Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Ионова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Проведен анализ особенностей использования кейс метода в системе подготовки специалистов психолого-педагогического направления. Эксперимент был организован на базе Череповецкого государственного университета (г. Череповец) в рамках реализации дисциплины «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников». В исследование было включено 24 студента второго курса направления «психолого-педагогическое образование» в возрасте от 19 до 20 лет. Эксперимент состоял из трех последовательных этапов. На первом этапе, реализуемом в сентябре 2014 года, были разработаны критерии и подобраны диагностические методики для изучения уровня развития у студентов компетентности в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни. На втором этапе, с сентября 2014 года по декабрь 2014 года, была реализована программа дисциплины «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников» с включением системы заданий по решению кейсов. На третьем, заключительном, этапе (декабрь, 2014 г.) был организован контрольный срез по изучению итогового уровня развития у студентов компетентности в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни с целью обнаружения динамики проведенной работы.
командные формы обучения
профессиональные компетенции
метод кейсов
1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
2. Виноградова, М.А. Развитие представлений о среде в педагогической науке / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2011. – № 4 (35). – Т.3. – С. 150–154.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 30 с.
4. Иванова, Н.В. Современные представления о социальном пространстве / В.С. Данюшенков, Н.В. Иванова // Педагогика. – 2004. – № 9. – С. 28¬–33.
5. Ионова, Н.В. Кейс-технология как средство развития критического мышления у студентов // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2014. – № 5 (58). – С. 96– 99.
6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55–61.
7. Ionova, N. Interactive technology as a means of developing critical thinking in students / N. Ionova, M. Arsenova, E. Timoshina // European Science review: Scientific journal. – Vienna. – 2014. – № 2. – С. 75–79.
В современных условиях модернизации, происходящей во всех социальных сферах, смещаются акценты образовательной политики. Важным становится не передача знаний, умений и навыков подрастающему поколению, а создание в школах и ВУЗах условий для раскрытия потенциала обучающихся, их способностей, необходимых для успешного существования в новом мире.

Ключевым моментом в системе образования становится вопрос о реализации компетентностного подхода. Актуальность данной проблемы подчеркивается в трудах различных ученых (Болотов В.А. [1], Виноградова М.А. [2], Зимняя И.А. [3], Иванова Н.В. [4], Ионова Н.В. [5], Хуторской А.В. [6]). Образование, исходя из нового подхода, должно основываться на формировании у студентов базовых компетенций в ходе освоения опыта будущей профессиональной деятельности. Для педагогов, преподающих в высших учебных заведениях, значимым становится поиск методов и приемов обучения, с помощью которых формирование компетенций может стать эффективным.

Одним из способов, позволяющих усилить практико-ориентированную составляющую подготовки будущих педагогов, на наш взгляд, может стать метод кейсов.

Метод кейсов, или casestudy - это «метод активно-проблемного обучения на основе анализа реальных ситуаций» [5, с. 96]. Впервые он был применен еще в начале XX века в Гарварде с целью обучения студентов школы бизнеса. Преподаватели предлагали слушателям совместно решить проблему, с которой встретилась реальная организация.

Сегодня метод кейсов активно применяется в России, однако, до сих пор в обучении студентов используются переводные ситуации, и, как правило, экономической или бизнес тематики.

Между тем очевиден потенциал метода в формировании профессиональных компетенций у студентов и других специальностей, например, направления «психолого-педагогическое образование». Главное преимущество метода кейсов заключается в том, что будущие выпускники не воспроизводят готовые данные, а учатся анализировать и критически оценивать профессиональную информацию, сотрудничая с сокурсниками и преподавателем.

В связи с этим в свете концепции модернизации российского образования и компетентностного подхода возникает противоречие между требованиями государственных стандартов к выпускникам психолого-педагогического направления, и недостаточным вниманием к методу кейсов в системе подготовки будущих воспитателей и детских практических психологов.

Выделенное противоречие разрешило сформулировать основную проблему исследования: каковы особенности и возможности использования кейс метода в системе подготовки студентов психолого-педагогического направления?

Цель исследования

Выделенное противоречие и проблема исследования позволили сформулировать ключевую цель публикации - изучить особенности использования кейс метода в системе подготовки специалистов психолого-педагогического направления.

Эксперимент был организован на базе Череповецкого государственного университета (г. Череповец) в рамках реализации дисциплины «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников». В исследование было включено 24 студента второго курса психолого-педагогического направления, в возрасте от 19 до 20 лет.

