Процессы реализации политики импортозамещения являются одними из важных вопросов, обсуждаемыми представителями экономической науки и практиками, до сих пор не нашедшими однозначной оценки. В первую очередь отсутствует однозначное определение импортозамещения. Во-вторых, отечественные предприятия не готовы к поставке товаров в необходимом объеме и надлежащего качества на российский рынок. Решение этой задачи невозможно без совершенствования финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях. Кроме этого, требуется определить алгоритм их использования при реализации политики импортозамещения.
На наш взгляд, наиболее точным является определение импортозамещения с позиции потребностей региональной экономики. Так, в своей статье А.Н. Макаров пишет, что «...под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства» [3]. Основным направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые востребованы в регионе, имеют высокую добавленную стоимость, затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу. Учет уровня социально-экономического развития территории как раз позволяет наиболее полно задействовать весь имеющийся финансовый, инвестиционный, интеллектуальный потенциалы региона.
Целевыми ориентирами политики импортозамещения должны стать: ускорение инвестиционного процесса, технологическая модернизация действующих производств, рост производительности труда за счет внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции. Только отдельные организации имеют достаточное количество финансовых ресурсов для модернизации. Источниками инвестиций должны стать как средства собственников, так и бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов.
Анализ зарубежного опыта показал, что при государственной политике, направленной на преодоление импортозависимости, наряду с поддержкой конкретных отраслей или групп предприятий и разработкой и реализацией универсальных мер, таких как мониторинг валютного курса, помощь в создании инфраструктуры и универсальных финансовых механизмов (стимулирование инноваций с помощью налоговой политики, создание льготных условий для импорта и освоения новых технологий, регулирование прямых иностранных инвестиций и т.д.), необходимо создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей, регионов с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке [6]. При этом необходимо учитывать, что присоединение Российской Федерации к ВТО и создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) требуют внесения принципиальных изменений в условия государственной поддержки импортозамещения. 22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. С этого момента РФ является полноправным членом ВТО, в связи с чем обязательно соблюдение международных правил торговли, а также выполнение взятых на себя обязательств. Таким образом, исключается возможность осуществления политики импортозамещения путем ограничения импорта таможенно-тарифными и нетарифными инструментами государственного регулирования, как и субсидирование развития внутреннего производства.
Рассмотрение зарубежного и российского опыта позволяет предложить следующие перспективные, с нашей точки зрения, финансовые механизмы государственного стимулирования и поддержки импортозамещения:
1) поддержка имиджа отечественных производителей, оказание помощи в рекламе и продвижении на рынке;
2) развитие инфраструктуры продвижения импортозамещающих товаров на внутреннем и внешнем рынках (развитие товаропроводящей сети);
3) господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований (включение в приоритетные направления развития, грантовая поддержка инвестиционных проектов в данном направлении, государственные гарантии, поддержка индустрии через механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ);
4) формирование промышленных кластеров для локализации производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес-процессов;
5) развитие технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов, региональных венчурных фондов как механизмов поддержки режимов ГЧП для содействия развитию отрасли.
Отдельные регионы активно начали проводить популяризацию местной продукции путем формирования бренд-зон местных товаров, реализации PR-проектов. Интересен опыт Волгоградской области, где под эгидой Волгоградской городской общественной организации социально-экономического развития региона «Волгоградское качество» при поддержке Администрации Волгоградской области проходит ежегодный проект «Волгоградская земля - Волгоградское качество - Сделано в Волгограде» [4].
Развитие товаропроводящей сети на региональном рынке, организация эффективного взаимодействия областных производителей с торговыми сетевыми компаниями являются первоочередными задачами. Для этого необходимо разработать систему мер по стимулированию учреждений торговли на реализацию конкурентоспособной продукции крупных, средних и малых предприятий промышленности области. Для развития инфраструктуры продвижения импортозамещающих товаров на внутреннем и внешнем рынках необходимо проведение таких мероприятий, как:
1) развитие и создание под патронажем региональной власти фирменных магазинов местными товаропроизводителями;
2) организация семинаров-совещаний, рабочих встреч товаропроизводителей с представителями торговли и бизнеса для улучшения взаимодействия с целью продвижения продукции местного производства в городах и районах региона;
3) создание системы мониторинга доли продаж продукции местных товаропроизводителей на территории региона, в рамках региональной статистики.
