Когда речь заходит о вставных элементах, с помощью которых от простых предложений образуются осложненные, встает вопрос о месте, занимаемом ими в простом предложении.
Какова аранжировка слов в осложненных предложениях? Различна ли она в разных видах осложненного предложения? Если да, то какова ее роль в смысловой и конструктивной организации предложения?
Ответ на эти и многие другие вопросы поможет дать характер осложняющих элементов, тип предложения, коммуникативная установка говорящего и др.
Говоря о роли порядка слов в осложненных предложениях, целесообразно остановиться отдельно на всех его разновидностях: предложение, осложненное различного рода обособлениями, однородными членами, вводными конструкциями, обращением.
Обособленные члены получают в предложении синтаксическую самостоятельность. Они уточняют и конкретизируют какой-либо член, характеризуют его по какому-либо признаку или дают определенную оценку мысли всего предложения (подтверждают или отвергают ее), подчеркивают отношение субъекта к ней и т.д.
Неся в себе значение конкретизации и уточнения высказанной мысли, обособленные члены не образуют словосочетаний с определяемыми словами. Между ними устанавливаются полупредикативные отношения.
Обособление находится в неразрывной связи с порядком следования слов и синтаксических единиц в предложении.
Обособленные члены бывают двоякого рода: обособленные второстепенные члены (определение, обстоятельства), слова и выражения, грамматически не связанные с предложением. Таким образом, обособление подразумевает обособленные второстепенные члены предложения и слова или сочетания слов, не являющиеся членами предложения. В первую группу входят обособленные определения и обстоятельства (времени, места и образа действия). Во вторую группу входят приложение, обращение, вводные слова и словосочетания, междометия, утвердительные и отрицательные частицы.
Наличие или отсутствие обособленных слов или словосочетаний, независимо от того, являются ли они второстепенными членами или нет, не меняет тип предложения. В этом выражается особенность обособления.
Одним из основных условий обособления второстепенных членов является их расположение в предложении. Определения обособляются в позиции после определяемого слова: Шыр, езы шум хуэдэу хахуэр, тепыIэртэкъым (причастный оборот) - «Конь, как сам всадник отважный, был нетерпелив». ШыпхъуитI, зыр къикIыжауэ, зыр дэсу, иIэщи, гъэр зи кIыхьагъым хъэщIапIэ къуажэ-къуажэхэр къызэхакIухъ (Къ. Хь.) (деепричастный оборот) - «Две сестры у него, одна разведенная, другая не замужем, которые целый год в гости по селам разъезжают». Си анэ, схуэщI гъуэмылэ, ари мащIэу, ари псынщIэу, ари куэдрэ схурикъуну (Н.) (адъективный оборот) - «Моя мать, приготовь мне еду, да мало, да быстро, да чтобы долго мне хватило». Уэ, ди тхъэмадэшхуэм, абы къыхэкIкIэ фIыщIэ пхузощI (приложение) - «Вам, нашему тамаде, за это благодарен я».
При перенесении обособленных членов в препозицию нарушается условие обособления и получается простое, не осложненное предложение: Шыр, езы шум хуэдэу хахуэр, тепыIэртэкъым - «Конь, как сам всадник отважный, был нетерпелив»; Езы шум хуэдэу хахуэ шыр тепыIэртэкъым - «Как сам всадник, отважный конь был нетерпелив».
Полупредикативность обособленных обстоятельств выражается сильнее. Вследствие смысловой нагрузки и интонационного оформления обособленные обстоятельства, особенно когда ими являются причастные обороты со своими субъектами, приближаются к придаточным предложениям.
Подобно придаточным предложениям, содержащим различные обстоятельственные значения - причины, условия и так далее, причастный и деепричастный обороты в роли обстоятельства могут быть расположены как в начале, так и в конце предложения: Шу гупыр ежъащ, шы лъэмакъ ирамыгъэщIу (К1. Т.) - «Всадников группа тронулась, топота копыт не издавая». Фызьм зэрыжI1ам хуэдэу, псори гъэзэщIа хъуащ (Ш. Т.) - «Женщина сказала как, так все исполнилось».
