В условиях возрастающей мобильности человеческий потенциал целесообразно рассматривать в широком смысле - как понятие, включающее пространственно-временные характеристики и содержащее в себе, помимо реализованных, еще и скрытые возможности и качества. При этом потенциал не представляет собой имплицитную характеристику определенного набора показателей. Отсутствие четких критериев оценки человеческого потенциала не исключает его целенаправленного формирования и использования, в том числе и в контексте регулирования миграционных потоков в циркумполярной зоне.
Наиболее полно он раскрывается в совместной, коллективной организации, определяя характер жизнедеятельности людей, их взаимосвязь и взаимозависимость, при этом отражая особенности социально-экономического и социокультурного развития северных территорий. В то же время нельзя не признать, говоря о человеческом потенциале мигрантов, прибывающих на Север Тюменской области, преобладание неформальных видов коллективности, ассоциативности на различных уровнях и в различных сферах жизнедеятельности, что актуализирует необходимость регулирования миграционных потоков и процессов как фактора формирования человеческого потенциала региона.
Основные подходы к оценке человеческого потенциала
Усложнение внешней и внутренней среды деятельности организаций в середине XX в., ужесточение конкуренции в условиях глобализации обусловили поиск скрытых резервов и новых путей повышения их эффективности. Именно «человеческий ресурс», содержащий в себе наибольшие резервы для повышения уровня функционирования современной организации, стал рассматриваться как важный объект инвестиций.
В экономической науке формируется теория человеческого капитала. Первоначально авторы концепции выделяли прежде всего финансовые характеристики его развития: «инвестиции - доход», и связывали распределение благосостояния, доходов с уровнем образования и профессиональной подготовки. Глава чикагской школы Т. Шульц подчеркивал необходимость учета как врожденных, так и приобретенных навыков, которые важны и могут развиваться, формируя человеческий капитал [10, с. 158].
Экономисты рассматривают расходы на образование, профессиональную подготовку, медицинское обслуживание именно как вклад в человеческий капитал. По мнению Г. Беккера, они называются человеческим капиталом, потому что люди неотделимы от их знаний, навыков, здоровья или ценностей [9].
Заложенные исследователями предпосылки к разработке понятия «человеческий потенциал» на основе концепции «человеческий капитал» были существенно дополнены гуманистической парадигмой, представляющей человека на производстве как личность, имеющую свои потребности и использующую для этого природные и социальные ресурсы. Это привело к использованию понятия «человеческий потенциал», не только раскрывающему возможности человека как фактора производства, но и определяющему необходимые для этого ресурсы и условия. По мнению Н.М. Давыдовой и Н.Е. Тихоновой, ресурсы, которыми обладают индивиды и социальные группы, включают три базовых вида: ресурсный потенциал, реальный ресурс (актив), капитал [1].
Следует заметить, при определенных условиях ресурсом могут быть характеристики индивида, прямо влияющие на экономическое положение, статус, сознание, поведение, жизненные шансы индивидов и угрожающие им риски. При этом основная их часть чаще выступает именно как ресурсный потенциал. Ресурс может/должен быть актуализирован в ситуации изменения жизненной ситуации или для ее трансформации, и тогда он переходит в статус актива. В свою очередь капиталом актив становится тогда, когда он не только способен накапливаться, но и повышать имеющиеся ресурсы. В данном контексте трактовка дефиниции расширяется и углубляется за счет включения скрытых возможностей и качеств, не всегда реализованных в данный момент времени в данных условиях через повышение доходов, но проявляющихся в более высоком качестве жизни иными способами - интересные работа и досуг, более качественный круг общения и др. [4, с. 86].
Как известно, для оценки уровня человеческого потенциала в 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Россия в рейтинге 2014 г. занимает 57-е место с ИЧР 0,778, расположившись в верхней трети списка стран с высоким уровнем человеческого развития. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 69,1 лет; средняя продолжительность получения образования - 11,7 лет; валовой национальный доход на душу населения - $ 12 700 в год.
Согласно оценкам Всемирного банка на долю физического капитала (накопленных материально-вещественных фондов) приходится в среднем 16% общего богатства, на долю природного капитала - 20%, а капитала человеческого - 64%. Для России эта пропорция соответственно составляет 14%, 72% и 14%. В свете указанных данных особое значение приобретают сохранение в арктической зоне природного капитала, его рациональное использование и всемерное развитие человеческого потенциала.
