Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE VALUE OF COMPETENCIES STATE EDUCATIONAL STANDARD-3 IN THE PREPARATION OF BACHELORS AGRICULTURAL UNIVERSITY

Vorotova M.S. 1
1 Izhevsk State Agricultural Academy
This article presents research on topical issues of vocational-applied physical culture of students of agrarian profile. One such issue is the study of the requirements of state educational standards for undergraduate students of higher educational institutions and the identification of values in the state educational standards No 3 General cultural and professional competencies in preparing graduates of the University. We have investigated the issue of professional-applied physical culture of students of agrarian profile, as well as graduation requirements in the state educational standards 3, first of all, common cultural and professional competences in various areas of training. For this purpose, conducted a pedagogical experiment with a bachelor´s degree in «agriculture» and «Forestry business», the proposed technique classes vocational-applied physical training, positive results, conclusions.
conclusions
results
physical education bachelors agricultural University
general cultural and professional competence
vocational-applied physical training
В последние годы актуальной проблемой в вузе являются переход на многоуровневую систему образования и адаптация многих дисциплин (в том числе физической культуры) к требованиям ФГОС ВПО-3. После введения нового ФГОС ВПО-3 в программе многих учебных дисциплин произошли значительные изменения. Так, в области физической культуры были сокращены учебные часы до 400 ч, из них на практические занятия предполагается 360 ч, остальные часы - на теоретическое обучение, число которых увеличилось до 40 по сравнению с прежним ФГОС [4, 5]. Также согласно Федеральному государственному образовательному стандарту  высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) по различным направлениям подготовки в результате освоения образовательной программы к выпускникам предъявляются определенные требования. Так, выпускники вуза должны овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК и ПК). Компетенции - это требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.

Детально изучив ФГОС ВПО-3 по основным специальностям вуза аграрного профиля, мы выявили обязательную общекультурную компетенцию, которая требует от будущего специалиста «владения средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [4, 5]. На наш взгляд, данная компетенция заставляет нас (преподавателей физической культуры) задуматься над вопросом - какими средствами и методами физической культуры в вузе воспользоваться, чтобы добиться выполнения требований ФГОС ВПО-3 и подготовить высококлассных выпускников вуза? С этой целью мы провели эксперимент среди студентов-бакалавров 3-го курса обучения по направлениям «Агрономия» и «Лесное дело». Исследования проходили в 2 этапа:  теоретическое изучение требований ФГОС ВПО-3 и эмпирическое исследование с помощью анкетирования и педагогического эксперимента.

На первом этапе исследования нами были теоретически изучены требования ФГОС ВПО-3 основных направлений подготовки в ИжГСХА: «Агрономия», «Лесное дело», «Агроинженерия», «Зоотехния», «Менеджмент», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Электроэнергетика и электротехника». Для данных направлений физическая культура имеет коды формирующих общекультурных компетенций для направлений: «Агроинженерия» - ОК-15, «Зоотехния» - ОК-16, «Менеджмент» - ОК-22, «Технология производства и переработки сельхозяйственной продукции» - ОК-16, «Электроэнергетика и электротехника» - ОК-16. Бакалавр по направлению подготовки 110400 «Агрономия» и 250100 «Лесное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая; научно-исследовательская [4] и проектная (только для направления «Лесное дело») [5]. После анализа ФГОС ВПО-3 интересующих нас направлений мы выбрали компетенции бакалавров-агрономов и бакалавров-лесников в области физической культуры и сделали вывод, что с помощью профессионально-прикладной физической подготовки бакалавры этих двух направлений могут выполнить  требования - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4, ОК-11). Данная общекультурная компетенция может решаться с помощью поиска по спортивной карте контрольных пунктов на занятиях спортивным ориентированием по методике профессионально-прикладной физической подготовки [2].

В ФГОС ВПО-3 включает также такие профессиональные компетенции направления «Агрономия», как:

1) способность организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда в разных экономических и хозяйственных условиях (ПК-19, ПК-26);

2) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знать принципы и методы организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных производственных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ПК-22, ПК-28).

