Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах жизни. В условиях модернизации образования остро стоит проблема определения средств и методов личностного развития и форм подготовки потенциальных лидеров. Профессиональное образование должно быть нацелено на формирование у выпускника не только общеучебных знаний, умений, профессиональных навыков, но и уделять большее внимание формированию активной лидерской позиции, готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений в достижении поставленных целей.
Проблема лидерства в процессе профессионального обучения в современной науке рассматривалась в следующих аспектах:
- лидерство как ресурс профессиональной успешности будущего специалиста: Н.И. Юртаева [8], Е.И. Осипов [7];
- педагогические условия развития лидерских качеств в процессе профессиональной подготовки: И.А. Веряскина [2], А.В. Зорина[4];
- развитие профессионально-значимых лидерских качеств: А.Н. Ашихмин [1], Л.А. Ломова [6].
В психолого-педагогической теории и практике существуют возможности для проектирования педагогической системы, нацеленной на получение студентами опыта лидерской деятельности. Вместе с тем активизация лидерского потенциала студентов в процессе подготовки учителей физической культуры не была предметом анализа в теории и практике педагогики профессионального образования. Недостаточно исследована сущность понятия «лидерский потенциал студента», не выявлены педагогические условия и средства его активизации.
Проблема исследования заключается в необходимости научного поиска подходов, методов и средств активизации лидерского потенциала будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования состоит в разработке, обосновании и экспериментальной проверке эффективности методики активизации лидерского потенциала на основе личностной самоорганизации, управления взаимоотношениями обучающихся и деятельностью группы, в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагалось, что внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры методики, разработанной на основе личностной самоорганизации, управления взаимоотношениями обучающихся и деятельностью группы будет способствовать активизации лидерского потенциала для качественной реализации в профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме активизации лидерского потенциала в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.
2. Разработать структуру и определить уровень развития лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
3. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность методики активизации лидерского потенциала в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.
Методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
- Наблюдение.
- Методы опроса (беседа, анкетирование).
- Тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математической статистики.
Исследование проводилось в три этапа на базе Омского колледжа профессиональных технологий. В эксперименте участвовали студенты специальности «Физическая культура» в количестве 60 человек.
Для выявления профессионально-значимых лидерских качеств было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие работодатели. В результате опроса были определены те лидерские качества, которые будут способствовать профессиональной успешности педагога по физической культуре: осмысленность, обучаемость, познавательность, коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия, организованность, ответственность, мобильность, инициативность, креативность, потребность в достижениях.
Опираясь на анализ научно-методической литературы и результаты собственных исследований, нами была разработана структура лидерского потенциала будущих учителей физической культуры.
В основу структуры вошли четыре компонента: когнитивный, коммуникативно-рефлексивный, организационно-деятельностный, личностно-творческий. Формирование каждого из компонентов обусловлено развитием определённых профессионально значимых лидерских качеств, соответствующих направленности данного компонента и приобретению умений, которые будут способствовать активизации лидерского потенциала.
Теоретическое обоснование проблемы исследования с учётом структуры позволило разработать методику активизации лидерского потенциала на основе личностной самоорганизации, управления взаимоотношениями учащихся и деятельностью группы в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.
Реализация методики осуществлялась в 3 этапа (диагностический, формирующий и практико-ориентированный).
Задачи диагностического этапа:
1. Оценить уровень развития профессионально значимых лидерских качеств, вошедших в структуру лидерского потенциала будущих учителей физической культуры.
2. Оценить уровень проявления лидерских умений в процессе решения задач совместной групповой деятельности.
С целью активизации лидерского потенциала студентов были реализованы задачи формирующего этапа, который включал два блока.
Задачи первого блока формирующего этапа:
1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты лидерской деятельности в процессе профессиональной подготовки.
2. Сформировать у студентов общее представление о лидерском потенциале, раскрыть возможности его активизации в процессе профессиональной подготовки.
Решение вышеперечисленных задач осуществлялось на дисциплине «Волонтёрство», предусмотренной вариативной частью учебного плана по специальности «Физическая культура». В рамках данной дисциплины для студентов экспериментальной группы был организован спецкурс «Молодой лидер». Главной задачей курса являлось осознание студентами ценностного аспекта лидерской деятельности с целью осмысления важности активизации своего лидерского потенциала, как ресурса профессионального становления и развития.
Задачи второго блока формирующего этапа:
1. Формировать у студентов первоначальный лидерский опыт в процессе руководства групповой деятельностью.
2. Мотивировать студентов к поиску самостоятельного решения профессиональных задач, требующих проявления лидерских умений.
В процессе решения задач второго блока происходило приобщение студентов к реализации лидерских умений в процессе групповой деятельности путём влияния на скрытые, неактуализированные потенциалы, которые проявлялись в специально организованных педагогом ситуациях. Данная работа осуществлялась на учебной дисциплине «Физическая культура» посредством применения организационно- деятельностных игр.
Организация занятий физической культурой с применением организационно- деятельностных игр дала возможность каждому студенту стать непосредственным участником процесса лидерства, проявить лидерские умения в планировании и организации групповой деятельности.
В дальнейшем было необходимо, чтобы студенты не просто проявляли лидерские умения, но и пытались на их основе включать себя в ситуации, где лидеру необходимо выполнять роль преподавателя. В связи с этим большое внимание уделялось развитию умений выбора и применения методов решения профессиональных задач.
