Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT TO THE CITY: THE EXAMPLE OF "BOATMENS" SARATOV"

Naberushkina E.K. 1 Zotkin D.V. 1
1 Saratov state technical University. Y. A. Gagarin
The article is devoted to problems of implementation of the right to the city for the boaters example of Saratov. Based on the interview data shows that this population group promotes a healthy lifestyle of the population of the city, however, further implementation of this group is under threat, and the reason for that is the demolition of the boat stations. The reason for the demolition of bases – is the extension of the embankment. According to many residents, local officials and local authorities these bases should not be placed on the waterfront. But, nevertheless, new places that have been offered to boaters for resettlement – also they don´t like. This is due to the range of their host and increasing the cost of maintenance of small vessels. The article concludes that the result of the demolition of the boat stations in violation of historical and cultural development of the city´s life, as well as a healthy lifestyle of the population.
Boatmens
the right to the city
small shipping
Интерес к исследованию проблемы социокультурного досуга  лодочников Саратова, а так же  проблеме функционирования водного транспорта, обусловлен начавшимся сносом лодочных станций и существенным снижением  функционирования пассажирского водного транспорта. Саратов - крупный город, который располагается на знаменитой реке Волге. Функционирование водного транспорта, наряду с автомобильным, железнодорожным и воздушным,  является неотъемлемой частью  развития города. Однако сегодня в Саратове  возникла угроза  развитию и функционированию водного транспорта: как маломерного, так и большегрузного. В ходе реконструкции и набережной зоны ликвидируются лодочные базы в течении последних трёх лет. Владельцы маломерных судов, лишаются возможности   досуга (рыбалка, путешествие по островам), остальные горожане лишаются ресурсов пользования спортивными и  детскими е спортивно-досуговыми  учреждениями на базе лодочных станций и островов.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть вопросы урегулирования данной проблемы  и  пути её решения для благополучного развития города Саратова.  С этой целью были проведены интервью с представителями лодочных станций - владельцами маломерных судов и работниками лодочных баз, а также и с сотрудниками Саратовского Областного Музея Краеведения. На основании данных анализа интервью  показана сущность, цель и задача функционирования маломерного водного транспорта и важность сохранности баз на прежнем месте.

Проблема реализации права на город: на примере лодочников Саратова

В классической теории гражданства Т. Маршалл впервые рассмотрел проблематику  гражданского статуса в стратификационном аспекте. Существует две перспективы в осмыслении гражданства, гражданство как подданство и гражданство как участие. В первом случае акцент сделан на обязанности перед государством и праве на предоставляемую государством защиту. Во втором случае акцент смещается с юридического отношения к политическому. Быть гражданином означает являться членом определенного политического сообщества и иметь право на участие в его жизни [4]. Таким образом, гражданство состоит из гражданства как статуса и гражданства как отношений между индивидом и общественным пространством, включающим городские структуры и институты. Современное городское сообщество состоит из различных страт и социальных групп, объединенных общими чертами и интересами [1]. Одним из таких сообществ являются любители активного отдыха и водного туризма - владельцы собственных лодок и иного речного транспорта.  Современные реалии одного из городов на реке Волга сопряжены с тотальным пересмотром права горожан (в том числе лодочников) на прибрежные зоны. Вот уже несколько лет в городе Саратове социальная страта любителей водного отдыха пытается отстоять свое право на город и протестует против сноса лодочных баз. Это пример когда  группа «Лодочников» протестует против  сноса и уничтожения маломерного флота в городе. Ещё в 2010 году лодочные станции располагались  от улицы «Провиантская» и приблизительно до Саратовского речного порта. За зиму 2011-2012 годов были снесены лодочные станции «ВОЛЖАНКА», «ВЫСОТА», «УНИВЕРСАЛ», а осенью 2014 года снесена лодочная станция «ВОЛНА».  Суть проблемы сноса лодочных станций - это строительство новой набережной и проведение берегоукрепительных работ. По мнению некоторых представителей местной власти, лодочные станции не должны располагаться на набережной, так как они портят облик города.

Безусловно, строительство набережной - проект в интересах всего городского сообщества, однако любителям маломерного речного флота не предложено никаких альтернатив, и это при высокой функциональности данного ресурса как потенциального перевозчика в условиях перегруженности моста Саратов-Энгельс, отсутствии альтернативного городского речного транспорта и высокого спроса горожан на такие перевозки, особенно в период дачного сезона. Второй вопрос, имеющий косвенное отношение к нашей теме -  будет ли новая набережная украшением города. По сообщению информационного агентства «Взгляд-инфо»: «На новой набережной стали обрушаться лестницы. По ним невозможно подниматься и опускаться, не получив травмы. Участок новой набережной находится в плачевном состоянии» [6]. Согласно мнению представителей социальной страты лодочников - причины провала на новом участке набережной вызваны тем, что в ходе строительства использовался речной ил вместо строительных материалов. «Мы еще два года назад на митинге предупреждали, что так строить нельзя. В набережную вместо щебенки и песка сыпали ил с Волги. То есть громадные объемы платного материала заменили бесплатным. Сейчас разрушается участок, построенный в 2012 году, а в следующем году, наверное, будет сыпаться и третья очередь, введенная совсем недавно. Потому что технология строительства не менялась» [3]. Новые участки набережной обрушаются с громадной скоростью, старые прибрежные участки, построенные во времена СССР, сохраняются лучше, чем вновь выстроенные новые площади. Однако рассмотрение этого аспекта проблемы не является прямой задачей данной статьи, а требует отдельного  анализа компетентных органов.

