Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPROVEMENT OF FINANCIAL MECHANISMS FOR SUPPORTING AND STIMULATING IMPORT SUBSTITUTION IN MODERN CONDITIONS

Kirov A.V. 1 Tolstel M.S. 2 Susoykina A.A. 2
1 Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN)
2 Volgograd State University
In the article the results of using financial mechanisms for supporting and stimulating import substitution in modern conditions are presented. The necessity of the import substitution’s definition from the perspective of the needs of the regional economy is determined. The authors have proposed a promising financial mechanisms of state stimulation and support of import substitution in modern conditions under the sectoral sanctions and the Russian Federation´s commitments upon accession to the WTO. In addition, the factors influencing the choice of financial mechanisms to support and stimulate import substitution are determined. The algorithm for making decisions regarding the selection of financial mechanisms to support and stimulate import substitution, based upon consideration of the external environment and internal capabilities of attracting financial resources for the production of import-substituting products in sufficient quantity and of adequate quality is developed.
financial mechanism
substitution
external and internal factors
sectoral sanctions
WTO
Значительное внимание в Концепции развития Российской Федерации уделяется процессам импортозамещения. В связи с напряженной макроэкономической ситуацией, сложившейся в связи с изменениями внешнеэкономической и политической конъюнктуры, стагнацией на фондовых рынках, проблемами банковского сектора в российской экономике, вызванными введенными секторальными санкциями, с одной стороны, и традиционно высокой долей импортной продукции на рынке страны по отдельным товарным позициям - с другой, процессы импортозамещения важны не только в экономическом и технологическом плане, но и в первую очередь для обеспечения национальной безопасности, решения социальных проблем.

Процессы реализации политики импортозамещения являются одними из важных вопросов, обсуждаемыми представителями экономической науки и практиками, до сих пор не нашедшими однозначной оценки. В первую очередь отсутствует однозначное определение импортозамещения. Во-вторых, отечественные  предприятия не готовы к поставке товаров в необходимом объеме и надлежащего качества на российский рынок. Решение этой задачи невозможно без совершенствования финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях. Кроме этого, требуется определить алгоритм их использования при реализации политики импортозамещения.

На наш взгляд, наиболее точным является определение импортозамещения с позиции потребностей региональной экономики. Так, в своей статье А.Н. Макаров пишет, что «...под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства» [3]. Основным направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые востребованы в регионе, имеют высокую добавленную стоимость, затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу. Учет уровня социально-экономического развития территории как раз позволяет наиболее полно задействовать весь имеющийся финансовый, инвестиционный, интеллектуальный потенциалы региона.

Целевыми ориентирами политики импортозамещения должны стать: ускорение инвестиционного процесса, технологическая модернизация действующих производств, рост производительности труда за счет внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции. Только отдельные организации имеют достаточное количество финансовых ресурсов для модернизации. Источниками инвестиций должны стать как средства собственников, так и бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов.

Анализ зарубежного опыта показал, что при государственной политике, направленной на преодоление импортозависимости, наряду с поддержкой конкретных отраслей или групп предприятий и разработкой и реализацией универсальных мер, таких как мониторинг валютного курса, помощь в создании инфраструктуры и универсальных финансовых механизмов (стимулирование инноваций с помощью налоговой политики, создание льготных условий для импорта и освоения новых технологий, регулирование прямых иностранных инвестиций и т.д.), необходимо создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей, регионов с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке [6]. При этом необходимо учитывать, что присоединение Российской Федерации к ВТО и создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) требуют внесения принципиальных изменений в условия государственной поддержки импортозамещения. 22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. С этого момента РФ является полноправным членом ВТО, в связи с чем обязательно соблюдение международных правил торговли, а также выполнение взятых на себя обязательств. Таким образом, исключается возможность осуществления политики импортозамещения путем ограничения импорта таможенно-тарифными и нетарифными инструментами государственного регулирования, как и субсидирование развития внутреннего производства.

Рассмотрение зарубежного и российского опыта позволяет предложить следующие перспективные, с нашей точки зрения, финансовые механизмы государственного стимулирования и поддержки импортозамещения:

1) поддержка имиджа отечественных производителей, оказание помощи в рекламе и продвижении на рынке;

2) развитие инфраструктуры продвижения импортозамещающих товаров на внутреннем и внешнем рынках (развитие товаропроводящей сети);

3) господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований (включение в приоритетные направления развития, грантовая поддержка инвестиционных проектов в данном направлении, государственные гарантии, поддержка индустрии через механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ);

4) формирование промышленных кластеров для локализации производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес-процессов;

5) развитие технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов, региональных венчурных фондов как механизмов поддержки режимов ГЧП для содействия развитию отрасли.

