В историографии изучаемой проблемы можно выделить три основные группы - дореволюционную, советскую и постсоветскую, включая современную.
Дореволюционная отечественная историография представлена, главным образом, исследованиями по истории православия. Процесс христианизации Осетии обстоятельно исследован в историческом очерке протоиерея И. Беляева «Русские миссии на окраинах», где разбирается деятельность «Осетинского подворья», начальный этап работы «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», отдельных миссионеров [3]. В работе проведено описание культурной и социально-политической среды в Осетии, которое трудно назвать объективным и беспристрастным, но приведенные сведения о результатах миссионерства среди осетин представляют определенный интерес для настоящего исследования. Известный декабрист-кавказовед В.С. Толстой в «Очерке проповеди на Кавказе Великороссийской православной веры» описал пути проникновения христианства на Северный Кавказ, деятельность грузинских и русских миссионеров в Осетии, открытие Моздокской епархии, затем духовной осетинской епархии в Тифлисе [39]. В работе П.Г. Буткова «Материалы по новой истории Кавказа с 1722 по 1803 годы» подробно рассматривается процесс христианизации Северного Кавказа и Северной Осетии в частности, описывается деятельность Осетинской духовной комиссии, приводятся обширные статистические данные, исторические факты и описания жизни и быта осетин [8]. Интересные сведения о Владикавказской епархии содержатся в работе И. Попова «Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский», посвященной церковно-практической и просветительской деятельности Иосифа Чепиговского [32].
Особое место в дореволюционной историографии занимает исследование А. Гатуева «Христианство в Осетии», где кроме вышеуказанных вопросов описывается деятельность первых осетинских священнослужителей в горных приходах, в церковно-приходских школах, конфессиональное состояние местного населения [9,12]. Отдельные вопросы, связанные с православием в Осетии, были исследованы и другими представителями осетинской духовной интеллигенции.
В советской историографии роль религиозных институтов и церковнослужителей преподносилась как антигосударственная, в них преобладали идеологические установки, основанные на пропаганде атеизма. Конфессиональные аспекты общественного и культурного развития не становились предметом специального исследования, но в отдельных монографиях они рассматривались в контексте российско-кавказского взаимодействия. Так, в работах М.М. Блиева по истории русско-осетинских отношений изучена деятельность «Осетинского подворья» («Осетинской духовной комиссии»), «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» в политическом контексте русско-осетинских отношений, как составляющая политики Российской империи [6,7].
В работах, посвященных светской культуре Осетии, общественной мысли, истории народного образования, объективному исследователю сложно было обойти просветительскую роль православия, стоявшего у истоков образования и появления книжной культуры, а также деятельность отдельных просветителей - осетинских священников, учителей церковно-приходских школ. В своих работах М.С. Тотоев, Г.И. Цибиров и ряд других авторов [40,41,45] рассматривали эти вопросы как факты развития национальной культуры, но не связывали их с православием. Историки народного образования подвергали критике религиозное образование и воспитание, и, как правило, оценивали их как способ христианизации населения.
Современная историография включает исследования, появившиеся с 1990-ых годов до настоящего времени.
Конфессиональные аспекты политического и социально-культурного развития Осетии нашли отражение в новых обобщающих трудах, где впервые исследуется позитивная роль православия в развитии образования и культуры осетинского народа [22,31]. В работах, посвященных истории формирования и деятельности осетинской интеллигенции в период пореформенной модернизации ХIХ века, представлена характеристика ее профессиональных групп, в том числе церковной интеллигенции, активно включенной в различные виды социальной и культурно-просветительской деятельности [14,37,15.16]. Основной историографической тенденцией становится переосмысление роли православия в культуре, в частности в развитии народного образования [2,33].
Конфессиональная составляющая городской культуры исследована в монографиях, посвященных городскому культурному пространству Северного Кавказа, и прежде всего города Владикавказ, в хронологических рамках, охватывающих период с ХVIII по начало ХХ века[23,24,25,42].
