В 1989 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы наступил период глобальных перемен, началась политическая и социально-экономическая трансформация после 45 лет господства коммунистической системы.
Радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти, получили два названия: «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составила лишь Румыния); демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии) [12]. События в странах ЦЮВЕ 1980-1990-х гг. во многом определили путь развития этих стран сегодня.
Цель работы - исследовать особенности системной трансформации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в конце ХХ в. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: выяснить основные причины революций в странах ЦЮВЕ; изучить характер революций в этом регионе; показать результаты «бархатных» революции; сравнить процессы, происходившие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в указанный период.
События мировой значимости конца ХХ в. по-новому высвечивают исторические процессы, имевшие место на протяжении этого столетия. Крах идей социализма в их советском обличье, глубокая дискредитация мирового коммунистического движения, распад СССР и связанного с ним «социалистического содружества», демократические революции 1989 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, покончившие с тоталитарными режимами, новые внутри- и внешнеполитические ориентиры бывших союзников СССР, распад воссозданных после Второй мировой войны многонациональной Югославии и двунациональной Чехословакии - все это диктует необходимость взглянуть на новейшую историю стран указанного региона под иным, чем прежде, углом зрения. Эти факторы и определяют актуальность данного исследования.
Необходимость нового подхода определяется также появлением в связи с открытием в странах бывшего советского блока и России архивов огромного количества ранее неизвестных документов, вносящих существенные, а иногда и радикальные коррективы в историю стран региона ХХ в. Исследователи получили возможность по-новому взглянуть на прошлое, уже известные события, на деятельность многих политических лидеров, сыгравших важную роль в судьбах того или иного народа или страны. Революции 1989 г. и стремление к построению нового демократического общества создали условия для плюрализма взглядов и интерпретаций национальной истории стран региона и их взаимоотношений с внешним миром.
Конец 1980-х гг. открыл новый этап в историческом развитии стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Глубокие перемены, происходившие во всех сферах жизни государств этого региона, свидетельствовали о том, что мы имеем дело с социальными революциями. «Мировой опыт показывает, если социальная революция превращается в революцию обманутых надежд, то новая революция неизбежна. Весь вопрос только в том, как скоро она созреет и как будет протекать: посредством радикальных реформ, которые в совокупности и будут означать революционный переворот, или в форме насильственной революции большей или меньшей остроты» [4, с. 54].
При всем разнообразии и специфичности общая направленность революционных движений была одноплановой: это были выступления против тоталитарных режимов, регламентировавших не только образ жизни, но и образ мыслей, против грубых нарушений прав и свобод человека, против господства бюрократических структур (партийно-государственной номенклатуры), против низкого жизненного уровня народа. «Это были революции за установление подлинной демократии и свободы, за улучшение материального и духовного благосостояния народа, за утверждение примата общечеловеческих ценностей, за политический плюрализм, за социальную справедливость, за создание гражданского общества и правового государства» [1, с. 88].
Разумеется, революции в каждой из восточноевропейских стран имели свои особенности. Можно отметить эволюционный характер демонтажа коммунистических структур в Венгрии, использование института «национального круглого стола» (НКС) в Болгарии, «шоковую терапию» в Польше, «бархатный» (или «нежный») характер революции в Чехословакии и кровавый, грубый в Румынии, объединительную идею как консолидирующий фактор - в ГДР.
6 июля 1989 г. М.С. Горбачев выступил на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, он отметил: «Принадлежность государств Европы к различным социальным системам - реальность. И признание этой исторической данности, уважение суверенного права каждого народа выбирать социальный строй по своему усмотрению - важнейшая предпосылка нормального европейского процесса» [13]. Так руководство СССР подтвердило право всех социалистических стран на собственный путь развития.
Главным внутренним фактором революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, стал полномасштабный кризис социалистической плановой экономики и непрекращающееся падение жизненного уровня населения [11].
Важнейшим условием «бархатных» революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был тот факт, что жители этих стран тянулись к Западу. Одним из проявлений завышенных ожиданий, связанных со сменой системы власти в регионе, следует рассматривать веру восточноевропейцев в свою идентичность с Западной Европой.
