В настоящей работе будем изучать численный метод решения задачи
(1)
(2)
где - оператор Штурма-Лиувилля, - фиксированная точка интервала (0,1).
В начале установим условия однозначной разрешимости задачи (1), (2).
Теорема 1. Пусть , и функция такова, что для всех
. (3)
Тогда решение задачи (1),(2) существует единственно и принадлежит классу .
Пусть - решение задачи
(4)
а - решение задачи
. (5)
В работе методом функции Грина показано, что необходимым и достаточным условием однозначной разрешимости задачи (1), (2) является условие
(6)
при этом решение представляется через функции и в виде
(7)
Покажем, что условие (3) обеспечивает выполнение (6), т.е. является достаточным условием однозначной разрешимости задачи (1), (2). В силу непрерывности и , (3) означает, что либо , либо для всех . Введём обозначение
(8)
и получим нижнюю оценку выражения .
Рассмотрим два случая.
1. Пусть . Получим верхнюю оценку наибольшего значения функции на отрезке. Пусть - точка максимума . Из равенства
(9)
в силу следует:
. (10)
Если наибольшее значение достигается на одном из концов отрезка, то переходя к пределу при в (9), получим оценку (10). Тогда
(11)
2. Пусть . В этом случае получаем нижнюю оценку наименьшего значения функции на отрезке :
откуда находим
(12)
Далее будем считать, что выполнены условия А:
, .
Теорема 2. Если удовлетворяют условию А и выполнено (3), то решение задачи (1), (2) принадлежит классу .
Для численного решения задачи (1), (2) на отрезке введём равномерную сетку . Шаг сетки выберем меньше половины длины меньшего из отрезков . Номер выберем из условия .
Проекции решений задач (1)-(2), (4), (5) на сетку обозначим соответственно.
Пусть сеточная функция - решение конечно-разностной задачи
, (13)
а сеточная функция - решение конечно-разностной задачи
, (14)
где
(15)
Введём обозначения:
(16)
(17)
и в качестве приближённого решения задачи (1), (2) на сетке выберем сеточную функцию :
. (18)
Теорема 3. Пусть выполнены условия А и (3). Тогда сеточная функция , определённая по формуле (18), сходится при к решению задачи (1), (2) со вторым порядком точности по шагу в равномерной метрике.
Доказательство теоремы 3 будет заключаться в получении априорной оценки
, (19)
где - положительная постоянная, не зависящая от . Пользуясь представлением (7) решения , получаем:
=
. (20)
Оценим слагаемые в правой части (20). Как известно , конечно-разностные схемы (13) и (14) сходятся к решениям, соответственно, дифференциальных задач (4) и (5) с порядком O(h2). Следовательно, существуют положительные постоянные и , что
, (21)
Значения и аппроксимируются и с точностью , следовательно, существуют положительные числа и , не зависящие от , что
. (22)
Для задачи (4) известна априорная оценка
(23)
Из априорной оценки , с учётом (10), находим:
(24)
Получим нижнюю оценку выражения
Пусть . В этом случае, в силу (15), Оценим сверху максимальное значение функции . Если где , то в силу из уравнения (14) получаем оценку . Если то из левого краевого условия (14) следует оценка . Если то из правого краевого условия (14) следует оценка . Тогда
.
Пусть . В этом случае минимальное значение функции на сетке имеет оценку: , где и, следовательно:
Таким образом, при условии (3)
(25)
Применяя оценки (11), (12), (21)-(25), из (20) получаем:
, (26)
где .
Из (26) следует утверждение теоремы 3.
При выражения , в силу принципа максимума для задач (5) и (14) соответственно. В этом случае остаются в силе все изложенные выше результаты, и, как следует из (26), . Эти результаты аналогичны результатам, полученным в работе .
При может наблюдаться неустойчивость решения задачи (1), (2), в частности если близко к во всех точках настолько, что , то , то есть предложенный алгоритм может оказаться не пригодным для решения задачи (1), (2) с требуемой точностью. Выход в этом случае может состоять из решения задач (4) и (5) с более высоким порядком точности, а также в аппроксимации соответствующего порядка значений и .
Рецензенты:Шхануков-Лафишев М.Х., д.ф.-м.н., профессор, ФГБУН «Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН», г. Нальчик;
Ашабоков Б.А., д.ф.-м.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Абрегов М.Х., Бечелова А.Р., Нахушева Ф.М. ЧИСЛЕННЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ КРАЕВОЙ ЗАДАЧИ ВТОРОГО РОДА ДЛЯ НАГРУЖЕННОГО ОПЕРАТОРА ШТУРМА-ЛИУВИЛЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18383 (дата обращения: 11.10.2024).