Отдельные регионы активно начали проводить популяризацию местной продукции путем формирования бренд-зон местных товаров, реализации PR-проектов. Интересен опыт Волгоградской области, где под эгидой Волгоградской городской общественной организации социально-экономического развития региона «Волгоградское качество» при поддержке Администрации Волгоградской области проходит ежегодный проект «Волгоградская земля - Волгоградское качество - Сделано в Волгограде» [4].

Развитие товаропроводящей сети на региональном рынке, организация эффективного взаимодействия областных производителей с торговыми сетевыми компаниями являются первоочередными задачами. Для этого необходимо разработать систему мер по стимулированию учреждений торговли на реализацию конкурентоспособной продукции крупных, средних и малых предприятий промышленности области. Для развития инфраструктуры продвижения импортозамещающих товаров на внутреннем и внешнем рынках необходимо проведение таких мероприятий, как:

1) развитие и создание под патронажем региональной власти фирменных магазинов местными товаропроизводителями;

2) организация семинаров-совещаний, рабочих встреч товаропроизводителей с представителями торговли и бизнеса для улучшения взаимодействия с целью продвижения продукции местного производства в городах и районах региона;

3) создание системы мониторинга доли продаж продукции местных товаропроизводителей на территории региона, в рамках региональной статистики.

Другим наиболее значимым способом продвижения продукции является информационно-рекламная деятельность, особенно в средствах массовой информации, в том числе электронных. Органами региональной власти могут быть предусмотрены:

1) организация создания и наполнения специального раздела или баннера на Интернет-портале региональных органов власти информацией об основной импортозамещающей продукции и ее производителях на территории области;

2) организация информационных мероприятий в средствах массовой информации по пропаганде достижений в освоении и расширении производства импортозамещающей продукции;

3) организация переподготовки специалистов, имеющих большой опыт практической работы на промышленных предприятиях, обучение их работе в новых экономических условиях (маркетинг, реклама, иностранный язык, оформление зарубежных контрактов и пр.);

4) организация программы повышения квалификации руководителей предприятий в области маркетинга с акцентированием внимания на изучении составления годовых маркетинговых планов предприятий, создании и развитии системы клиентоориентированных маркетинговых служб на предприятиях, направленных на освоение новой, востребованной на рынке продукции, оказание сервисного сопровождения и мониторинга.

Естественно, что действие рекомендуемых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в российской фармацевтической промышленности будет эффективным только при тесном взаимодействии государственной администрации всех уровней с частным бизнесом.

Поддержка производства импортозамещающей продукции может быть осуществлена через такие финансовые механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ, как: кредиты, займы, поручительства, гарантии, направление средств в уставные капиталы юридических лиц, страхование, софинансирование на договорных условиях. Несмотря на привлекательность данных способов поддержки и стимулирования импортозамещения, в современных условиях их использование существенно ограничено. Новая санкционная волна, запущенная властями США в отношении России, затрагивает 11 физических и 15 юридических лиц. Так, санкции распространились на агентство по страхованию экспортных кредитов «Эскар», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), «Проминвестбанк», «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», «ВЭБ-Капитал», «ВЭБ-Инжиниринг», «ВЭБ-Лизинг», «Глобэксбанк», «Краслесинвест», ООО «Ресад», Rose Group, банк «БелВЭБ» (Белоруссия), VEB Asia Limited (Гонконг), которые связаны с Внешэкономбанком, который попал под санкции ранее [5].

В рамках федеральных целевых программ (ФЦП) получили денежные средства на модернизацию основных фондов ряд вузов и НИИ. В связи с достаточно высокой долей коррупционной составляющей эффективность государственных инвестиций остается на низком уровне. Таким образом, данная группа финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения должна дополняться инструментами оценки эффективности инвестиций и контроля за расходованием государственных средств, выделенных в рамках ФЦП.

Еще одним из эффективных механизмов взаимодействия государственной и региональной власти, научно-исследовательских и образовательных структур, бизнеса являются кластерные формы организации, позволяющие одновременно создавать новые рабочие места, разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию, тем самым решая задачу устойчивого развития регионов.

Значительное внимание изучению фармацевтических кластеров уделено в работах А.М. Семенова. В качестве примера автор приводит формирование за полтора десятилетия уральского фармацевтического кластера. В Свердловской области за этот период были построены фармацевтические предприятия, созданы новые клиники и исследовательские группы. Некоторые разработки уральского фармацевтического кластера (противовирусные препараты, нанодиагностические средства и др.) позволили его предприятиям выйти на зарубежные рынки. Предприятия и организации данного кластера планируют к 2020 г. увеличить объем консолидированной выручки до 66 млрд руб. [2].

