Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) перечеркнула мирную жизнь нашей страны. С первых ее дней началась перестройка работы профсоюзных организаций. Профсоюзы участвовали в осуществлении мероприятий, связанных с переводом народного хозяйства на военные рельсы. Не остались в стороне и профсоюзы Калмыкии.
В отечественной исторической науке имеется огромное количество литературы о войне - монографии, документальные сборники, мемуары, написанные в разное время. Сразу после войны внимание исследователей профсоюзного движения было сконцентрировано на следующих проблемах: вкладе профсоюзов в победу над врагом, социальной деятельности профсоюзов в годы войны, участии в восстановительном процессе, развитии социалистического соревнования. Среди советских и российских исследователей, занимавшихся данной проблематикой, можно выделить работы В.Л. Февралевой [20], И.И. Белоносова и В.А. Русинова [1], В.С. Кожурина [6], Н.Н. Гриценко, В.А. Кадейкина [3]. В последние годы появились исследования, опирающиеся на обширную источниковую базу и отличающиеся новизной, например, Т.А. Рафалюк [17], Е.В. Панариной [15], Н.А. Болотова и В.В. Тарасова [2], Е.Е. Красноженовой [7] и др.
Специальные работы, посвященные изучению проблемы, вынесенной в название статьи, в историографии Калмыкии отсутствуют, хотя отдельные ее аспекты, естественно, затрагивались в исследованиях историков. Определенный материал содержится в коллективных трудах: «Очерки истории Калмыцкой АССР» [13] и «Очерки истории Калмыцкой организации КПСС» [14], изданных ещё в 1970-е и 1980-е годы. Относительно новая литература включает 2 книги: «Профсоюзы Калмыкии: страницы истории» [16] и «Калмыцкая республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (Этапы, события, люди)» [5]. В этой связи особо следует выделить монографию проф. К.Н. Максимова «Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России». В данной работе внимание обращено на формирование общественных организаций, среди которых одно из важных мест в системе политической организации республики отводилось профсоюзам.
На наш взгляд, причиной слабого освещения вопросов профсоюзного движения в Калмыкии является отсутствие фундаментальных исследований, невнимание к этим вопросам со стороны местных историков. Имеющиеся статьи, разделы положили лишь начало изучению деятельности профсоюзов Калмыкии на разных этапах истории.
Учитывая актуальность темы накануне 70-летия Великой Победы, ее научную и прикладную значимость, автор настоящей статьи попытался восполнить пробел в истории профсоюзов Калмыкии, рассмотрев их деятельность в годы Великой Отечественной войны.
С первых же дней Великой Отечественной войны тысячи рабочих, колхозников, партийных, советских и профсоюзных работников добровольно ушли на фронт. Под руководством профсоюзов Калмыцкой АССР и партийных организаций женщины и молодежь заменили на производстве ушедших на фронт мужчин.
В годы войны большое распространение получило движение фронтовых бригад, многостаночников. Рабочие фронтовых бригад, многостаночники, вырабатывали невиданное прежде количество продукции. Чтобы с такой же отдачей работали другие трудовые коллективы, предприятия, профсоюзы организовали в этих целях Всесоюзное соревнование работников различных отраслей промышленности.
Деятельность профсоюзов Калмыкии по развертыванию соревнования, борьба за лучшую организацию труда и массовая изобретательность привели к подъему производства. Трудовой героизм продемонстрировали рыбаки Калмыкии. Коллектив Каспийского рыбзавода ежемесячно перевыполнял задание. Колхоз «Каспиец» в годы войны был дважды награжден переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета обороны. Тысячи тружеников Калмыкии проявили самоотверженность и трудовую доблесть на стройках оборонного значения. На строительстве железной дороги Кизляр-Астрахань работало около 10 тысяч человек, более 3 тысяч подвод [16].