Эксперимент состоял из трех последовательных этапов. На первом этапе, реализуемом в сентябре 2014 года, нами были разработаны критерии и подобраны диагностические методики для изучения уровня развития у будущих воспитателей и детских психологов компетентности в вопросе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. На втором этапе, с сентября 2014 года по декабрь 2014 года, нами была реализована программа дисциплины «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников» с введением системы заданий по решению профессиональных кейсов. На третьем, заключительном, этапе (декабрь, 2014 г.) был организован контрольный срез по изучению итогового уровня развития у будущих воспитателей компетентности в вопросе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни с целью оценки динамики проведенной работы.

Материал и методы исследования

На первом этапе эксперимента были разработаны критерии для изучения уровня развития у студентов компетентности в вопросе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни:

  • умение определить проблему и сформулировать в цель работы;
  • умение найти ресурсы для решения поставленной цели, спланировать этапы работы;
  • умение дифференцированно подбирать здоровьесберегающие технологии, определять их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • умение представлять результаты своей деятельности;
  • умение оценивать результаты и анализировать ошибки.

Для анализа уровня сформированности данных умений нами был разработан экспертный лист «Оценки компетентности в вопросах приобщения детей к ЗОЖ». Студентам было предложено оценить по 4-балльной шкале степень своего согласия с утверждениями, касающихся различных аспектов здоровьесбережения. Далее, с целью уточнения полученных результатов будущим выпускникам требовалось решить ситуации, в содержание которых были введены вопросы здоровьесбережения дошкольников.

По результатам самооценки получилось, что 58 % студентов оценивают свои знания и умения в области здоовьесбережения на уровне ниже среднего, остальные 42 % считают, что их представления в данной сфере выше среднего, то есть они обладают достаточными знаниями в вопросах сохранения и стимулирования своего личного здоровья и здоровья дошкольников. Большинство студентов согласились с утверждением, что они имеют некоторые знания в сфере здоровьесбережения (80 %), могут назвать здоровьесберегающие технологии (58 %). Между тем многие обучающиеся опровергли утверждение о том, что они способны правильно подбирать технологии (76 %), не в состоянии самостоятельно представлять результаты своей деятельности (58 %). Также низко студенты оценивали свои знания по взаимодействию с родителями по вопросам здоровьесбережения (62 %).

В решении профессиональных кейсов студенты испытывали большие трудности. Каждому письменно было предложены решить две ситуации, в которых было необходимо сформулировать причину того или иного поведения дошкольника, подобрать здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка, либо дать рекомендации родителям по укреплению здоровья малыша.

В результате 42% студентов полностью не справились с предложенным заданием, то есть не смогли определить причины поведения детей и предложить здоровьесберегающие технологии. В свою очередь, оставшиеся 58 % попытались выполнить задание. При определении причин поведения детей, они использовали знания, полученные в ходе изучения детской психологии. При подборе здоровьесберегающих технологий, опирались на собственный опыт в области сохранения здоровья, называли, как правило, лишь общеизвестные правила здорового образа жизни: правильное питание, закаливание и т.п.

На втором, основном, этапе нами была реализована программа дисциплины «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников» с включением системы заданий по решению кейсов. Дисциплина шла на студентах 2 курса направления «психолого-педагогическое образование» с сентября 2014 г. по декабрь 2014 г.

Для развития компетентности в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни у будущих воспитателей нами были созданы интерактивные лекции по ознакомлению со здоровьесберегающими технологиями, а также разработана система кейсов, предполагающая усложнение работы на каждом из последующих этапов: «инсайд», «почтовая корзина», «калейдоскоп», «расследование» [7, c. 77].

На первом этапе обучения работы с кейсами с целью развития у студентов умения определять проблему, формулировать цель, предлагались более простые типы ситуаций, например, кейс «инсайд». При работе с кейсами использовались командные формы обучения, когда студентам требовалось выполнить задачу в группах по 3-4 человека. После каждого задания, с целью развития умения представлять результаты своей деятельности, каждой мини группе предлагалось презентовать результаты обсуждения для всей группы.

