Вопросам численности населения были посвящены работы средневековых мыслителей Ф. Аквинского, Т. Мора, Т. Кампанеллы. В них уже рассматривалась общественная полезность роста численности населения. Проблемы демографии интересовали человечество эпохи «первоначального накопления капитала» (XV-XVIII вв.). При этом часть ученых и философов видела в росте численности населения источник национального и общечеловеческого процветания (исследования Т. Мэна, А. Сера, С. Фортрея). Другие авторы, напротив, полагали, что рост численности населения является реальной угрозой истощения ресурсов (проблема перенаселения в трудах Д. Таунсенда и Р. Уоллеса).
В конце XVIII - XIX в. колебания численности населения рассматриваются в экономическом контексте, преимущественно через проблемы воспроизводства рабочей силы (научные труды Д. Рикардо, А. Смита и др.).
В конце XIX - начале XX в. механизмы воспроизводства населения начали изучаться в рамках зарождавшейся самостоятельной, выделившейся из статистики, науки - демографии. А чуть позже, в 50-60х гг. ХХ в., они стали предметом исследования многих специализаций внутри социологической науки.
Таким образом, на сегодняшний день наукой накоплен достаточно богатый опыт по исследованию соответствующего феномена. Однако с позиций социологии управления воспроизводство населения рассматривалось крайне мало. В работах отечественных и зарубежных социологов исследовался единственный аспект этого сложного процесса - репродуктивная мотивация и репродуктивное поведение различных социальных групп. Как самостоятельный объект управления воспроизводство населения практически не изучалось.
Следует заметить, что традиционно различают два подхода к понятию «воспроизводство» - широкий и узкий. Вначале возник так называемый «узкий» подход, который долгое время активно отстаивался отечественными социологами. Согласно данному подходу, воспроизводство населения рассматривается как синоним естественного движения населения, т.е. как динамика процессов рождаемости и смертности в их непрерывном взаимодействии [20]. «Узкое» понимание воспроизводства населения в отечественной социологии последовательно отстаивал В.А. Борисов [1]. Он весьма категорично выступал против расширения этого понятия, полагая, что включение в него «механического» и «социального» движения размывает его границы, препятствуя четкому пониманию процессов воспроизводства населения.
Эта точка зрения нашла свое отражение и в достаточно авторитетном российском справочнике - в энциклопедическом словаре «Народонаселение», где под воспроизводством населения понимается «постоянное обновление населения в результате процессов рождаемости и смертности» [20].
Узкий подход к понятию воспроизводства поддерживают и ряд современных исследователей (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, Н.В. Зверева, В.В. Елизаров, И.Н. Веселкова, В.М. Медков и др.) [6, 7, 9].
Так, В.М. Медков, критикуя расширенное толкование воспроизводства, полагает, «что узкая точка зрения ... является методологически более строгой и правильной - под воспроизводством населения понимается то, что некоторые демографы называют естественным воспроизводством, т.е. только процессы рождаемости, смертности, брачности и разводимости» [19]. Сходное определение дает и Л.Л. Рыбаковский, интерпретируя этот процесс как «постоянное возобновление определенной совокупности людей путем непрерывного замещения одних поколений другими. Воспроизводство населения - это, по сути, взаимодействие двух составляющих его процессов: рождаемости и смертности» [11].
В зарубежных социологических исследованиях «узкий подход» к воспроизводству населения также играет немаловажную роль. Например, в социологической концепции К. Джини воспроизводство населения рассматривается как суммарный процесс взаимодействия двух типов факторов: биологических (генофонд, фертильность, репродуктивное здоровье) и демографических (рост числа населения и половозрастной состав) [17]. Узкий подход к понятию воспроизводства активно применяется в синергетике, разрабатывающей статистико-математические модели населения Земли на основе теории функционирования открытых систем [16].
На взгляд авторов, существенным недостатком «узкого» подхода можно считать то, что он не учитывает механического движения населения, под которым подразумевается его временное или постоянное территориальное перемещение - миграция. Во-первых, в современных условиях глобализации общества, когда происходит «размывание» территориальных границ, рост миграции неизбежен. Во-вторых, в развитых странах, а в последние десятилетия и в России, в условиях суженного воспроизводства трудовая миграция становится немаловажным фактором сохранения производственно-экономического потенциала общества. В-третьих, интенсивные миграционные процессы способны существенно изменить демографическую картину. В-четвертых, как справедливо отметил С.П. Капица, в современном обществе миграция существенно искажает картину воспроизводства и может не учитываться только при исследовании населения планеты, и то «просто потому, что с Земли практически никому не удалось пока улететь» [16]. В этой связи в рамках социологии управления, исследующей возможности воздействия на демографические процессы, игнорировать миграцию как фактор регулирования численности населения отдельной территории (например, государства) было бы ошибкой.
Тем не менее, хотя узкий подход к трактовке воспроизводства населения в рамах социологии управления авторы считают неприемлемым, все же следует отметить, что он сыграл определенную роль в развитии научных знаний. В частности, такой несколько упрощенный подход позволил создать в начале ХХ века математическую модель «стабильного населения», ввести понимание целостности процесса воспроизводства, понять присущие ему качественные и количественные зависимости.
Второй подход к понятию воспроизводства населения менее структурирован. В научной литературе он известен как «широкий». Его сторонники под «воспроизводством населения» подразумевают совокупность естественного движения населения (рождаемость и смертность) и других факторов. Наиболее часто в понятие воспроизводства населения включают миграцию (механическое движение населения), участвующую в изменении численности и структуры населения наряду с рождаемостью и смертностью [4, 15]. Иногда определение воспроизводства населения также дополняется понятием социального движения (изменения населения по половозрастной структуре, по уровню образования, социальному статусу и другим качественным характеристикам).
Так, Д.И. Валентей и А.Я. Кваша констатируют, что «вопрос о социальном статусе населения демография до последнего времени не рассматривала. Теперь она уделяет определенное внимание и качественным характеристикам населения» [3]. В.А. Ионцев включает в понятие воспроизводства населения «естественное воспроизводство населения (т.е. рождаемость и смертность), его численность, структуру (возрастная, половая, семейная и др.) и миграцию населения (переселения), а также изменения, в них происходящие, причины и последствия этих изменений, их закономерности» [15]. В работах Э.К. Васильевой под воспроизводством населения понимается не только возобновление его численности, но и воспроизводство всех социально-экономических структур государства и общества (социально-классовой, профессионально-отраслевой, образовательной, этнической и др.) [5]. К сторонникам широкого подхода можно отнести также работы И.В. Александровой, Е.Б. Бреевой, Г.П. Киселевой, Ю.М. Лукошук, В.П. Пискунова, А.Б. Синельникова, B.C. Стешенко и др. [2, 21].
Рассматривая процессы воспроизводства населения с позиции социологии управления, не достаточно ограничиваться только процессами рождаемости и смертности и сопровождающими их социальными феноменами. Как справедливо заметили В.Н. Кузнецов, Л.Л. Рыбаковский, одной из основных задач управления воспроизводством населения является воспроизводство трудового потенциала России [23]. Вряд ли это возможно без регулирования, помимо рождаемости и смертности, вопросов трудовой миграции. Кроме того, если мы говорим о возрождении России, о стабилизации демографической ситуации в стране, вряд ли эффективно направлять все управленческие усилия на повышение рождаемости в маргинальных слоях общества. Полагаем, что под внимание исследователя процессов воспроизводства населения с позиции социологии управления в обязательном порядке должны попадать и проблемы качественных характеристик народонаселения страны и ее отдельных территорий.
Эффективное управление системой воспроизводства населения путем целенаправленного воздействия на все ее элементы - рождаемость, смертность, миграцию, социальное движение населения - возможно лишь на уровне государства, где формируются основы экономической, семейной, социальной, миграционной политики. Именно на государственном уровне формируется и политика управления воспроизводством населения, тогда как на уровне регионов и отдельных территорий эта политика лишь реализуется.
