Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROCUREMENT MANAGEMENT IN MOSCOW HEALTH

Antipova Yu.O. 1
1 Moscow City Government University of Management in Moscow
The procurement system is one of the most important areas of social and economic development of the country. Introduction to January 1, 2014 the Federal Law №44 "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs" is accompanied by serious risks. Reduce the level of risk allows modern management approaches to procurement. The article discusses the management of procurement in the health sector of the city of Moscow in terms of its theoretical basis. Analysis of the copyright point of view on the essence of the concept of "management" allowed us to determine the theoretical basis of management of the procurement process of the capital city. As an example of an information resource of the Moscow Health Department – monitoring system needs medical organizations Portal Department of Health in Moscow. Monitoring requirements for goods, works and services organizations subordinate to the Moscow Health Department, monitoring the procurement and execution of public contracts - automation of processes of gathering information - help to build management processes in accordance with the new legislation and the needs of society and the state.
control.
monitoring
procurement management
contract system
procurement

Система государственных закупок сегодня находится в состоянии постоянно развивающейся нормативной правовой базы контрактной системы. В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все стадии закупочного цикла (от планирования закупки до исполнения контракта) требуют от специалистов, осуществляющих ту или иную закупку, новых подходов к организации собственной деятельности. Данный факт выдвигает среди основных направлений развитие качества, эффективности и результативности закупочной деятельности как одно из самых актуальных в управлении закупками.

Понятие «управление» не имеет однозначного толкования. П. Друкер отмечает, что управление - это особый вид деятельности, преобразующий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и продуктивную группу, возглавляемую эффективным руководителем[5]. И. Адизес рассматривает управление в эпоху кризиса с точки зрения сохранения ключевых людей[1]. М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури и др. пишут, что управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организаций[7].

Зарубежные учёные выделяют общие черты управленческой деятельности: управлять можно процессами, системами. Управление - это вид деятельности[6].

Среди отечественных учёных термину «управление» отводится достаточно серьёзное внимание.

Интерес представляет толкование сущности понятия «управление» А.В. Ельниковой, предполагающей, что это особый вид деятельности человека в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды, которые обеспечивают целенаправленное влияние на управляемую систему для сохранения и упорядочения её в границах заданных параметров на основе закономерностей её развития и действий механизмов самоуправления. Данное определение как нельзя точно отражает происходящие изменения в закупках и правоприменительную практику в сфере закупок.

И.Ф. Исаев отмечает, что под управлением принято понимать деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализом и подведением итогов на основе досрочной информации.

И.П. Гладилина, И.В.Васильева, В.П. Жигалов, С.А.Сергеева, Л.Н. Шимановская и др. рассматривают управление как сложный социально-экономический процесс[2]. В широком понимании этого слова управление - это влияние на процессы, объекты, системы с целью сохранения их стабильности или перевода с одного состояния в другое в соответствии с заданными целями.

Анализ авторских точек зрения на толкование сущности понятия «управление» позволяет, в первую очередь, отметить просматривающуюся унификацию терминологии. Во-вторых, и отечественные, и зарубежные учёные отмечают, что управление позволяет согласовывать и координировать деятельность людей в достижение общей цели.

Управление в сфере закупок - явление многофакторное. Таким образом, сферы управления закупками представляют собой:

  • управление системами;
  • управление технологическими процессами;
  • управление деятельностью людей.

Управление закупками относится к социальному управлению. Социальное управление регулирует экономическую, социально-политическую и духовную сферы общества. Сущность управления закупками И.П. Гладилина рассматривает как целенаправленное слияние субъектов управления разных уровней (государственного, регионального, местного) на все звенья закупочной деятельности с целью качественного, эффективного осуществления каждой закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Все возрастающее значение в данном процессе приобретает взаимодействие государства и представителей общественного контроля закупок[4].

Сфера здравоохранения является одной из самых важных сфер социально-экономического развития столичного мегаполиса. Управление закупками в сфере здравоохранения основано на мониторинге потребностей в товарах, работах и услугах организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, контроля проведения закупок и исполнения государственных контрактов. Данный управленческий подход позволяет решать целый комплекс первоочередных задач:

  • сбор, обработка и консолидация заявок подведомственных учреждений на медицинские изделия, используемые в медицинских целях, услуги для обеспечения деятельности медицинских организаций в целях осуществления централизованных закупок и закупок в форме совместных конкурсов и аукционов мониторинга потребностей подведомственных учреждений;
  • реализация процедур деятельности комиссий по рассмотрению заявок на целесообразность закупки;
  • планирование, реализация и контроль проведения централизованных закупок и закупок в форме совместных конкурсов и аукционов сети здравоохранения города Москвы;
  • мониторинг использования закупленных медицинских изделий, контроль проведения планового обслуживания и замены дорогостоящих запасных частей;
  • формирование аналитической отчетности.

В 2015 году Департаментом был осуществлен сбор потребностей подведомственных учреждений, на основании которых осуществляется закупка расходных материалов медицинского назначения централизовано и в форме совместных аукционов и открытых конкурсов.

В настоящее время разрабатывается дополнительная номенклатура для размещения в информационной системе «Портал Департамента здравоохранения» для обеспечения централизации закупок - увеличения доли совместных открытых конкурсов и аукционов при закупках для нужд медицинских организаций в 2016 году.

Инструментом для выполнения вышеуказанных задач является информационная система «Портал Департамента здравоохранения города Москвы».

Таким образом, управление закупками в сфере здравоохранения города Москвы характеризуется качественными и количественными изменениями в содержании, структуре, технологиях управления (И.П. Гладилина, 2015). В зависимости от характера заданных параметров и критериев ожидаемого результата осуществления закупок для обеспечения нужд медицинских организаций столичного мегаполиса управление закупками позволяет достичь существенных преобразований в исследуемом процессе, а зачастую и обуславливает ожидаемые изменения. Современному этапу управления закупками в сфере здравоохранения города Москвы характерны его интеграция с общей теорией и практикой управления.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва;

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.