В практике многих зарубежных стран используются технологии управления процессами планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерной особенностью национальных контрактных систем является широкое применение механизмов контроля, мониторинга и аудита исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных ресурсов управления [1,3].
Формирование системы управления экономикой во многом зависит от состояния строительного комплекса, развитие которого определяется способами и объемами привлечения инвестиций. Строительство является важнейшей фондосоздающей отраслью страны. Увеличение объемов и видов работ, масштабов производства и производственных мощностей невозможно без своевременного обновления основных производственных фондов. Строительство испытывает дефицит инвестиций, что снижает производственно-технический потенциал отрасли. Темпы роста ввода в действие основных фондов коммерческими организациями ежегодно снижаются (рис. 1). По данным Росстата в 2013 г. степень износа основных фондов в строительстве достигла 50,6% (табл. 1).
Таблица 1
Ввод в действие, обновление, выбытие и износ основных фондов строительства в 2005–2013 гг. [8]
Показатель |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Ввод в действие основных фондов, млрд. руб. |
78 |
148 |
253 |
236 |
272 |
Коэффициент обновления (в постоянных ценах), % |
2,9 |
3,2 |
5,1 |
4,5 |
4,2 |
Коэффициент выбытия (в постоянных ценах), % |
2,2 |
0,8 |
1,6 |
0,8 |
0,8 |
Степень износа основных фондов (на конец года), % |
44,6 |
48,3 |
47,5 |
49,0 |
50,6 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о негативных тенденциях в строительном комплексе: высоком физическом и моральном износе основных фондов, их существенном старении и необходимости обновления.
Рис. 1. Ввод в действие основных фондов коммерческими организациями (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей) [8]
Для повышения уровня конкурентоспособности строительных предприятий, своевременного обновления основных фондов и технического перевооружения необходимо использовать инновационные формы привлечения инвестиций. Не стоит забывать, что важным источником развития и обновления основных фондов являются иностранные инвестиции, доля которых в 2013 г. составила 0,8% общего объема инвестиций в основной капитал (рис. 2).
Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал в 2013 г., % [8]
Устойчивый экономический рост определяется уровнем использования инновационных механизмов. Как следствие — необходимо привлекать государственные инвестиции, без которых невозможно инновационное развитие отдельных видов экономической деятельности, в том числе строительства. Строительные организации, даже при условии использования грамотной амортизационной политики, не в состоянии самостоятельно решить накопившиеся проблемы, связанные с ухудшающимся состоянием основных производственных фондов. Разработка инновационного механизма привлечения государственных инвестиций должна строиться на основе внедрения прогрессивных форм осуществления государственных закупок. Повышение эффективности использования инвестиций возможно лишь в условиях партнерских, взаимовыгодных отношений поставщиков и заказчиков. Выражение параметров риска позволит учесть факторы, формирующие устойчивую и управляемую систему государственного заказа. Вопросы формирования и развития механизма управления инвестициями в строительном комплексе на основе мониторинга функционирования системы государственного заказа, несомненно, актуальны. Формирование инновационного механизма привлечения инвестиций в строительный комплекс позволит восстановить и развить производственный потенциал строительных организаций.
В 2014 г. было опубликовано 2 781 706 извещений на сумму 6 035 582,8 руб. Заключено 2 763 537 государственных контрактов на 5 497 314,8 руб., в качестве заказчиков зарегистрировано 24 145 организаций, в том числе: бюджетных учреждений: 54,15% (134 904); казенных учреждений: 20,60% (51 333); органов государственной власти, органов местного самоуправления: 19,95% (49 714); автономных учреждений: 1,84% (4 593); унитарных предприятий: 1,23% (3 067); организаций, имеющих долю государственного участия: 1,00% (2502); органов управления государственным внебюджетным фондом: 0,90% (2232); субъектов естественных монополий: 0,17% (425); хозяйственных обществ с долей государственного участия в уставном капитале: 0,06% (144); иных организаций: 0,05% (128); дочерних хозяйственных обществ: 0,02% (41); иных юридических лиц: 0,01% (26); организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности: 0,01% (18); государственных корпораций, государственных компаний (в том числе Государственная корпорация «Росатом»): 0,00% (12); банков: 0,00% (3); органов аудита: 0,00% (2), органов контроля: 0,00% (1). За первый квартал 2015 г. опубликовано 909 858 извещений на сумму 1 485 628,3 руб., что составляет 32,7% от количества опубликованных извещений в 2014 г. и 24,6% от общей суммы объявленных закупок. Глобальных изменений в структуре заказчиков за исследуемый период не произошло [6]. Рассмотрим топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов за 2012–2014 гг. (табл. 2–4).
