Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТИВИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГРУППЫ

Горшков Н.И. 1 Кривошеева О.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
Изучая проблемы профессиональной подготовки, исследователи обращают внимание на недостаточный уровень сформированности практических умений и навыков, необходимых будущему педагогу. Возникает необходимость оптимизации процесса профессиональной подготовки с целью организации практико-ориентированной деятельности студентов с первых годов обучения. Ресурсом для создания условий учебно-практической реализации задач профессионального обучения является процесс активизации лидерского потенциала, так как именно лидерские качества могут стать базой для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов, в том числе и в области физического воспитания. Авторы акцентируют внимание на том, что студенты педагогических специальностей выходят на производственную практику только с третьего или четвёртого года обучения и порой не успевают за время часов, отведённых по учебному плану на тот или иной вид практики, овладеть всеми необходимыми профессиональными компетенциями. В связи с этим особое внимание необходимо уделять проблеме формирования и развития профессионально значимых лидерских качеств, являющихся ядром лидерского потенциала, который будет способствовать профессиональной успешности будущих педагогов. В статье рассматривается методика активизации лидерского потенциала будущих учителей физической культуры, описываются основные её этапы, результаты внедрения в процесс профессиональной подготовки. Выявленная динамика говорит об эффективности применяемых средств и методов активизации лидерского потенциала будущих учителей физической культуры. Данные, изложенные в статье, могут быть использованы при организации процесса профессиональной подготовки специалистов в области физического воспитания в образовательных организациях среднего и высшего образования.
управление взаимоотношениями обучающихся
деятельность группы
личностная самоорганизация
профессиональная успешность
структура лидерского потенциала
лидерский потенциал
профессионально значимые лидерские качества
профессиональная подготовка учителей физической культуры
лидерство
1.Ашихмин А.Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта: дис. ... канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 150с.
2.Веряскина И.А. Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств учащейся молодёжи средствами социально–культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2008. – 143с.
3.Горшков Н.И. Оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе активизации лидерского потенциала // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2014. – 336с.
4. Зорина А.В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2009. – 217с.
5. Кривошеева О.Р., Горшков Н.И. Профессионально значимые лидерские качества педагога по физической культуре в структуре лидерского потенциала и стратегия его активизации // Профессиональное образование в современном мире. – 2014. – Т.13. – № 2. – С. 125-134.
6. Ломова Л.А. Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки: дис. ... канд. пед. наук. – Воронеж, 2006. – 232с.
7. Осипов Е.И. Психолого-акмеологические условия развития лидерских и организаторских качеств личности в профессиональной подготовке инженеров в системе МЧС России: дис. ... канд. психол. наук. – Кострома, 2009. – 211с.
8.Юртаева Н.И. Психолого-акмеологические особенности развития лидерских качеств менеджера в процессе профессионального обучения: дис. ... канд. психол. наук. – Казань, 2004. – 195с.

Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах жизни. В условиях модернизации образования остро стоит проблема определения средств и методов личностного развития и форм подготовки потенциальных лидеров. Профессиональное образование должно быть нацелено на формирование у выпускника не только общеучебных знаний, умений, профессиональных навыков, но и уделять большее внимание формированию активной лидерской позиции, готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений в достижении поставленных целей.

Проблема лидерства в процессе профессионального обучения в современной науке рассматривалась в следующих аспектах:

  • лидерство как ресурс профессиональной успешности будущего специалиста: Н.И. Юртаева [8], Е.И. Осипов [7];
  • педагогические условия развития лидерских качеств в процессе профессиональной подготовки: И.А. Веряскина [2], А.В. Зорина[4];
  • развитие профессионально-значимых лидерских качеств: А.Н. Ашихмин [1], Л.А. Ломова [6].

В психолого-педагогической теории и практике существуют возможности для проектирования педагогической системы, нацеленной на получение студентами опыта лидерской деятельности. Вместе с тем активизация лидерского потенциала студентов в процессе подготовки учителей физической культуры не была предметом анализа в теории и практике педагогики профессионального образования. Недостаточно исследована сущность понятия «лидерский потенциал студента», не выявлены педагогические условия и средства его активизации.

Проблема исследования заключается в необходимости научного поиска подходов, методов и средств активизации лидерского потенциала будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования состоит в разработке, обосновании и экспериментальной проверке эффективности методики активизации лидерского потенциала на основе личностной самоорганизации, управления взаимоотношениями обучающихся и деятельностью группы, в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

Гипотеза исследования: предполагалось, что внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры методики, разработанной на основе личностной самоорганизации, управления взаимоотношениями обучающихся и деятельностью группы будет способствовать активизации лидерского потенциала для качественной реализации в профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме активизации лидерского потенциала в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

2. Разработать структуру и определить уровень развития лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.

3. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность методики активизации лидерского потенциала в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

Методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
  • Наблюдение.
  • Методы опроса (беседа, анкетирование).
  • Тестирование.
  • Педагогический эксперимент.
  • Методы математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа на базе Омского колледжа профессиональных технологий. В эксперименте участвовали студенты специальности «Физическая культура» в количестве 60 человек.

Для выявления профессионально-значимых лидерских качеств было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие работодатели. В результате опроса были определены те лидерские качества, которые будут способствовать профессиональной успешности педагога по физической культуре: осмысленность, обучаемость, познавательность, коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия, организованность, ответственность, мобильность, инициативность, креативность, потребность в достижениях.

Опираясь на анализ научно-методической литературы и результаты собственных исследований, нами была разработана структура лидерского потенциала будущих учителей физической культуры.

В основу структуры вошли четыре компонента: когнитивный, коммуникативно-рефлексивный, организационно-деятельностный, личностно-творческий. Формирование каждого из компонентов обусловлено развитием определённых профессионально значимых лидерских качеств, соответствующих направленности данного компонента и приобретению умений, которые будут способствовать активизации лидерского потенциала.

Теоретическое обоснование проблемы исследования с учётом структуры позволило разработать методику активизации лидерского потенциала на основе личностной самоорганизации, управления взаимоотношениями учащихся и деятельностью группы в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

Реализация методики осуществлялась в 3 этапа (диагностический, формирующий и практико-ориентированный).

Задачи диагностического этапа:

1. Оценить уровень развития профессионально значимых лидерских качеств, вошедших в структуру лидерского потенциала будущих учителей физической культуры.

2. Оценить уровень проявления лидерских умений в процессе решения задач совместной групповой деятельности.

С целью активизации лидерского потенциала студентов были реализованы задачи формирующего этапа, который включал два блока.

Задачи первого блока формирующего этапа:

1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты лидерской деятельности в процессе профессиональной подготовки.

2. Сформировать у студентов общее представление о лидерском потенциале, раскрыть возможности его активизации в процессе профессиональной подготовки.

Решение вышеперечисленных задач осуществлялось на дисциплине «Волонтёрство», предусмотренной вариативной частью учебного плана по специальности «Физическая культура». В рамках данной дисциплины для студентов экспериментальной группы был организован спецкурс «Молодой лидер». Главной задачей курса являлось осознание студентами ценностного аспекта лидерской деятельности с целью осмысления важности активизации своего лидерского потенциала, как ресурса профессионального становления и развития.

Задачи второго блока формирующего этапа:

1. Формировать у студентов первоначальный лидерский опыт в процессе руководства групповой деятельностью.

2. Мотивировать студентов к поиску самостоятельного решения профессиональных задач, требующих проявления лидерских умений.

В процессе решения задач второго блока происходило приобщение студентов к реализации лидерских умений в процессе групповой деятельности путём влияния на скрытые, неактуализированные потенциалы, которые проявлялись в специально организованных педагогом ситуациях. Данная работа осуществлялась на учебной дисциплине «Физическая культура» посредством применения организационно- деятельностных игр.

Организация занятий физической культурой с применением организационно- деятельностных игр дала возможность каждому студенту стать непосредственным участником процесса лидерства, проявить лидерские умения в планировании и организации групповой деятельности.

В дальнейшем было необходимо, чтобы студенты не просто проявляли лидерские умения, но и пытались на их основе включать себя в ситуации, где лидеру необходимо выполнять роль преподавателя. В связи с этим большое внимание уделялось развитию умений выбора и применения методов решения профессиональных задач.

Реализации поставленных задач способствовало использование специальных индивидуальных заданий, направленных на развитие умений в проведении фрагмента учебного занятия с использованием ресурсных карт.

В заданиях карт нет конкретных инструкций, как правильно выполнить то или иное упражнение, они сопровождаются рисунками, краткими пояснениями, которые направлены на то, чтобы лидер, выполняющий роль преподавателя, мог самостоятельно организовать и провести элемент занятия по физической культуре. Студент, взявший на себя ответственность за проведение части занятия, без помощи преподавателя определял, сколько понадобится инвентаря, какую площадку выбрать и сколько по времени выполнять задание, тем самым развивая умения в планировании, организации и коммуникации. Особое внимание при организации такого рода занятий уделялось анализу деятельности студента, выполняющего роль преподавателя. В процессе совместного обсуждения обучающемуся предоставляется возможность проанализировать собственную деятельность, сравнить свою оценку с оценкой преподавателя и одногруппников.

