Цель исследования
Целью исследования была проверка эффективности проектной деятельности при формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза при изучении гуманитарных дисциплин, в частности, педагогики, с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях системного использования личностно-ориентированного подхода.
Материал и методы и результаты исследования
Используемые нами методы исследования: изучение научной и научно-методической литературы по проблеме, анкетирование, тестирование, опытная работа, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Нами ранее были проведены исследования по формированию общекультурных и профессиональных компетенций при изучении гуманитарных дисциплин у студентов вуза в условиях информатизации образования (правоведения, психологии и педагогики, иностранного языка и др.) [1, 5, 6, 7 и др.]. Продолжая это направление исследований, мы считаем, что важнейшим фактором, определяющим эффективность формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза при изучении гуманитарных дисциплин в условиях его информатизации, является использование в обучении личностно-ориентированного подхода. Поскольку формирование общекультурных и профессиональных компетенций напрямую связано с идеей всесторонней подготовки и воспитания студентов не только в качестве бакалавров, специалистов, магистров, профессионалов своего дела, но и как личности, члена коллектива и социума, оно является гуманитарным в своей основе. Одним из условий достижения целей и задач при личностно-ориентированном подходе к организации и содержательного наполнения обучения является сохранение индивидуальных особенностей студентов. В наибольшей степени этому способствуют индивидуальные задания, выполняемые студентами; творческие задания, предполагающие выполнение их студентами индивидуально при последующем обсуждении полученных результатов в группе и т.д.
Личностно-ориентированный подход в обучении студентов предполагает формирование индивидуальной образовательной траектории к основным элементам которой относятся: смысл деятельности (зачем я это делаю), постановка личной цели (предвосхищающий результат), план деятельности, реализация плана, рефлексия (осознание собственной деятельности), оценка, корректировка или предопределение целей [4]. В наибольшей степени применение личностно-ориентированного подхода оправдано при работе студентов по методу проектов. Его использование способствует более быстрой адаптации студентов первого курса к обучению в вузе (учебная дисциплина «Педагогика» изучается студентами - будущими психологами в первом семестре обучения в вузе).
Если адаптация к будущей профессии, как отмечают Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова в работе «Методика исследования адаптированности студентов в вузе», осуществляется на старших курсах обучения студентов в вузе, то адаптация к учебной деятельности и к учебной группе происходит уже на первом году обучения. Они отмечают, что «Если студент не сможет в короткие сроки освоить предъявляемые к нему в вузе требования, а также найти общий язык и взаимопонимание с однокурсниками и преподавателями, то это, несомненно, скажется на его успехах в учебе и желании учиться...» [2, с. 1-2].
Важный показатель личности студентов - их профессиональная направленность. Профессиональная направленность понимается как «совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и т.д.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью» [3, с. 82]. С этой целью (повышения адаптации к учебной деятельности и учебной группе) мы используем методы активного обучения, в частности, метод проектов с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
В качестве примера приведем данные экспериментального исследования, проведенного нами при формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов 1 курса направления подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского в 2014/2015 учебном году (n = 54) при изучении педагогики с использованием метода проектов. При реализации проектной деятельности студентами активно использовались средства ИКТ.
Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой. В области педагогической деятельности он должен решать следующие профессиональные задачи: преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; сбор и оформление учебных материалов, проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в учебно-методической работе в сфере общего образования; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
При изучении педагогики у студентов - будущих психологов начинают формироваться следующие компетенции:
- общекультурная компетенция, как способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- профессиональные компетенции, как способность и готовность: к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15); к участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16); к подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17); к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20) [9] . Они важны в будущей профессиональной деятельности студентов.
Продолжают свое развитие компетенции, связанные с использованием ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности (ОК-10, ОК-11, ОК-12).
Природа вышеуказанных компетенций такова, что они хотя и являются продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а выступает, скорее, следствием саморазвития будущего психолога, его личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза его деятельностного и личностного опыта. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций является не только целью, но и средством эффективного развития личности студентов вуза в процессе их подготовки к учебной и будущей профессиональной деятельности психолога.
Одной из важнейших личностных характеристик студентов является направленность, в данном случае, направленность на профессиональную деятельность, которая способствует формированию мотивов формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций в области будущей педагогической деятельности психолога в процессе изучения педагогики. Важным фактором, способствующим успешности формирования вышеуказанных компетенций являются также хорошая адаптированность студентов к учебной деятельности и к учебной группе. В большей степени это касается первокурсников. Работа студентов в микро-группах по методу проектов с последующим обсуждением в учебной группе ее результатов способствует повышению как мотивации учения, так и более комфортному функционированию в студенческом социуме, умении координировать аудиторную и самостоятельную работу [8].
