Кризисы последних двух десятилетийобозначили контуры многополярного мира, который не отрицает наличия двух-трех ключевых экономических центров, но на практике означает возврат к известной по XIX веку модели «концерта стран», балансирующих интересы друг друга [14].
Существенный элемент системного экономического кризиса – финансовый кризис. Наложение двух кризисов друг на друга затрудняет выход на траекторию устойчивого роста, обусловливает необходимость проведения структурных и институциональных реформ. Поэтому возрастает роль глобального и национального регулирования финансовых рынков.
Системный кризис становится масштабным интеллектуальным вызовом, требующим глубокого осмысления его причин, механизмов развертывания и путей преодоления. Целое десятилетие становится турбулентным.
Назревший сегодня кризис также является системным, а значит, и пути выхода из негобудут носить системный характер. Его нельзя преодолеть лишь мерами макроэкономической политики. Необходимо создать новую технологическую базу, важны и структурные, и институциональные решения, обеспечивающие модернизацию национальной экономики. Требуется переосмысление теоретических основ экономической политики и общепринятых практических рекомендаций.
Эти вопросы требуют интеллектуального прорыва, осмысления новых реалий и решения задач, не имеющих однозначных решений. Каждый системный кризис заставляет искать ответы на системные вопросы, и до сих пор такие ответы находились. Но некоторые из них требуют не только интеллектуального, но и политического мужества [14].
Основными причинами развития кризисных явлений в нашей экономикеявляются сырьевая зависимость, низкая производительность труда, дефицит технологий, институциональная неразвитость и противоречивость принимаемых властями решений. Поэтому добавившиеся к ним новые проблемы, связанные с санкциями, столь негативно отразились на основных макроэкономических показателях, существенно замедлили экономический рост, вплотную подвели экономику России к очередному витку системного кризиса.Об этом свидетельствует динамика основных макроэкономических показателей (см. табл. 1).
Таблица 1
Темпы прироста основных макроэкономических показателей
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
|
2013 |
2014 |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
год |
I |
II |
III оценка* |
IV оценка* |
год оценка* |
|
ВВП |
0,8 |
1,0 |
1,3 |
2,0 |
1,3 |
0,9 |
0,8 |
0,2 |
0,1 |
0,5 |
Потребительские цены |
7,1 |
7,2 |
6,4 |
6,4 |
6,8 |
6,4 |
7,6 |
7,6 |
7,7 |
7,4 |
Промышленное производство |
-1,2 |
0,8 |
0,6 |
1,4 |
0,4 |
1,1 |
1,8 |
1,5 |
2,2 |
1,7 |
Инвестиции в основной капитал |
0,1 |
-1,2 |
-0,3 |
0,4 |
-0,2 |
-4,8 |
-1,4 |
-2,3 |
-2,2 |
-2,4 |
Оборот розничной торговли |
4,0 |
3,8 |
4,0 |
3,6 |
3,9 |
3,6 |
1,9 |
1,5 |
1,1 |
1,9 |
Реальная заработная плата |
4,5 |
6,2 |
6,4 |
3,9 |
4,8 |
4,4 |
2,4 |
0,7 |
0,3 |
1,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
5,6 |
3,2 |
2,5 |
2,6 |
3,2 |
-2,5 |
1,7 |
1,8 |
0,2 |
0,3 |
Экспорт, млрд долл. США |
125 |
127 |
131 |
140 |
523 |
123 |
132 |
129 |
127 |
512 |
Импорт, млрд долл. США |
77 |
84 |
87 |
93 |
341 |
72 |
80 |
81 |
83 |
317 |
Источник: Минэкономразвития России.
Подтолкнули экономику РФ к новому кризису и геополитическая напряженность, секторальные санкции и «вынужденные ответные меры» ускорили отток капитала.
В результате еще больше затормозилась инвестиционная активность, страна лишилась доступа к внешним финансовым рынкам. Учитывая возрастающие геополитические риски, компании с осторожностью подходят к инвестированию, даже с учетом того, что сальдированный финансовый результат деятельности организаций в целом по экономике, снижавшийся на протяжении более года, с марта 2014 г. начал увеличиваться. Динамика прибыли по итогам января-июля составила 9,8% против снижения на 20,2% за аналогичный период годом ранее. На улучшение ситуации по сравнению с прошлым годом прежде всего повлияло ослабление курса рубля, которое повысило доходность экспортных операций.