Профсоюзам Калмыкии под руководством партийных и советских органов республики пришлось заниматься и организацией строительства объектов военного назначения. К таким объектам относились Донской оборонительный рубеж и вышеупомянутая железнодорожная линия Астрахань - Кизляр, строительство которой началось в сентябре 1941 года. Калмыцкий обком партии, полностью подменяя государственные и хозяйственные органы, своим решением от 30 сентября 1941 г. направил на эту стройку 6 200 рабочих и 2 150 подвод, а затем довел число работающих там людей до 9 500, гужевого транспорта - до 3 030. Благодаря пониманию важности объектов, энтузиазму, самоотверженности работавших на строительстве отведенный республике участок был досрочно сдан в эксплуатацию. В сооружении Донского оборонительного рубежа участвовало более 10 000 рабочих, колхозников, служащих Калмыкии [9].
Включились во Всесоюзное соревнование на лучшее участие в сельскохозяйственных работах учителя и учащиеся старших классов школ г. Элиста. Они принимали обязательства не только выполнять, но и перевыполнять нормы производственной выработки, участвовали в проведении политико-массовой работы: организовывали для бригад передвижные библиотеки и разъездные агитбригады, проводили занятия по ликвидации неграмотности и малограмотности среди колхозников и рабочих совхозов [8].
Одной из важнейших задач профсоюзов в военный период являлась подготовка кадров промышленности. На место призванных в армию рабочих пришли их дети, сестры, жены. Необходимо было в срочном порядке обучить их профессии. И профсоюзы внесли достойный вклад в организацию этого дела. Особое внимание профорганизаций обращалось на работу среди женщин. За время войны профсоюзы подготовили на своих курсах без отрыва от производства свыше 160 тысяч медсестер и 90 тысяч сандружинниц, самоотверженно помогавших раненым воинам Советской Армии на полях войны и в тыловых госпиталях.
В Калмыкии взамен ушедших на фронт мужчин-специалистов сразу же из числа женщин была начата подготовка трактористов - 814, комбайнеров - 363, шоферов - 138 (все обучались без отрыва от производства) [9]. Многие женщины и девушки были выдвинуты на руководящую работу и показали себя хорошими руководителями и воспитателями.
В первые дни войны был создан фонд обороны Родины. На собраниях рабочих и служащих принимались решения о сборе средств в фонд обороны. Рабочие и служащие вносили в фонд свои сбережения: наличные деньги, драгоценности.
Профсоюзные и комсомольские организации Калмыкии проводили сбор средств в фонд обороны и на строительство танковой колонны «Советская Калмыкия». В фонд обороны было собрано 20 миллионов рублей. Учащиеся школ, как могли, помогали фронту, принимали участие в сельскохозяйственных работах, собирали металлолом. Так, на постройку боевых самолетов и танков учителя и учащиеся Калмыкии внесли 64 270 рублей, на восстановление г. Элиста и Сталинграда - 43 926 рублей. Силами учащихся было собрано 30 140 кг металлического и цветного лома. Школьниками Лаганского улуса было приобретено билетов денежно-вещевой лотереи на сумму 5 908 рублей, а учащиеся Яшалтинского и Западного улусов каждый выходной день отправляли подарки в подшефный госпиталь в г. Сальск. В Малодербетовском улусе учителя и учащиеся собрали в подарок бойцам и командирам Красной Армии 234 пары носок, 317 перчаток, 6 фуфаек, 14 меховых телогреек, 235 носовых платков [18].
Под руководством профсоюзных организаций комсомольцы и молодежь Калмыкии изготовили и передали в подразделения всевобуча 1 026 учебных винтовок, 986 учебных гранат, 53 чучела, 11 макетов танка. В августе 1942 г. в тяжелые дни боев за город Сталинград 32 девушки пос. Кануково добровольно ушли санитарками на Сталинградский фронт. 5 тысяч комсомольцев и молодых людей Калмыкии участвовало в строительстве железной дороги Кизляр - Астрахань, проходившей недалеко от линии фронта. К весеннему севу (1942 г.) комсомольцы собрали и засыпали в семенной фонд 7 000 центнеров зерна. В весенне-полевых работах 1942 г. участвовали 279 комсомольско-молодежных бригад и звеньев. В фонд обороны ими было засеяно 309 гектаров зерновых культур. На уборку хлеба вышли 1 041 комсомолец, 166 комсомольско-молодежных бригад и 2 444 пионера и школьника. По инициативе комсомольцев и молодежи колхоза им. Чкалова Долбанского улуса (в первой половине 1943 г.) в республике было собрано на строительство авиаэскадрильи им. Калмыцкого комсомола 1 700 000 рублей [4].
