Система государственных закупок сегодня находится в состоянии постоянно развивающейся нормативной правовой базы контрактной системы. В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все стадии закупочного цикла (от планирования закупки до исполнения контракта) требуют от специалистов, осуществляющих ту или иную закупку, новых подходов к организации собственной деятельности. Данный факт выдвигает среди основных направлений развитие качества, эффективности и результативности закупочной деятельности как одно из самых актуальных в управлении закупками.
Понятие «управление» не имеет однозначного толкования. П. Друкер отмечает, что управление - это особый вид деятельности, преобразующий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и продуктивную группу, возглавляемую эффективным руководителем[5]. И. Адизес рассматривает управление в эпоху кризиса с точки зрения сохранения ключевых людей[1]. М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури и др. пишут, что управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организаций[7].
Зарубежные учёные выделяют общие черты управленческой деятельности: управлять можно процессами, системами. Управление - это вид деятельности[6].
Среди отечественных учёных термину «управление» отводится достаточно серьёзное внимание.
Интерес представляет толкование сущности понятия «управление» А.В. Ельниковой, предполагающей, что это особый вид деятельности человека в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды, которые обеспечивают целенаправленное влияние на управляемую систему для сохранения и упорядочения её в границах заданных параметров на основе закономерностей её развития и действий механизмов самоуправления. Данное определение как нельзя точно отражает происходящие изменения в закупках и правоприменительную практику в сфере закупок.
И.Ф. Исаев отмечает, что под управлением принято понимать деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализом и подведением итогов на основе досрочной информации.
И.П. Гладилина, И.В.Васильева, В.П. Жигалов, С.А.Сергеева, Л.Н. Шимановская и др. рассматривают управление как сложный социально-экономический процесс[2]. В широком понимании этого слова управление - это влияние на процессы, объекты, системы с целью сохранения их стабильности или перевода с одного состояния в другое в соответствии с заданными целями.
Анализ авторских точек зрения на толкование сущности понятия «управление» позволяет, в первую очередь, отметить просматривающуюся унификацию терминологии. Во-вторых, и отечественные, и зарубежные учёные отмечают, что управление позволяет согласовывать и координировать деятельность людей в достижение общей цели.
Управление в сфере закупок - явление многофакторное. Таким образом, сферы управления закупками представляют собой:
- управление системами;
- управление технологическими процессами;
- управление деятельностью людей.
Управление закупками относится к социальному управлению. Социальное управление регулирует экономическую, социально-политическую и духовную сферы общества. Сущность управления закупками И.П. Гладилина рассматривает как целенаправленное слияние субъектов управления разных уровней (государственного, регионального, местного) на все звенья закупочной деятельности с целью качественного, эффективного осуществления каждой закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Все возрастающее значение в данном процессе приобретает взаимодействие государства и представителей общественного контроля закупок[4].
Сфера здравоохранения является одной из самых важных сфер социально-экономического развития столичного мегаполиса. Управление закупками в сфере здравоохранения основано на мониторинге потребностей в товарах, работах и услугах организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, контроля проведения закупок и исполнения государственных контрактов. Данный управленческий подход позволяет решать целый комплекс первоочередных задач:
- сбор, обработка и консолидация заявок подведомственных учреждений на медицинские изделия, используемые в медицинских целях, услуги для обеспечения деятельности медицинских организаций в целях осуществления централизованных закупок и закупок в форме совместных конкурсов и аукционов мониторинга потребностей подведомственных учреждений;
- реализация процедур деятельности комиссий по рассмотрению заявок на целесообразность закупки;
- планирование, реализация и контроль проведения централизованных закупок и закупок в форме совместных конкурсов и аукционов сети здравоохранения города Москвы;
- мониторинг использования закупленных медицинских изделий, контроль проведения планового обслуживания и замены дорогостоящих запасных частей;
- формирование аналитической отчетности.
В 2015 году Департаментом был осуществлен сбор потребностей подведомственных учреждений, на основании которых осуществляется закупка расходных материалов медицинского назначения централизовано и в форме совместных аукционов и открытых конкурсов.
В настоящее время разрабатывается дополнительная номенклатура для размещения в информационной системе «Портал Департамента здравоохранения» для обеспечения централизации закупок - увеличения доли совместных открытых конкурсов и аукционов при закупках для нужд медицинских организаций в 2016 году.
Инструментом для выполнения вышеуказанных задач является информационная система «Портал Департамента здравоохранения города Москвы».
Таким образом, управление закупками в сфере здравоохранения города Москвы характеризуется качественными и количественными изменениями в содержании, структуре, технологиях управления (И.П. Гладилина, 2015). В зависимости от характера заданных параметров и критериев ожидаемого результата осуществления закупок для обеспечения нужд медицинских организаций столичного мегаполиса управление закупками позволяет достичь существенных преобразований в исследуемом процессе, а зачастую и обуславливает ожидаемые изменения. Современному этапу управления закупками в сфере здравоохранения города Москвы характерны его интеграция с общей теорией и практикой управления.
Рецензенты:Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва;
Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.
Библиографическая ссылка
Антипова Ю.О. УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20577 (дата обращения: 10.05.2025).