Революционными событиями в конце 1980-х гг. были охвачены все страны Центральной и Юго-Восточной Европы, но весьма значительными были различия в характере и темпах происходящих преобразований. Первыми на этот путь встали те страны, где в прошлом было наибольшее количество кризисных ситуаций. Это были Польша и Венгрия, которые раньше других столкнулись со сложной реальностью, накопили опыт и первыми стали искать выход из тяжелого кризиса. В этих странах переход власти в руки антикоммунистических сил произошел путем переговоров оппозиции с правящей партией в рамках круглого стола. В итоге этих переговоров были достигнуты договоренности о внесении изменений в Конституцию, дающие основания для введения многопартийной системы, практически об условиях мирной смены общественно-политического строя.
Процесс преобразований в большинстве восточноевропейских государств начался практически одновременно. Но само это начало оказалось везде разным. В ГДР и Чехословакии произошли революции «бархатного», бескровного типа.
Падению коммунистического строя в ГДР способствовали еженедельные демонстрации граждан, носившие мирный характер. Целями протеста были смена политического руководства страны, демократизация общества и ряд других требований. Первая демонстрация прошла 4 сентября 1989 г. в Лейпциге, 1200 человек провели шествие под лозунгом «Мы - народ!» с требованиями гражданских свобод и открытия границ ГДР [2]. Демонстрации оказали огромное влияние на политические процессы, шедшие в ГДР, на них сформировались сначала как демократические объединения, а потом как партии такие организации, как «Новый форум», «Социально-демократическая партия», «Союз 90», сыгравшие решающую роль в падении Берлинской стены и Германии. Эти партии заявили об отказе от социалистического пути развития ГДР. Перспективу ближайшего развития они видели в «спасении страны через воссоединение Германии». Лозунг объединения Германии стал главным программным пунктом всех политических течений. Разделенная на несколько десятилетий немецкая нация обрела государственное единство 3 октября 1990 г.
Если в результате «бархатной» революции происходит объединение ГДР и ФРГ в одно государство, то Чехословакия, наоборот, распадается на два самостоятельных государства. Здесь, как и в ГДР, коммунистическая партия пала в результате массовых митингов. 19 ноября 1989 г. возникли массовые организации - в Праге «Гражданский форум», а в Братиславе - «Общественность против насилия». Они объявили своей целью «мирный переход от коммунистического режима к демократии» [3, с. 251]. 29 декабря 1989 г. в результате уличных акций протеста произошло бескровное свержение коммунистического режима в Чехословакии. Начало революции положила студенческая демонстрация 17 ноября 1989 г.
29 декабря 1989 г. парламент страны избрал на пост президента писателя-диссидента Вацлава Гавела. С 1 января 1993 г. существуют два независимых государства - Чешская и Словацкая республики.
Мягче всего замена власти произошла в Болгарии, она одной из последних среди бывших социалистических стран вступила на путь перемен. Среди стран СЭВ Болгария и политически, и экономически была наиболее тесно связана с СССР. Коммунистический режим в этой стране пал в результате усилий кругов, принадлежавших к правящей элите, которая осознала гибельность дальнейшего существования режима. До 1989 г. в стране не существовало антикоммунистической силы, но на фоне постепенного ухудшения экономического положения обстановка в стране стала меняться. В 1989 г. в Болгарии стали возникать различные неформальные организации, которые в той или иной мере выражали оппозиционные настроения и способствовали смене власти. 10 ноября 1989 г. пленум ЦК БКП проголосовал за отставку многолетнего лидера партии и государства Т. Живкова с поста генерального секретаря компартии. Вместо него в этой должности был утвержден Петр Младенов [8].
Нарушением ненасильственного стиля революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы стала замена власти в Румынии, где она прошла насильственным путем, а бывший глава государства Н. Чаушеску и его супруга были расстреляны.
