Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYSTEMIC TRANSFORMATION OF THE LATE 80 - EARLY 90 YEARS OF THE XX C. IN CENTRAL AND SOUTH-EASTERN EUROPE

Mirzoeva S.G. 1 Khezheva L.A. 1
1 Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov
The period of global changes was in the countries of Central and South-Eastern Europe in 1989, began a political and social-economic transformation after half a century of domination of the communist system. Radical changes, which removed from power the Communist Parties in many countries were named "velvet" and democratic revolutions. Events of the 80-90-th. years of the twentieth century in Central and South-Eastern Europe in largely, determined the course of development of these countries today. Revolutions in every Eastern European`s country had its own characteristics. It may be noted the evolutionary nature of the dismantling of communist structures in Hungary, the use of the institute "national round table" (NRT) in Bulgaria, the "shock therapy" in Poland, "velvet" or soft nature of the revolution in Czechoslovakia, unifying idea, as a consolidating factor - in the GDR, and bloody - in Romania. Revolutions of the late twentieth century. and the desire to build a new democratic society, created the conditions for pluralism of views and interpretations of the national history of the countries of Central and South-Eastern Europe and their relationship with the outside world.
a multiparty system
radical reform
pluralism
a democratic society
"velvet" revolution
the political and social-economic transformation
the countries of Central and South-Eastern Europe
global changes

В 1989 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы наступил период глобальных перемен, началась политическая и социально-экономическая трансформация после 45 лет господства коммунистической системы.

Радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти, получили два названия:  «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составила лишь Румыния);  демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии) [12]. События в странах ЦЮВЕ 1980-1990-х гг. во многом определили путь развития этих стран сегодня.

Цель работы - исследовать особенности системной трансформации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в конце ХХ в. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: выяснить основные причины революций в странах ЦЮВЕ; изучить характер революций в этом регионе; показать результаты «бархатных» революции; сравнить процессы, происходившие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в указанный период.

События мировой значимости конца ХХ в. по-новому высвечивают исторические процессы, имевшие место на протяжении этого столетия. Крах идей социализма в их советском обличье, глубокая дискредитация мирового коммунистического движения, распад СССР и связанного с ним «социалистического содружества», демократические революции 1989 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, покончившие с тоталитарными режимами, новые внутри- и внешнеполитические ориентиры бывших союзников СССР, распад воссозданных после Второй мировой войны многонациональной Югославии и двунациональной Чехословакии - все это диктует необходимость взглянуть на новейшую историю стран указанного региона под иным, чем прежде, углом зрения. Эти факторы и определяют актуальность данного исследования.

Необходимость нового подхода определяется также появлением в связи с открытием в странах бывшего советского блока и России архивов огромного количества ранее неизвестных документов, вносящих существенные, а иногда и радикальные коррективы в историю стран региона ХХ в. Исследователи получили возможность по-новому взглянуть на прошлое, уже известные события, на деятельность многих политических лидеров, сыгравших важную роль в судьбах того или иного народа или страны. Революции 1989 г. и стремление к построению нового демократического общества создали условия для плюрализма взглядов и интерпретаций национальной истории стран региона и их взаимоотношений с внешним миром.

Конец 1980-х гг. открыл новый этап в историческом раз­витии стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Глубокие перемены, происходившие во всех сферах жизни государств этого региона, свидетельствовали о том, что мы имеем дело с социальными рево­люциями. «Мировой опыт показывает, если социальная революция пре­вращается в революцию обманутых надежд, то новая революция неиз­бежна. Весь вопрос только в том, как скоро она созреет и как будет про­текать: посредством радикальных реформ, которые в совокупности и бу­дут означать революционный переворот, или в форме насильственной революции большей или меньшей остроты» [4, с. 54].

При всем разнообразии и специфичности общая направленность революционных движений была одноплановой: это были выступления против тоталитарных режимов, регламентировавших не только образ жизни, но и образ мыслей, против грубых нарушений прав и свобод че­ловека, против господства бюрократических структур (партийно-государственной номенклатуры), против низкого жизненного уровня на­рода. «Это были революции за установление подлинной демократии и свободы, за улучшение материального и духовного благосостояния на­рода, за утверждение примата общечеловеческих ценностей, за полити­ческий плюрализм, за социальную справедливость, за создание граждан­ского общества и правового государства» [1, с. 88].

Разумеется, революции в каждой из восточноевропейских стран имели свои особенности. Можно отметить эволюционный характер де­монтажа коммунистических структур в Венгрии, использование инсти­тута «национального круглого стола» (НКС) в Болгарии, «шоковую те­рапию» в Польше, «бархатный» (или «нежный») характер революции в Чехословакии и кровавый, грубый в Румынии, объединительную идею как консолидирующий фактор - в ГДР.

6 июля 1989 г. М.С. Горбачев выступил на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, он отметил: «Принадлежность государств Европы к различным социальным системам - реальность. И признание этой исторической данности, уважение суверенного права каждого народа выбирать социальный строй по своему усмотрению - важнейшая предпосылка нормального европейского процесса» [13]. Так руководство СССР подтвердило право всех социалистических стран на собственный путь развития.

Главным внутренним фактором революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, стал полномасштабный кризис социалистической плановой экономики и непрекращающееся падение жизненного уровня населения [11].

Важнейшим условием «бархатных» революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был тот факт, что жители этих стран тянулись к Западу. Одним из проявлений завышенных ожиданий, связанных со сменой системы власти в регионе, следует рассматривать веру восточноевропейцев в свою идентичность с Западной Европой.

Революционными событиями в конце 1980-х гг. были охвачены все страны Центральной и Юго-Восточной Европы, но весьма значительными были различия в характере и темпах происходящих преобразований. Первыми на этот путь встали те страны, где в прошлом было наибольшее количество кризисных ситуаций. Это были Польша и Венгрия, которые раньше других столкнулись со сложной реальностью, накопили опыт и первыми стали искать выход из тяжелого кризиса. В этих странах переход власти в руки антикоммунистических сил произошел путем переговоров оппозиции с правящей партией в рамках круглого стола. В итоге этих переговоров были достигнуты договоренности о внесении изменений в Конституцию, дающие основания для введения многопартийной системы, практически об условиях мирной смены общественно-политического строя.

Процесс преобразований в большинстве восточноевропейских государств начался практически одновременно. Но само это начало оказалось везде разным. В ГДР и Чехословакии произошли революции «бархатного», бескровного типа.

Падению коммунистического строя в ГДР способствовали еженедельные демонстрации граждан, носившие мирный характер. Целями протеста были смена политического руководства страны, демократизация общества и ряд других требований. Первая демонстрация прошла 4 сентября 1989 г. в Лейпциге, 1200 человек провели шествие под лозунгом «Мы - народ!» с требованиями гражданских свобод и открытия границ ГДР [2]. Демонстрации оказали огромное влияние на политические процессы, шедшие в ГДР, на них сформировались сначала как демократические объединения, а потом как партии такие организации, как «Новый форум», «Социально-демократическая партия», «Союз 90», сыгравшие решающую роль в падении Берлинской стены и Германии. Эти партии заявили об отказе от социалистического пути развития ГДР. Перспективу ближайшего развития они видели в «спасении страны через воссоединение Германии». Лозунг объединения Германии стал главным программным пунктом всех политических течений. Разделенная на несколько десятилетий немецкая нация обрела государственное единство 3 октября 1990 г.

Если в результате «бархатной» революции происходит объединение ГДР и ФРГ в одно государство, то Чехословакия, наоборот, распадается на два самостоятельных государства. Здесь, как и в ГДР, коммунистическая партия пала в результате массовых митингов. 19 ноября 1989 г. возникли массовые организации - в Праге «Гражданский форум», а в Братиславе - «Общественность против насилия». Они объявили своей целью «мирный переход от коммунистического режима к демократии» [3, с. 251]. 29 декабря 1989 г. в результате уличных акций протеста произошло бескровное свержение коммунистического режима в Чехословакии. Начало революции положила студенческая демонстрация 17 ноября 1989 г.

29 декабря 1989 г. парламент страны избрал на пост президента писателя-диссидента Вацлава Гавела. С 1 января 1993 г. существуют два независимых государства - Чешская и Словацкая республики.

Мягче всего замена власти произошла в Болгарии, она одной из последних среди бывших социалистических стран вступила на путь перемен. Среди стран СЭВ Болгария и политически, и экономически была наиболее тесно связана с СССР. Коммунистический режим в этой стране пал в результате усилий кругов, принадлежавших к правящей элите, которая осознала гибельность дальнейшего существования режима. До 1989 г. в стране не существовало антикоммунистической силы, но на фоне постепенного ухудшения экономического положения обстановка в стране стала меняться. В 1989 г. в Болгарии стали возникать различные неформальные организации, которые в той или иной мере выражали оппозиционные настроения и способствовали смене власти. 10 ноября 1989 г. пленум ЦК БКП проголосовал за отставку многолетнего лидера партии и государства Т. Живкова с поста генерального секретаря компартии. Вместо него в этой должности был утвержден Петр Младенов [8].

Нарушением ненасильственного стиля революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы  стала замена власти в Румынии, где она прошла насильственным путем, а бывший глава государства Н. Чаушеску и его супруга были расстреляны.

