В практике многих зарубежных стран используются технологии управления процессами планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерной особенностью национальных контрактных систем является широкое применение механизмов контроля, мониторинга и аудита исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных ресурсов управления [1,3].
Формирование системы управления экономикой во многом зависит от состояния строительного комплекса, развитие которого определяется способами и объемами привлечения инвестиций. Строительство является важнейшей фондосоздающей отраслью страны. Увеличение объемов и видов работ, масштабов производства и производственных мощностей невозможно без своевременного обновления основных производственных фондов. Строительство испытывает дефицит инвестиций, что снижает производственно-технический потенциал отрасли. Темпы роста ввода в действие основных фондов коммерческими организациями ежегодно снижаются (рис. 1). По данным Росстата в 2013 г. степень износа основных фондов в строительстве достигла 50,6% (табл. 1).
Таблица 1
Ввод в действие, обновление, выбытие и износ основных фондов строительства в 2005–2013 гг. [8]
| 
			 Показатель  | 
			
			 2005  | 
			
			 2010  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
		
| 
			 Ввод в действие основных фондов, млрд. руб.  | 
			
			 78  | 
			
			 148  | 
			
			 253  | 
			
			 236  | 
			
			 272  | 
		
| 
			 Коэффициент обновления (в постоянных ценах), %  | 
			
			 2,9  | 
			
			 3,2  | 
			
			 5,1  | 
			
			 4,5  | 
			
			 4,2  | 
		
| 
			 Коэффициент выбытия (в постоянных ценах), %  | 
			
			 2,2  | 
			
			 0,8  | 
			
			 1,6  | 
			
			 0,8  | 
			
			 0,8  | 
		
| 
			 Степень износа основных фондов (на конец года), %  | 
			
			 44,6  | 
			
			 48,3  | 
			
			 47,5  | 
			
			 49,0  | 
			
			 50,6  | 
		
Данные таблицы 1 свидетельствуют о негативных тенденциях в строительном комплексе: высоком физическом и моральном износе основных фондов, их существенном старении и необходимости обновления.
 
Рис. 1. Ввод в действие основных фондов коммерческими организациями (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей) [8]
Для повышения уровня конкурентоспособности строительных предприятий, своевременного обновления основных фондов и технического перевооружения необходимо использовать инновационные формы привлечения инвестиций. Не стоит забывать, что важным источником развития и обновления основных фондов являются иностранные инвестиции, доля которых в 2013 г. составила 0,8% общего объема инвестиций в основной капитал (рис. 2).
 
Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал в 2013 г., % [8]
Устойчивый экономический рост определяется уровнем использования инновационных механизмов. Как следствие — необходимо привлекать государственные инвестиции, без которых невозможно инновационное развитие отдельных видов экономической деятельности, в том числе строительства. Строительные организации, даже при условии использования грамотной амортизационной политики, не в состоянии самостоятельно решить накопившиеся проблемы, связанные с ухудшающимся состоянием основных производственных фондов. Разработка инновационного механизма привлечения государственных инвестиций должна строиться на основе внедрения прогрессивных форм осуществления государственных закупок. Повышение эффективности использования инвестиций возможно лишь в условиях партнерских, взаимовыгодных отношений поставщиков и заказчиков. Выражение параметров риска позволит учесть факторы, формирующие устойчивую и управляемую систему государственного заказа. Вопросы формирования и развития механизма управления инвестициями в строительном комплексе на основе мониторинга функционирования системы государственного заказа, несомненно, актуальны. Формирование инновационного механизма привлечения инвестиций в строительный комплекс позволит восстановить и развить производственный потенциал строительных организаций.
В 2014 г. было опубликовано 2 781 706 извещений на сумму 6 035 582,8 руб. Заключено 2 763 537 государственных контрактов на 5 497 314,8 руб., в качестве заказчиков зарегистрировано 24 145 организаций, в том числе: бюджетных учреждений: 54,15% (134 904); казенных учреждений: 20,60% (51 333); органов государственной власти, органов местного самоуправления: 19,95% (49 714); автономных учреждений: 1,84% (4 593); унитарных предприятий: 1,23% (3 067); организаций, имеющих долю государственного участия: 1,00% (2502); органов управления государственным внебюджетным фондом: 0,90% (2232); субъектов естественных монополий: 0,17% (425); хозяйственных обществ с долей государственного участия в уставном капитале: 0,06% (144); иных организаций: 0,05% (128); дочерних хозяйственных обществ: 0,02% (41); иных юридических лиц: 0,01% (26); организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности: 0,01% (18); государственных корпораций, государственных компаний (в том числе Государственная корпорация «Росатом»): 0,00% (12); банков: 0,00% (3); органов аудита: 0,00% (2), органов контроля: 0,00% (1). За первый квартал 2015 г. опубликовано 909 858 извещений на сумму 1 485 628,3 руб., что составляет 32,7% от количества опубликованных извещений в 2014 г. и 24,6% от общей суммы объявленных закупок. Глобальных изменений в структуре заказчиков за исследуемый период не произошло [6]. Рассмотрим топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов за 2012–2014 гг. (табл. 2–4).
Таблица 2
Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2012 г. [5]
| 
			 Место  | 
			
