Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE OF FORMATION OF SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE CITY OF ULYANOVSK (ON THE EXAMPLE OF THE COURSE "SOCIOCULTURAL SOURCES")

Makarov D.V. 1 Tikhonova A.Yu. 1 Dyuldina Zh.N. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University. I.N.Ulyanova
In the conducted research an attempt to address to justification of implementation of the course "Sociocultural Sources" in educational space of the Ulyanovsk region is made. By integration of system of values, traditional for Russia, namely orthodox spiritual and moral potential into process of formation of spiritual and moral culture. Carrying out work with such installation will already promote adaptation of younger generation from a preschool bench to modern conditions of society and increase of spiritual and moral potential of the personality, formation of spiritual and moral culture of the personality. It is well known that the orthodox cultural tradition contains high potential for education of the independent, creative person who is freely choosing a way of creation, improvement of the world and herself and also the public ideal demanded during all eras based on precepts of good and mercy is created. Realization of spiritual and moral potential of the course "Sociocultural Sources" in educational space of the Ulyanovsk region, will promote preservation of both natural, and spiritual heritage of the country and prosperity of the Russian state.
professional development.
sociocultural education and education
sociocultural sources
morality
spirituality

Цель исследования:обоснование осуществления курса «Социокультурные истоки» в образовательном пространстве города Ульяновска путем интеграции традиционной для России системы ценностей, а именно православного духовно-нравственного потенциала.

Материалы и методы исследования:теоретический анализ теологической, художественной и философской литературы.

Сегодня в обществе возникла острая необходимость в возрождении духовно-нравственных ценностей. Многие сейчас начинают понимать, что пути выхода из современного антропологического кризиса надо искать именно в духовности и нравственности. Об этом давно сказано в Евангелии:«не хлебом одним будет жить человек» (Лк. 4: 4).

Отрадно, что и Президент Российской Федерации В.В. Путин уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания всё больше внимания. В послании к Федеральному Собранию 2012 года, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» [8].

Также важно отметить еще один документ,в рамках которого идет возрождение духовно-нравственных ценностей - этоДекларация русской идентичности. Документ принят 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России» [3].

Духовно нравственное воспитание детей должно осуществляться на наш взгляд в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях своего народа, разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства:устное народное творчество, фольклор;художественную литературу;игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись;музыку;музеи и др.

В 80-е годы ХХ века в школы был введен предмет «Этика и психология семейной жизни». На наш взгляд, этот предмет просто необходим и в настоящее время, чтобы предотвратить ту деструктуризацию семьи, которая наблюдается в настоящее время. В своей книге «Брак, семья, дети» священник Илья Шугаев, высказал замечательную мысль: «Ведь физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя эти предметы изучают по несколько лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится, в лучшем (на самом деле в худшем) случае вводится секс просвет» [4, с. 6].

Духовность, в словаре Ожегова, определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными[7].Поэтому с весны 2014 года в образовательном пространстве города Ульяновска был введен курс «Социокультурные истоки». Он призван решить вышеуказанные проблемы путем интеграции традиционной для России системы ценностей, а именно православного духовно-нравственного потенциала в процесс формирования духовно-нравственной культуры.

Программа «Социокультурные истоки» направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее, программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур[1].Программа может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.Программа оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания - сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).

Курс «Социокультурные истоки» направлен на реализацию новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и школьного образования в области духовно-нравственного образования и воспитания.

В Ульяновске началось введение данного курса с 2014 года. Введение постепенное. Определены первые «пилотные» школы и детские сады и начата подготовка педагогических кадров.Подготовку педагогов по дополнительной профессиональной программе «Актуальные  проблемы преподавания курса «Социокультурные истоки» в начальной и основной школе»[6]осуществляет научно-образовательный центр «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание», созданный при УлГПУ им. И.Н.Ульянова в 2013 году по инициативе УРОО «Симбирский центр православной культуры» и УРОО «Союз православных женщин».

Представители Симбирского центра православной культуры приняли участие в совещании в Управлении образования Администрации города Ульяновска, на котором была утверждена дорожная карта внедрения программы «Социокультурные истоки» в пилотных школах и дошкольных учреждениях города.Данная встреча состоялась после поездки ульяновской делегации (педагогов, представителей Симбирской губернской общины, работников Управления образования и Симбирского центра православной культуры) на Международные Рождественские образовательные чтения в Москву (28-29 января). Участники совещания пришли к выводу, что данный предмет будет способствовать социализации подрастающего поколения, превращению школы в социокультурный институт, а также помогать делу возрождения традиционных нравственных и духовных ценностей российского общества и государства.

В процессе подготовки к занятиям педагогиУлГПУ активно принимали участие в Международных (Рождественские чтения, г.Москва, секция: «Социокультурные истоки»), Всероссийских (Образовательный форум, г. Алатырь) и Региональных мероприятиях, посвященных обмену опытом по «Истокам».