В то же время количественная оценка человеческого потенциала имеет большое значение для макроэкономического анализа и межстрановых сравнений, но говорить о его скрытых возможностях и развитии можно только на основе качественных характеристик. В связи с вышесказанным ИСЭПН РАН предложены для определения качества человеческого потенциала три фундаментальные составляющие:
1) физическое, психическое и социальное здоровье, воздействующее не только на физическую дееспособность граждан страны, но и на характер процессов демографического воспроизводства;
2) профессионально-образовательный ресурс и интеллектуальный потенциал, включая подготовку специалистов высшей квалификации и занятой научным трудом части граждан;
3) социокультурная активность граждан и их нравственные ценности [3].
Указанные показатели могут быть применены как по отношению к отдельным индивидам, так и по отношению к социально-демографическим группам, в том числе мигрантов. Тем не менее данный подход достаточно широк и, раскрывая качественные характеристики населения, не отражает в полной мере особенности человеческого потенциала.
Говоря о потенциале, И.В. Соболева акцентировала внимание на накопленном населением запасе физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетенции, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемых в разнообразных сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей [5, с. 12].
И формирование, и реализация человеческого потенциала всегда связаны с социальной средой. По мнению О.И. Иванова, человеческий потенциал - это не просто реальные возможности, а сформированные реальные способности (в том числе под влиянием социальной среды и востребованные ею), которые в социальных практиках проявляются и используются или не проявляются и не используются, обеспечивая социальному миру его высокую или низкую жизнеспособность. Рассматривая человеческий потенциал как социально-биологическую целостность, исследователь включает в его структуру следующие компоненты и отношения между ними: демографическая компонента; компонента здоровья; образовательная; трудовая; культурная; гражданская; духовно-нравственная. Каждая из выделенных компонент находится в соответствии с общественно-необходимыми видами деятельности и функциональными императивами [2, с. 145].
Авторы статьи разделяют точку зрения О.И. Иванова о том, что определить уровень человеческого потенциала можно лишь на основе оценки качества каждой из внутренних компонент потенциала, т.е. качества потребностей, способностей и готовностей, учитывая степень их сформированности, развитости потребностей, способностей и готовностей. Более того, чем шире распространены развитые потребности, способности и готовности среди различных категорий населения (в том числе мигрантов), тем выше качество совокупного человеческого потенциала [2, с. 147].
Возрастающее значение Арктики, в том числе как объекта научных исследований, обусловило анализ новых акцент в миграционной политике региона. Многолетнее изучение миграционных процессов на Тюменском севере позволило выявить особенности возрастающего влияния миграционных потоков на формирование и использование человеческого потенциала на Крайнем Севере [6, 7, 8].
Методика и результаты исследования человеческого потенциала прибывающих в циркумполярный регион мигрантов
Цель исследования состояла в подготовке рекомендаций по оценке уровня «человеческого потенциала» прибывающих на Тюменский Север мигрантов на основе качественных характеристик миграционных потоков для решения задач использования и развития человеческого потенциала в регионе.
Основные задачи исследования включали: определение базовых элементов «человеческого потенциала», востребованных в условиях жизнедеятельности на Крайнем Севере; определение базовых элементов «человеческого потенциала» прибывающих мигрантов; выявление факторов, влияющих на использование и развитие «человеческого потенциала» в циркумполярной зоне; разработка подходов к регулированию миграционных процессов в Арктической и субарктической зонах.
Методической основой исследования явился анкетный опрос старожилов северных городов и поселков (объем выборочной совокупности исследования составил 560 респондентов, репрезентирующей взрослое население ХМАО и ЯНАО трудоспособного возраста в возрасте от 18 до 60 лет, в разбивке по следующим возрастным группам: 18-25 лет; 26-35 лет; 36-45 лет; 46-60 лет); экспертный опрос представителей органов власти, силовых структур, систем здравоохранения и образования, коренных малочисленных народов Севера, работодателей (N=150); фокус-группы с мигрантами.
Репрезентативность исследования обеспечивалась использованием модели районированной выборки с квотным отбором респондентов. Выборка включала выделение типичных субъектов циркумполярной зоны. Структура районирования представлена двумя автономными округами Тюменской области - Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом. При непосредственном отборе респондентов и экспертов акцент делался как на их социально-профессиональные признаки, так и на степень взаимодействия с различными категориями мигрантов.