Другим наиболее значимым способом продвижения продукции является информационно-рекламная деятельность, особенно в средствах массовой информации, в том числе электронных. Органами региональной власти могут быть предусмотрены:
1) организация создания и наполнения специального раздела или баннера на Интернет-портале региональных органов власти информацией об основной импортозамещающей продукции и ее производителях на территории области;
2) организация информационных мероприятий в средствах массовой информации по пропаганде достижений в освоении и расширении производства импортозамещающей продукции;
3) организация переподготовки специалистов, имеющих большой опыт практической работы на промышленных предприятиях, обучение их работе в новых экономических условиях (маркетинг, реклама, иностранный язык, оформление зарубежных контрактов и пр.);
4) организация программы повышения квалификации руководителей предприятий в области маркетинга с акцентированием внимания на изучении составления годовых маркетинговых планов предприятий, создании и развитии системы клиентоориентированных маркетинговых служб на предприятиях, направленных на освоение новой, востребованной на рынке продукции, оказание сервисного сопровождения и мониторинга.
Естественно, что действие рекомендуемых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в российской фармацевтической промышленности будет эффективным только при тесном взаимодействии государственной администрации всех уровней с частным бизнесом.
Поддержка производства импортозамещающей продукции может быть осуществлена через такие финансовые механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ, как: кредиты, займы, поручительства, гарантии, направление средств в уставные капиталы юридических лиц, страхование, софинансирование на договорных условиях. Несмотря на привлекательность данных способов поддержки и стимулирования импортозамещения, в современных условиях их использование существенно ограничено. Новая санкционная волна, запущенная властями США в отношении России, затрагивает 11 физических и 15 юридических лиц. Так, санкции распространились на агентство по страхованию экспортных кредитов «Эскар», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), «Проминвестбанк», «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», «ВЭБ-Капитал», «ВЭБ-Инжиниринг», «ВЭБ-Лизинг», «Глобэксбанк», «Краслесинвест», ООО «Ресад», Rose Group, банк «БелВЭБ» (Белоруссия), VEB Asia Limited (Гонконг), которые связаны с Внешэкономбанком, который попал под санкции ранее [5].
В рамках федеральных целевых программ (ФЦП) получили денежные средства на модернизацию основных фондов ряд вузов и НИИ. В связи с достаточно высокой долей коррупционной составляющей эффективность государственных инвестиций остается на низком уровне. Таким образом, данная группа финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения должна дополняться инструментами оценки эффективности инвестиций и контроля за расходованием государственных средств, выделенных в рамках ФЦП.
Еще одним из эффективных механизмов взаимодействия государственной и региональной власти, научно-исследовательских и образовательных структур, бизнеса являются кластерные формы организации, позволяющие одновременно создавать новые рабочие места, разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию, тем самым решая задачу устойчивого развития регионов.
Значительное внимание изучению фармацевтических кластеров уделено в работах А.М. Семенова. В качестве примера автор приводит формирование за полтора десятилетия уральского фармацевтического кластера. В Свердловской области за этот период были построены фармацевтические предприятия, созданы новые клиники и исследовательские группы. Некоторые разработки уральского фармацевтического кластера (противовирусные препараты, нанодиагностические средства и др.) позволили его предприятиям выйти на зарубежные рынки. Предприятия и организации данного кластера планируют к 2020 г. увеличить объем консолидированной выручки до 66 млрд руб. [2].
Важным шагом развития промышленных кластеров стало принятие законодательных норм, разрешающих в особых экономических зонах (ОЭЗ) технико-внедренческого типа осуществлять не только разработки и пилотное производство, но и промышленный выпуск готовой продукции. Соответственно, существует возможность получения синергетического эффекта режима кластера и особой экономической зоны [1].