			 Наименование поставщика  | 
			
			 Сумма всех заключенных контрактов, млн руб.  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Публичное Акционерное Общество «МОСТОТРЕСТ»  | 
			
			 96 734,1  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства»  | 
			
			 88 001,3  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 ООО «Стройновация»  | 
			
			 57 066,1  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»  | 
			
			 45 784,1  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — Судостроение» (ООО «Балтийский завод — Судостроение» )  | 
			
			 37 188,6  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»  | 
			
			 35 259,8  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»  | 
			
			 34 606,3  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 ЗАО «Р-Фарм»  | 
			
			 29 941,7  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 ОАО "Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева"  | 
			
			 29 009,9  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 «УСК МОСТ»  | 
			
			 27 894,1  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 АО «Главное управление обустройства войск»  | 
			
			 25 761,7  | 
		
| 
			 12  | 
			
			 АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"»  | 
			
			 25 530,9.  | 
		
| 
			 13  | 
			
			 ООО «МКМ-Логистика»  | 
			
			 25 259,2  | 
		
| 
			 14  | 
			
			 ФГУП «Спецстройсервис» при Федеральном агентстве специального строительства  | 
			
			 25 150,4  | 
		
| 
			 15  | 
			
			 ФГУП «Научно-производственное объединение им.С.А. Лавочкина»  | 
			
			 23 194,0  | 
		
| 
			 16  | 
			
			 ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"»  | 
			
			 22 260,5  | 
		
| 
			 17  | 
			
			 ООО «ДСК "Славянский"»  | 
			
			 20 320,0  | 
		
| 
			 18  | 
			
			 ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства»  | 
			
			 20 105,3  | 
		
| 
			 19  | 
			
			 ФГУП «Атэкс» Федеральной службы охраны Российской Федерации  | 
			
			 18 753,3  | 
		
| 
			 20  | 
			
			 ЗАО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС»  | 
			
			 18 740,6.  | 
		
Первое место в топ-рейтинге 2012 г. занимает предприятие «Публичное Акционерное Общество "МОСТОТРЕСТ"», сумма всех заключенных контрактов составила 96 734,1 млн руб. В 2013 г. Публичное акционерное общество «МОСТОТРЕСТ» сместилось с 1-го места на 20-е, и сумма всех заключенных контрактов составила 15 036,3 млн руб., что ниже уровня 2012 г. в 6,4 раза. В топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2014 г. данная организация не значится. ООО «Стройновация» в топ-рейтинге 2012 г. занимает 3-е место, сумма всех заключенных контрактов составила 57 066,1 млн руб. В 2014 г. объемы закупок компании снизились до 47 872,7 млн руб., что привело незначительному снижению к позиций (до 4-го места рейтинга). Компания «Стройновация» реализует проекты в сфере строительства нефтегазовой промышленности, транспортной инфраструктуры, промышленных объектов. ООО «Стройновация» сохраняет лидирующие позиции и в 2015 г. Так, компания «Стройновация» выиграла конкурс и заключила контракт на строительство комплексной установки подготовки нефти на Юрубчено-Тохомском нефтегазоконденсатном месторождении [7].
Таблица 3
Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2013 г. [5]
| 
			 Место  | 
			
			 Наименование поставщика  | 
			
			 Сумма всех заключенных контрактов, млн руб.  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 ЗАО «ВАД»  | 
			
			 39 316,4  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 «УСК МОСТ»  | 
			
			 38 502,6  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 ОАО «Мосэнергосбыт»  | 
			
			 27 376,0  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 ОАО «Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева»  | 
			
			 25 147,6.  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 ФГУП «Спецстройтехнологии» при Федеральном агентстве специального строительства  | 
			
			 23 571,6  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 ЗАО «Р-Фарм»  | 
			
			 23 071,6  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 ЗАО «БалтСтрой»  | 
			
			 21 825,5  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 ООО «Хартия»  | 
			
			 21 724,9  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 ФГУП «Гознак»  | 
			
			 20 595,1  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"»  | 
			
			 18 610,4  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 ОАО «ФАРМСТАНДАРТ»  | 
			
