Автомобильные компании по всему миру играют большую роль не только в развитии экономике, но и, опосредованно, в социальной сфере. Так, в России крупнейшие автозаводы исторически являются градообразующими предприятиями, от стратегии которых во многом зависит поддержание и улучшение качества жизни не только своих, но и других заинтересованных сторон. В целом, автомобильные компании наглядно демонстрируют важность принятия социально-ответственных решений и необходимость поиска и внедрения передовых практик социального инвестирования.
Стратегия, включающая в ряду прочих направлений развития, социальное инвестирование, позволяет автомобильным компаниям повышать деловую репутацию, производительность труда и другие важные показатели, а обществу, зачастую, помогает решить существующие социально-экономические проблемы.
В настоящее время, в связи со сложной, нестабильной социально-политической и экономической ситуацией в мире и России возрастает актуальность социального инвестирования, способствующего выстраиванию взаимоотношений с заинтересованными сторонами. При этом состояние и результаты отечественных научных исследований отстают от возрастающего спроса на практические разработки в области социального инвестирования со стороны бизнес-структур.[1]
Так, большинство российских компаний, отчитывающихся о результатах в области социального инвестирования, демонстрируют отсутствие, как четкого механизма принятия решений в процессе социального инвестирования, так и отработанной модели оценки эффективности осуществляемых социальных инвестиций. По мнению экспертов, собственное понимание социального инвестирования имеют 32% компаний.[2] Компании при измерении эффективности отдельных социальных мероприятий и программ, как правило, используют разрозненные индексы влияния социальных инвестиций на показатели деятельности. Соответственно, социальные инвестиции не всегда эффективно решают проблему заинтересованных сторон компании. Возникающие разногласия создают препятствия к измерению эффективности инвестиций и сравнению успехов компаний между собой.
Под социальным инвестированием, по нашему мнению, следует понимать процесс осуществления компанией финансовых и нефинансовых вложений в программы и объекты социальной сферы, реализация которых предполагает получение социального и/или экономического эффекта. В свою очередь, к социальной сфере будем относить все организации, процессы, программы и услуги, которые определяют уровень и качество жизни людей.
Существующие в настоящее время классификации социальных инвестиций часто соотносятся со сферами корпоративной социальной ответственности, что на наш взгляд, требуется ряд уточнений.[3] Предлагается авторская развернутая классификация, которая позволяет систематизировать виды социальных инвестиции.
Таблица 1
Классификация социальных инвестиций компании
№ п/п |
Признак |
Виды инвестиций |
1. |
Субъект инвестирования |
Корпоративные, частные, фондовые |
2. |
Направления инвестиций |
Образование, здравоохранение, безопасные условия труда, добросовестная деловая практика, инвестиции в местное сообщество, экология и др. |
3. |
Условия возникновения инвестиций |
Вынужденные, добровольные |
4. |
Предмет инвестиций |
Финансовые, экспертные, инвестиции производимого блага, товарные (закупка необходимых товаров на стороне) |
5. |
Периодичность инвестиций |
Единоразовые, программные, системные |
6. |
Характер инвестиций |
Устойчивый, чистый, зеленый, этический и др. |
Данная классификация позволит каждой компании более четко структурировать свою управленческую деятельность при поиске оптимальных вариантов социального инвестирования.
Автором проведено исследование практики социального инвестирования в автомобильных компаниях на примере деятельности компании Hyundai Motor Company.[4] Компания стремится производить экологически чистые автомобили. Прогрессировать в этом направлении позволяют инвестиции в НИОКР, в усовершенствование двигателя внутреннего сгорания. Это позволяет снижать выбросы углекислого газа и расходы на эксплуатацию автомобилей, выводить на рынок новые гибридные автомобили, а также модели с водородными двигателями и двигателями на электрической тяге.
Если в России средний уровень выбросов углекислого газа автомобиля составляет 179,9 г/км, то для автомобилей Hyundai этот показатель равен 158,5 г/км. При производстве автомобилей компанией перерабатывается до 90% отходов: металл, картон, древесина, масла, краски, растворители, пластмасса и др. На российской территории предприятия компании применяется закрытый цикл использования воды, очистка и рециркуляция, которые помогают экономить энергию. В 2012 году российский завод компании Hyundai прошел международную сертификацию ISO 14001, направленную на повышение экологической безопасности и представляющую особую ценность для автомобильной компании.
Кроме того, компания спонсирует внешние программы по защите окружающей среды, как системные, так и стихийные. В Китае компанией с 2008 года реализуется экологическая программа Green Zone, направленная на борьбу с опустыниванием местности.