Обособляется распространенный деепричастный оборот как перед сказуемым, так и после него. Мурат куэдрэ щысащ, гупсысэу - «Мурат долго сидел, думая». И щхьэр ехьэхауэ гупсысэу, Мурат куэдрэ щысащ - «Голову опустив думая, Мурат долго сидел».
Порядок слов не играет большой роли в обособлении сравнительного оборота. В кабардино-черкесском языке часто используются послелоги (хуэдэу ~ «словно», ещхъу - «подобно»). Их употребление делает возможным обособление сравнительного оборота независимо от его расположения в предложении: Псори къеувэкIат, сэлэт строим ещхьу - «Все выстроились, подобно солдатскому строю».
В осложненных предложениях мы наблюдаем, как порядок слов служит то средством конструктивной организации предложения, то средством разделения смысловой нагрузки между словами в предложении. Значимость обособляемого члена подчеркивается наряду с порядком слов интонацией и фразовым ударением. Это значит, что от порядка слов зависит содержание высказывания.
В иной роли выступает порядок слов в предложениях, осложненных однородными членами. Независимо от порядка следования слов в подобных предложениях однородными будут все члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. Ввиду того что однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены, место однородных членов будет определяться их синтаксической ролью в предложении. Однородные сказуемые, как и одиночные, располагаются в конце предложения. Перед сказуемым располагаются однородные подлежащие. Однородные определения (в зависимости от их морфологической природы) могут быть сосредоточены как после определяемого слова, так и перед ним. Однородные косвенные дополнения - перед сказуемым.
Но в потоке свободной, непринужденной речи невозможно строгое следование такому порядку. Однородные члены могут иногда строго следовать друг за другом, иногда, в целях решения коммуникативной задачи, допускается их дистантное расположение: однородные члены при одном слове могут быть препозиционные и постпозиционные.
Каждое из этих возможных отступлений имеет свое значение: стилистическое, эмоционально-экспрессивное, коммуникативное.
Следование однородных членов строго друг за другом в постпозиции управляющего слова свойственно книжному и научному стилю. При построении различных классификаций, выявлении некоторых особенностей авторы научной речи стремятся к исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому предмету или явлению. Перечисление передается обычно длинной цепочкой однородных членов. Здесь не уместен ее разрыв, использование союзов и т.д., т.е. строгое следование однородных членов друг за другом служит одним из средств оформления научного стиля: Мы хущхъуэм щхьэ, тэмакъ, тхьэкIумэ узхэр егъэхъуж - «Это лекарство головы, горла, уха болезни лечит».
Однородные определения могут быть как постпозиционными, так и препозиционными. В препозицию выносятся однородные определения, выраженные числительными: Ди къуажэм и япэ, етIуанэ курыт еджапIэхэм ремонтыр зэфIагъэкIащ - «В нашем селе первая, вторая средние школы ремонт завершили». Однородные определения, выраженные качественными прилагательными, обычно идут за определяемым словом: унэ хужъ - «дом белый». Однородные определения, выраженные относительными прилагательными, как правило, располагаются перед определяемым словом: Дыгъуасэрей, нобэрей газетхэм сриплъащ - «Вчерашние, сегодняшние газеты я просмотрел». В приведенных примерах за однородными членами указанные места обычно сохраняются.
В речи возможно и дистантное расположение однородных членов: Къабзэщ уафэр, лъагэщ икIи зэIухащ - «Чисто небо, высоко и ясно». Разрыв ряда однородных определений определяемым словом служит передаче эмоционально-экспрессивной окраски. Подобное расположение однородных членов распространено обычно в стихотворной речи, где наряду с передачей эмоциональных оттенков значения, порядок слов служит усилению значимости первых и вторых определений. Кроме этого, подобный порядок следования однородных членов служит линейной организации главной ритмической единицы стихотворной речи - стихотворной строки.