Одной из важных форм деятельности профсоюзов Калмыкии стала шефская работа в Красной Армии. Бойцы и командиры получали собранные профсоюзными организациями посылки с подарками. Огромную работу активисты профсоюзов проводили среди раненых. Они читали лекции, организовывали беседы и ставили концерты.
Несмотря на то, что число клубов, дворцов культуры значительно уменьшилось (часть из них была разграблена и уничтожена фашистами, а многие стали госпиталями, военными казармами), в них проводилась культурно-просветительная работа. В 1943 году профсоюзы провели городские и заводские смотры творческих достижений художественных коллективов. По решению ВЦСПС проходил Всесоюзный смотр клубных хоров и солистов. Учитывая большую просветительскую роль профсоюзных библиотек, ВЦСПС организовал, начиная с 1943 года, Всесоюзное соревнование библиотек. В нем участвовало 16 тысяч профсоюзных библиотек. Библиотеки проводили читательские конференции, литературные вечера, встречи с авторами книг, новаторами производства.
В Калмыкии действовали различные кружки художественной самодеятельности, выступали с лекциями, беседами на политические, международные, естественнонаучные темы пропагандисты. В ликпунктах, избах-читальнях, народных домах, библиотеках читались доклады о международном положении Советского государства, внутриполитической обстановке в стране, проводились вечера-встречи с читателями, организовывались обсуждения произведений художественной литературы, читались лекции на военно-патриотические темы: «Великая Отечественная война советского народа», «Фашизм несёт рабство народам», «Красная Армия непобедима», «Партизанская война советских патриотов в тылу фашистской армии» [10].
Клубы формировали из участников художественной самодеятельности концертные бригады, которые давали в воинских частях, госпиталях, на сборных пунктах военных комиссариатов, у строителей оборонительных рубежей десятки тысяч концертов, неизменно пользовавшихся большим успехом. Например, силами драмкружка Кануковской средней школы были осуществлены такие постановки, как: «В дни войны», «Сердце девушки», «Одна комната», «Врач». А в Лаганской средней школе ребята организовали платные концерты, и сборы от своих спектаклей в размере 1000 рублей перечислили в фонд Красной Армии [11].
В клубах, красных уголках общежитий профсоюзы успешно вели оборонную работу. Производственники и члены их семей учились здесь владеть стрелковым оружием, знакомились с правилами противовоздушной обороны, изучали санитарное дело, слушали лекции, доклады на военные темы. Так, согласно постановлению СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной и противохимической обороне» в Калмыкии необходимо было обучить 176 тыс. человек. Для выполнения настоящего постановления была проведена соответствующая агитационно-массовая работа среди трудящихся республики, были организованы республиканский и улусные штабы МПВО, созданы 380 групп самозащиты и подготовлено 2220 инструкторов ПВХО. С начала войны по март 1942 г. было обучено 148 116 человек. [18].
Профсоюзы одновременно с восстановлением производства взялись за возрождение в освобожденных районах сети профсоюзных организаций, культурно-бытовых и лечебно-профилактических учреждений. До войны на территориях, попавших под оккупацию, проживало более 40% всех членов профсоюзов и насчитывалось несколько тысяч профсоюзных организаций, находились десятки центральных комитетов, а также республиканские, краевые, фабрично-заводские и местные комитеты профсоюзов [19]. Они имели свои санатории и дома отдыха, клубы и дома культуры, стадионы и водные станции, различные спортивные сооружения. Главным в деятельности новых комитетов профсоюзов было оказание помощи партийным, советским и хозяйственным органам в развертывании соревнования за увеличение выпуска продукции, в улучшении материально-бытового положения и культурного обслуживания трудящихся.