В депрессивных регионах Российской Федерации формирование и развитие кластерных форм организации невозможно без участия органов государственной власти, позволяющих создать необходимые условия. Большинство исследователей сходятся в позициях относительно организации промышленных кластеров, считая, что инструменты государственной поддержки формирования кластеров, нацеленных на импортозамещение, должны охватывать как российские, так и зарубежные компании, стимулировать гибкие формы кооперационного взаимодействия предприятий крупного, среднего и малого бизнеса [6].
Существенными механизмами поддержки импортозамещения могут выступать бизнес-инкубаторы, региональные венчурные фонды, промышленные парки. Под бизнес-инкубаторами понимают специализированные структуры, предоставляющие начинающим малым предприятиям необходимое оборудование на льготных условиях, а также оказывающие им консультационные услуги на срок до 3 лет. Региональные венчурные фонды создаются для целей финансирования малых предприятий (как правило, в научно-технической сфере), привлекаются профессиональные управляющие компании к управлению фондами на срок не более 7 лет.
Россия и Казахстан создали совместный венчурный фонд с капиталом в 100 млн долл. для финансирования проектов на территории обеих стран. Фондом выбрано восемь стратегических направлений. В качестве якорных инвесторов фонда выступают компании ОАО «Роснано» и Kazyna Capital Management, каждая из которых инвестирует по 25 млн долл. Дополнительно должны быть привлечены средства частных инвесторов. Фонд создается на 10 лет. Средний срок участия фонда в проектах будет составлять 5 лет [6].
Промышленные парки позволяют привлекать прямые инвестиции в экономику регионов, являются эффективным инструментом содействия развитию малого и среднего предпринимательства посредством предоставления в аренду или выкупа земельных участков и помещений, обеспечения необходимой инфраструктурой (транспортной, телекоммуникационной, логистической).
Целесообразно выделять, на наш взгляд, следующие факторы, влияющие на выбор финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях (таблица).
Система факторов, влияющих на выбор финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях
Экзогенные факторы |
Эндогенные факторы |
||
Трансакционные |
Трансформационные |
Трансакционные |
Трансформационные |
Макроэкономические условия, кризисные явления в экономике |
Геополитические риски |
Развитие института ГЧП |
Низкий технико-технологический уровень, морально устаревшие производственные фонды |
Ускорение технологического прогресса |
Высокий страновой инвестиционный риск |
Зависимость от сложной технологической продукции и импортного оборудования |
Сложности привлечения частных инвестиций для финансирования реального сектора экономики |
Изменения структуры и динамики потребительского спроса |
Наличие значительного экспортного потенциала |
Недостаток актуальной статистической информации |
Высокая стоимость реализации мероприятий политики импортозамещения |
Неразвитость инновационной инфраструктуры |
Интенсивность роста цен на сырье и материалы |
Рост межрегиональной конкуренции |
Сжатые сроки проведения политики импортозамещения |
Недостаточное внимание клиентоориентированным, маркетинговым финансовым механизмам |
Диспропорции в развитии регионов и отдельных отраслей |
|
|
В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно только за счет стимулирования инвестиционной (в том числе инновационной) деятельности. По степени приоритетности финансовые механизмы поддержки и стимулирования импортозамещения в долгосрочном периоде можно представить следующим образом:
1. Господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований (включение в приоритетные направления развития, грантовая поддержка инвестиционных проектов в данном направлении, государственные гарантии, поддержка индустрии через механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ).
2. Формирование промышленных кластеров для локализации производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес-процессов.
3. Развитие технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов, региональных венчурных фондов.
Таким образом, предложенный алгоритм принятия решений относительно выбора финансовых механизмов для поддержки и стимулирования импортозамещения позволяет посредством учета внешних условий и внутренних возможностей привлечения финансовых ресурсов для производства импортозамещающей продукции в достаточном количестве и надлежащего качества выявить наиболее перспективные к использованию механизмы в современных условиях.
Рецензенты:
Аникина И.Д., д.э.н., доцент, зав. кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;
Придачук М.П., д.э.н., доцент, заместитель директора Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Киров А.В., Толстель М.С., Сусойкина А.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21193 (дата обращения: 10.05.2025).