Складывающаяся сегодня в Саратове архитектурная и инфраструктурная обстановка красноречиво говорит о том, кто «главный» пользователь социального пространства. Безальтернативный снос лодочных станций, комичная борьба с единственным на побережье Саратова пляжем «Затон» путем переименования его в солярий в связи с нежеланием создать там все необходимые с точки зрения безопасности меры пляжного отдыха, свидетельствует о наделении огромных  групп горожан  статусом «несущественных», «не важных» членов общества, их право на город и берег реки попирается.

Лодочники Саратова - это неотъемлемая исторически сложившаяся группа населения, совершенно законно имеющая право на город, но все чаще решения относительно облика города и его прибрежных зон принимаются авторитарно, создаются симулякры гражданского участия, однако мнение реальных городских сообществ игнорируется. С 2012 года лодочниками Саратова неоднократно проводились митинги против сноса лодочных  баз Заводского района и Зелёного острова. В ходе проведения каждого митинга лодочники обращались с просьбой к местным властям о прекращении уничтожения маломерного флота и различных видов спорта, базирующихся на этих базах, в том числе и парусного. 30 сентября 2013 года городскими активистами был проведён очередной митинг с участием около 300 владельцев маломерных судов. Членом инициативной группы был задан вопрос в духе классического понимания права на город: «Кто дал вам право решать за нас, как нам жить? Росчерком пера казнили всех - и детей, и стариков, пенсионеров, и инвалидов, молодое поколение и рабочий класс. Чем мы заслужили такое отношение, чем мы так провинились перед городом?» [5].  В поддержку лодочников вступали партии «ЛДПР»; «КПРФ».  23 марта 2013 года прошёл митинг при поддержке партии «КПРФ», в знак протеста административного произвола  городских властей, под лозунгом: «За каждой лодкой стоит семья, не лишайте их права на отдых и спорт!!!» [7].

Вопрос сопряжен с целым спектром социально-экономических и социально-правовых аспектов. Места, на которых сейчас располагаются лодочные базы, выделяли лучшим работникам заводов и других компаний. Эти лодочные базы строили сами владельцы частным образом. Лодочные базы и их владельцы выполняли социально значимые функции - на многих базах работают детские сообщества, детские спортивные учреждения, выпускники которых становились чемпионами Европы и  Мира. Работники учреждений культуры  города так же дают отрицательную оценку административным действиям в отношении лодочных баз и вообще того, что происходит с речным транспортом в городе. Зимой  2015 года нами были проведены интервью с сотрудниками Саратовского Областного Музея Краеведения, а так же с представителями лодочной станции «Дельфин». Сотрудники музея дали отрицательную оценку  сносу станций,  было подчёркнуто, что это влечёт нарушение культурно-исторического развития жизни города, так как водный транспорт является неотъемлемой инфраструктурой города, располагающегося на Великой реке Волге. Такую же оценку дали и сами лодочники. Согласно данным информантов с 2013-2015 годы происходит постоянное нарушение договорённостей, связанных с берегоукрепительными работами, с предложениями о  переносе станций. «Лодки - это красивейшая часть любого города» - такая версия была выдвинута одним из активистов сохранения лодочных станций, «Волга без лодок мертва [2].  Безусловно, отсутствие доступности населению к пляжам и прибрежным местам отдыха недопустимо для города, который располагается на реке, наряду с этим нелогично и нерационально  уничтожение водного транспорта для таких городов.

Согласно вышесказанному следует сделать вывод о целесообразности сохранения лодочных станций, о развитии этого профессионального и досугового сообщества, о вовлечении ресурсов лодочников города в решение социально значимых проектов и задач (например, малые  речные перевозки, можно создать маршруты переправ с лодочных станций на турбазы, пляжи, в сёла, расположенные на Волге, такие как: Усть-Курдюм; Пристанное; Чардым; Усовка). Страта горожан, владеющих малыми речными судами и лодочными базами - это не только полноправные пользователи городского пространства, но и мощный ресурс для выполнения социально значимых проектов, сопряженных с облагораживанием прибрежных зон и островов, поддержанием правового порядка на берегу, развитием спектра спортивно-оздоровительного досуга и отдыха. Однако этот мощный ресурс сегодня на грани уничтожения.

Рецензенты:

Щебланова В.В., д.соц.н., профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», г. Саратов;

Ловцова Н.И., д.соц.н., профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», г. Саратов;

Суркова И.Ю., д.соц.н., профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», г. Саратов.