Цель исследования:обоснование осуществления курса «Социокультурные истоки» в образовательном пространстве города Ульяновска путем интеграции традиционной для России системы ценностей, а именно православного духовно-нравственного потенциала.
Материалы и методы исследования:теоретический анализ теологической, художественной и философской литературы.
Сегодня в обществе возникла острая необходимость в возрождении духовно-нравственных ценностей. Многие сейчас начинают понимать, что пути выхода из современного антропологического кризиса надо искать именно в духовности и нравственности. Об этом давно сказано в Евангелии:«не хлебом одним будет жить человек» (Лк. 4: 4).
Отрадно, что и Президент Российской Федерации В.В. Путин уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания всё больше внимания. В послании к Федеральному Собранию 2012 года, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» [8].
Также важно отметить еще один документ,в рамках которого идет возрождение духовно-нравственных ценностей - этоДекларация русской идентичности. Документ принят 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России» [3].
Духовно нравственное воспитание детей должно осуществляться на наш взгляд в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях своего народа, разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства:устное народное творчество, фольклор;художественную литературу;игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись;музыку;музеи и др.
В 80-е годы ХХ века в школы был введен предмет «Этика и психология семейной жизни». На наш взгляд, этот предмет просто необходим и в настоящее время, чтобы предотвратить ту деструктуризацию семьи, которая наблюдается в настоящее время. В своей книге «Брак, семья, дети» священник Илья Шугаев, высказал замечательную мысль: «Ведь физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя эти предметы изучают по несколько лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится, в лучшем (на самом деле в худшем) случае вводится секс просвет» [4, с. 6].
Духовность, в словаре Ожегова, определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными[7].Поэтому с весны 2014 года в образовательном пространстве города Ульяновска был введен курс «Социокультурные истоки». Он призван решить вышеуказанные проблемы путем интеграции традиционной для России системы ценностей, а именно православного духовно-нравственного потенциала в процесс формирования духовно-нравственной культуры.
Программа «Социокультурные истоки» направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее, программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур[1].Программа может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.Программа оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания - сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).
Курс «Социокультурные истоки» направлен на реализацию новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и школьного образования в области духовно-нравственного образования и воспитания.
В Ульяновске началось введение данного курса с 2014 года. Введение постепенное. Определены первые «пилотные» школы и детские сады и начата подготовка педагогических кадров.Подготовку педагогов по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы преподавания курса «Социокультурные истоки» в начальной и основной школе»[6]осуществляет научно-образовательный центр «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание», созданный при УлГПУ им. И.Н.Ульянова в 2013 году по инициативе УРОО «Симбирский центр православной культуры» и УРОО «Союз православных женщин».
Представители Симбирского центра православной культуры приняли участие в совещании в Управлении образования Администрации города Ульяновска, на котором была утверждена дорожная карта внедрения программы «Социокультурные истоки» в пилотных школах и дошкольных учреждениях города.Данная встреча состоялась после поездки ульяновской делегации (педагогов, представителей Симбирской губернской общины, работников Управления образования и Симбирского центра православной культуры) на Международные Рождественские образовательные чтения в Москву (28-29 января). Участники совещания пришли к выводу, что данный предмет будет способствовать социализации подрастающего поколения, превращению школы в социокультурный институт, а также помогать делу возрождения традиционных нравственных и духовных ценностей российского общества и государства.
В процессе подготовки к занятиям педагогиУлГПУ активно принимали участие в Международных (Рождественские чтения, г.Москва, секция: «Социокультурные истоки»), Всероссийских (Образовательный форум, г. Алатырь) и Региональных мероприятиях, посвященных обмену опытом по «Истокам».
С апреля 2014 года в городе Ульяновске начались обучающие курсы для педагогов школьных и дошкольных организаций по предмету «Социокультурные истоки». К работе курсов были привлечены специалисты-практики из образовательного центра «Истоки» (г. Вологда): директор центра Елена Ярославовна Смирнова и методист Ольга Сергеевна Абрамова. Принял участие в работе курсов также Глава правления благотворительного фонда «Алатырь» отец Владимир Теплов. Финансовую поддержку в проведении семинара и приглашении преподавателей из Вологды оказал депутат городской думы Игорь Владимирович Любченков.Занятия проводились на базе МБОУ «Гимназия № 1 имени В.И. Ленина» г. Ульяновска и МУЧ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ».