Для многих студентов использование средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности, в частности сети Интернет, является новым фактором, способствующим расширению их возможностей в получении доступа к педагогической информации, ее использования для формирования необходимых педагогических компетенций, умения представлять продукты своей деятельности в новых электронных формах.
Результаты проведенного нами исследования констатировали высокий уровень профессиональной направленности студентов (направления подготовки 030300 Психология ) в целом (М = 15, 7 балла). 11,1% студентов имеют средний уровень профессиональной направленности на работу в качестве психолога (5-13 баллов по тесту «Диагностика уровня профессиональной направленности студентов» [3]), 88,9 % студентов - высокий его уровень (14-18 баллов по вышеуказанному тесту). Отсутствуют студенты, имеющие низкий уровень профессиональной направленности к деятельности психолога.
Профессиональная направленность студентов имеет низкий уровень корреляции с суммой баллов по ЕГЭ (по учебным дисциплинам, учитываемым при поступление на вышеуказанное направление подготовки) (k = 0,25).
Практически все студенты, принявшие участие в исследовании имеют низкую адаптированность к учебной деятельности (в целом - чуть ниже средней - 8,2 балла, при максимальной - 16 баллов).
Нами определена низкая степень корреляции показателей адаптированности студентов к учебной деятельности и совокупного балла по ЕГЭ, полученного школьниками при сдаче ЕГЭ по профилирующим при поступлении на психологический факультет предметам (k = - 0,33).
Низкие результаты студентов по шкале адаптированности к учебной деятельности характеризуются следующими показателями: студенты с трудом осваивают учебные предметы и выполняют учебные задания; им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости они не могут задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам они нуждаются в дополнительных консультациях, не могут проявить индивидуальность и способности на учебных занятиях. Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности характеризуются следующими показателями: студенты легко осваивают учебные предметы успешно и в срок выполняют учебные задания; при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявить свою индивидуальность и способности на занятиях [2].
Мы констатируем низкий уровень адаптированности студентов к учебной группе при обучении в первом учебном семестре. Она значительно ниже средней - М = 6, 2 балла (при максимальном значении - 16 баллов). По шкале адаптированности к учебной группе [2]: 37% студентов набрали только 4-5 баллов, 48% - 6-7 баллов и только 15% студентов - 8-10 баллов. Отсутствует корреляция с результатами по ЕГЭ (k = 0,06). Определяется наличие слабой корреляции адаптированности студентов к учебной группе и своей оценки работы по методу проектов с использованием средств ИКТ (k = 0,23), оценке использования современных ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе (k = 0,23). Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентами трудностях в общении с однокурсниками. Студенты с низкими показателями адаптированности к учебной группе держатся в стороне, проявляют сдержанность в отношениях. Им трудно найти общий язык с однокурсниками, они не разделяют принятые в группе нормы и правила, не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не могут обратиться к ним за помощью.
Совместная работа студентов в микро-группах по методу проектов с использованием современных ИКТ способствует повышению их адаптированности к учебной группе, в которой они только еще начали учиться. Им становится легче найти общий язык с однокурсниками - участниками микро-группы, созданной самими или с помощью преподавателя для работы по проекту. Поскольку впоследствии, при работе над следующими проектами участники микро-групп меняются, то вследствие этого студент ближе знакомится со студентами всей своей учебной группы. Они могут обращаться к другим однокурсникам за помощью, а не только к членам своей микро-группы. В микро-группе обучающиеся понимают интересы каждого конкретного участника проекта и учитывают его взгляды. Однако низкие результаты адаптированности студентов к учебной группе указывают на недостаточность этого вида деятельности в учебном процессе вуза.
Некоторые из результатов проведенного нами экспериментального исследования представлены в таблице.