В России компания выделила 3 млн. рублей региональному Красному Кресту Краснодарского края для помощи пострадавшим от наводнения в Крымске и открыла программу «Помощь есть!», позволявшую автовладельцам на льготных условиях проводить ремонт автомобилей у официальных дилеров. В 2013 году компания во время наводнения на Дальнем Востоке бесплатно проводила диагностику автомобилей в зоне бедствия. Таким образом, компания проявила себя ответственной перед обществом и государством и подтвердила свой профессионализм в экстремальных условиях.
Сотрудники самой компании, как показало исследование, работают в «зеленом офисе» с энегросберегающими лампами (каждая ежегодно экономит 100 кг угля и снижает выбросы углекислого газа на 270 кг) и вторично заправленными картриджами (каждый сокращает на 2 кг неразлагающиеся отходы и сохраняет 3 литра нефти в недрах Земли). Подобный офис позволяет экономить расходные материалы за счет рационального использования ресурсов. Кроме того, в рамках программы «зеленый офис» компания перешла на раздельный сбор мусора, электронный документооборот, бумагу из вторсырья. На программах корпоративного волонтерства сотрудники проводят субботники и работают в государственном заказнике, лесопарке и подопечном заповеднике.
Практика компании Hyundai показывает, что социальное инвестирование и ответственное отношение к своей деятельности помогает экономить на ресурсах и формировать необходимую репутацию компании, заботящейся об окружающей среде.
Анализ управленческой практики показал, что не только для компании Hyundai, но и для других автопроизводителей важно определить показатели, способствующие более полному измерению эффективности социальных инвестиций компании, а также сформировать агрегированный показатель эффективности социальных инвестиций (Y). Систематизация показателей проведена на основе анализа трудов российских ученых и показателей отчетности в области устойчивого развития GRI (табл. 2). [5,6]
Таблица 2
Основные показатели социальных инвестиций в компании
Направления социальных инвестиций |
Показатели |
|
Количественные |
Качественные |
|
Охрана окружающей среды. |
Затраты на охрану окружающей среды. |
Наличие экологической программы. |
Снижение негативного влияния деятельности компании. |
Затраты на снижение негативного воздействия своей деятельности. Затраты на НИОКР (в сфере экологичных технологий). |
Повторное использование и утилизация отходов. Выполнение экологических международных стандартов.
|
Инвестиции в сотрудников компании.
|
Фонд заработной платы. Затраты на соц. пакет. Коэффициент производственного травматизма. Затраты на обучение. |
Наличие профсоюза. Вовлеченность сотрудников в принятие решений. Наличие системы ЭСОР (участие работников в акционерной собственности) и других программ |
Инвестиции в местное сообщество и работа с органами власти. |
Инвестиции в местное сообщество. Затраты на совместные проекты с органами власти. |
Наличие программ для социально-незащищенных групп населения из числа клиентской базы. |
Честность и прозрачность деятельности. |
Предложение товаров и услуг по рыночной цене. Справедливое вознаграждение и продвижение по карьерной лестнице для всех сотрудников. |
Действующая система выбора социально ответственных поставщиков и дистрибьюторов. Наличие открытой нефинансовой отчетности. |
Качество производимых товаров и услуг. |
Затраты на НИОКР (в сфере повышения качества). Затраты на повышение эффективности производственных бизнес-процессов. |
Проведение исследований среди клиентов об удовлетворенности качеством продукции компании. |
Для выявления совокупного положительного эффекта социальных инвестиций в компаниях, предложен агрегированный показатель эффективности социальных инвестиций. Данный показатель – величина, характеризующая следующей формулой:
Y0 = p1x10+...+pnxn0 (1)
Y1 = p1x11+...+pnxn1, (2)
где Y0 и Y1 агрегированный показатель соответственно базисного и отчетного года,
х10 - первый количественный показатель социальных инвестиций базисного года, p1 - вес первого показателя социальных инвестиций; xn0 - n-ый показатель социальных инвестиций базисного года, pn - вес n-ого показателя социальных инвестиций; х11 - первый количественный показатель социальных инвестиций отчетного года, xn1 - n-ый показатель социальных инвестиций отчетного года.
Веса показателя должны учитывать единицы измерения показателя и важность для конкретной компании.
При реализации управленческого решения после выбора направлений определяем показатели для каждого из выбранных направлений. При этом число показателей может быть различным для того или иного направления. С помощью такого показателя можно также рассчитать относительную эффективность социальных инвестиций.
Выявлено, что социальное инвестирование является неотъемлемой составляющей сильной деловой репутации автомобильных компаний, поскольку 57,5% таких компаний считают, что социальное инвестирование влияет на укрепление деловой репутации.[7] Компаниям важно выделить направления социального инвестирования, которые будут максимально способствовать укреплению деловой репутации.