Задачи практико-ориентированного этапа:

1. Развивать профессиональные умения на базе лидерского потенциала.

2. Осуществлять педагогическую деятельность с учётом включения в программу практики заданий, направленных на развитие лидерских умений школьников.

Основная работа в рамках реализации задач практико-ориентированного этапа осуществлялась на педагогической практике. Студенты «погружались» в решение профессиональ­но-педагогических задач, используя знания и опыт лидерской деятельности, полученной на предыдущих этапах.

Для проверки эффективности методики была проведена повторная диагностика сформированности лидерских качеств и уровня проявления лидерских умений в процессе групповой работы.

Для определения формально-динамических свойств индивидуальности был использован опросник В.М. Русалова.

Результаты показателей индексов интеллектуальной активности позволяют говорить о статистически достоверных изменениях у студентов экспериментальной группы в эргичности, пластичности и эмоциональности интеллектуальной, что свидетельствует о творческом подходе к решению проблемных ситуаций, повышению скорости умственных процессов, при низком уровне эмоциональных переживаний в случае неудач в деятельности, требующей умственного напряжения (рис.1).

Рис.1. Показатели индексов интеллектуальной активности до и после эксперимента

Условные обозначения:

1 – эргичность интеллектуальная; 2 – пластичность интеллектуальная;

3 – скорость интеллектуальная;

4 – эмоциональность интеллектуальная (обратный показатель).

Результаты показателей индексов коммуникативной активности позволяют говорить о статистически достоверных изменениях эргичности, пластичности и эмоциональности коммуникативной. Студенты экспериментальной группы показали высокий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения. Важным является и тот факт, что снизилось количество студентов, с высокой чувствительностью в случае неудач в общении (рис.2).

Рис.2.Показатели индексов коммуникативной активности до и после эксперимента

Условные обозначения:

1 – эргичность коммуникативная; 2 – пластичность коммуникативная;

3 – скорость коммуникативная;

4 – эмоциональность коммуникативная (обратный показатель).

Результаты показателей психомоторной активности позволяют говорить о статистически достоверных изменениях всех основных индексов. У студентов экспериментальной группы повысилась способность сохранять активность, гибкости и скорость моторно-двигательных процессов при переключении с одной формы деятельности на другую. Высокая степень мобильности способствовала эффективному перестроению под постоянно меняющиеся обстоятельства педагогической деятельности, помогала добиваться максимального успеха в решении поставленных задач (рис.3).

Рис. 3. Показатели индексов психомоторной активности до и после эксперимента

Условные обозначения:

1 – эргичность психомоторная; 2 – пластичность психомоторная;

3 – скорость психомоторная;

4 – эмоциональность психомоторная (обратный показатель).

Для исследования уровня рефлексивности была использована методика В.В.Пономаревой.

Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике способностей студентов экспериментальной группы критически осознавать личностные особенности, анализировать свои действия и поступки, видеть возможности их совершенствования (рис. 4).

Рис. 4. Показатели уровня рефлексии до и после эксперимента

Результаты опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» свидетельствуют о готовности студентов экспериментальной группы в процессе организации деятельности находить наилучшее применение каждому члену группы, показывая при этом настойчивость, уверенность и самостоятельность (рис.5).

Рис. 5. Показатели сформированности организаторских качеств до и после эксперимента

Также в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения по таким гармоническим параметрам ответственности, как: динамическая эргичность; мотивационная социоцентричность; результативная предметность, эмоциональная стеничность; регуляторная интернальность. Результаты диагностики говорят об отсутствии необходимости тщательного контроля за исполнением ответственных дел, росте решительности и помехоустойчивости большинства студентов экспериментальной группы (рис. 6).

Рис. 6. Гармонические показатели ответственности до и после эксперимента

Условные обозначения:

1 – динамическая эргичность; 2 – мотивационная социоцентричность;

3 – когнитивная осмысленность; 4 – результативная предметность;

5 – эмоциональная стеничность; 6 – регуляторная интернальность.

Для определения проявления лидерских умений до и после эксперимента группа экспертов оценивала учащихся в процессе решения задач совместной групповой деятельности. Результаты наблюдения свидетельствуют о положительной динамике проявления лидерских умений, составляющих основу компонентов лидерского потенциала будущих учителей физической культуры.

Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной нами методики, которая выразилась в изменении индивидуальных особенностей, характеризующих сформированность компонентов лидерского потенциала будущих учителей физической культуры.

Рецензенты:

Шульпина В.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры ТиМГиР Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск;

Руднева Е.Л., д.п.н., профессор, ректор ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Горшков Н.И., Кривошеева О.Р. АКТИВИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГРУППЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18080 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674