Реализации поставленных задач способствовало использование специальных индивидуальных заданий, направленных на развитие умений в проведении фрагмента учебного занятия с использованием ресурсных карт.
В заданиях карт нет конкретных инструкций, как правильно выполнить то или иное упражнение, они сопровождаются рисунками, краткими пояснениями, которые направлены на то, чтобы лидер, выполняющий роль преподавателя, мог самостоятельно организовать и провести элемент занятия по физической культуре. Студент, взявший на себя ответственность за проведение части занятия, без помощи преподавателя определял, сколько понадобится инвентаря, какую площадку выбрать и сколько по времени выполнять задание, тем самым развивая умения в планировании, организации и коммуникации. Особое внимание при организации такого рода занятий уделялось анализу деятельности студента, выполняющего роль преподавателя. В процессе совместного обсуждения обучающемуся предоставляется возможность проанализировать собственную деятельность, сравнить свою оценку с оценкой преподавателя и одногруппников.
Задачи практико-ориентированного этапа:
1. Развивать профессиональные умения на базе лидерского потенциала.
2. Осуществлять педагогическую деятельность с учётом включения в программу практики заданий, направленных на развитие лидерских умений школьников.
Основная работа в рамках реализации задач практико-ориентированного этапа осуществлялась на педагогической практике. Студенты «погружались» в решение профессионально-педагогических задач, используя знания и опыт лидерской деятельности, полученной на предыдущих этапах.
Для проверки эффективности методики была проведена повторная диагностика сформированности лидерских качеств и уровня проявления лидерских умений в процессе групповой работы.
Для определения формально-динамических свойств индивидуальности был использован опросник В.М. Русалова.
Результаты показателей индексов интеллектуальной активности позволяют говорить о статистически достоверных изменениях у студентов экспериментальной группы в эргичности, пластичности и эмоциональности интеллектуальной, что свидетельствует о творческом подходе к решению проблемных ситуаций, повышению скорости умственных процессов, при низком уровне эмоциональных переживаний в случае неудач в деятельности, требующей умственного напряжения (рис.1).
Рис.1. Показатели индексов интеллектуальной активности до и после эксперимента
Условные обозначения:
1 – эргичность интеллектуальная; 2 – пластичность интеллектуальная;
3 – скорость интеллектуальная;
4 – эмоциональность интеллектуальная (обратный показатель).
Результаты показателей индексов коммуникативной активности позволяют говорить о статистически достоверных изменениях эргичности, пластичности и эмоциональности коммуникативной. Студенты экспериментальной группы показали высокий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения. Важным является и тот факт, что снизилось количество студентов, с высокой чувствительностью в случае неудач в общении (рис.2).
Рис.2.Показатели индексов коммуникативной активности до и после эксперимента
Условные обозначения:
1 – эргичность коммуникативная; 2 – пластичность коммуникативная;
3 – скорость коммуникативная;
4 – эмоциональность коммуникативная (обратный показатель).
Результаты показателей психомоторной активности позволяют говорить о статистически достоверных изменениях всех основных индексов. У студентов экспериментальной группы повысилась способность сохранять активность, гибкости и скорость моторно-двигательных процессов при переключении с одной формы деятельности на другую. Высокая степень мобильности способствовала эффективному перестроению под постоянно меняющиеся обстоятельства педагогической деятельности, помогала добиваться максимального успеха в решении поставленных задач (рис.3).
Рис. 3. Показатели индексов психомоторной активности до и после эксперимента
Условные обозначения:
1 – эргичность психомоторная; 2 – пластичность психомоторная;
3 – скорость психомоторная;
4 – эмоциональность психомоторная (обратный показатель).
Для исследования уровня рефлексивности была использована методика В.В.Пономаревой.
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике способностей студентов экспериментальной группы критически осознавать личностные особенности, анализировать свои действия и поступки, видеть возможности их совершенствования (рис. 4).
Рис. 4. Показатели уровня рефлексии до и после эксперимента
Результаты опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» свидетельствуют о готовности студентов экспериментальной группы в процессе организации деятельности находить наилучшее применение каждому члену группы, показывая при этом настойчивость, уверенность и самостоятельность (рис.5).
Рис. 5. Показатели сформированности организаторских качеств до и после эксперимента
Также в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения по таким гармоническим параметрам ответственности, как: динамическая эргичность; мотивационная социоцентричность; результативная предметность, эмоциональная стеничность; регуляторная интернальность. Результаты диагностики говорят об отсутствии необходимости тщательного контроля за исполнением ответственных дел, росте решительности и помехоустойчивости большинства студентов экспериментальной группы (рис. 6).
Рис. 6. Гармонические показатели ответственности до и после эксперимента
Условные обозначения:
1 – динамическая эргичность; 2 – мотивационная социоцентричность;
3 – когнитивная осмысленность; 4 – результативная предметность;
5 – эмоциональная стеничность; 6 – регуляторная интернальность.
Для определения проявления лидерских умений до и после эксперимента группа экспертов оценивала учащихся в процессе решения задач совместной групповой деятельности. Результаты наблюдения свидетельствуют о положительной динамике проявления лидерских умений, составляющих основу компонентов лидерского потенциала будущих учителей физической культуры.
Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной нами методики, которая выразилась в изменении индивидуальных особенностей, характеризующих сформированность компонентов лидерского потенциала будущих учителей физической культуры.
Рецензенты:
Шульпина В.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры ТиМГиР Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск;
Руднева Е.Л., д.п.н., профессор, ректор ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово.