Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF THE GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF THE PROJECT ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION: PERSONALITY-ORIENTED APPROACH

Kruchinin M.V. 1 Kruchinina G.A. 2
1 Volga State University of Water Transport
2 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The article describes the study of comparing the effectiveness of using the method of projects by means of information and communication technologies (ICT) in teaching first-year students of the University (the direction of preparation 030300 Psychology (qualification (degree) "bachelor")) the study of the humanities in terms of education informatization. The role of a student-centered approach in the application of the method of projects in educational and cognitive activity of students while studying educational discipline "Pedagogy" is under analysis. The article presents formed and developed competence of students; the results of a pilot study evaluating the students work using the method of projects in the conditions of the informatization of education; evaluation of the work with the computer at the university; presentation of educational information on the Internet and the experience with it, assess the level of formation of pedagogical and information competences. Professional orientation of students of the first year and their adaptation to work in a group and learning activities is being studied.
adaptation of students to educational activities and group work
professional orientation
means of information and communication technologies (ICT)
informatization of education
personality-oriented approach
method of projects
general cultural and professional competence
В общегосударственные задачи высшей школы входит подготовка высокообразованных, компетентных специалистов с развитым индивидуальным стилем учебной и профессиональной деятельности и такой системой компетенций, которая позволила бы им эффективно реализовать свой творческий потенциал в условиях рыночной экономики, обеспечивая решение профессиональных задач на высоком уровне успешности. Становление общекультурных и профессиональных компетенций возможно при включении студента в такой вид учебной деятельности, который моделирует условия высокоэффективной профессиональной деятельности, соответствующей уровню европейского стандарта. В наибольшей степени это необходимо в условиях информатизации общества и образования.

Цель исследования

Целью исследования  была проверка эффективности проектной деятельности при формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза при изучении гуманитарных дисциплин, в частности, педагогики, с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях системного использования личностно-ориентированного подхода.

Материал и методы и результаты исследования

Используемые нами методы исследования: изучение научной и научно-методической литературы по проблеме, анкетирование, тестирование, опытная работа, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Нами ранее были проведены исследования по формированию общекультурных и профессиональных компетенций при изучении гуманитарных дисциплин у студентов вуза в условиях информатизации образования (правоведения, психологии и педагогики, иностранного языка и др.) [1, 5, 6, 7 и др.]. Продолжая это направление исследований, мы считаем, что важнейшим фактором, определяющим эффективность формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза  при изучении гуманитарных дисциплин в условиях его информатизации, является использование в обучении личностно-ориентированного подхода. Поскольку формирование общекультурных и профессиональных компетенций напрямую связано с идеей всесторонней подготовки и воспитания студентов не только в качестве бакалавров, специалистов, магистров, профессионалов своего дела, но и как личности, члена коллектива и социума, оно является гуманитарным в своей основе. Одним из условий достижения целей и задач при личностно-ориентированном подходе к организации и содержательного наполнения обучения является сохранение индивидуальных особенностей студентов. В наибольшей степени этому способствуют индивидуальные задания, выполняемые студентами; творческие задания, предполагающие выполнение их студентами индивидуально при последующем обсуждении полученных результатов в группе и т.д.

Личностно-ориентированный подход в обучении студентов предполагает формирование индивидуальной образовательной траектории к основным элементам которой относятся: смысл деятельности (зачем я это делаю), постановка личной цели (предвосхищающий результат), план деятельности, реализация плана, рефлексия (осознание собственной деятельности), оценка, корректировка или предопределение целей [4]. В наибольшей степени применение личностно-ориентированного подхода оправдано при работе студентов по методу проектов. Его использование способствует более быстрой адаптации студентов первого курса к обучению в вузе (учебная дисциплина «Педагогика» изучается студентами - будущими психологами в первом семестре обучения в вузе).

Если адаптация к будущей профессии, как отмечают Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова в работе «Методика исследования адаптированности студентов в вузе», осуществляется на старших курсах обучения студентов в вузе, то адаптация к учебной деятельности и к учебной группе происходит уже на первом году обучения. Они отмечают, что «Если студент не сможет в короткие сроки освоить предъявляемые к нему в вузе требования, а также найти общий язык и взаимопонимание с однокурсниками и преподавателями, то это, несомненно, скажется на его успехах в учебе и желании учиться...» [2, с. 1-2].

Важный показатель личности студентов - их профессиональная направленность. Профессиональная направленность понимается как «совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и т.д.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью» [3, с. 82]. С этой целью (повышения адаптации к учебной деятельности и учебной группе) мы используем методы активного обучения, в частности, метод проектов с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

В качестве примера приведем данные экспериментального исследования, проведенного нами при формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов 1 курса направления подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского в 2014/2015 учебном году (n = 54) при изучении педагогики с использованием метода проектов. При реализации проектной деятельности студентами активно использовались средства ИКТ.

Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой.  В области педагогической деятельности он должен решать следующие профессиональные задачи: преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; сбор и оформление учебных материалов, проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в учебно-методической работе в сфере общего образования; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

При изучении педагогики у студентов - будущих психологов начинают формироваться следующие компетенции:

- общекультурная компетенция, как способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- профессиональные компетенции, как способность и готовность: к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15); к участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16); к подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17); к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20) [9] . Они важны в будущей профессиональной деятельности студентов.

Продолжают свое развитие компетенции, связанные с использованием ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности (ОК-10, ОК-11, ОК-12).

Природа вышеуказанных компетенций такова, что они хотя и являются продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а выступает, скорее, следствием саморазвития будущего психолога, его личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза его деятельностного и личностного опыта. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций является не только целью, но и средством эффективного развития личности студентов вуза в процессе их подготовки к учебной и будущей профессиональной деятельности психолога.

Одной из важнейших личностных характеристик студентов является направленность, в данном случае, направленность на профессиональную деятельность, которая способствует формированию мотивов формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций в области будущей педагогической деятельности психолога в процессе изучения педагогики. Важным фактором, способствующим успешности формирования вышеуказанных компетенций являются также хорошая адаптированность студентов к учебной деятельности и к учебной группе. В большей степени это касается первокурсников. Работа студентов в микро-группах по методу проектов с последующим обсуждением в учебной группе ее результатов способствует повышению как мотивации учения, так и более комфортному функционированию в студенческом социуме, умении координировать аудиторную и самостоятельную работу [8].

Для многих студентов использование средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности, в частности сети Интернет, является новым фактором, способствующим расширению их возможностей в получении доступа к  педагогической информации, ее использования для формирования необходимых педагогических компетенций, умения представлять продукты своей деятельности в новых электронных формах.

Результаты проведенного нами исследования констатировали высокий уровень профессиональной направленности студентов (направления подготовки 030300 Психология ) в целом (М = 15, 7 балла). 11,1% студентов имеют средний уровень профессиональной направленности на работу в качестве психолога (5-13 баллов по тесту «Диагностика уровня профессиональной направленности студентов» [3]), 88,9 % студентов - высокий его уровень (14-18 баллов по вышеуказанному тесту).  Отсутствуют студенты, имеющие низкий уровень профессиональной направленности к деятельности психолога.

Профессиональная направленность студентов имеет низкий уровень корреляции с суммой баллов по ЕГЭ (по учебным дисциплинам, учитываемым при поступление на вышеуказанное направление подготовки)  (k = 0,25).

Практически все студенты, принявшие участие в исследовании имеют низкую адаптированность к учебной деятельности  (в целом - чуть ниже средней - 8,2 балла, при максимальной - 16 баллов).

Нами определена низкая степень корреляции показателей адаптированности студентов к учебной деятельности и совокупного балла по ЕГЭ, полученного школьниками при сдаче ЕГЭ по профилирующим при поступлении на психологический факультет предметам (k = - 0,33).

Низкие результаты  студентов по шкале адаптированности к учебной деятельности характеризуются следующими показателями: студенты с трудом осваивают учебные предметы и выполняют учебные задания; им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости они не могут задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам они нуждаются в дополнительных консультациях, не могут проявить индивидуальность и способности на учебных занятиях. Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности  характеризуются следующими показателями: студенты легко осваивают учебные предметы успешно и в срок выполняют учебные задания; при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявить свою индивидуальность и способности на занятиях [2].

Мы констатируем низкий уровень адаптированности студентов  к учебной группе при обучении в первом учебном семестре. Она значительно ниже средней - М = 6, 2 балла (при максимальном значении - 16 баллов). По шкале адаптированности к учебной группе [2]: 37% студентов набрали только 4-5 баллов, 48% - 6-7 баллов и только 15% студентов - 8-10 баллов.  Отсутствует корреляция с результатами по ЕГЭ (k = 0,06). Определяется наличие слабой корреляции адаптированности студентов к учебной группе и своей оценки работы по методу проектов с использованием средств ИКТ (k = 0,23), оценке использования современных ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе (k = 0,23).  Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентами трудностях в общении с однокурсниками. Студенты с низкими показателями адаптированности к учебной группе держатся в стороне, проявляют сдержанность в отношениях. Им трудно найти общий язык с однокурсниками, они не разделяют принятые в группе нормы и правила, не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не могут обратиться к ним за помощью.

Совместная работа студентов в микро-группах по методу проектов с использованием современных ИКТ способствует повышению их адаптированности к учебной группе, в которой они только еще начали учиться. Им становится легче найти общий язык с однокурсниками - участниками микро-группы,  созданной самими или с помощью преподавателя для работы по проекту. Поскольку впоследствии, при работе над следующими проектами участники микро-групп меняются, то вследствие этого студент ближе знакомится со студентами всей своей учебной группы. Они могут обращаться к другим однокурсникам за помощью, а не только к членам своей микро-группы. В микро-группе обучающиеся понимают интересы каждого конкретного участника проекта и учитывают его взгляды. Однако низкие результаты адаптированности студентов к учебной группе указывают на недостаточность этого вида деятельности в учебном процессе вуза.