На втором этапе с целью развития у студентов умения дифференцированно подбирать здоровьесберегающие технологии в соответствии с индивидуальными особенностями детей, использовался кейс «почтовая корзина». Будущим воспитателям предлагалось поработать с различной документацией, касающейся оценки индивидуального физического развития детей. Работа также велась в мини группах. Всем участникам нужно было оценить особенности развития ребенка, и, исходя из полученных выводов, подобрать подходящие технологии либо разработать рекомендации для педагогов или родителей. В ходе решения задач студенты также учились находить ресурсы для решения поставленной цели, планировать этапы своей работы.

На третьем этапе преподавания дисциплины основной целью стало развитие у студентов умения оценивать результаты и анализировать ошибки. Для этого, на наш взгляд, подходят кейсы: «калейдоскоп» и «расследование». Первый предполагает поиск максимального количества решений для конкретной задачи, а второй - критическое осмысление задачи, решение которой уже известно. В результате обсуждения в мини группах студенты получали возможность выслушать мнение всех членов команды, высказать свое мнение, критические осмыслить и проанализировать предложенные варианты решения задач. Также они продолжали развивать свои умения представлять результаты деятельности, так как в конце практических занятий, каждая группа презентовала свои ответы.

Результаты исследования

В конце изучения дисциплины с целью оценки результативности работы, нами был проведен итоговый срез в декабре 2014 г. Студентам, как и на первом этапе, было предложено повторно заполнить экспертный лист «Оценки компетентности в вопросах приобщения детей к ЗОЖ», а также решить задачи, в содержание которых были введены проблемы, касающиеся различных аспектов здоровьесбережения дошкольников.

По результатам самооценки получилось, что 20 % студентов стали оценивать свои знания и умения в области здоовьесбережения очень высоко, остальные 80 % пришли к мнению, что они обладают достаточными знаниями в вопросах сохранения и стимулирования своего собственного здоровья и здоровья дошкольников. Низко либо ниже среднего свои знания не оценил ни один студент. Обучающиеся согласились с утверждением, что они хорошо знают разнообразные здоровьесберегающие технологии для дошкольников (90 %), могут найти ресурсы для решения поставленной цели (78 %), в состоянии самостоятельно представить результаты своей деятельности (70 %). Однако не все студенты полностью согласились с утверждением о том, что могут подбирать технологии в соответствии с индивидуальными особенностями детей (64 %).

При анализе решенных студентами кейсов мы смогли получить более качественные результаты проведенной работы. Студенты стали давать развернутые ответы на решение каждого задания. При определении причин поведения детей, они использовали знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников». Студенты смогли назвать большое количество здоровьесберегающих технологий: игровой стрейчинг, дыхательная гимнастика, гимнастика цигун, виброгимнастика, самомассаж, ритмопластика, звуковое дыхание и т.д.

В результате 84 % будущих воспитателей справились с предложенным заданием, то есть смогли назвать причины того или иного поведения детей, предложили конкретные здоровьесберегающие технологии, смогли сформулировать цель и назначение каждой технологии. Между тем 16 % не смогли справиться с заданием, хотя в листе самооценки обозначили свой уровень освоения темы здоровьесбережение как выше среднего.

Выводы

Качественная и количественная обработка данных, полученных в процессе реализации программы дисциплины «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников» с включением системы заданий по решению кейсов, позволила нам сделать вывод о результативности проведенной работы. Очевидна динамика в развитии у студентов компетентности в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни. Обучающиеся не только стали разбираться в различных здоровьесберегающих технологиях, но и научились применять необходимые методы в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Таким образом, использование метода кейсов оказалось весьма эффективным в системе подготовки специалистов психолого-педагогического направления. Среди главных особенностей использования этого метода в обучении будущих дошкольных работников можно выделить:

  1. Необходимость включения различных вариантов кейсов с целью формирования у студентов мотивации на изучение дисциплины.
  2. Этапность работы по развитию конкретных профессиональных компетенций, в том числе по развитию навыков дифференцированного подбора технологий для дошкольников.
  3. Включение командных форм обучения с целью развития у студентов умения оценивать результаты и представлять результаты своей работы.

Систематическое включение метода кейсов в процесс преподавания дисциплин психолого-педагогического направления будет способствовать повышению уровня развития у будущих воспитателей и детских психологов компетентности в вопросе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Рецензенты:

Иванова Н.В., д.п.н., профессор, директор института педагоги и психологии, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец;

Яковлева Е.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой Начального образования, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец.


Библиографическая ссылка

Ионова Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19395 (дата обращения: 25.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074