В данной работе предпринята попытка рассмотреть вопросы урегулирования данной проблемы и пути её решения для благополучного развития города Саратова. С этой целью были проведены интервью с представителями лодочных станций - владельцами маломерных судов и работниками лодочных баз, а также и с сотрудниками Саратовского Областного Музея Краеведения. На основании данных анализа интервью показана сущность, цель и задача функционирования маломерного водного транспорта и важность сохранности баз на прежнем месте.
Проблема реализации права на город: на примере лодочников Саратова
В классической теории гражданства Т. Маршалл впервые рассмотрел проблематику гражданского статуса в стратификационном аспекте. Существует две перспективы в осмыслении гражданства, гражданство как подданство и гражданство как участие. В первом случае акцент сделан на обязанности перед государством и праве на предоставляемую государством защиту. Во втором случае акцент смещается с юридического отношения к политическому. Быть гражданином означает являться членом определенного политического сообщества и иметь право на участие в его жизни [4]. Таким образом, гражданство состоит из гражданства как статуса и гражданства как отношений между индивидом и общественным пространством, включающим городские структуры и институты. Современное городское сообщество состоит из различных страт и социальных групп, объединенных общими чертами и интересами [1]. Одним из таких сообществ являются любители активного отдыха и водного туризма - владельцы собственных лодок и иного речного транспорта. Современные реалии одного из городов на реке Волга сопряжены с тотальным пересмотром права горожан (в том числе лодочников) на прибрежные зоны. Вот уже несколько лет в городе Саратове социальная страта любителей водного отдыха пытается отстоять свое право на город и протестует против сноса лодочных баз. Это пример когда группа «Лодочников» протестует против сноса и уничтожения маломерного флота в городе. Ещё в 2010 году лодочные станции располагались от улицы «Провиантская» и приблизительно до Саратовского речного порта. За зиму 2011-2012 годов были снесены лодочные станции «ВОЛЖАНКА», «ВЫСОТА», «УНИВЕРСАЛ», а осенью 2014 года снесена лодочная станция «ВОЛНА». Суть проблемы сноса лодочных станций - это строительство новой набережной и проведение берегоукрепительных работ. По мнению некоторых представителей местной власти, лодочные станции не должны располагаться на набережной, так как они портят облик города.
Безусловно, строительство набережной - проект в интересах всего городского сообщества, однако любителям маломерного речного флота не предложено никаких альтернатив, и это при высокой функциональности данного ресурса как потенциального перевозчика в условиях перегруженности моста Саратов-Энгельс, отсутствии альтернативного городского речного транспорта и высокого спроса горожан на такие перевозки, особенно в период дачного сезона. Второй вопрос, имеющий косвенное отношение к нашей теме - будет ли новая набережная украшением города. По сообщению информационного агентства «Взгляд-инфо»: «На новой набережной стали обрушаться лестницы. По ним невозможно подниматься и опускаться, не получив травмы. Участок новой набережной находится в плачевном состоянии» [6]. Согласно мнению представителей социальной страты лодочников - причины провала на новом участке набережной вызваны тем, что в ходе строительства использовался речной ил вместо строительных материалов. «Мы еще два года назад на митинге предупреждали, что так строить нельзя. В набережную вместо щебенки и песка сыпали ил с Волги. То есть громадные объемы платного материала заменили бесплатным. Сейчас разрушается участок, построенный в 2012 году, а в следующем году, наверное, будет сыпаться и третья очередь, введенная совсем недавно. Потому что технология строительства не менялась» [3]. Новые участки набережной обрушаются с громадной скоростью, старые прибрежные участки, построенные во времена СССР, сохраняются лучше, чем вновь выстроенные новые площади. Однако рассмотрение этого аспекта проблемы не является прямой задачей данной статьи, а требует отдельного анализа компетентных органов.
Складывающаяся сегодня в Саратове архитектурная и инфраструктурная обстановка красноречиво говорит о том, кто «главный» пользователь социального пространства. Безальтернативный снос лодочных станций, комичная борьба с единственным на побережье Саратова пляжем «Затон» путем переименования его в солярий в связи с нежеланием создать там все необходимые с точки зрения безопасности меры пляжного отдыха, свидетельствует о наделении огромных групп горожан статусом «несущественных», «не важных» членов общества, их право на город и берег реки попирается.
Лодочники Саратова - это неотъемлемая исторически сложившаяся группа населения, совершенно законно имеющая право на город, но все чаще решения относительно облика города и его прибрежных зон принимаются авторитарно, создаются симулякры гражданского участия, однако мнение реальных городских сообществ игнорируется. С 2012 года лодочниками Саратова неоднократно проводились митинги против сноса лодочных баз Заводского района и Зелёного острова. В ходе проведения каждого митинга лодочники обращались с просьбой к местным властям о прекращении уничтожения маломерного флота и различных видов спорта, базирующихся на этих базах, в том числе и парусного. 30 сентября 2013 года городскими активистами был проведён очередной митинг с участием около 300 владельцев маломерных судов. Членом инициативной группы был задан вопрос в духе классического понимания права на город: «Кто дал вам право решать за нас, как нам жить? Росчерком пера казнили всех - и детей, и стариков, пенсионеров, и инвалидов, молодое поколение и рабочий класс. Чем мы заслужили такое отношение, чем мы так провинились перед городом?» [5]. В поддержку лодочников вступали партии «ЛДПР»; «КПРФ». 23 марта 2013 года прошёл митинг при поддержке партии «КПРФ», в знак протеста административного произвола городских властей, под лозунгом: «За каждой лодкой стоит семья, не лишайте их права на отдых и спорт!!!» [7].
Вопрос сопряжен с целым спектром социально-экономических и социально-правовых аспектов. Места, на которых сейчас располагаются лодочные базы, выделяли лучшим работникам заводов и других компаний. Эти лодочные базы строили сами владельцы частным образом. Лодочные базы и их владельцы выполняли социально значимые функции - на многих базах работают детские сообщества, детские спортивные учреждения, выпускники которых становились чемпионами Европы и Мира. Работники учреждений культуры города так же дают отрицательную оценку административным действиям в отношении лодочных баз и вообще того, что происходит с речным транспортом в городе. Зимой 2015 года нами были проведены интервью с сотрудниками Саратовского Областного Музея Краеведения, а так же с представителями лодочной станции «Дельфин». Сотрудники музея дали отрицательную оценку сносу станций, было подчёркнуто, что это влечёт нарушение культурно-исторического развития жизни города, так как водный транспорт является неотъемлемой инфраструктурой города, располагающегося на Великой реке Волге. Такую же оценку дали и сами лодочники. Согласно данным информантов с 2013-2015 годы происходит постоянное нарушение договорённостей, связанных с берегоукрепительными работами, с предложениями о переносе станций. «Лодки - это красивейшая часть любого города» - такая версия была выдвинута одним из активистов сохранения лодочных станций, «Волга без лодок мертва [2]. Безусловно, отсутствие доступности населению к пляжам и прибрежным местам отдыха недопустимо для города, который располагается на реке, наряду с этим нелогично и нерационально уничтожение водного транспорта для таких городов.
Согласно вышесказанному следует сделать вывод о целесообразности сохранения лодочных станций, о развитии этого профессионального и досугового сообщества, о вовлечении ресурсов лодочников города в решение социально значимых проектов и задач (например, малые речные перевозки, можно создать маршруты переправ с лодочных станций на турбазы, пляжи, в сёла, расположенные на Волге, такие как: Усть-Курдюм; Пристанное; Чардым; Усовка). Страта горожан, владеющих малыми речными судами и лодочными базами - это не только полноправные пользователи городского пространства, но и мощный ресурс для выполнения социально значимых проектов, сопряженных с облагораживанием прибрежных зон и островов, поддержанием правового порядка на берегу, развитием спектра спортивно-оздоровительного досуга и отдыха. Однако этот мощный ресурс сегодня на грани уничтожения.
Рецензенты:
Щебланова В.В., д.соц.н., профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», г. Саратов;
Ловцова Н.И., д.соц.н., профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», г. Саратов;
Суркова И.Ю., д.соц.н., профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Наберушкина Э.К., Зоткин Д.В. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ГОРОД: НА ПРИМЕРЕ «ЛОДОЧНИКОВ» САРАТОВА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20773 (дата обращения: 10.05.2025).