Инвестиции в основной капитал за январь – август 2014 г. сократились на 2,5 процента.
Недостаточен для быстрого и устойчивого роста российский уровень сбережений. На протяжении 2000-х гг. норма личных сбережений в России не поднималась выше 15 %[5]. В 2014 году рост реальных располагаемых доходов населения практически полностью исчерпался. В целом за 2014 год прирост реальных доходов снизится до 0,3% против 3,2% в 2013 году[6].
Сдерживание реального роста социальных показателей и потребительского спроса во многом связано с инфляцией, которая сохраняется на достаточно высоком уровне. В конце августа потребительские цены были на 7,6% выше, чем годом ранее, тогда как инфляция в начале года составляла 6,1 процента. Усиление инфляции за прошедший период 2014 года связано в основном с продовольственными товарами, рост цен на которые ускорился с 6,5% в начале года до 10,3% в августе.
В этой ситуации выбранная государством стратегия, заключающаяся в масштабных заимствованиях, является реально убыточной. Более приемлемым вариантом выхода из сложившейся ситуации представляется подход, заключающийся в формировании основной трансформационной функции за счет институциональной среды, многообразия универсальных финансовых посредников как простейших, так и более сложных форм[12]. Однако и здесь многочисленные российские сберегательные институты больше похожи на груду разнообразных деталей, нежели на отлаженный механизм. Немаловажную роль в регулировании трансформационных процессов должен сыграть и Центробанк. Меры по расширению рефинансирования должны быть согласованы с ростом производства в потребительском секторе, иначе создаются риски усиления инфляционных процессов. Это связано с ростом доходов населения, хозяйствующих субъектов.
Не представляется возможным выйти из системного кризиса, не преодолев диспропорции в развитии финансового и реального секторов экономики, которые продолжают нарастать. Если темпы роста ВВП за 2012–2014 год снизились с 4,8% до 0,7 % (см. рис. 1), то аналогичные показатели по объемам денежной массы возросли с 11,9% до 14,5 %, банковским активам (с 24,9% до 27,48%), по выданным кредитам этот показатель хоть и снизился (c 32,8% до 15,3%), но был гораздо выше анализируемогои по депозитам за анализируемый период показатель не менялся и составлял 20%[19].
Рис.1.Темпы роста ВВП за 2012–2014 год [18]
Основными приоритетами экономической политики в России с учетом изменившихся условий должны явиться:
1. Повышение устойчивости национальной финансовой системы (новый облик хозяйственной системы в качестве двигателя воспроизводства выдвигает финансовый капитал, а на капитал, как таковой);
2. Повышение интеллектуального потенциала россиян;
3. Модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил.
Развитие этих направлений приведет к улучшению инвестиционного климата, развитию конкуренции, инновационному развитию и поддержке высокотехнологичных секторов экономики, сбалансированному региональному развитию.
Главным фактором развития экономики и преодоления кризисных явлений, устойчивого экономического роста является повышение интеллектуального потенциала россиян, база формирования которого:
- здоровье, психологическая устойчивость рабочей силы;
- воспитание индивидов, нацеленноена желание упорно, дисциплинированно трудится, повышая непрерывно квалификационный уровень.
В качестве основных сфер, определяющих качество жизни людей, формирование интеллектуального капитала еще в 2005 году были выделены:образование,здравоохранение,АПК, жилье. Сфера АПК здесь является еще и производственной сферой, поэтому решение вопросов, связанных с налаживанием механизма кредитования сельского хозяйства,имеют первостепенное значение[11]. От решения вопросов продовольственной безопасности напрямую зависят проблемы здравоохранения[9].
В свете перехода экономики на инновационный путь развития напрашивается вывод о целесообразности активного укрепления позиций российского малого бизнеса[10].
Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике в 2015–2017 гг. будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве).
2. Улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования, реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будут осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации.
3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий.
4. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в данной области, направленное на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских особых экономических зон и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.
Рецензенты:ЛазароваЛ.Б.,д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Экономика и финансы» Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Владикавказ;
ХубаевТ.А.,д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет», г.Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Бадова Л.К., Зангиев А.Э. СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17619 (дата обращения: 05.10.2024).