Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДУАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Зайцева Н.Н. 1 Карпова Т.Ю. 2 Кореньков В.С. 2
1 ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
2 ГБОУ СПО «Волжский машиностроительный техникум»
Подготовка квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования, является крайне актуальной проблемой, что подтверждается «Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы», утвержденным Правительством РФ (распоряжение от 03.03.2015 №349-р). Особая роль в данном процессе отводится дуальному образованию –виду обучения, в котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации СПО, а практическая - на рабочем месте (на предприятии), вследствие чего обучающиеся получают более глубокие знания и умения, практический опыт и компетенции по выбранной профессии или специальности. В работе использовались следующие методы: качественный анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, функциональный и компаративный анализ, педагогический эксперимент, социальное моделирование. Выводы и практические рекомендации, полученные по результатам исследования, вследствие наличия у концепции признака научной универсальности, могут использоваться различными организациями СПО Российской Федерации.
машиностроительный профиль.
квалифицированные кадры
система подготовки
дуальное образование
среднее профессиональное образование
1. Брылевич А., Кранц С. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система [Электронный ресурс] // Управление производством. — 2008. — №1. — URL: http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/training/dyalnoe_obychen.html (дата обращения: 06.06.2015).
2. Коломок О.И., Крапивенский А.С. Методы социально-психологического воздействия в процессе командообразования и создания комфортного психологического климата в педагогическом коллективе // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 20. - № 4. - С. 3-8.
3. «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы», утвержден Правительством РФ (распоряжение от 03.03.2015 №349-р) // Собрание законодательства РФ. - 16.03.2015. - № 11. - Ст. 1629.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2002. – 396 с.
5. Романов С.П. Развитие дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении. - Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2008. – 393 с.
6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. – 2004. - №5. - С. 20-27.
Современное российское общество остро нуждается в квалифицированных кадрах для различных отраслей промышленности, в том числе (и не в последнюю очередь) для машиностроительного комплекса.

Данный процесс осуществляется в организациях среднего профессионального образования (СПО).

Важнейшим государственным нормативным документом, регламентирующимразвитие системы СПО в Российской Федерации является «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы», утвержденным Правительством РФ (распоряжение от 03.03.2015 №349-р) [3]. Данным документом предусмотрено внедрение практико-ориентированных моделей обучения, т.е. дуальных моделей образования.

Вышесказанное наглядно демонстрирует актуальность проблематики проведенного исследования.

Цель исследования: провести системный и структурно-функциональный анализ, а также раскрыть потенциальные возможности использования дуальной целевой подготовки квалифицированных кадров машиностроительного профиля в образовательных организациях СПО Российской Федерации.

Материал и методы исследования

В качестве эмпирического материала для проведения работы послужили теоретические и практические разработки, созданные в ходе реализации в 2014-2015 годах Волжским машиностроительным техникумом и ОАО «ЕПК Волжский» дуальной профессиональной образовательной программы подготовки кадров машиностроительного профиля.

В работе использовались следующие научные методы: - системный анализ; - структурно-функциональный анализ; - сопоставительный (компаративный) анализ; - социальное моделирование; - качественный анализ действующих нормативно-правовых актов и научной литературы; - педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования — пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно — сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Оказывается, можно. Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для  многих.

Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Кстати, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров» [1].

У немцев можно поучиться и традиционно уважительному отношению к той разновидности труда, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками. В настоящее время насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.

Почему молодые немцы хотят получать рабочие специальности? В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги.  Почему наша  молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой? 

Эти и другие вопросы привели к тому, что полтора года назад ОАО «ЕПК Волжский» и Волжский машиностроительный техникум сделали решительный шаг, который в будущем может очень многое изменить в уже сложившейся системе подготовки кадров машиностроительного профиля в Волгоградской области. Серьезное дело и крупное вложение предприятия ОАО «ЕПК Волжский» в расчете на перспективу.

С сентября 2014 года Волжский машиностроительный техникум и  ОАО «ЕПК Волжский» начали реализацию дуальной профессиональной образовательной программы подготовки кадров машиностроительного профиля. Прежде, чем решиться на такой ответственный шаг мы определили для себя задачу – подробнейшим образом разобраться в принципиальных отличительных особенностях дуального образования. Мы поставили перед собой ряд вопросов, среди которых: В чем же главное отличие дуальной подготовки от традиционной формы обучения? Насколько эффективна такая система? Почему Европа так быстро перешла на нее, и как она приживается в России? Должны ли быть особенности системы у нас  в России и в конкретном регионе, и, если да, то каковы они?

В результате изучения существующей теории и практики мы получили для себя четкое понимание сущности и особенностей дуального профессионального образования. Так, дуальное образование мы понимаем как сочетание теоретического обучения в техникуме с практическим обучением на предприятии. По дуальной системе образования обучающиеся получают более глубокие знания и умения, практический опыт и компетенции по выбранной профессии или специальности. Говоря более простым языком – это система, при которой студенты половину всего своего учебного времени посвящают практике на том предприятии, где они в дальнейшем будут работать [5]. Таким образом, это есть болееэффективный способ подготовки кадров. Эффективность заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами в учебных мастерских, а также во время производственного обучения. То есть то, что сегодня расскажут студентам в аудитории, – завтра они применят в действии на предприятии.

Дуальная система (по немецкой модели) является хорошим источником рабочей силы для предприятий, что способствует развитию промышленности и экономики.

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы учебы все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует обучающихся учиться не для галочки.

Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.

Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда.

Для молодых людей дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться ко взрослой жизни. Уже во время обучения они получают на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой [2]. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность [4].

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно классическое образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере. Во время производственного обучения студенты приобретают основной опыт работы по специальности, по работе с современным оборудованием, знакомятся с корпоративной культурой  предприятия, учатся работать в команде. На протяжении всего срока обучения  обучающиеся, кроме стипендии от  техникума, получают заводскую стипендию. Помимо этого,  предприятие бесплатно обеспечивает студентов спецодеждой, обувью, обедами.

Анализ сложностей внедрения этой системы у компаний и предприятий в регионах России показывает, что этими сложностями стали проблемы адаптации немецкой дуальной системы образования к российским условиям.Прежде всего, это касается организации обучения, построения учебных планов, налаживания отношений с образовательными учреждениями.  Отбор кандидатов по специальностям из числа обучающихся, обучение групп по уже согласованным с профессиональной образовательной организацией планам, организация теоретического обучения и лабораторных практикумов, обеспечение обучения на производстве при условии сохранения объемов теоретической части ФГОС СПО – все это требует изменения устоявшихся условий обучения и труда, в том числе за счет продления учебного дня и усиленных практических занятий в летнее время.

Нельзя сбрасывать со счетов и первоначальное настороженное отношение к нововведению и со стороны преподавателей, и со стороны студентов техникума. Но дальнейшее развитие ситуации наглядно продемонстрировало нам очевидное – в такой системе обучения заинтересованы все стороны.

Так, постепенно отвечая на поставленные вопросы, мы шаг за шагом выстраивали для своего техникума и предприятия – партнера модель наших будущих отношений. При этом было особенно важно учесть все нюансы деятельности современной профессиональной образовательной организации в условиях нового «законодательного поля» (рисунок).

 

Безымянный

Модель дуальной системы профессионального образования (ДСПО)

В безусловном выигрыше при реализации такой системы подготовки квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования останется и государство, которое сможет эффективно решить задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. При этом главной его функцией станет — координация и обеспечение законодательной базы.

Таким образом, в стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессионально-технической подготовки кадров[6].

Выводы

Главная задача, которая решается в системе среднего профессионального образования Волгоградской области — сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении первый опыт развития дуальной формы профессионального образования может оказаться чрезвычайно полезным — для совершенствования законодательства, реанимации традиций ремесленного обучения, формирования системы многоканального финансирования обучения.

Осмысление проблемы дуального образования в Российской Федерации и наш первый опыт в этом направлении привели нас к мысли, что было бы не совсем правильно абсолютно все профессии и специальности среднего профессионального образования реализовывать по системе дуального образования. Разумно, чтобы реализация дуальной системы образования по профессиям и специальностям существовала совместно с уже утвердившейся системой профессионального образования.

Рецензенты:

Коломок О.И., д.п.н., профессор, директор Волгоградского филиала АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», г. Волгоград;

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.

 


Библиографическая ссылка

Зайцева Н.Н., Карпова Т.Ю., Кореньков В.С. ДУАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20082 (дата обращения: 20.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074