Таблица 2
Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2012 г. [5]
Место |
Наименование поставщика |
Сумма всех заключенных контрактов, млн руб. |
1 |
Публичное Акционерное Общество «МОСТОТРЕСТ» |
96 734,1 |
2 |
«Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» |
88 001,3 |
3 |
ООО «Стройновация» |
57 066,1 |
4 |
Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» |
45 784,1 |
5 |
Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — Судостроение» (ООО «Балтийский завод — Судостроение» ) |
37 188,6 |
6 |
Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» |
35 259,8 |
7 |
Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» |
34 606,3 |
8 |
ЗАО «Р-Фарм» |
29 941,7 |
9 |
ОАО "Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева" |
29 009,9 |
10 |
«УСК МОСТ» |
27 894,1 |
11 |
АО «Главное управление обустройства войск» |
25 761,7 |
12 |
АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"» |
25 530,9. |
13 |
ООО «МКМ-Логистика» |
25 259,2 |
14 |
ФГУП «Спецстройсервис» при Федеральном агентстве специального строительства |
25 150,4 |
15 |
ФГУП «Научно-производственное объединение им.С.А. Лавочкина» |
23 194,0 |
16 |
ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"» |
22 260,5 |
17 |
ООО «ДСК "Славянский"» |
20 320,0 |
18 |
ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства» |
20 105,3 |
19 |
ФГУП «Атэкс» Федеральной службы охраны Российской Федерации |
18 753,3 |
20 |
ЗАО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» |
18 740,6. |
Первое место в топ-рейтинге 2012 г. занимает предприятие «Публичное Акционерное Общество "МОСТОТРЕСТ"», сумма всех заключенных контрактов составила 96 734,1 млн руб. В 2013 г. Публичное акционерное общество «МОСТОТРЕСТ» сместилось с 1-го места на 20-е, и сумма всех заключенных контрактов составила 15 036,3 млн руб., что ниже уровня 2012 г. в 6,4 раза. В топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2014 г. данная организация не значится. ООО «Стройновация» в топ-рейтинге 2012 г. занимает 3-е место, сумма всех заключенных контрактов составила 57 066,1 млн руб. В 2014 г. объемы закупок компании снизились до 47 872,7 млн руб., что привело незначительному снижению к позиций (до 4-го места рейтинга). Компания «Стройновация» реализует проекты в сфере строительства нефтегазовой промышленности, транспортной инфраструктуры, промышленных объектов. ООО «Стройновация» сохраняет лидирующие позиции и в 2015 г. Так, компания «Стройновация» выиграла конкурс и заключила контракт на строительство комплексной установки подготовки нефти на Юрубчено-Тохомском нефтегазоконденсатном месторождении [7].
Таблица 3
Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2013 г. [5]
Место |
Наименование поставщика |
Сумма всех заключенных контрактов, млн руб. |
1 |
ЗАО «ВАД» |
39 316,4 |
2 |
«УСК МОСТ» |
38 502,6 |
3 |
ОАО «Мосэнергосбыт» |
27 376,0 |
4 |
ОАО «Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева» |
25 147,6. |
5 |
ФГУП «Спецстройтехнологии» при Федеральном агентстве специального строительства |
23 571,6 |
6 |
ЗАО «Р-Фарм» |
23 071,6 |
7 |
ЗАО «БалтСтрой» |
21 825,5 |
8 |
ООО «Хартия» |
21 724,9 |
9 |
ФГУП «Гознак» |
20 595,1 |
10 |
ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"» |
18 610,4 |
11 |
ОАО «ФАРМСТАНДАРТ» |
18 470,3. |
12 |
ООО «МСК-НТ» |
17 344,1 |
13 |
ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» |
17 021,7 |
14 |
ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» |
16 905,1. |
15 |
ООО «ЭкоЛайн» |
16 902,5 |
16 |
ОАО «Сибмост» |
16 674,3 |
17 |
ЗАО «ВАД» |
16 548,1 |
18 |
ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» |
16 457,0 |
19 |
ОАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ «РОСТЕЛЕКОМ» |
15 711,1 |
20 |
ПАО «МОСТОТРЕСТ» |
15 036,3 |
Сумма всех заключенных контрактов Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в 2012 г. составила 45 784,1 млн руб., в 2013 г. — 17 021,7, а в 2014 г. предприятие не вошло в число 20 лидеров. Fabrikant.ru провел масштабное исследование среди компаний — клиентов портала, и наше предприятие как добросовестный организатор и участник торгов получил статус «Закупщик года». Организаторы исследования отметили активную деятельность БАЛТИЙСКОГО завода, привлечение им эффективных электронных торгов и поставщиков. ООО «Балтийский завод – Судостроение» заняло пятое место в топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2012 г., объем закупок составил 37 188,6 млн руб. Предприятие динамично развивается, что позволило увеличить сумму всех заключенных контрактов в 2,3 раза и занять 2-е место в рейтинге 2014 г. [2].