			 18 470,3.  | 
		
| 
			 12  | 
			
			 ООО «МСК-НТ»  | 
			
			 17 344,1  | 
		
| 
			 13  | 
			
			 ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»  | 
			
			 17 021,7  | 
		
| 
			 14  | 
			
			 ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»  | 
			
			 16 905,1.  | 
		
| 
			 15  | 
			
			 ООО «ЭкоЛайн»  | 
			
			 16 902,5  | 
		
| 
			 16  | 
			
			 ОАО «Сибмост»  | 
			
			 16 674,3  | 
		
| 
			 17  | 
			
			 ЗАО «ВАД»  | 
			
			 16 548,1  | 
		
| 
			 18  | 
			
			 ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой»  | 
			
			 16 457,0  | 
		
| 
			 19  | 
			
			 ОАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ «РОСТЕЛЕКОМ»  | 
			
			 15 711,1  | 
		
| 
			 20  | 
			
			 ПАО «МОСТОТРЕСТ»  | 
			
			 15 036,3  | 
		
Сумма всех заключенных контрактов Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в 2012 г. составила 45 784,1 млн руб., в 2013 г. — 17 021,7, а в 2014 г. предприятие не вошло в число 20 лидеров. Fabrikant.ru провел масштабное исследование среди компаний — клиентов портала, и наше предприятие как добросовестный организатор и участник торгов получил статус «Закупщик года». Организаторы исследования отметили активную деятельность БАЛТИЙСКОГО завода, привлечение им эффективных электронных торгов и поставщиков. ООО «Балтийский завод – Судостроение» заняло пятое место в топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2012 г., объем закупок составил 37 188,6 млн руб. Предприятие динамично развивается, что позволило увеличить сумму всех заключенных контрактов в 2,3 раза и занять 2-е место в рейтинге 2014 г. [2].
Таблица 4
Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2014 г. [5]
| 
			 Место  | 
			
			 Наименование поставщика  | 
			
			 Сумма всех заключенных контрактов, млн руб.  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 ОАО Междугородной и международной электрической связи «РОСТЕЛЕКОМ»  | 
			
			 174 927,2  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 ООО «Балтийский завод — Судостроение»  | 
			
			 84 408,8  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 ЗАО «ВАД»  | 
			
			 79 849,7  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 ООО «Стройинновация»  | 
			
			 47 872,7  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 ООО «СТРОЙГАЗКОНСАЛТИНГ»  | 
			
			 42 942,8  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 ОАО «Сбербанк России»  | 
			
			 33 466,1  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 ОАО «Стройтрансгаз»  | 
			
			 32 968,5  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"»  | 
			
			 31 854,9  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 ЗАО «Р-Фарм»  | 
			
			 31 760,0.  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 ОАО «Научно-производственная корпорация "Иркут"»  | 
			
			 31 736,0  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 "Производственно-строительное объединение «Казань» (ООО «ПСО "Казань"»)  | 
			
			 31 065,0  | 
		
| 
			 12  | 
			
			 ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"»  | 
			
			 27 752,9  | 
		
| 
			 13  | 
			
			 ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге «Метрострой»  | 
			
			 25 913,4  | 
		
| 
			 14  | 
			
			 ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»  | 
			
			 25 207,4  | 
		
| 
			 15  | 
			
			 АО «Строительное управление № 1»  | 
			
			 22 023,9  | 
		
| 
			 16  | 
			
			 ООО «Хартия»  | 
			
			 20 983,3  | 
		
| 
			 17  | 
			
			 Поволжский банк ОАО «Сбербанк России»  | 
			
			 19 847,0  | 
		
| 
			 18  | 
			
			 ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой»  | 
			
			 19 756,8  | 
		
| 
			 19  | 
			
			 «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» «CROCUS INTERNATIONAL»  | 
			
			 18 742,6  | 
		
| 
			 20  | 
			
			 ОАО Корпорация «Трансстрой»  | 
			
			 17 415,9  | 
		
ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"» входило в число 20 лидеров государственного заказа на протяжении последних 3 лет. Так, в 2012 г. сумма всех заключенных контрактов составила 22 260,5 млн руб., что позволило занять 16-е место в рейтинге. В 2013 г., несмотря на снижение суммы всех заключенных контрактов до 18 610,4 млн руб., компания вошла в число 10 лидеров. 2014 г. закрепил позиции компании на 12-м месте, и сумма всех заключенных контрактов достигла своего максимума — 27 752,9 млн руб. Первое место в топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2013 г. заняла компания ЗАО «ВАД» с объемом закупок 39 316,4 млн руб. Несмотря на увеличение данного показателя к 2014 г. в 2 раза, компания сместилась на 3-е место рейтинга, уступив место ОАО Междугородной и международной электрической связи «РОСТЕЛЕКОМ». Положительная динамика развития в области государственных закупок зафиксирована в ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» и ОАО «Стройтрансгаз».
Недостаточное количество комплексных исследований принципов формирования контрактной системы в строительстве, оценки влияния государственных закупок на макроэкономические индикаторы, отсутствие стратегии развития контрактной системы в строительстве препятствуют эффективному использованию государственных закупок в инновационно ориентированной экономике, являющейся главным условием инновационного развития страны [3,4]. Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: происходят динамичные изменения лидерских позиций в рамках топ-рейтингов; рынок государственных закупок является открытым; государственный строительный заказ становится основой расширенного воспроизводства и развития конкуренции.
Рецензенты:
Панкратов Е.П., д.э.н., профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва;
Тебиев Б.К., д.э.н., профессор АНУ ВПО Московский региональный социально-экономический институт, г. Видное.