В преддверии Нового года состоялось вручение удостоверений слушателям курсов: «Актуальные проблемы преподавания курса «Социокультурные истоки» в образовательных учреждениях» [2].29 декабря 2014 года состоялся второй выпуск педагогов (первые курсы в УлГПУ были проведены в апреле 2014 года). Глава города Марина Беспалова и ректор УлГПУ Тамара Владимировна Девяткина вручили удостоверения 89 педагогам школ, детских садов и учреждений дополнительного образования, прошедшим обучение в Научно-образовательном центре «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» при УлГПУ им. И.Н.Ульянова [9].Учителя, прошедшие курсы, с большой благодарностью откликнулись и отблагодарили организаторов курсов за хорошую работу и неформальный подход.
Инициатива данного образовательного проекта принадлежит Главе города Ульяновска М. П. Беспаловой. Поддержку также оказывают депутаты городской думы, общественные организации: «Симбирский центр православной культуры» [5], «Союз православных женщин», «Симбирская губернская община», благотворительный фонд «Алатырь» (г. Алатырь), образовательный центр «Истоки» (г. Вологда) и многие другие.
Глава города Ульяновска Марина Павловна Беспалова - инициатор введения данного предмета в нашем городе - выступила перед слушателями первых образовательных курсов: «Наша страна регулярно сталкивается с новыми вызовами - политическими, экономическими и культурными. Устремленность в будущее, тяга к развитию и прогрессу в сочетании с традиционными ценностями - залог успешного будущего России. И воспитывать гражданские и патриотические ценности нужно с самого раннего возраста. Уверена, введение курса в образовательных учреждениях города благотворно скажется на учебном процессе и поднимет уровень духовно-нравственного воспитания детей и подростков», - сказала глава города на встрече с педагогами. Как глава города она не осталась в стороне. Из бюджета города на реализацию программы в 2014 году были выделены средства в объеме 4,5 млн. рублей. В 2014-2015 учебном году программа «Социокультурные истоки» введена в пилотном режиме в 29 школах, 13 детских садах и 8 учреждениях дополнительного образования. Также главой города поставлена задача - охватить данной программой все учебные организации города Ульяновска. На что потребуется в 2015-2016 годах дополнительно более 6 млн. рублей.
Огромную поддержку в организации и проведении курсов повышения квалификации, а также в создании на базе УлГПУ НОЦ «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» оказала ректор УлГПУ им. И.Н. Ульянова Тамара Владимировна Девяткина.От лица университета (УлГПУ), а также от Общественной палаты Ульяновской области она приветствовала всех участников и организаторов курсов и выразила благодарность всем учителям начальных классов, воспитателям детских садов и педагогам организаций дополнительного образования, - всем решившимся взять на себя эту благородную миссию.
На курсах работают сотрудники УлГПУ - доктора наук (Макаров Денис Владимирович и Тихонова Анна Юрьевна), кандидаты наук (Гринёва Елизавета Алексеевна и Дюльдина Жанна Николаевна), а также начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Управления образования администрации города Ульяновска, «Заслуженный учитель РФ» Чернова Татьяна Васильевна.В процессе подготовки к занятиям они активно принимали участие в Международных (Рождественские чтения, г. Москва, секция: «Социокультурные истоки»), Всероссийских (Образовательный форум, г. Алатырь) и Региональных мероприятиях, посвященных обмену опытом по «Истокам».
Таким образом, внедрение курса «Социокультурные истоки» стало в городе Ульяновске общим - соборным - делом, вокруг которого объединяются сегодня все здоровые силы региона.
«Социокультурные истоки» - на сегодняшний день - это уникальная программа, не имеющая аналогов в мировой образовательной практике. Она не только развивает ум, но и облагораживает душу и укрепляет дух человека. Не только провозглашает, но формирует ценностные ориентиры: любовь к родному краю, к родителям, к своей школе, своему городу, своей стране, своей вере и своим традициям.НОЦ «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» при УлГПУ им. И.Н. Ульянова продолжает свою работу и готовится к проведению новых курсов для учителей в 2015 году.
Публикация выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ №14-16-73006 (2014-2015гг.).
Рецензенты:Гуркин В.А,, доктор культурологии, профессоркафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственныйтехнический университет», г. Ульяновск;
Петухов В.Б., доктор культурологии, заведующийкафедрой истории и культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственныйтехнический университет», г. Ульяновск.
Библиографическая ссылка
Макаров Д.В., Тихонова А.Ю., Дюльдина Ж.Н. ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ УЛЬЯНОВСКЕ(НА ПРИМЕРЕ КУРСА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ») // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20718 (дата обращения: 14.10.2024).