Таблица 4
Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2014 г. [5]
Место |
Наименование поставщика |
Сумма всех заключенных контрактов, млн руб. |
1 |
ОАО Междугородной и международной электрической связи «РОСТЕЛЕКОМ» |
174 927,2 |
2 |
ООО «Балтийский завод — Судостроение» |
84 408,8 |
3 |
ЗАО «ВАД» |
79 849,7 |
4 |
ООО «Стройинновация» |
47 872,7 |
5 |
ООО «СТРОЙГАЗКОНСАЛТИНГ» |
42 942,8 |
6 |
ОАО «Сбербанк России» |
33 466,1 |
7 |
ОАО «Стройтрансгаз» |
32 968,5 |
8 |
АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"» |
31 854,9 |
9 |
ЗАО «Р-Фарм» |
31 760,0. |
10 |
ОАО «Научно-производственная корпорация "Иркут"» |
31 736,0 |
11 |
"Производственно-строительное объединение «Казань» (ООО «ПСО "Казань"») |
31 065,0 |
12 |
ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"» |
27 752,9 |
13 |
ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге «Метрострой» |
25 913,4 |
14 |
ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» |
25 207,4 |
15 |
АО «Строительное управление № 1» |
22 023,9 |
16 |
ООО «Хартия» |
20 983,3 |
17 |
Поволжский банк ОАО «Сбербанк России» |
19 847,0 |
18 |
ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» |
19 756,8 |
19 |
«КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» «CROCUS INTERNATIONAL» |
18 742,6 |
20 |
ОАО Корпорация «Трансстрой» |
17 415,9 |
ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"» входило в число 20 лидеров государственного заказа на протяжении последних 3 лет. Так, в 2012 г. сумма всех заключенных контрактов составила 22 260,5 млн руб., что позволило занять 16-е место в рейтинге. В 2013 г., несмотря на снижение суммы всех заключенных контрактов до 18 610,4 млн руб., компания вошла в число 10 лидеров. 2014 г. закрепил позиции компании на 12-м месте, и сумма всех заключенных контрактов достигла своего максимума — 27 752,9 млн руб. Первое место в топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2013 г. заняла компания ЗАО «ВАД» с объемом закупок 39 316,4 млн руб. Несмотря на увеличение данного показателя к 2014 г. в 2 раза, компания сместилась на 3-е место рейтинга, уступив место ОАО Междугородной и международной электрической связи «РОСТЕЛЕКОМ». Положительная динамика развития в области государственных закупок зафиксирована в ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» и ОАО «Стройтрансгаз».
Недостаточное количество комплексных исследований принципов формирования контрактной системы в строительстве, оценки влияния государственных закупок на макроэкономические индикаторы, отсутствие стратегии развития контрактной системы в строительстве препятствуют эффективному использованию государственных закупок в инновационно ориентированной экономике, являющейся главным условием инновационного развития страны [3,4]. Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: происходят динамичные изменения лидерских позиций в рамках топ-рейтингов; рынок государственных закупок является открытым; государственный строительный заказ становится основой расширенного воспроизводства и развития конкуренции.
Рецензенты:
Панкратов Е.П., д.э.н., профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва;
Тебиев Б.К., д.э.н., профессор АНУ ВПО Московский региональный социально-экономический институт, г. Видное.
Библиографическая ссылка
Булей Н.В. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18850 (дата обращения: 10.10.2024).