Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гагарина Л.Г. 1 Дорогов В.Г. 1 Коваленко Д.Г. 1 Теплова Я.О. 1 Федотова Е.Л. 1 Чумаченко П.Ю. 1
1 федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
На основе анализа современного состояния основных образовательных программ в технических вузах сделан вывод о необходимости их модернизации. Рассмотрены особенности процесса модернизации ООП в связи с переходом на ФГОС ВО на примере направления подготовки «Программная инженерия», которая осуществляется в соответствии с миссией и стратегией развития технического университета МИЭТ, а также с целью отражения профессиональной деятельности в содержании и структуре образовательной программы. Для модернизации ООП выбраны виды профессиональной деятельности и соответствующие им компетенции, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям совмещения теоретической и практикоориентированной подготовки бакалавров и магистров. Выбранные виды деятельности непосредственно связаны с решением профессиональных задач для выпускников бакалавриата и магистратуры. Последовательность изучения дисциплин ООП бакалавриата и магистратуры определена в виде логических цепочек, соответствующих процессам формирования профессиональных компетенций, разработаны схемы профессиональной деятельности при решении профессиональных задач. Благодаря означенной модернизации, тесному взаимодействию кафедры информатики и программного обеспечения с предприятиями-работодателями и непрерывным мониторингом образовательного процесса обеспечивается актуализация ООП.
компетенции.
профессиональная деятельность
модернизация
основная образовательная программа
1. Верников. 7 тонн менеджмента. Библиотека: [Электронный ресурс]. –http://vernikov.ru/biznes-modelirovanie/metodologiya/item/210-sadt-metodology-structurnogo-projectirovanija.html.
2. ГОСТ Р 50.1.028-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 49 с.
3. Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования SADT: [Электронный ресурс]. – http://www.gosthelp.ru/text/R5010282001Informacionnye.html.
4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.]. – М.: Проспект, 2015.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.04 «Программная инженерия» (уровень бакалавриата) Зарегистрировано в Минюсте России 1 апреля 2015 г. N 36676.
На сегодняшний день решение задач подготовки квалифицированных кадров в технических университетах и создания научного потенциала для реализации мероприятий приоритетных направлений развития (ПНР) в условиях перехода высшего образования на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) требуют модернизации и актуализации основных образовательных программ (ООП)  и формирования общих характеристик образовательных программ (ОХОП) на основе компетентностного подхода.

Цель исследования

Предлагается модель модернизации ООП технических специальностей в высших учебных заведениях в условиях перехода на ФГОС четвертого поколения в рамках компетентностного подхода с применением методологии функционального моделирования.

Методы исследования

В Национальном исследовательском университете «МИЭТ» указанная модернизация осуществляется для ООП различных направлений подготовки в рамках ПНР «Радиоэлектронные устройства и системы» не только в связи с грядущей аккредитацией, но и в соответствии с актуальными вызовами современности [4]. Рассмотрим особенности модернизации на примере направления подготовки «Программная инженерия» [5].

Предлагаемая модель предусматривает синергетическую взаимосвязь всех заинтересованных в модернизации ООП сторон: администрации ВУЗа, преподавателей, студентов и представителей профессиональных сообществ с их партнерами, внедряющих инновационные программы студенто- и профильно-ориентированного обучения. При этом с целью минимизации нежелательных девиаций и перекосов по зачетным единицам в сторону того или иного цикла (гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественнонаучный и профессиональный), предварительно разрабатываются IDEF-диаграммы для образовательной структуры (в данном случае, МИЭТ), строящей свою деятельность по принципу «подготовка на заказ».

Для построения таких диаграмм для модернизации ООП бакалавриата и магистратуры по направлению «Программная инженерия», реализуемых на кафедре информатики и программного обеспечения вычислительных систем (ИПОВС), с участием всех заинтересованных сторон были сформулированы и утверждены цели и стратегии развития, а также учебные планы, отвечающие современным требованиям. В разработке рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин, семестровых планов  образовательной программы, фондов оценочных средств и методического обеспечения программы участвовали преподаватели-совместители со стороны предприятий-работодателей и другие представители профессионального сообщества – предприятия малого и среднего бизнеса (НПП «ОПТЭКС»; ЗАО НТЦ «ЭЛИНС», Инновационный центр МИЭТ; ОАО НПЦ «ЭЛВИС»; ООО «АНКАД», ООО «Компнет», ЗАО  «Межрегиональная энергосберегающая компания», ОАО «ЗИТЦ», ООО «ХайТекДиджит»), а также госучреждения и др.