Некоторые из результатов проведенного нами экспериментального исследования представлены в таблице.

Оценка студентами направления подготовки 030300 Психология некоторых аспектов информатизации образования и использования метода проектов с применением ИКТ  (n = 54)

 

Оценка студентами следующих

параметров:

Среднее значение оценки M

Стандартное отклонение для M

Доверительный интервал для M

использование ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе

 

4,37

 

0,62

 

0,17

использование ИКТ в профессиональной деятельности

 

4,04

 

0,75

 

0,20

оценка работы с ИКТ в учебной деятельности в вузе

 

4,00

 

0,61

 

0,16

оценка работы с ИКТ по методу проектов:

сейчас                                                                                                      хотелось бы

 

3,56

4,81

 

0,50

0,39

 

0,13

0,10

знакомство с порталами и сайтами сети Интернет педагогической направленности

2,67

0,91

0,24

представление о педагогической информации в сети Интернет

3,11

0,74

0,20

опыт работы с педагогической информацией в сети Интернет

 

2,78

 

0,84

 

0,22

начальный этап формирования профессиональных компетенций в педагогическом виде деятельности психолога

 

4,02

 

0,76

 

0,18

развитие информационных компетенций при работе по методу проектов с использованием средств ИКТ

4,35

0,52

0,16

Примечание: М - среднее значение оценки (1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное); стандартное отклонение для М и доверительный интервал для М.

Студентами - будущими психологами высоко оценивается: использование информационных и коммуникационных технологий  в деятельности человека в современном информационном обществе (М = 4,37 балла); использование ИКТ в работе психолога (в профессиональной деятельности (М = 4,04 балла)); необходимость современного образованного человека работать с компьютером в качестве пользователя (М = 4,40 балла); оценка работы с ИКТ в учебной деятельности в вузе (М = 4,00 балла) (различие в показателях статистически недостоверно).

Достаточно высоко студентами оценивается работа по методу проектов с использованием информационных и коммуникационных технологий при изучении педагогики сейчас (в этом учебном году) - (М = 3,56 балла). Однако им хотелось бы в большей степени использовать потенциал информационных и коммуникационных технологий в последующих работах по проектам (М = 4,81 балла). Присутствует статистически достоверное различие результатов (p< 0,05) в оценке студентами использования современных средств ИКТ в настоящее время и в последующей проектной деятельности.  Студенты на уровне «удовлетворительно» знакомы с порталами и сайтами сети Интернет (М = 2,67 балла), имеют аналогичное представление о педагогической информации в сети Интернет (М = 3,11 балла). Опыт работы с педагогической информацией, представленной в сети Интернет (М = 2,78 балла) также незначителен и будущие психологи его приобрели при работе по методу проектов с использованием средств ИКТ при изучении педагогики.  Беседа, проведенные нами перед проведением проекта по педагогике показала, что таких знаний и умений, опыта работы у студентов не было вообще.

Работа в группе по методу проектов с использованием средств ИКТ: WWW, e-mail, MS Word, MS PowerPoint, смартфона, работы в социальных сетях способствовала развитию:  информационных компетенций (ОК-10, ОК-11, ОК-12), сформированных у студентов в ходе изучения курса «Информатика и ЭВМ в психологии»; восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); проведению библиографической и поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессионально-педагогических задач...и пр. (ОК-9) [9].

Будущими психологами в достаточной степени высоко оценен начальный этап  формирования профессиональных компетенций в педагогическом виде деятельности психолога в процессе изучения педагогики (М = 4,02 балла). Дальнейшее их формирование будет проходить при изучении возрастной и педагогической психологии, методики преподавания психологии, педагогических практик. Несколько выше оценивается развитие информационных компетенций при работе по методу проектов с использованием средств ИКТ (М = 4,35 балла) при изучении педагогики.

Выводы

Совокупность индивидуальной, групповой и коллективной (при обсуждении результатов проектной деятельности) работы при личностно-ориентированном подходе к процессу и содержанию обучения постепенно занимает все больше места в познавательной деятельности студентов. Будущие психологи сами определяют характер и содержание своей деятельности. Они научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями, интересами (это проявляется при выборе темы проекта, коллег в студенческой группе для его выполнения), знаниями, умениями работы с различными средствами ИКТ. Студенты сами выбирают способы достижения целей. Им импонирует, когда преподаватель поощряет собственный взгляд на решение проблемы, стимулирует аргументированные выводы и самооценку. Они развивают информационные компетенции в процессе работы по поиску необходимой информации в сети Интернет, общения со студентами группы и преподавателем при работе над проектом, подготовке электронной презентации. Этот вид познавательной деятельности способствует более эффективному формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов в процессе вузовского обучения.

Рецензенты:

Швец И.М., д.п.н., профессор ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского», Национальный исследовательский университет, г. Нижний Новгород;

Груздева М.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информатики и информационных технологий в образовании ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.