Цель исследования - рассмотреть состояние мировых исследований в сфере выявления системной динамики информационно-коммуникационного пространства во взаимосвязи с социально-экономическим развитием северных территорий.
Материал и специфика исследования
Выбор объекта (Северо-Арктические территории России) и предмета (системная динамика информационно-коммуникационного пространства и взаимосвязь с социально-экономическим развитием Северо-Арктической территории РФ) предопределяет рассмотрение состояния мировых исследований с двух точек зрения. Во-первых - в контексте весьма специфического объекта, традиционно рассматриваемого в мировой науке в рамках особого направления социально-экономических исследований и теории управления - Североведения [9, 22]. Во-вторых - рассмотрение мировых исследований, посвященных экономическим вопросам развития информационно-коммуникационных технологий.
Основные результаты рассмотрения состояния мировых исследований по изучаемой проблеме
Рассмотрим первый аспект - современные позиции Североведения. Достаточно полно специфика зарубежных исследований в сфере социально-экономического развития Северо-Арктических территорий представлена в работах [8; 10; 14; 18; 11, С.18; 16]. Обобщение этих работ указывает, что заселение и социально-экономическое обустройство северных территорий считается важной задачей региональной политики зарубежных стран. Как отмечают исследователи: «задачи политики по отношению к инфраструктурному обустройству Северо-Арктических территорий понимаются в зарубежных северных странах примерно одинаково - обеспечение равенства в доступе населения и бизнеса северных территорий к товарам, услугам, информации с остальными территориями страны» [19]. При этом подчеркивается особенная актуальность и соответствующая активность зарубежных исследований в сфере информатизации северных территорий [18]. Эта актуальность связывается с двумя факторами: 1) социальный фактор - социальная значимость информатизации в связи с проблемой удаленности и слабой транспортной доступности северных территорий [2, 20, 26, 27]; 2) экономический фактор - повышенные, специфические "северные" расходы, требующие особых мер государственного управления [2, 23, 25, 27].
В работах в сфере отечественного Cевероведения исследователи отмечают, что в России закрепление населения на Севере не считается одной из основных задач территориальной политики [12, 13]. И большинство ученых обосновывают ошибочность такой политики и предлагают возможные варианты устойчивого социального и экономического развития Севера [6, 16, 17]. Но и в этих исследованиях, включая исследования авторов настоящей статьи, нередко проявляется основное противоречие современной теории управления российским Севером, часть позиций которой базируется на опыте и возможностях плановой экономики периода СССР, часть - на основах управления северными территориями западных стран, которые невозможно полностью применить к регулированию процессов на российских Северо-Арктических территориях [см., напр.: 5, 15, 34]. В таком контексте выглядят перспективными с теоретической и практической точки зрения исследования, которые выявляют специфику системной динамики черт новой экономики и влияния выявленных особенностей на социально-экономическое развитие конкретных территорий. В наших исследованиях мы взяли для рассмотрения такого влияния информационно-коммуникационные технологии, а конкретными территориями - Северо-Арктические территории России.
Рассмотрим вторую необходимую составляющую нашего исследования - непосредственно тенденции развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их связь с социально-экономическим развитием территорий.
Исследования специфики развития ИКТ, их влияния на экономический рост и социальное развитие являются одним из базовых направлений работ мировой науки. Естественно объяснение повышенному вниманию - огромные ресурсы, вовлеченные в процессы развития ИКТ, порожденные интересами безопасности, экономическими и социальными потребностями [4].
Зарубежные работы связаны с решением следующих задач: 1) оценка влияния ИКТ на производительность труда стран и отраслей [28, 31]; 2) выявление факторов, которые способствуют развитию информатизации [29, 30]; 3) активация внимания к тем сферам, где государство или частный бизнес смогут добиться наибольших результатов для запуска факторов развития ИКТ и соответствующих экономических эффектов [32]. Согласно результатам исследований, именно от уровня развития ИКТ существенно зависят темпы экономического роста, производительность труда, характеристики качества жизни населения. Поэтому результаты этих работ отражаются в формировании экономической и социальной политики, а также практических шагах государственного регулирования развитых стран [30, 31, 32]. Например, еще в 2000 году лидеры ЕС приняли план экономических реформ, цель которого - превратить ЕС «в наиболее динамичную и конкурентоспособную информационную экономику в мире». Значимость подобного рода документов обусловливается одной из основных проблем Европы - отставанием от США в производительности труда и темпах ее роста [33].
В России также наблюдается активизация исследований по всем трем задачам. Специфика исследований определяется неизбежным позиционированием тенденции догоняющего развития России в области развития ИКТ [3, С.28-39; 20]. И именно такая специфика модернизационных процессов порождает, нередко, неожиданные выводы по результатам исследований. Например, устойчивый для мировой науки тезис, что именно уровень развития информационно-коммуникационных технологий определяет темпы экономического роста, мало соответствует российским реалиям [4, 24]. Или, например, выявленная неоднозначность экономических эффектов легализации программного обеспечения для российской экономики [2] закономерно приводит к формулировке российскими исследователями новых перспективных направлений развития информатизации в России [1].
Заключение
Отметим, что выявленные различия теоретических построений не носят характер непримиримых противоречий. В основе отсутствия единства мнений лежит, скорее, именно многоаспектность предмета (напомним, системная динамика информационно-коммуникационного пространства и взаимосвязь с социально-экономическим развитием Северо-Арктической территории РФ) и специфическая сложность объекта исследования (Северо-Арктические территории России). Вместе с тем существующая неопределенность теоретико-методологических положений определяет специфику дальнейших исследований - проведение количественного анализа, свободного от субъективного восприятия, соотнесение результатов с теорией и построение новых теоретико-методологических положений.
Статья подготовлена на основе исследований, поддержанных двумя грантами РГНФ: №14-02-00128 «Трансформация социально-экономического пространства Севера России и альтернативы развития» и №15-02-00127 «Системная динамика информационно-коммуникационного пространства и социально-экономическое развитие Северо-Арктических территорий России».
Рецензенты:
Скуфьина Т.П., д.э.н., профессор, зав. отделом Института экономических проблем, г. Апатиты;
Селин В.С., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН ИЭП КНЦ РАН, г. Апатиты.
Библиографическая ссылка
Баранов С.В., Самарина В.П. СИСТЕМНАЯ ДИНАМИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21083 (дата обращения: 10.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.122-21083