Однородные дополнения располагаются друг за другом перед членом предложения, к которому они относятся: ЩIакхъуэри, лэкъумри хъэзыртэкъым - «И хлеб, и лакумы не были готовы». Возможен в речи и обратный порядок, когда однородные дополнения следуют за сказуемым. Вынесение сказуемого в препозицию связано с желанием говорящего акцентировать внимание на его значении: ФымыщIэ хуэдэщ хабзэ, цIыхугъэ - «Не знаете, похоже, обычаев, человечности».
Из приведенных выше примеров видим, что для однородных членов характерен последовательный порядок расположения в позиции, определенной их синтаксической ролью в предложении.
Иную аранжировку предполагают предложения, осложненные конструкциями и отдельными словами, синтаксически не связанными с предложением. Это вводные слова, водные конструкции и обращения. Не будучи синтаксически связанными с предложением, они располагаются в нем относительно свободно. Однако вводные слова, по смыслу связанные с определенным членом предложения, ставятся рядом с ним: Сэ куэдрэ абдеж сытетащ, насып сиIэти, щIыIэтэкъым - «Я долго там простоял, к счастью моему, не было холодно». Не во всех предложениях возможна постановка вводного сочетания перед любым словом. Это привело бы к искажению смысла предложения. Место вводных слов и конструкций во многом зависит от содержания предложения. Если эмоционально-оценочное значение, содержащееся во вводных словах, относится ко всему предложению в целом, они выносятся в начало предложения и, реже, в конец: КъызэрыджаIэжащи, заседанэр пщэдей ягъIэпхъуащ - «Как нам передали, заседание на завтра перенесли».
Для смыслового выделения вводного слова не безразлично место, которое оно занимает в предложении. Коммуникативная значимость вводных слов в начале предложения значительно сильнее. В такой позиции вводное слово по значению приближается к предикативной части сложного предложения: Си гугъэмкIэ, уэ ущыуакъым - «По-моему, ты не ошибся».
Роль вводного слова в середине предложения значительно ослаблена: Уэ, си гугъэмкIэ, ущыуакъым - «Ты, по-моему, не ошибся».
Большое значение имеет и характер вводных слов и конструкций. Большинство из них располагаются в начале предложения исходя из своей семантики, например вводные слова, обращенные к собеседнику: плъагъурэ - «видите ли», пщIэркъэ - «знаете ли» и так далее.
Употребляя в речи вводные слова и вводные конструкции, важно умело вписать их в предложение. Точным должен быть выбор слова и его места в предложении. Лишь в этом случае вводные слова и конструкции сделают содержание предложения насыщенным.
Место обращения в предложении не закреплено. Его свободное расположение не может исказить семантику предложения. Но от места обращения в предложении может зависеть: логическое ударение, коммуникативная установка, цель высказывания и т.д.
Обращение, стоящее в начале или в конце предложения, логически подчеркивается: Си анэ, куэдрэ узэзгъэжьа? - «Моя мать, долго я тебя заставил ждать себя?»; Куэдрэ узэзгъэжьа, си анэ? - «Долго я тебя заставил ждать себя, моя мать?»
Роль обращения, как и вводного слова, в середине предложения ослаблена: Сыт, Мурат, укъыщIызэджар? - «Почему, Мурат, ты меня звал?». Постановка обращения в середине предложения характерна для спокойной доверительной речи.
Не будучи связанным с предложением ни синтаксически, ни семантически, а лишь указывая на лицо, к которому направлено содержание высказывания, обращение располагается в предложении свободно. Варьирование его местоположения имеет лишь коммуникативную значимость. В эту же группу обособленных слов входят междометия, утвердительные и отрицательные частицы, обычно располагающиеся в абсолютной препозиции предложения: Хьэуэ, сэ нобэ сынэкIуэфынукъым - «Нет, я сегодня не смогу прийти». Хъунщ, пщэдджыжь зэгъусэу дыкIуэнщ - «Да (хорошо), завтра утром вместе пойдем».
Рецензенты:
Таов Х.Т., д.фил.н., профессор кафедры кабардинского языка ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;
Бижева З.Х., д.фил.н., профессор кафедры русского языка и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Хутежев З.Г., Хутежев З.Г. ПОРЯДОК СЛОВ В ОСЛОЖНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19801 (дата обращения: 20.01.2025).