Для детализации IDEF-диаграмм уточнялись и корректировались миссия ООП и стратегия развития ВУЗа. Итак, миссия образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Программная инженерия» состоит в развитии и саморазвитии целостной личности – профессионала мирового уровня, востребованного в одной или нескольких областях профессиональной деятельности бакалавра, способного эффективно участвовать в индустриальной реализации процессов разработки, эксплуатации и сопровождения программных технологий распределенной обработки информации для потребностей инновационной экономики России.

Учитывался также тот факт, что ООП по направлению «Программная инженерия» модернизируются в соответствии с миссией и стратегией развития МИЭТ как Национального исследовательского университета, а также с целью отражения профессиональной деятельности в содержании и структуре образовательной программы.

Если ранее, в существующих ООП, к видам профессиональной деятельности бакалавриата относились проектная и технологическая, им соответствовали компетенции, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям совмещения теоретической и практикоориентированной подготовки академического бакалавра по направлению «Программная инженерия», то в качестве выбранных видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО были обозначены научно-исследовательская, проектная и производственно-технологическая [5]. Указанные виды деятельности непосредственно связаны с решением профессиональных задач для выпускников бакалавриата (рис. 1).

Рис. 1. Связь профессиональных задач с видами деятельности (бакалавриат)

С целью повышения эффективности освоения компетенций академического бакалавриата в рамках указанных видов профессиональной деятельности, а также для соответствия задачам вызовам времени в учебные планы были введены новые дисциплины: «Проектирование и архитектура программных систем»; «Экономика программной инженерии»; «Практикум по программированию на языке С#»; «Разработка и анализ требований к программному обеспечению»; «Тестирование программного обеспечения»; «Web-программирование»; «Практикум по промышленному программированию». Эти дополнения также нашли отражения в структурных диаграммах потоков данных.

Для модернизации образовательных программ магистерской подготовки организованы мероприятия, аналогичные вышеизложенным. В соответствии с уточненной миссией образовательной программы подготовки магистров по направлению «Программная инженерия» – модернизацией образовательной деятельности за счет интеграции проектно-исследовательского и производственно-ориентированного обучения для опережающей подготовки высококвалифицированных инновационно-ориентированных кадров в области программной инженерии, обладающих общекультурными и профессиональными навыками и готовых к cервисно-эксплуатационной, расчетно-проектной, экспериментально-исследовательской и организационно-управленческой деятельности в области науки и техники, направленной на разработку систематических моделей и надежных методов производства высококачественного программного обеспечения, применение систематизированного, научного и предсказуемого процесса проектирования, разработки и сопровождения программных средств для современных радиоэлектронных устройств и систем, – были откорректирована диаграмма связи профессиональных задач с видами (рис. 2).

Рис. 2. Связь профессиональных задач с видами деятельности (магистратура)

Далее, уже в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Программист» и видами профессиональной деятельности, модернизированы структура и содержание образовательных программ, а также методы их реализации в направлении формирования у выпускников следующих общепрофессиональных компетенций: понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой (ОПК-1); знакомство с архитектурой ЭВМ и систем (ОПК-2); умение применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов (ОПК-3); способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-4).

Сформулированы профессиональные компетенции бакалавриата по видам деятельности:

– научно-исследовательская деятельность

а) способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования (ПК-12);

б) готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности (ПК-13) и др.;

– проектная деятельность

а) владение навыками моделирования, анализа и использования формальных методов конструирования программного обеспечения (ПК-19);

б) способность оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения (ПК-20) и др.;

– производственно-технологическая деятельность

а) готовность применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения (ПК-1);

б) владение навыками использования операционных систем, сетевых технологий, средств разработки программного интерфейса, применения языков и методов формальных спецификаций, систем управления базами данных (ПК-2);

в) владение навыками использования различных технологий разработки программного обеспечения (ПК-3) и ряд других.