С апреля 2014 года в городе Ульяновске начались обучающие курсы для педагогов школьных и дошкольных организаций по предмету «Социокультурные истоки». К работе курсов были привлечены специалисты-практики из образовательного центра «Истоки» (г. Вологда): директор центра Елена Ярославовна Смирнова и методист Ольга Сергеевна Абрамова. Принял участие в работе курсов также Глава правления благотворительного фонда «Алатырь» отец Владимир Теплов. Финансовую поддержку в проведении семинара и приглашении преподавателей из Вологды оказал депутат городской думы Игорь Владимирович Любченков.Занятия проводились на базе МБОУ «Гимназия № 1 имени В.И. Ленина» г. Ульяновска и МУЧ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ».

В преддверии Нового года состоялось вручение удостоверений слушателям курсов: «Актуальные проблемы преподавания курса «Социокультурные истоки» в образовательных учреждениях» [2].29 декабря 2014 года состоялся второй выпуск педагогов (первые курсы в УлГПУ были проведены в апреле 2014 года). Глава города Марина Беспалова и ректор УлГПУ Тамара Владимировна Девяткина вручили удостоверения 89 педагогам школ, детских садов и учреждений дополнительного образования, прошедшим обучение в Научно-образовательном центре «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» при УлГПУ им. И.Н.Ульянова [9].Учителя, прошедшие курсы, с большой благодарностью откликнулись и отблагодарили организаторов курсов за хорошую работу и неформальный подход.

Инициатива данного образовательного проекта принадлежит Главе города Ульяновска М. П. Беспаловой. Поддержку также оказывают депутаты городской думы, общественные организации: «Симбирский центр православной культуры» [5], «Союз православных женщин», «Симбирская губернская община», благотворительный фонд «Алатырь» (г. Алатырь), образовательный центр «Истоки» (г. Вологда) и многие другие.

Глава города Ульяновска Марина Павловна Беспалова - инициатор введения данного предмета в нашем городе - выступила перед слушателями первых образовательных курсов: «Наша страна регулярно сталкивается с новыми вызовами - политическими, экономическими и культурными. Устремленность в будущее, тяга к развитию и прогрессу в сочетании с традиционными ценностями - залог успешного будущего России. И воспитывать гражданские и патриотические ценности нужно с самого раннего возраста. Уверена, введение курса в образовательных учреждениях города благотворно скажется на учебном процессе и поднимет уровень духовно-нравственного воспитания детей и подростков», - сказала глава города на встрече с педагогами. Как глава города она не осталась в стороне. Из бюджета города на реализацию программы в 2014 году были выделены средства в объеме 4,5 млн. рублей. В 2014-2015 учебном году программа «Социокультурные истоки» введена в пилотном режиме в 29 школах, 13 детских садах и 8 учреждениях дополнительного образования. Также главой города поставлена задача - охватить данной программой все учебные организации города Ульяновска. На что потребуется в 2015-2016 годах дополнительно более 6 млн. рублей.

Огромную поддержку в организации и проведении курсов повышения квалификации, а также в создании на базе УлГПУ НОЦ «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» оказала ректор УлГПУ им. И.Н. Ульянова Тамара Владимировна Девяткина.От лица университета (УлГПУ), а также от Общественной палаты Ульяновской области она приветствовала всех участников и организаторов курсов и выразила благодарность всем учителям начальных классов, воспитателям детских садов и педагогам организаций дополнительного образования, - всем решившимся взять на себя эту благородную миссию.

На курсах работают сотрудники УлГПУ - доктора наук (Макаров Денис Владимирович и Тихонова Анна Юрьевна), кандидаты наук (Гринёва Елизавета Алексеевна и Дюльдина Жанна Николаевна), а также начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Управления образования администрации города Ульяновска, «Заслуженный учитель РФ» Чернова Татьяна Васильевна.В процессе подготовки к занятиям они активно принимали участие в Международных (Рождественские чтения, г. Москва, секция: «Социокультурные истоки»), Всероссийских (Образовательный форум, г. Алатырь) и Региональных  мероприятиях, посвященных обмену опытом по «Истокам».

Таким образом, внедрение курса «Социокультурные истоки» стало в городе Ульяновске общим - соборным - делом, вокруг которого объединяются сегодня все здоровые силы региона.

«Социокультурные истоки» - на сегодняшний день - это уникальная программа, не имеющая аналогов в мировой образовательной практике. Она не только развивает ум, но и облагораживает душу и укрепляет дух человека. Не только провозглашает, но формирует ценностные ориентиры: любовь к родному краю, к родителям, к своей школе, своему городу, своей стране, своей вере и своим традициям.НОЦ «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» при УлГПУ им. И.Н. Ульянова продолжает свою работу и готовится к проведению новых курсов для учителей в 2015 году.

 

Публикация выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ №14-16-73006 (2014-2015гг.).

Рецензенты:

Гуркин В.А,, доктор культурологии, профессоркафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственныйтехнический университет», г. Ульяновск;

Петухов В.Б., доктор культурологии, заведующийкафедрой истории и культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственныйтехнический университет», г. Ульяновск.