вознаграждения за оказанную помощь. Такой «альтруизм» вполне может быть характерен для личности эгоистической направленности. В основе подлинного альтруизма лежит норма социальной ответственности, согласно которой «люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем» [6, с. 595].

Эмпатия «включает в себя эмоциональный резонанс с переживаниями другого, эмоциональный отклик на его переживания, степень понимания и принятия его картины мира, готовность личности к определенным действиям в адрес партнера по общению и произвольную регуляцию описанных процессов» [5, с. 170]. По мнению многих зарубежных и отечественных авторов, эмпатия является фактором мотивации морального поведения и альтруизма. Способность к сопереживанию – это своеобразный психологический гарант готовности человека помогать не «вообще», «в принципе», а конкретно, в реальной ситуации. «Характерно, – подчеркивает Е.П. Ильин, – что постановка себя на место нуждающегося в помощи без переживания эмпатической эмоции («не хотел бы я быть на его месте») не приводит к стремлению оказать помощь. Некоторые авторы отмечают, что эмпатия в отличие от социальных норм прямо и непосредственно побуждает человека к оказанию помощи» [3, c. 54].

Доброта – нравственное качество человека, которое проявляется в терпимости, милосердии, умении прощать, и связано с потребностью заботиться о других людях, стремлением содействовать их благополучию, не ожидая за это вознаграждения. По-существу, доброта лежит как в основе конкретных альтруистических поступков, так и нравственного поведения в целом.

Стремление обеспечить безопасность для других людей и самого себя является одной из наиболее значимых характеристик мотивационной сферы студента-добровольца. Оно предполагает ориентацию волонтера на такие социальные ценности, как социальный порядок, взаимопомощь, здоровье, и связано с определенными личностными особенностями (разумная осторожность и осмотрительность, стремление придерживаться установленных правил).

Когнитивная составляющая в нашей модели предполагает наличие у волонтера базовых знаний по психологии, основам медицинской помощи, а также знание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации.

Поведенческий компонент включает в себя различные умения и навыки, основанные на базовых теоретических знаниях:

1) умение слушать и слышать, что является одним из основных аспектов работы психолога. Если психолог обладает другими важными компетенциями этой профессии на достаточно хорошем уровне, но у него отсутствует развитое умение слушать и слышать, то, вероятно, его работа не будет конструктивной;

2) взятие ответственности за себя и за других людей — проявляется в стремлении помочь тем, кто в этом нуждается. В то же время оно должно подкрепляться наличием умений и навыков оказания психологической помощи. Волонтеру, принимающему на себя ответственность, важно не ошибиться в выборе приемов и средств, не навредить;

3) умение оказать первую помощь — необходимо, поскольку добровольцы часто работают в экстремальных ситуациях, с людьми, которым требуется не только психологическая поддержка, но и первая помощь.

Став теоретической основой для организации эмпирического исследования, описанная выше модель была дополнена с учетом его результатов. В исследовании приняли участие 40 студентов-психологов, входящих в состав добровольческого отряда, и 40 студентов-психологов, не являющихся волонтерами.

Полученные результаты продемонстрировали стремление к очень высокому уровню эмпатийности в обеих исследуемых группах. Это связано в первую очередь с тем, что наличие эмпатии является профессионально важной компетенцией не только волонтера, но и любого психолога, выражающейся в способности к сопереживанию, сочувствию, к эмпатическому слушанию (пониманию эмоционального состояния другого человека и демонстрации этого понимания). Также установлено, что в представлении студентов обеих групп альтруизм связан с высоким уровнем эмпатийности.

Еще одно важное для студентов-волонтеров личностное качество – дисциплинированность. Для них оно и оказалось более характерно, чем для студентов, не являющихся волонтерами. Это подкрепляется результатами, полученными по фактору «доминантность»: у студентов-волонтеров показатели ниже, чем в группе сравнения, что свидетельствует о понимании ими необходимости подчиняться требованиям и уметь работать в команде, особенно в экстремальных ситуациях.

Ценности «доброта» и «безопасность» заняли высокие позиции на уровне индивидуальных приоритетов. К этому уровню относятся те ценности, которыми человек руководствуется в жизни, т.е. принципы, которых он придерживается. Следует отметить, что в группе студентов-волонтеров показатели значимости данных ценностей достоверно выше, чем у испытуемых группы сравнения.

Таким образом, у студентов-волонтеров оказался более сформирован ряд личностных особенностей, важных для успешной профессиональной деятельности психологов силовых структур, чем у студентов, не являющихся волонтерами (в частности, дисциплинированность и безопасность). Актив отряда, как правило, после окончания университетов связывает свою судьбу с силовыми структурами, следовательно, участие в добровольческой деятельности способствует развитию личностного потенциала и формированию профессиональной направленности студентов-волонтеров.

Отметим, что предложенная модель является в определенной степени схематичной и требует детализации и уточнения, в частности посредством дополнения новыми данными – результатами разноаспектных эмпирических исследований.

Перспективой дальнейшего исследования являются вычленение, систематизация и анализ наиболее важных личностных новообразований в период студенчества, формированию которых способствует волонтерская деятельность.

Рецензенты:

Жукова Н.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии НАЧОУВО «Уральский институт экономики, управления и права», г. Екатеринбург.

Синякова М.Г., д.псх.н., доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Клименских М.В., Ершова И.А., Виндекер О.С. РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21466 (дата обращения: 06.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074