События 17-22 декабря 1989 г. в Румынии представляли собой нечастый в современной истории пример массового народного взрыва, не подготовленного заранее и не имевшего лидеров. Столкнувшись с этим феноменом, политологи и публицисты указывали прежде всего на влияние внешнего фактора - лавинообразных событий в ГДР, Чехословакии, Болгарии. Стремительность перемен в странах Восточной Европы порождала все большее беспокойство в стране, что режим Н. Чаушеску, оставшись в изоляции, не остановится ни перед чем, защищая систему, пришедшую в непримиримое противоречие не только с интересами подавляющего большинства собственного народа, но и окружающих Румынию государств [9]. Главной причиной и прологом декабрьских событий стал тяжелейший внутренний кризис румынского общества. Как справедливо подчеркивает румынский историк Д. Хурезяну, «революция сфокусировала в себе неудержимое стремление большинства румынского народа освободиться от оков диктатуры, вернуть себе человеческое достоинство, грубо попиравшееся властями, восстановить возможности нормального общения между людьми, наконец, подвергнуть общество своеобразному гражданскому испытанию» [7]. Победа революции была обеспечена и закреплена переходом армии на сторону восставшего народа. В мае 1990 г. состоялись выборы президента Румынии, победу на которых одержал Ион Илиеску.

Процессы, которые произошли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, позволили осмыслить преимущества двух путей перехода от тоталитаризма к демократии: эволюционного и революционного. Опыт восточноевропейских стран показал, что политические революции не обязательно ведут к ускорению процесса социально-экономической трансформации. Их результат осложняет проведение необходимых реформ. Мирный переход к демократии является менее болезненным путем трансформации.

Результатом «бархатных» революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1989-1990 гг. стало то, что принцип единства власти, которую олицетворяла коммунистическая партия, был заменен демократическим принципом разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Из конституций всех стран Центральной и Юго-Восточной Европы были исключены статьи о руководящей роли коммунистической партии [6]. В этих странах сложились две системы власти - парламентская и президентская. В большинстве стран утвердилась парламентская система правления. Но главным результатом «бархатных» революций 1989 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы стало изменение геополитической ситуации и внешнеполитической стратегии этих стран в сторону интеграции в НАТО и Европейский союз.

Рубеж конца 1980-х - начала 1990-х гг. - особый период в европей­ском развитии. За сравнительно короткое время континент стал совер­шенно иным. Во многом благодаря перестройке в Советском Союзе и в странах Восточной Европы произошли радикальные преобразования. Они затронули экономическую, политическую и идеологическую сферы общества, привели к оттеснению коммунистических партий от рычагов власти.

 Советское руководство предоставило государствам Восточной и Центральной Европы «свободу выбора» той или иной общественной системы. Советский Союз приветствовал проведенные в Венгрии ради­кальные преобразования, дружелюбно отнесся к созданию некоммуни­стического правительства в Польше и с удовлетворением воспринял осуществленные в ГДР после свержения Хонеккера реформы. Опас­ность военной интервенции со стороны СССР перестала существовать. Европейским странам стало совершенно ясно, что выступ­ление против собственного режима не связано ни с каким внешнеполи­тическим риском.

При рассмотрении истории обнаруживается, что часто решительные действия небольшого количества людей или одного чело­века могут создать предпосылки, необходимые для разрушения, казалось бы, непоколебимых структур, а соответственно, и опирающегося на них строя. Разумеется, чтобы могли произойти социальные перевороты, все­гда требовалось наличие определенных объективных условий, однако главное состоит в том, что без участия той или иной личности эти пред­посылки не только не могли быть использованы, но и остались бы про­сто незамеченными.

Таким образом, проанализировав события конца ХХ в. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, мы пришли к следующим выводам.

1. Отличительной особенностью революций 1989-1990 гг. в большинстве стран был их мирный характер. Ибо в ходе их на базе общих ценностей шли поиски компромисса, консенсуса, гражданских форумов, круглых столов, в которых участвовали представители государственной власти, партий, политических движений, способствовавших ненасильственному переходу к новому общественному и государственному строю, демонтажу партийно-государственно-бюрократической системы управления.

2. Революции 1989-1990 г. в странах региона явились результатом общенациональных кризисов, сочетания внутренних и внешних факторов.

3. Основной внешнеполитической предпосылкой явились перестройка в СССР, отказ советского правительства от «доктрины Брежнева».

Рецензенты:

Апажева Е.Х. д.и.н., профессор кафедры истории ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Текуева М.А. д.и.н., профессор кафедры культурологии, этнологии и истории народов КБР ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.