События 17-22 декабря 1989 г. в Румынии представляли собой нечастый в современной истории пример массового народного взрыва, не подготовленного заранее и не имевшего лидеров. Столкнувшись с этим феноменом, политологи и публицисты указывали прежде всего на влияние внешнего фактора - лавинообразных событий в ГДР, Чехословакии, Болгарии. Стремительность перемен в странах Восточной Европы порождала все большее беспокойство в стране, что режим Н. Чаушеску, оставшись в изоляции, не остановится ни перед чем, защищая систему, пришедшую в непримиримое противоречие не только с интересами подавляющего большинства собственного народа, но и окружающих Румынию государств [9]. Главной причиной и прологом декабрьских событий стал тяжелейший внутренний кризис румынского общества. Как справедливо подчеркивает румынский историк Д. Хурезяну, «революция сфокусировала в себе неудержимое стремление большинства румынского народа освободиться от оков диктатуры, вернуть себе человеческое достоинство, грубо попиравшееся властями, восстановить возможности нормального общения между людьми, наконец, подвергнуть общество своеобразному гражданскому испытанию» [7]. Победа революции была обеспечена и закреплена переходом армии на сторону восставшего народа. В мае 1990 г. состоялись выборы президента Румынии, победу на которых одержал Ион Илиеску.
Процессы, которые произошли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, позволили осмыслить преимущества двух путей перехода от тоталитаризма к демократии: эволюционного и революционного. Опыт восточноевропейских стран показал, что политические революции не обязательно ведут к ускорению процесса социально-экономической трансформации. Их результат осложняет проведение необходимых реформ. Мирный переход к демократии является менее болезненным путем трансформации.
Результатом «бархатных» революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1989-1990 гг. стало то, что принцип единства власти, которую олицетворяла коммунистическая партия, был заменен демократическим принципом разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Из конституций всех стран Центральной и Юго-Восточной Европы были исключены статьи о руководящей роли коммунистической партии [6]. В этих странах сложились две системы власти - парламентская и президентская. В большинстве стран утвердилась парламентская система правления. Но главным результатом «бархатных» революций 1989 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы стало изменение геополитической ситуации и внешнеполитической стратегии этих стран в сторону интеграции в НАТО и Европейский союз.
Рубеж конца 1980-х - начала 1990-х гг. - особый период в европейском развитии. За сравнительно короткое время континент стал совершенно иным. Во многом благодаря перестройке в Советском Союзе и в странах Восточной Европы произошли радикальные преобразования. Они затронули экономическую, политическую и идеологическую сферы общества, привели к оттеснению коммунистических партий от рычагов власти.
Советское руководство предоставило государствам Восточной и Центральной Европы «свободу выбора» той или иной общественной системы. Советский Союз приветствовал проведенные в Венгрии радикальные преобразования, дружелюбно отнесся к созданию некоммунистического правительства в Польше и с удовлетворением воспринял осуществленные в ГДР после свержения Хонеккера реформы. Опасность военной интервенции со стороны СССР перестала существовать. Европейским странам стало совершенно ясно, что выступление против собственного режима не связано ни с каким внешнеполитическим риском.
При рассмотрении истории обнаруживается, что часто решительные действия небольшого количества людей или одного человека могут создать предпосылки, необходимые для разрушения, казалось бы, непоколебимых структур, а соответственно, и опирающегося на них строя. Разумеется, чтобы могли произойти социальные перевороты, всегда требовалось наличие определенных объективных условий, однако главное состоит в том, что без участия той или иной личности эти предпосылки не только не могли быть использованы, но и остались бы просто незамеченными.
Таким образом, проанализировав события конца ХХ в. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, мы пришли к следующим выводам.
1. Отличительной особенностью революций 1989-1990 гг. в большинстве стран был их мирный характер. Ибо в ходе их на базе общих ценностей шли поиски компромисса, консенсуса, гражданских форумов, круглых столов, в которых участвовали представители государственной власти, партий, политических движений, способствовавших ненасильственному переходу к новому общественному и государственному строю, демонтажу партийно-государственно-бюрократической системы управления.
2. Революции 1989-1990 г. в странах региона явились результатом общенациональных кризисов, сочетания внутренних и внешних факторов.
3. Основной внешнеполитической предпосылкой явились перестройка в СССР, отказ советского правительства от «доктрины Брежнева».
Рецензенты:Апажева Е.Х. д.и.н., профессор кафедры истории ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;
Текуева М.А. д.и.н., профессор кафедры культурологии, этнологии и истории народов КБР ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Мирзоева С.Г., Хежева Л.А. СИСТЕМНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦА 1980 – НАЧАЛА 1990-Х ГГ. В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19931 (дата обращения: 08.12.2024).