В современной историографии обозначилось биографическое направление, в рамках которого возвращаются незаслуженно забытые имена. Ряд монографических исследований посвящен представителям осетинской духовной интеллигенции, сподвижникам, которые наряду с церковно-практической деятельностью активно занимались просвещением своего народа. Среди них - исследования по жизни и деятельности Аксо Колиева, Харлампия Цомаева, Сека Гадиева, Моисея Коцоева, Николая Цопанова и др. [1,4,17,28,38,47]. Обобщающее исследование по церковной интеллигенции Осетии впервые было предпринято Ф.Р. Бираговой: на обширном архивном материале ей удалось обосновать правомерность применения понятия «церковная интеллигенция» к осетинским священнослужителям, определить ее состав и источники формирования, выявить неизвестные и малоизвестные имена, изучить проповедническую, культурно-просветительскую и общественную деятельность осетинских священников [5]. Проблема церковной интеллигенции получила дальнейшее развитие в новой монографии Л.К. Гостиевой «Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве 2 половины ХIХ - начала ХХ в.», где представлен обширный биографический ряд и обстоятельный анализ многоплановой деятельности осетинских священников, включая и неисследованный ранее вклад в развитие осетинской этнографии [13].
Другим заметным направлением современной историографии является изучение истории Русской православной церкви в Осетии в советский период.
Впервые целостная картина развития государственно-церковных отношений в годы «атеистических пятилеток» представлена в монографии С.А. Хубуловой «Весь мир мой храм: поликонфессиональный Владикавказ в ХХ веке», где на примере города Владикавказ в широком общероссийском контексте, поэтапно рассмотрен сложный и неоднозначный процесс формирования государственной конфессиональной политики [44].
Деятельность РПЦ в Осетии в короткий, но весьма значимый период с 1917 по 1924 годы освещена в диссертационном исследовании А.А. Горобец [12], где изучены формы взаимодействия церковной и светской власти в условиях коренных преобразований в стране. В более широких хронологических рамках, охватывающих ХХ и начало ХХI века, рассмотрена история взаимоотношений РПЦ и государства на материалах Осетии в исследовании И.А. Гиоевой [11], предпринявшей попытку периодизации этого процесса, которая, наш взгляд, может быть существенно дополнена. Отдельные аспекты проблемы, в частности влияние государственно-церковных отношений на различные сферы жизнедеятельности советского общества, нашли отражение в научных статьях и материалах научных конференций[18,34,36].
Объектом пристального исследовательского внимания являются и современные конфессиональные аспекты общественной жизни [33,20,35,43], которые подвергаются постоянному мониторингу научными организациями и отдельными исследователями, в том числе и по инициативе министерств и ведомств Республики Северная Осетия-Алания. Межконфессиональные отношения, тесно связанные с межнациональными, нашли отражение в работах, посвященных межэтническим отношениям, в частности, в работах А.Х. Магометова «Самые чувствительные нервы (межнациональные отношения и интернациональное воспитание: история и современность)»[26].
Из современной церковно-исторической литературы следует отметить работу Высокопреосвященного Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» [10,29], в которой исследована история Кавказской и Владикавказской епархии и миссионерская деятельность среди горцев Северного Кавказа. Игумен Андрей (Мороз) в монографии «История Владикавказской епархии» описывает историю Моздокского викариатства Астраханской епархии и епископов Владикавказской епархии, деятельность осетинской духовной комиссии в Тифлисе, рассматривает систему управления осетинскими приходами во Владикавказском военном округе [21].
Приведенный историографический обзор показывает, что основное внимание исследователей как дореволюционного, советского, так и современного периодов, уделено проблемам православия. Значительно меньше работ посвящено исследованию исламского фактора в общественной жизни Осетии, его места в российской государственной политике в Осетии. Среди них следует отметить работы Т.Е. Дзеранова, И.Т. Марзоева, Е.Х. Наскидаевой и др. [19,27,30]. Не становилась объектом специального исследовательского внимания политика государства в отношении других конфессий и этнических групп, издавна проживающих в Осетии.
Следует также отметить, что в отечественной историографии пока нет обобщающего труда с объективным и всесторонним исследованием конфессиональных аспектов политического и социокультурного развития Осетии, с учетом ее полиэтничности и поликонфессиональности.
Рецензенты:
Айларова С.А., д.и.н., заместитель директора по научной работе ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ;
Чибиров Л.А., д.и.н., зав. отделом этнологии ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Келехсаев Р.К. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ОСЕТИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21171 (дата обращения: 10.05.2025).