Большое внимание профсоюзными комитетами уделялось оказанию социальной помощи детям. Война разрушила многие семьи, лишив детей родителей. 2 июня 1943 года Секретариат ВЦСПС принял постановление об усилении профсоюзными организациями работы среди детей. Детей, оставшихся без попечения, устраивали в детские сады и интернаты. ВЦСПС выделил на эти цели около 5 миллионов рублей. На средства профсоюзов были созданы детские дома. При промышленных предприятиях было 150 детских домов, в которых воспитывалось 10 тысяч детей [7].
В период войны профсоюзы Калмыкии заботились о том, чтобы семьи военнослужащих вовремя получали установленные законом государственное пособие или пенсию, чтобы им были предоставлены полагающиеся по закону льготы. Отделы заботились также об оказании материальной помощи нуждающимся семьям, особенно детям и престарелым. С первых же дней войны в Калмыкии была проявлена немалая забота о семьях военнослужащих и об эвакуированном населении. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» партийные и профсоюзные органы республики постоянно занимались вопросами организации своевременного назначения, выплаты пособий, трудоустройства, определения детей в дошкольные учреждения, обеспечения семей военнослужащих топливом, жильем, продуктами питания. Только в течение первого месяца войны были назначены пособия 1 781 семье военнослужащих первого призыва, трудоустроены 903 женщины [9].
В период войны профессиональные союзы вели большую оборонно-массовую работу среди населения через свои спортивные общества. Профсоюзы до войны имели 88 добровольных спортивных обществ, которые объединяли более миллиона спортсменов. С начала военных действий спортивные общества профсоюзов подготовили для Советской Армии более 2 млн. квалифицированных лыжников, обучили 400 тыс. рабочих и служащих технике рукопашного боя и свыше 125 тыс. плаванию.
Пятый Пленум Калмыцкого Обкома ВКП (б) (1941 г.) постановил: «Наркомпросу КАССР, Калмыцкому Обкому ВЛКСМ принять необходимые меры к улучшению постановки преподавания военного дела и физкультуры в школах, укомплектовав все неполные средние и средние школы военруками, добиться максимального развития среди школьников спортивных и оборонных кружков, организуя сдачу норм на оборонные значки ПВХО, ГСО, БГТО и т.д.» [8]. Вместе с тем, в этой работе на местах было много узких мест. Об этом говорит, например, протокол совещания обкомов профсоюзов и руководителей оборонно-массовых организаций: «По физкультурной работе в Калмыцкой республике дело обстоит плохо, нет спортивных площадок..., не полностью охватывали физкультурной работой во время допризывной подготовки в городе и районах. В районах нет достаточно подготовленных кадров...» [18].
Таким образом, многогранная деятельность профсоюзов в годы Великой Отечественной войны дает множество примеров самоотверженного выполнения не только производственных, но и общественных обязанностей профсоюзным активом. Свыше 16 миллионов трудящихся были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», среди них миллионы профсоюзных активистов. Анализ источников показал, что работа профсоюзов по мобилизации трудящихся в тылу, забота об их материально-бытовом положении, о семьях воинов и инвалидов Отечественной войны сыграли важную роль в победе народа над немецко-фашистскими захватчиками.
В конце декабря 1943 г. Калмыцкая автономная республика была упразднена, а ее коренное население подверглось депортации в восточные районы страны. Деятельность профсоюзов была прекращена на 13 лет.
Рецензенты:
Бадмаева Е.Н., д.и.н., доцент, зам. директора по научной работе КИГИ РАН Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, г. Элиста;
Очиров У.Б., д.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела истории и археологии КИГИ РАН Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, г. Элиста.
Библиографическая ссылка
Сартикова Е.В. ПЕРЕСТРОЙКА РАБОТЫ ПРОФСОЮЗОВ КАЛМЫКИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1943 ГГ. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17825 (дата обращения: 11.10.2024).