Концептуальная особенность развития системы образования и воспитания предполагает обновление содержания обучения, поиск инновационных форм и методов оценки физической подготовленности школьников. Процесс обучения предмету «Физическая культура» направлен, в том числе, и на повышение мотивации к регулярной двигательной активности, стимулирование к реализации максимальных двигательных возможностей. Система оценки физической подготовленности представляет собой обратную связь в оптимальном регулировании процесса физического совершенствования школьников. От объективности измерения результатов, достигнутых в учебно-воспитательном процессе, зависит качество планирования и проведения занятий физической культурой. Оценка физической подготовленности на современном этапе характеризуется противоречием между необходимостью обеспечения стимулирующей ее функции и наличием четырех-балльной шкалы, обуславливающей «скапливание» результатов тестирования вблизи соответствующего норматива [4].
Для разрешения данного противоречия было проведено исследование, актуальность которого обусловлена следующим:
- во-первых, необходимостью повышения мотивации к двигательной активности школьников на основе обеспечения стимулирующей функции оценки физической подготовленности;
- во-вторых, усиливающимся значением укрепления здоровья школьников и разработкой инновационных подходов тестирования физической подготовленности, косвенно отражающих оздоровительно-тренировочный эффект;
- в-третьих, сложностью проблем обоснования нормативных требований к физической подготовленности школьников.
В результате анализа научно-методической литературы было определено, что в теории физической культуры проблема оценки рассматривалась в аспекте контроля физической подготовленности [1], определения метрологических свойств тестов [2], теории тестирования [3, 4]. Однако проведённые опросы педагогов-практиков и педагогические наблюдения позволяют утверждать, что богатый материал, накопленный в педагогической науке о проблеме педагогической оценки, не внедряется в практику.
В качестве возможного варианта решения проблемы в данном исследовании была разработана 100-балльная шкала оценки физической подготовленности школьников. Предполагалось, что её внедрение в образовательный процесс школьников старших классов по предмету «Физическая культура» будет способствовать повышению уровня физической подготовленности старшеклассников и повышению их интереса к уроку физической культуры.
Необходимо отметить, метод процентилей позволяет просто и наглядно разработать нормативы физической подготовленности для школьников. Метод процентилей характеризует уровень подготовленности школьника внутри учебной группы. Например, если у одного обучающегося количество подтягиваний на перекладине - 10, то это соответствует величине процентиля - 70, следовательно, у 70% остального состава группы результат хуже.
Величина процентиля рассчитывается для каждого результата, показанного обучающимся учебной группы. Величина процентиля наилучшим образом подходит для ранжирования участников в группе и понятна большинству людей.
Традиционно нормы разрабатываются на основе анализа результатов нескольких сотен обучающихся; затем эти нормы используются для оценки результатов тестирования учащихся.
Если специалист-практик не может быстро и без труда рассчитать нормы, ему не обязательно делать это самостоятельно. С этой задачей легко справляется компьютер с помощью пакета программ SPSS (версия 17 или 19) [5].
На основании проведённых исследований была разработана следующая таблица норм процентилей для контрольных упражнений (таблица 1)
Таблица 1
Нормы процентилей для контрольных упражнений
|
Бег 30м |
Бег 3×10м |
Прыжок в длину с места |
6-ти минутный бег |
Упражнение на гибкость |
Подтягивание на перекладине |
|
N |
Valid |
67 |
63 |
65 |
64 |
62 |
61 |
Missing |
0 |
4 |
2 |
3 |
5 |
6 |
|
Percentiles |
5 |
4,0000 |
7,1000 |
176,5000 |
1000,0000 |
3,0000 |
3,1000 |
10 |
4,2000 |
7,1400 |
188,0000 |
1025,0000 |
4,3000 |
5,0000 |
|
15 |
4,3000 |
7,2000 |
192,7000 |
1097,5000 |
6,0000 |
7,0000 |
|
20 |
4,5600 |
7,3000 |
195,0000 |
1100,0000 |
7,0000 |
7,0000 |
|
25 |
4,7000 |
7,4000 |
197,5000 |
1167,5000 |
8,0000 |
8,0000 |
|
30 |
4,8000 |
7,5000 |
198,0000 |
1240,0000 |
8,9000 |
8,0000 |
|
35 |
4,8000 |
7,6000 |
200,0000 |
1250,0000 |
9,0000 |
8,0000 |
|
40 |
4,9000 |
7,7000 |
200,0000 |
1290,0000 |
9,0000 |
8,0000 |
|
45 |
4,9000 |
7,7800 |
201,0000 |
1300,0000 |
9,0000 |
8,0000 |
|
50 |
5,0000 |
7,8000 |
205,0000 |
1300,0000 |
9,0000 |
9,0000 |
|
55 |
5,0000 |
7,9000 |
205,3000 |
1310,0000 |
10,0000 |
9,0000 |
|
60 |
5,0000 |
7,9000 |
206,0000 |
1315,0000 |
10,0000 |
9,0000 |
|
65 |
5,0200 |
7,9000 |
207,9000 |
1320,0000 |
10,0000 |
9,0000 |
|
70 |
5,1000 |
7,9800 |
210,0000 |
1350,0000 |
11,0000 |
10,0000 |
|
75 |
5,1000 |
8,0000 |
215,0000 |
1357,5000 |
11,0000 |
10,0000 |
|
80 |
5,1000 |
8,2000 |
219,0000 |
1380,0000 |
12,0000 |
10,0000 |
|
85 |
5,2000 |
8,2400 |
223,0000 |
1400,0000 |
13,0000 |
11,0000 |
|
90 |
5,3200 |
8,4000 |
234,4000 |
1510,0000 |
14,0000 |
12,0000 |
|
95 |
5,6000 |
8,5800 |
237,4000 |
1550,0000 |
14,8500 |
12,0000 |
|
100 |
5,7000 |
8,9000 |
240,0000 |
1600,0000 |
16,0000 |
14,0000 |
Для определения эффективности 100-балльной шкалы был проведён годичный педагогический эксперимент, в котором приняли участие школьники 10-11 классов. В процессе проведения занятий акцент делался на формирование навыков сдачи нормативов, которые при отсутствии тестирования сами по себе представляли для учащихся определенную ценность и являлись конкретным результатом обучения. Вместе с тем, в группах, схожих по уровню физической подготовленности, применялся соревновательный метод, позволяющий создать благоприятные условия для конкуренции с равными учениками. Обеспечивая возможность развивать физические качества без их оценки, можно развить компетенцию учеников и позволить им практиковаться без давления на результат. С помощью ротации учеников в небольших группах, построенных по принципу схожего развития качеств или уровня подготовленности можно снизить вероятность смущения менее развитых физически учеников, выступающих на глазах у других учеников (таблица 2).
Таблица 2
Уровень физической подготовленности юношей ЭГ и КГ в конце эксперимента (10 и 11 классы)
Тесты |
ЭГ, Х±σ (п=26) |
КГ, Х±σ (п=27) |
Р |
Подтягивание |
12,4±3,3 |
7,8±3,6 |
≤ 0,01 |
Бег 30м |
4,8±0,42 |
5,1±0,45 |
≤ 0,05 |
Бег 3×10м |
7,6±0,44 |
7,9±0,52 |
≤ 0,05 |
6-мин. бег |
1277±155 |
1180±168 |
≤ 0,05 |
Прыжок в длину с места |
210±16,1 |
199±21,3 |
≤ 0,05 |
Гибкость |
9,4±2,1 |
4,9±3,2 |
≤ 0,01 |
Улучшение показателей физической подготовленности свидетельствует об эффективности предложенной методики обучения к тестированию двигательных достижений не только юношей, но и девушек (таблица 3). Необходимо отметить, что целевая ориентация на освоение навыков сдачи нормативов по физической культуре повышает уверенность обучаемых в своих силах и при этом наличие у занимающихся умений к выполнению тестов является результатом, достижение которого представляет собой ценность для обучающегося. Непосредственное включение в образовательный процесс кратковременных тренингов по выполнению элементов тестов «делает» тестирование неизолированным мероприятием, оторванным от учебного процесса, а закономерным итогом определенного этапа обучения.
Весьма важным, на наш взгляд, представляется применение состязательности среди равных по уровню развития физических способностей учащихся. В этом случае, использование метода процентилей позволяет обучающемуся наглядно представлять скольких занимающихся он опередил в результате освоения умений выполнения тестов.
Таблица 3
Уровень физической подготовленности девушек ЭГ и КГ в конце эксперимента (10 и 11 классы)
Тесты |
Х±σ |
Р |
|
ЭГ (п=31) |
КГ(п=30) |
||
Подтягивание |
12±3 |
8,3±4 |
≤ 0,01 |
Бег 30м |
5,3±0,57 |
5,6±0,64 |
≤ 0,05 |
Бег 3×10м |
8,0±0,72 |
8,6±0,77 |
≤ 0,05 |
6-мин. бег |
1280±221 |
1156±223 |
≤ 0,05 |
Прыжок в длину с места |
184±14,7 |
176±15,3 |
≤ 0,05 |
Гибкость |
12±2,7 |
10,5±3,1 |
≤ 0,01 |
Более высокие результаты показаны в подтягивании и упражнении на гибкость, при этом достоверные сдвиги отмечаются во всех тестах. Улучшение показателей физической подготовленности, на наш взгляд, обусловлено отсутствием оценочных зон, и испытуемые реализовали свои максимальные двигательные возможности в каждом задании. Повышение суммарного показателя физической подготовленности учащихся детерминировано результатами в индивидуально-предпочтительных тестах. Уместно отметить, что более значимые сдвиги в подтягивании и упражнении на гибкость обусловлены простой их структуры и наличием соответствующих условий для систематических занятий. Кроме того, улучшение показателей в отдельных тестах обеспечивает повышение в уровне развития других физических способностей в соответствии с общеизвестной теорией переноса качеств и навыков.
В целях изучения влияния применения 100-балльной шкалы на интерес к уроку физической культуры до и после эксперимента был проведен опрос учащихся экспериментальной и контрольной групп.
Определено, что до эксперимента лишь 38,4% учащихся экспериментальной группы и 40,4% учеников контрольной группы выразили интерес к уроку физической культуры.
Столь невысокий процент в целом отражает ситуацию последних десятилетий, характеризующуюся снижением интереса школьников к физической культуре и невским престижем данного урока, особенно - среди старшеклассников, чьи приоритеты отдаются тем предметам, которые входят в программу вступительных испытаний в ВУЗы. На это указывают многочисленные исследования, в том числе диссертации последних лет [6, 7].
Были выявлены также отличия в интересе испытуемых в соответствии с гендерным признаком. Так, и в экспериментальной, и в контрольной группе процент девушек, которым интересен урок физической культуры выше, чем процент юношей этих групп (на интерес к уроку указали 50% девушек в ЭГ, и 54,8% - в КГ; у юношей результаты составили 23,1% в ЭГ и 22,2% в КГ соответственно).
После проведённого годичного педагогического эксперимента показатели в экспериментальной группе существенно увеличились, в то время как в контрольной группе они, напротив, несколько снизились. Из представленного рисунка 1 видно, что 78,9% испытуемых ЭГ высказали рост интереса к уроку физической культуры, в то время как в КГ он снизился до 52,6%.
Рис.1. Показатели интереса к уроку физической культуры испытуемых до и после педагогического эксперимента
При этом показатели юношей и девушек распределились следующим образом: 67,7% девушек ЭГ отметили, что им урок стал более интересен (в КГ, соответственно - 50 % респонденток), у юношей показатели составили: в ЭГ - 92,3% (в КГ - 55,5% соответственно).
Произошедшие изменения вызвали определённый интерес. В результате было проведено уточняющее собеседование. Обобщая высказанные респондентами мнение, можно констатировать, что большинство опрошенных юношей и девушек испытывают большее удовлетворение и стимул при применении 100-балльной шкалы, в то время как при стандартной 5-ти балльной шкале нет стимула работать «до упора», по максимуму, так как достаточно выйти на указанную для той или иной оценки норму. 100-балльная шкала показалась школьникам более привлекательной и дающей больше возможностей объективно оценить свои возможности. При этом многие участники беседы отметили, что фактор новизны шкалы оценки также вызывает их интерес.
В контрольной группе старшеклассники указывали довольно тривиальную причину снижения интереса к уроку физкультуры - большую важность подготовки к предстоящим экзаменам и некоторую шаблонность в проведении уроков. Особо отмечалось, что существующая система оценки по 5-ти балльной шкале не вполне удовлетворяет школьников.
Таким образом, можно придти к выводу, что использование 100-балльной шкалы способствует не только улучшению результатов старшеклассников, но и повышению их интереса к уроку физической культуры
Рецензенты:
Федоров В.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры Национального государственного университета имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург;
Румба О.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» , г. Москва.
Библиографическая ссылка
Сергеев А.А., Кадыров Р.М., Смирнова Ю.В. ВЛИЯНИЕ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ИНТЕРЕС СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18731 (дата обращения: 27.04.2024).