Компетенции ПК-19, ПК-26, ПК-22, ПК-28 могут реализовываться на занятиях физической культурой с помощью специальной методики [2]: распределения ролей в спортивных и подвижных играх (нападающий - защитник, догоняет - убегает и т.д.); организации и проведения инструкторской практики; распределения ролей в поиске контрольных пунктов по спортивной карте на местности.

В профессии инженера лесного хозяйства необходимо выполнять определенные действия в полевых условиях, что требует от выпускника умения ориентироваться на местности с помощью зрительного анализатора, карты, компаса и иных приборов. Эти требования прописаны также в ФГОС ВПО -3. Для направления подготовки «Лесное дело» выделяются такие профессиональные компетенции, как:

1) умение в полевых условиях выполнять с использованием геодезических приборов измерения, описание границ и привязку на местности объектов лесного и лесопаркового хозяйства на местности (ПК-11);

3) умение в полевых условиях использовать методы наблюдения, описание, идентификации, классификации объектов лесных и урбоэкосистем различного иерархического уровня (ПК-12);

3) умение в полевых условиях выполнять измерение деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов (ПК-14).

На втором этапе исследования с помощью анкетирования среди ППС и студентов аграрного и лесохозяйственного профиля мы составили требования к профессиональной подготовке и методику занятий физической культурой.

Нами была разработана и введена методика занятий профессионально-прикладной физической подготовкой со студентами экспериментальной группы (ЭГ) агрономического и лесохозяйственного факультета 3-го курса. Студенты контрольной группы (КГ) занимались по специализации «лыжные гонки и общая физическая подготовка». На занятиях со студентами ЭГ мы использовали такие средства физической культуры с профессиональной направленностью, как оздоровительное и спортивное ориентирование, туризм, спортивные и подвижные игры, комплексы упражнений по аэробике, бег и ориентирование на лыжах, легкоатлетические виды (бег, прыжки, метания), инструкторская практика. Инструкторская практика включала проведение студентами подготовительной части занятия, общеразвивающих упражнений на своей группе. Все вышеперечисленные средства физической культуры являются эффективными в вопросе формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

В результате эксперимент показал значительное улучшение физической, психофизической подготовленности и состояния здоровья [1]. С целью определения мотивации к занятиям физической культурой и ППФП после эксперимента нами было проведено анкетирование студентов ЭГ и КГ. Результаты показали, что 90,4% студентов ЭГ испытывали интерес к занятиям физической культурой, тогда как в КГ этот показатель равен 80%. Студенты ЭГ (52%) получили прикладные знания на занятиях физической культурой, а в КГ  - лишь 21,4%. Испытуемые ЭГ (77,2%) получили достаточный уровень психофизической подготовки на занятиях физической культурой, тогда как в КГ - лишь 53,3%. По результатам опроса можно сделать вывод, что мотивация к занятиям физической культурой, уровень прикладных знаний и психофизической подготовки у студентов ЭГ 3-го курса в сравнении с КГ значительно выше.

Эффективность ППФП в подготовке высококвалифицированных выпускников вуза в разные годы объективно подтверждали в своих исследованиях многие авторы, в том числе на примерах подготовки работников сельского хозяйства - В.И. Ильинич (Россия), В.П. Краснов (Украина), В.С. Титов (Украина), Г.В. Руденко (Россия) [3].

Таким образом, наше исследование подтвердило, что  использование методики занятий ППФП на занятиях физической культурой со студентами сельскохозяйственного вуза способствует формированию ОК и ПК и выполнению требований ФГОС ВПО-3. Рекомендуется подбирать средства и методы ППФП, учитывая направление подготовки и требования ФГОС ВПО-3, в частности общекультурных и профессиональных компетенций. Кроме того, ценностным показателем нашего исследования можно считать повышение мотивации к занятиям физической культурой и профессионально-прикладной физической подготовкой, которое мы выявили с помощью анкетирования, и осознание студентами-бакалаврами значения физической подготовки для будущей трудовой деятельности.

Рецензенты:

Гибадуллин И.Г., д.п.н., профессор, директор института ФК и С им. Тихонова ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», г. Ижевск;

Любимова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО «Ижевская ГСХА», г. Ижевск.