В этом, на взгляд авторов, кроется основное отличие подхода к воспроизводству с позиций социологии управления от других социологических наук, где объектами могут выступать, например, семья, отдельная социальная группа, и т.д., и соблюдение территориально-региональной иерархии при выборе границ объекта исследования не обязательно.
Далее необходимо остановиться на свойствах системы воспроизводства населения. Во-первых, она является открытой, поскольку активно обменивается с внешней средой веществом, энергией и информацией. Внешней средой для системы воспроизводства будет социально-экономическое, политическое, нравственно-идеологическое состояние общества и государства. Все эти факторы объективно влияют на уровень воспроизводства населения, однако их воздействие не всегда однозначно и требует серьезных социологических исследований.
Во-вторых, как и всякая открытая система, воспроизводство населения является системой самоорганизующейся, существующей независимо от наличия форм государственности. Следовательно, прямое властное воздействие на нее вряд ли приведет к желаемому результату. Оно должно быть косвенным, опосредованным воздействием на репродуктивные установки, с одной стороны, и систему социальной защиты и экономического стимулирования, с другой.
В-третьих, открытость этой системы и склонность к самоорганизации существенно затрудняют процесс прогнозирования эффективности управляющих воздействий. Следовательно, необходима разработка системы регулярного мониторинга управления. К сожалению, в немногочисленных исследованиях, посвященных отдельным вопросам управления воспроизводством, этому уделяется крайне мало внимания.
Таким образом, под воспроизводством населения как объекта социального управления понимается система тесно взаимосвязанных между собой процессов, направленных на непрерывное возобновление состава населения не только по полу и возрасту, но и по социальным группам, семейному положению, уровню образования, национальностям, профессиональным навыкам и другим характеристикам за счет взаимодействия трех составляющих: рождаемости, смертности (естественное движение) и миграции (механическое движение населения).
Далее обратимся к этимологии понятия «управление воспроизводством населения». Исследование социального управления восходит к фундаментальным трудам Л. Берталанфи, М. Вебера, П. Дракера, Р. Майлза, Э. Мэйо, Г. Саймона, Ф. Тейлора, Л. Урвика, А. Файоля, Г. Эмерсона, А. Этциони и др. В социологии понятие социального управления трактуется неоднозначно. Часть исследователей понимают под «управлением» процесс [8], другие - «искусство принятия решений» [12], третьи - способ организации деятельности [14], четвертые - правовое регулирование общественных институтов [10].
В социологическом энциклопедическом словаре социальное управление определяется как «один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов» [22].
Можно привести и другие определения, однако их сущность сводится к тому, что управляющий субъект воздействует на некий управляемый объект, преобразуя, координируя, направляя деятельность этого объекта для достижения необходимых субъекту управления целей. Причем в отличие от других форм управления, и субъектом, и объектом социального управления служат люди и их формации (большие и малые группы, организации, сообщества, население территорий и т.д.). Таким образом, ключевым понятием социального управления является целенаправленное воздействие.
Исследуя определение социального управления по отношению к управлению воспроизводством, можно отметить следующее. Целью воздействия государства как субъекта управления воспроизводством будет сохранение и преумножение качественных и количественных характеристик населения для регулярного восполнения человеческих ресурсов, а, следовательно, трудового, интеллектуального, оборонного, экономического потенциала страны.
Поскольку воспроизводство населения - сфера, затрагивающая не только общественные интересы, но и личностные, государство не может вмешиваться в нее с помощью прямых властных указаний. Поэтому основными методами воздействия будут: мотивация, стимулирование, социальная защита. Объектом воздействия является система воспроизводства населения, включающая в себя совокупность демографических процессов.
Таким образом, управление воспроизводством населения - это направленное воздействие государственной власти на систему взаимосвязанных процессов рождаемости, смертности и миграции методами стимулирования и социальной защиты, с целью обеспечения непрерывного восстановления и преумножения качественных и количественных характеристик человеческого потенциала государства.
Рецензенты:
Белоножко М.Л., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Медведев А.В., Устинова О.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ НАСЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21465 (дата обращения: 12.10.2024).