На основе исследования российских и зарубежных компаний автором разработана модель оценки социального инвестирования компаний, определяющая зависимость уровня деловой репутации от направлений и объемов социальных инвестиций.
В основе модели использована множественная линейная регрессия, с помощью которой выявляются значимые для деловой репутации показатели.
Уравнение регрессии выглядит следующим образом:
, где (3)
Rn – деловая репутация компании, En – разность между объясняемой переменной (деловой репутации) и объясняющими переменными (факторы), xk – размер социальных инвестиций, n – число лет, m – количество факторов модели, k – индекс суммирования, p – вес социальных инвестиций. Значение р определятся исходя из условий 5, 6, где исследуется на минимум функция En.
Безусловно, помимо социального инвестирования на деловую репутацию компании оказывают влияние и другие факторы. Однако исследование показало, что социальное инвестирование выполняет определяющую роль. Это означает, что влияние остальных факторов можем определить, исследовав их на минимум.
√Е12 + ... + En2 min (4)
Ei = Ri – (5)
Так как минимизируется сумма квадратов отклонений (влияния других, помимо социального инвестирования, факторов на деловую репутацию), функция исследуется на минимум.
√(R1-)2 + … + (Rm-) min (6)
Исследовав на минимум данную функцию, получаем значение веса p, при котором функция достигнет своего минимума. По полученному значению p можно определить влияние социальных инвестиций на деловую репутацию компании.
Построенная регрессия показала, что значимыми являются показатели: заработная плата; снижение негативного влияния деятельности компании на окружающую среду; затраты на штрафы и иски. Это означает, что чем меньше вынужденных выплат делает компания, тем выше ее деловая репутация. И наоборот, большое числе исков и штрафов значительно снижает деловую репутацию.
Для успешного управления социальным инвестированием в компаниях одним из важных условий является наличие системы прогнозирования и идентификации острых социальных проблем с целью предотвращения конфликтов с заинтересованными сторонами и потери прибыли. Соответственно, следующим важным условием является знание инструментов социального инвестирования и умение применять их на практике.
В ходе настоящего исследования разработана методика использования инструментов социального инвестирования в управлении автомобильной компанией. Данная методика рекомендуется к использованию как руководителем компании, так и другими ответственными сотрудниками с целью эффективного использования выбранных инструментов социального инвестирования.
Первоначально параметры модели социального инвестирования определяются на основании приоритетов компании в рамках социального инвестирования и задач, которые стоят перед компанией по социальному, экологическому и экономическому направлениям. Представленные в методике инструменты позволяют с различных сторон оценить влияние социальных инвестиций на деятельность компании. На первом этапе важно определить цель социального инвестирования и параметры будущей модели. Параметры задают критерии, по которым компания определяет, что планируемый эффект получен.
На втором этапе выделяются приоритетные инструменты, такие как различные качественные и количественные показатели социальных инвестиций, агрегированный показатель эффективности социальных инвестиций.
На следующем этапе выделяются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы компании, определяются задачи социального инвестирования, устанавливаются конкретные параметры оценки эффективности, выделяются значимые коэффициенты. В итоге использования данной методики мы получаем набор параметров для социального инвестирования компании.
Предложенная методика позволяет упорядочить процесс принятия управленческих решений и систематизировать требуемые управленческие процедуры. В результате использования методики компания выявляет для модели социального инвестирования такие параметры, которые позволят добиться максимального эффекта от реализуемых социальных инвестиций.
В России применение модели оценки эффективности социального инвестирования и методики использования инструментов социального инвестирования особенно актуально, так как компаниям необходимо увидеть конкретные выгоды, которые они могут получить в результате выстраивания взаимоотношений с заинтересованными сторонами и инвестирования в объекты социальной сферы. Расчет влияния определенных параметров социального инвестирования на деловую репутацию дает наглядный пример того, как можно укреплять свою деловую репутацию и успешно вести бизнес в долгосрочной перспективе.
Ключевым фактором растущего числа практик социального инвестирования в автомобильных компаниях является наличие запроса общества. На данный момент в российском обществе такой запрос только формируется. Например, Ассоциация Менеджеров России, РСПП и компании, внедряющие практики социального инвестирования такой запрос создают. Поэтому грамотное управление социальным инвестированием поможет автомобильным компаниям поддерживать репутацию среди всех заинтересованных сторон и улучшать свои основные показатели.
Рецензенты:
Плотицына Л.А., д.э.н., профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва;
Красюкова Н.Л., д.э.н., профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Агафонова И.С. СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В КОМПАНИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19116 (дата обращения: 06.10.2024).