Определение базовых элементов «человеческого потенциала», востребованных в условиях жизнедеятельности на Крайнем Севере, осуществлялось двумя способами. Во-первых, респондентам был предложен набор характеристик человеческого потенциала, из которых они выбирали определенное число позиций; во-вторых, жителям северных территорий, участвующим в опросе, предоставлялась возможность самим сформулировать те качества, которые, по их мнению, наиболее востребованы в циркумполярной зоне. Распределение ответов, полученных первым способом, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Мнение респондентов о базовых элементах человеческого потенциала, наиболее востребованных в циркумполярной зоне (ранги)
Перечень элементов |
Ранг значимости элементов* |
||
старожилы |
мигранты |
эксперты |
|
Здоровье и способность к его сохранению |
1 |
2 |
4 |
Образование и способность к его получению |
3 |
4 |
3 |
Трудоспособность |
4 |
1 |
2 |
Профессионализм и способность к его совершенствованию |
2 |
5 |
1 |
Предпринимательская активность и способность к ее применению |
8 |
7 |
8 |
Инновационная активность и способность к ее применению |
7 |
8 |
9 |
Культура и способность к ее развитию |
6 |
6 |
5 |
Нравственная составляющая и способность к ее развитию |
5 |
3 |
6 |
Гражданская позиция и способность к ее активизации |
9 |
9 |
7 |
*1-й ранг означает наибольшее влияние
Суровые природно-климатические условия жизнедеятельности жителей северных городов и поселков, экологические проблемы обусловили высокий ранг необходимости сохранения здоровья для всех респондентов. В то же время для вновь прибывающих наибольшее значение имеет трудоспособность, поскольку значительную часть из них составляют именно трудовые мигранты. По мнению старожилов и экспертов, в условиях кризиса больше возможностей имеют именно профессионалы, тогда как мигранты считают, что их профессиональные качества, как и уровень образования, не играют существенной роли в процессе трудоустройства. Представляется, что не получившие поддержку респондентов и экспертов такие компоненты человеческого потенциала, как предпринимательская активность и способность к инновационным действиям, а также активная гражданская позиция, связаны со спецификой производственного сектора - стабильно развивающейся нефтегазодобычей и использованием ресурсного потенциала региона в рамках традиционного образа жизни и природопользования коренных малочисленных народов Севера. Средний ранг культурной и нравственной компонент говорит об их значимости, но не готовности респондентов совершенствоваться в данном направлении. При этом опрос показал, что старожилы понимают негативные последствия падения морали, снижения роли внутрисемейных связей, роста преступности, утраты знаний и традиций аборигенных этносов, желают быть полезными государству и обществу, но как реализовать свой потенциал в данном направлении на уровне социальной территориальной общности, в каких формах - не представляют. Мигранты, отмечая столь высокое значение нравственной составляющей, связывают ее содержание, как правило, с отношением к религии, своей семье, родственникам и знакомым, которые способствовали их пребыванию на Тюменском Севере.
В то же время беседы со старожилами, интервьюирование экспертов и фокус-группы с мигрантами, в процессе которых респондентам предоставлялась возможность самим сформулировать качества, по их мнению, наиболее востребованные на Крайнем Севере, позволили расставить иные акценты в структурной характеристике человеческого потенциала и определении возможности его реализации. Интервьюирование позволило определить и факторы, влияющие на формирование и развитие человеческого потенциала. Так, по мнению экспертов, достаточно высокий уровень социально-экономического развития ХМАО и ЯНАО оказывает положительное воздействие как на уровень занятости, так и на доходы населения, что расширяет возможности в получении образования и медицинских услуг, а также косвенно определяет такие показатели развития человеческого потенциала, как рождаемость и смертность. Кроме того, северная специфика предопределяет ограниченность локальных рынков труда в объеме рабочих мест из-за монопроизводственного фактора, их высокую географическую изолированность, сложности в организации новых производств на основе малых и средних предприятий из-за дополнительных транспортных издержек и затрат на воспроизводство рабочей силы. Альтернативные же возможности занятости - самозанятость и занятость по найму в частном секторе - присутствуют, но для малого бизнеса более благоприятны регионы с высокой плотностью населения и развитой инфраструктурой, а потому предпринимательство не находит широкой поддержки среди населения.
К образованию и необходимости его получения отношение северян противоречиво. С одной стороны, независимо от уровня доходов и доступности образовательных услуг в образование детей вкладываются значительные средства. С другой стороны, по мнению старожилов, не столько образование, сколько связи определяют возможности трудоустройства, уровень заработной платы и многое другое. Сказывается и проблема высокой трудоемкости производства, изначально ориентированного на дешевый труд, источником которого были люди, молодежь, не обладающие высокой квалификацией, что привлекало и привлекает большое число мигрантов.