Кроме того, впервые разработана собственная профильная компетенция бакалавриата по направлению подготовки «Программная инженерия» НИУ МИЭТ – способность формализовать предметную область программного проекта и разрабатывать спецификации для компонентов программного продукта.

Для модернизации ООП магистратуры выполнены аналогичные мероприятия, сформулированы в соответствии со стандартом ФГОС ВО общепрофессиональные компетенции: способность воспринимать математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания, умением самостоятельно приобретать, развивать и применять их для решения нестандартных задач, в том числе, в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте (ОПК-1); культура мышления, способностью выстраивать логику рассуждений и высказываний, основанных на интерпретации данных, интегрированных их разных областей науки и техники, выносить суждения на основании неполных данных (ОПК-2); способность анализировать и  оценивать уровни своих компетенций в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего  образования  и профессиональной мобильности (ОПК-3); владение, по крайней мере, одним из иностранных языков на уровне социального и профессионального общения,  способность применять специальную лексику и профессиональную терминологию языка (ОПК-4); ряд профессиональных компетенций по видам деятельности и собственные профильные компетенции: знание системных основ программной инженерии; профилей стандартов жизненного цикла программного продукта; моделей и процессов управления программными проектами; методов планирования и управления ресурсами жизненного цикла программного обеспечения; знания в области  истории и методологии науки, умения осуществлять методологическое обоснование научного исследования, осваивать и применять современные методы научных исследований для формирования суждений и выводов по соответствующим проблемам профессиональной.

Последовательность изучения дисциплин ООП бакалавриата и магистратуры определена в виде логических цепочек, соответствующих процессам формирования профессиональных компетенций и навыков, с помощью методологии SADT в нотации IDEF0 [1-3] разработаны схемы профессиональной деятельности при решении профессиональных задач в виде структурных диаграмм (от «как есть» к «как будет», рис. 3) и на этой основе разработаны общие характеристики образовательных программ.

Рис. 3. Схема профессиональной деятельности выпускника бакалавриата по направлению «Программная инженерия»

ОХОП каждого из рассмотренных выше уровней подготовки предполагают наличие возможности и даже обязательности (уровни магистратуры и аспирантуры) проведения научно-исследовательской работы (НИР). В рамках бакалавриата предусмотрена практика студентов в течение двух последних семестров с выполнением курсовых проектов по теме практики. Для ряда студентов выполненная работа становится основой магистерской и кандидатской диссертаций; бакалавриат становится фундаментом для проведения исследований на последующих уровнях подготовки. Программа подготовки магистров предполагает практику и НИР в каждом семестре с подготовкой курсовой работы с ориентацией на утвержденную тему диссертации.

С учетом сформулированных результатов обучения разработаны фонды оценочных средств и методические рекомендации по применению активных и интерактивных методов и форм, организация самостоятельной работы студентов по каждой дисциплине кафедры. Вышесказанное отражается в рабочих программах дисциплин и соответствующих методических разработках для преподавателей и для студентов, представленных в рабочем пространстве кафедры ИПОВС.

Результаты исследования

Таким образом, результаты обучения формулируются в рамках компетентностного подхода на основе требований ОХОП и профессионального стандарта, а также предполагают возможность создания научного задела для профессиональной деятельности и образования на последующих уровнях. Актуальность содержания образовательных программ также обеспечивается и подтверждается участием в их разработке и реализации профессиональных экспертов и, кроме того, тесным взаимодействием реализующей кафедры ИПОВС с предприятиями-работодателями и непрерывным мониторингом и оценкой.

Рецензенты:

Черников Б.В., д.т.н., старший научный сотрудник, заместитель директора Центра информационных технологий ООО «Газпром ВНИИГАЗ», г. Москва;

Портнов Е.М., д.т.н., профессор, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»,      г. Москва.


Библиографическая ссылка

Гагарина Л.Г., Дорогов В.Г., Коваленко Д.Г., Теплова Я.О., Федотова Е.Л., Чумаченко П.Ю. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20341 (дата обращения: 25.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252