Важным шагом развития промышленных кластеров стало принятие законодательных норм, разрешающих в особых экономических зонах (ОЭЗ) технико-внедренческого типа осуществлять не только разработки и пилотное производство, но и промышленный выпуск готовой продукции. Соответственно, существует возможность получения синергетического эффекта режима кластера и особой экономической зоны [1].

В депрессивных регионах Российской Федерации формирование и развитие кластерных форм организации невозможно без участия органов государственной власти, позволяющих создать необходимые условия. Большинство исследователей сходятся в позициях относительно организации промышленных кластеров, считая, что инструменты государственной поддержки формирования кластеров, нацеленных на импортозамещение, должны охватывать как российские, так и зарубежные компании, стимулировать гибкие формы кооперационного взаимодействия предприятий крупного, среднего и малого бизнеса [6].

Существенными механизмами поддержки импортозамещения могут выступать бизнес-инкубаторы, региональные венчурные фонды, промышленные парки. Под бизнес-инкубаторами понимают специализированные структуры, предоставляющие начинающим малым предприятиям необходимое оборудование на льготных условиях, а также оказывающие им консультационные услуги на срок до 3 лет. Региональные венчурные фонды создаются для целей финансирования малых предприятий (как правило, в научно-технической сфере), привлекаются профессиональные управляющие компании к управлению фондами на срок не более 7 лет.

Россия и Казахстан создали совместный венчурный фонд с капиталом в 100 млн долл. для финансирования проектов на территории обеих стран. Фондом выбрано восемь стратегических направлений. В качестве якорных инвесторов фонда выступают компании ОАО «Роснано» и Kazyna Capital Management, каждая из которых инвестирует по 25 млн долл. Дополнительно должны быть привлечены средства частных инвесторов. Фонд создается на 10 лет. Средний срок участия фонда в проектах будет составлять 5 лет [6].

Промышленные парки позволяют привлекать прямые инвестиции в экономику регионов, являются эффективным инструментом содействия развитию малого и среднего предпринимательства посредством предоставления в аренду или выкупа земельных участков и помещений, обеспечения необходимой инфраструктурой (транспортной, телекоммуникационной, логистической).

Целесообразно выделять, на наш взгляд, следующие факторы, влияющие на выбор финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях (таблица).

Система факторов, влияющих на выбор финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях

Экзогенные факторы

Эндогенные факторы

Трансакционные

Трансформационные

Трансакционные

Трансформационные

Макроэкономические условия, кризисные явления в экономике

Геополитические риски

Развитие института ГЧП

Низкий технико-технологический уровень, морально устаревшие производственные фонды

Ускорение технологического прогресса

Высокий страновой инвестиционный риск

Зависимость от сложной технологической продукции и импортного оборудования

Сложности привлечения частных инвестиций для финансирования реального сектора экономики

Изменения структуры и динамики потребительского спроса

Наличие значительного экспортного потенциала

Недостаток актуальной статистической информации

Высокая стоимость реализации мероприятий политики импортозамещения

Неразвитость инновационной инфраструктуры

Интенсивность роста цен на сырье и материалы

Рост межрегиональной конкуренции

Сжатые сроки проведения политики импортозамещения

Недостаточное внимание клиентоориентированным, маркетинговым финансовым механизмам

Диспропорции в развитии регионов и отдельных отраслей

 

 

В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно только за счет стимулирования инвестиционной (в том числе инновационной) деятельности. По степени приоритетности финансовые механизмы поддержки и стимулирования импортозамещения в долгосрочном периоде можно представить следующим образом:

1. Господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований (включение в приоритетные направления развития, грантовая поддержка инвестиционных проектов в данном направлении, государственные гарантии, поддержка индустрии через механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ).

2. Формирование промышленных кластеров для локализации производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес-процессов.

3. Развитие технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов, региональных венчурных фондов.

Таким образом, предложенный алгоритм принятия решений относительно выбора финансовых механизмов для поддержки и стимулирования импортозамещения позволяет посредством учета внешних условий и внутренних возможностей привлечения финансовых ресурсов для производства импортозамещающей продукции в достаточном количестве и надлежащего качества выявить наиболее перспективные к использованию механизмы в современных условиях.

Рецензенты:

Аникина И.Д., д.э.н., доцент, зав. кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;

Придачук М.П., д.э.н.,  доцент, заместитель директора Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград.