Детально изучив ФГОС ВПО-3 по основным специальностям вуза аграрного профиля, мы выявили обязательную общекультурную компетенцию, которая требует от будущего специалиста «владения средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [4, 5]. На наш взгляд, данная компетенция заставляет нас (преподавателей физической культуры) задуматься над вопросом - какими средствами и методами физической культуры в вузе воспользоваться, чтобы добиться выполнения требований ФГОС ВПО-3 и подготовить высококлассных выпускников вуза? С этой целью мы провели эксперимент среди студентов-бакалавров 3-го курса обучения по направлениям «Агрономия» и «Лесное дело». Исследования проходили в 2 этапа: теоретическое изучение требований ФГОС ВПО-3 и эмпирическое исследование с помощью анкетирования и педагогического эксперимента.
На первом этапе исследования нами были теоретически изучены требования ФГОС ВПО-3 основных направлений подготовки в ИжГСХА: «Агрономия», «Лесное дело», «Агроинженерия», «Зоотехния», «Менеджмент», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Электроэнергетика и электротехника». Для данных направлений физическая культура имеет коды формирующих общекультурных компетенций для направлений: «Агроинженерия» - ОК-15, «Зоотехния» - ОК-16, «Менеджмент» - ОК-22, «Технология производства и переработки сельхозяйственной продукции» - ОК-16, «Электроэнергетика и электротехника» - ОК-16. Бакалавр по направлению подготовки 110400 «Агрономия» и 250100 «Лесное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая; научно-исследовательская [4] и проектная (только для направления «Лесное дело») [5]. После анализа ФГОС ВПО-3 интересующих нас направлений мы выбрали компетенции бакалавров-агрономов и бакалавров-лесников в области физической культуры и сделали вывод, что с помощью профессионально-прикладной физической подготовки бакалавры этих двух направлений могут выполнить требования - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4, ОК-11). Данная общекультурная компетенция может решаться с помощью поиска по спортивной карте контрольных пунктов на занятиях спортивным ориентированием по методике профессионально-прикладной физической подготовки [2].
В ФГОС ВПО-3 включает также такие профессиональные компетенции направления «Агрономия», как:
1) способность организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда в разных экономических и хозяйственных условиях (ПК-19, ПК-26);
2) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знать принципы и методы организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных производственных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ПК-22, ПК-28).
Компетенции ПК-19, ПК-26, ПК-22, ПК-28 могут реализовываться на занятиях физической культурой с помощью специальной методики [2]: распределения ролей в спортивных и подвижных играх (нападающий - защитник, догоняет - убегает и т.д.); организации и проведения инструкторской практики; распределения ролей в поиске контрольных пунктов по спортивной карте на местности.
В профессии инженера лесного хозяйства необходимо выполнять определенные действия в полевых условиях, что требует от выпускника умения ориентироваться на местности с помощью зрительного анализатора, карты, компаса и иных приборов. Эти требования прописаны также в ФГОС ВПО -3. Для направления подготовки «Лесное дело» выделяются такие профессиональные компетенции, как:
1) умение в полевых условиях выполнять с использованием геодезических приборов измерения, описание границ и привязку на местности объектов лесного и лесопаркового хозяйства на местности (ПК-11);
3) умение в полевых условиях использовать методы наблюдения, описание, идентификации, классификации объектов лесных и урбоэкосистем различного иерархического уровня (ПК-12);
3) умение в полевых условиях выполнять измерение деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов (ПК-14).
На втором этапе исследования с помощью анкетирования среди ППС и студентов аграрного и лесохозяйственного профиля мы составили требования к профессиональной подготовке и методику занятий физической культурой.
Нами была разработана и введена методика занятий профессионально-прикладной физической подготовкой со студентами экспериментальной группы (ЭГ) агрономического и лесохозяйственного факультета 3-го курса. Студенты контрольной группы (КГ) занимались по специализации «лыжные гонки и общая физическая подготовка». На занятиях со студентами ЭГ мы использовали такие средства физической культуры с профессиональной направленностью, как оздоровительное и спортивное ориентирование, туризм, спортивные и подвижные игры, комплексы упражнений по аэробике, бег и ориентирование на лыжах, легкоатлетические виды (бег, прыжки, метания), инструкторская практика. Инструкторская практика включала проведение студентами подготовительной части занятия, общеразвивающих упражнений на своей группе. Все вышеперечисленные средства физической культуры являются эффективными в вопросе формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
В результате эксперимент показал значительное улучшение физической, психофизической подготовленности и состояния здоровья [1]. С целью определения мотивации к занятиям физической культурой и ППФП после эксперимента нами было проведено анкетирование студентов ЭГ и КГ. Результаты показали, что 90,4% студентов ЭГ испытывали интерес к занятиям физической культурой, тогда как в КГ этот показатель равен 80%. Студенты ЭГ (52%) получили прикладные знания на занятиях физической культурой, а в КГ - лишь 21,4%. Испытуемые ЭГ (77,2%) получили достаточный уровень психофизической подготовки на занятиях физической культурой, тогда как в КГ - лишь 53,3%. По результатам опроса можно сделать вывод, что мотивация к занятиям физической культурой, уровень прикладных знаний и психофизической подготовки у студентов ЭГ 3-го курса в сравнении с КГ значительно выше.
Эффективность ППФП в подготовке высококвалифицированных выпускников вуза в разные годы объективно подтверждали в своих исследованиях многие авторы, в том числе на примерах подготовки работников сельского хозяйства - В.И. Ильинич (Россия), В.П. Краснов (Украина), В.С. Титов (Украина), Г.В. Руденко (Россия) [3].
Таким образом, наше исследование подтвердило, что использование методики занятий ППФП на занятиях физической культурой со студентами сельскохозяйственного вуза способствует формированию ОК и ПК и выполнению требований ФГОС ВПО-3. Рекомендуется подбирать средства и методы ППФП, учитывая направление подготовки и требования ФГОС ВПО-3, в частности общекультурных и профессиональных компетенций. Кроме того, ценностным показателем нашего исследования можно считать повышение мотивации к занятиям физической культурой и профессионально-прикладной физической подготовкой, которое мы выявили с помощью анкетирования, и осознание студентами-бакалаврами значения физической подготовки для будущей трудовой деятельности.
Рецензенты:
Гибадуллин И.Г., д.п.н., профессор, директор института ФК и С им. Тихонова ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», г. Ижевск;
Любимова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО «Ижевская ГСХА», г. Ижевск.
Библиографическая ссылка
Воротова М.С. РОЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ФГОС ВПО – 3 В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20018 (дата обращения: 17.05.2025).