Оценка студентами направления подготовки 030300 Психология некоторых аспектов информатизации образования и использования метода проектов с применением ИКТ (n = 54)
Оценка студентами следующих параметров: |
Среднее значение оценки M |
Стандартное отклонение для M |
Доверительный интервал для M |
использование ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе |
4,37 |
0,62 |
0,17 |
использование ИКТ в профессиональной деятельности |
4,04 |
0,75 |
0,20 |
оценка работы с ИКТ в учебной деятельности в вузе |
4,00 |
0,61 |
0,16 |
оценка работы с ИКТ по методу проектов: сейчас хотелось бы |
3,56 4,81 |
0,50 0,39 |
0,13 0,10 |
знакомство с порталами и сайтами сети Интернет педагогической направленности |
2,67 |
0,91 |
0,24 |
представление о педагогической информации в сети Интернет |
3,11 |
0,74 |
0,20 |
опыт работы с педагогической информацией в сети Интернет |
2,78 |
0,84 |
0,22 |
начальный этап формирования профессиональных компетенций в педагогическом виде деятельности психолога |
4,02 |
0,76 |
0,18 |
развитие информационных компетенций при работе по методу проектов с использованием средств ИКТ |
4,35 |
0,52 |
0,16 |
Примечание: М - среднее значение оценки (1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное); стандартное отклонение для М и доверительный интервал для М.
Студентами - будущими психологами высоко оценивается: использование информационных и коммуникационных технологий в деятельности человека в современном информационном обществе (М = 4,37 балла); использование ИКТ в работе психолога (в профессиональной деятельности (М = 4,04 балла)); необходимость современного образованного человека работать с компьютером в качестве пользователя (М = 4,40 балла); оценка работы с ИКТ в учебной деятельности в вузе (М = 4,00 балла) (различие в показателях статистически недостоверно).
Достаточно высоко студентами оценивается работа по методу проектов с использованием информационных и коммуникационных технологий при изучении педагогики сейчас (в этом учебном году) - (М = 3,56 балла). Однако им хотелось бы в большей степени использовать потенциал информационных и коммуникационных технологий в последующих работах по проектам (М = 4,81 балла). Присутствует статистически достоверное различие результатов (p< 0,05) в оценке студентами использования современных средств ИКТ в настоящее время и в последующей проектной деятельности. Студенты на уровне «удовлетворительно» знакомы с порталами и сайтами сети Интернет (М = 2,67 балла), имеют аналогичное представление о педагогической информации в сети Интернет (М = 3,11 балла). Опыт работы с педагогической информацией, представленной в сети Интернет (М = 2,78 балла) также незначителен и будущие психологи его приобрели при работе по методу проектов с использованием средств ИКТ при изучении педагогики. Беседа, проведенные нами перед проведением проекта по педагогике показала, что таких знаний и умений, опыта работы у студентов не было вообще.
Работа в группе по методу проектов с использованием средств ИКТ: WWW, e-mail, MS Word, MS PowerPoint, смартфона, работы в социальных сетях способствовала развитию: информационных компетенций (ОК-10, ОК-11, ОК-12), сформированных у студентов в ходе изучения курса «Информатика и ЭВМ в психологии»; восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); проведению библиографической и поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессионально-педагогических задач...и пр. (ОК-9) [9].
Будущими психологами в достаточной степени высоко оценен начальный этап формирования профессиональных компетенций в педагогическом виде деятельности психолога в процессе изучения педагогики (М = 4,02 балла). Дальнейшее их формирование будет проходить при изучении возрастной и педагогической психологии, методики преподавания психологии, педагогических практик. Несколько выше оценивается развитие информационных компетенций при работе по методу проектов с использованием средств ИКТ (М = 4,35 балла) при изучении педагогики.
Выводы
Совокупность индивидуальной, групповой и коллективной (при обсуждении результатов проектной деятельности) работы при личностно-ориентированном подходе к процессу и содержанию обучения постепенно занимает все больше места в познавательной деятельности студентов. Будущие психологи сами определяют характер и содержание своей деятельности. Они научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями, интересами (это проявляется при выборе темы проекта, коллег в студенческой группе для его выполнения), знаниями, умениями работы с различными средствами ИКТ. Студенты сами выбирают способы достижения целей. Им импонирует, когда преподаватель поощряет собственный взгляд на решение проблемы, стимулирует аргументированные выводы и самооценку. Они развивают информационные компетенции в процессе работы по поиску необходимой информации в сети Интернет, общения со студентами группы и преподавателем при работе над проектом, подготовке электронной презентации. Этот вид познавательной деятельности способствует более эффективному формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов в процессе вузовского обучения.
Рецензенты:
Швец И.М., д.п.н., профессор ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского», Национальный исследовательский университет, г. Нижний Новгород;
Груздева М.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информатики и информационных технологий в образовании ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Кручинин М.В., Кручинина Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19561 (дата обращения: 02.04.2025).