Интересно, что сами жители северных городов и поселков считают важнейшим элементом человеческого потенциала, не обозначенным отдельно в предложенном перечне компонентов, способность к адаптации и социализации. Старожилы прошли (и проходят) непростой процесс адаптации к природно-климатическим условиям жизнедеятельности на Севере. Кроме того, на протяжении десятилетий сложно проходила (и проходит) взаимная адаптация культуры и образа жизни коренных многочисленных народов Севера и прибывающих переселенцев. Неоднозначность процессов промышленного освоения северных территорий, низкая ценность человеческой жизни приводили (и приводят) к сверхсмертности мужчин, алкоголизму, травматизму, социальным заболеваниям. Эксперты отмечают, что все это существенно снижает отдачу от инвестиций в человеческий капитал. Ситуация усугубилась избранной для реализации «шоковой» модели трансформации российского общества. Перманентное стрессовое состояние как старожилов, так и представителей коренных малочисленных народов Севера снижает сопротивляемость организма и вызывает характерные патологические изменения - депрессии, депривацию, девиацию. При этом в ситуации культурного шока находятся и прибывающие сегодня в циркумполярную зону мигранты, и коренные жители северных территорий.
Следует признать существенное значение в повседневных практиках коренных народов Севера межличностных, межсемейных и межродовых контактов, когда неэтичное поведение в отношении соседей грозит рассогласованием системы общего взаимодействия, без которого невозможно полноценно функционировать. Но и система современных миграций на Север Тюменской области основана на согласовании личностных, семейных, клановых, земляческих интересов и отношений, тогда как повышенный миграционный обмен ослабляет социальные связи, что предопределяет связанные с этим высокий криминогенный уровень, неустойчивость семьи как социального института, разрыв межпоколенных отношений, преобладание малой семьи, проблемы сохранения этнической культуры коренного и пришлого населения, традиций, моральных норм.
В то же время, если для народов Крайнего Севера характерны тонкое чувство меры в балансе индивидуального и общественного, чувство справедливости, чуткое отношение к природе, заложенное в их ментальности и поведении, то совсем другое отношение они видят к природе, традиционной культуре прибывающих мигрантов и вахтовиков. Это приводит к тому, что местные жители видят угрозу в притоке южных мигрантов, которые претендуют на рабочие места, губят хрупкую северную природу, способствуют разрушению традиционного образа жизни.
В сложившейся ситуации важно определить основные подходы к регулированию миграционных потоков в циркумполярном регионе. При этом большое значение приобретает поиск таких социальных механизмов воздействия на миграционные процессы в регионе, которые позволят обеспечить целостность человеческого потенциала общностей, всего населения Арктической и субарктической зон. Вероятно, здесь можно опереться на сильные социальные связи в среде коренных жителей и мигрантов, о которых говорилось выше. Но при этом следует формировать потребность, способность и готовность индивидов и социальных общностей поддерживать и усиливать положительные прямые и обратные межгрупповые связи, а не только в этнической среде. Более того, на уровне общественных объединений и территориальных сообществ при поддержке региональных и муниципальных органов власти следует создавать новые социальные связи, отличающиеся высоким уровнем доверия, взаимным уважением, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Формирование новых социальных связей будет возможно только в случае усиления культурной составляющей человеческого потенциала. Именно культурный потенциал обусловит понимание и разных типов, и форм культуры, а также позволит создать и принять новые культурные ценности в процессе совместной деятельности по обживанию северных территорий.
Вместе с тем следует учитывать, что социальные механизмы, направленные на формирование, воспроизводство и развитие человеческого потенциала, не действуют сами по себе. Значит, необходимо постоянно возобновляемое взаимодействие между субъектами потенциала и объективными социально- экономическими условиями, а также совокупностью институтов, включая различные управленческие органы. В качестве приоритетных задач здесь можно выделить поиск путей сочетания традиционного природопользования и индустриальной экономической деятельности; рост образовательного уровня населения и создание систем образования, обеспечивающих воспроизводство культуры северных народов, экологическое мышление жителей северных территорий; развитие социального капитала - поиск сильных социальных партнеров для работы и координационной деятельности, оформление новых структур гражданского общества. При этом предполагается, что не только региональные органы власти, но и социальная политика крупных нефтегазодобывающих предприятий будут определять нормы и правила формирования и развития человеческого потенциала населения циркумполярного региона.
Авторы статьи выражают благодарность Российскому гуманитарному научному фонду (РГНФ) за поддержку при подготовке материала (проект № 15-03-00367а)
Рецензенты:
Белоножко М. Л., д.с.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и муниципального управления, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Мехришвили Л. Л., д. с. н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Ткачёва Н.А., Фокина А.Б. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В АРКТИЧЕСКОМ И СУБАРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21459 (дата обращения: 17.01.2025).