Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

A SYSTEMIC CRISIS IN THE RUSSIAN ECONOMY: CAUSES AND SOLUTIONS

Badova L.K. 1 Zangiev A.E. 1
1 Federal State-Funded Educational Institution of Higher professional Education “Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University).
The crises experienced by the Russian economy in postindustrialny period covered different areas of social and economic life. Therefore they are called systemic crises associated with the passage of the country and the world through deep institutional and technological change, with the change of technological base, which brings the economy to a qualitatively new level of efficiency and productivity. Urgent today, the crisis cannot be overcome only through macroeconomic policies. You must create a new technological base, important structural and institutional solutions that ensure the modernization of the national economy. Requires rethinking the theoretical foundations of economic policy and generally accepted best practices. Improvement of mechanisms of state regulation in the economy in 2015–2017 shall be in the following areas: modernization of corporate law and improving the system of corporate governance, improving the competitive environment.
real sector
investments in fixed assets
investments in fixed assets
a systemic crisis
modernization
financial sector.
Кризисы, пережившая российская экономика в постиндустриальный период(«черный вторник»1994 года, дефолт в 1998 г., мировой финансовый кризис 2008 года) невозможно описать одним-двумя параметрами (например, спадом производства и ростом безработицы). Они охватили разные сферы социально-экономической жизни. Поэтому их называют системными кризисами, связанными с прохождением страны и мира через глубокие институциональные и технологические изменения, со сменой технологической базы, которая выводит экономику на качественно новый уровень эффективности и производительности труда. Системность – центральный механизм стратегий инновационного развития экономики развитых стран[2,3,4].

Кризисы последних двух десятилетийобозначили контуры многополярного мира, который не отрицает наличия двух-трех ключевых экономических центров, но на практике означает возврат к известной по XIX веку модели «концерта стран», балансирующих интересы друг друга [14].

Существенный элемент системного экономического кризиса – финансовый кризис. Наложение двух кризисов друг на друга затрудняет выход на траекторию устойчивого роста, обусловливает необходимость проведения структурных и институциональных реформ. Поэтому возрастает роль глобального и национального регулирования финансовых рынков.

Системный кризис становится масштабным интеллектуальным вызовом, требующим глубокого осмысления его причин, механизмов развертывания и путей преодоления. Целое десятилетие становится турбулентным.

Назревший сегодня кризис также является системным, а значит, и пути выхода из негобудут носить системный характер. Его нельзя преодолеть лишь мерами макроэкономической политики. Необходимо создать новую технологическую базу, важны и структурные, и институциональные решения, обеспечивающие модернизацию национальной экономики. Требуется переосмысление теоретических основ экономической политики и общепринятых практических рекомендаций.

Эти вопросы требуют интеллектуального прорыва, осмысления новых реалий и решения задач, не имеющих однозначных решений. Каждый системный кризис заставляет искать ответы на системные вопросы, и до сих пор такие ответы находились. Но некоторые из них требуют не только интеллектуального, но и политического мужества [14].

Основными причинами развития кризисных явлений в нашей экономикеявляются сырьевая зависимость, низкая производительность труда, дефицит технологий, институциональная неразвитость и противоречивость принимаемых властями решений. Поэтому добавившиеся к ним новые проблемы, связанные с санкциями, столь негативно отразились на основных макроэкономических показателях, существенно замедлили экономический рост, вплотную подвели экономику России к очередному витку системного кризиса.Об этом свидетельствует динамика основных макроэкономических показателей (см. табл. 1).

Таблица 1

Темпы прироста основных макроэкономических показателей

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

 

 

2013

2014

I

II

III

IV

год

I

II

III

оценка*

IV

оценка*

год

оценка*

ВВП

0,8

1,0

1,3

2,0

1,3

0,9

0,8

0,2

0,1

0,5

Потребительские цены

7,1

7,2

6,4

6,4

6,8

6,4

7,6

7,6

7,7

7,4

Промышленное производство

-1,2

0,8

0,6

1,4

0,4

1,1

1,8

1,5

2,2

1,7

Инвестиции в основной капитал

0,1

-1,2

-0,3

0,4

-0,2

-4,8

-1,4

-2,3

-2,2

-2,4

Оборот розничной торговли

4,0

3,8

4,0

3,6

3,9

3,6

1,9

1,5

1,1

1,9

Реальная заработная плата

4,5

6,2

6,4

3,9

4,8

4,4

2,4

0,7

0,3

1,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения

5,6

3,2

2,5

2,6

3,2

-2,5

1,7

1,8

0,2

0,3

Экспорт, млрд  долл. США

125

127

131

140

523

123

132

129

127

512

Импорт, млрд  долл. США

77

84

87

93

341

72

80

81

83

317

Источник: Минэкономразвития России.

Подтолкнули экономику РФ к новому кризису и геополитическая напряженность, секторальные санкции и «вынужденные ответные меры» ускорили отток капитала.

В результате еще больше затормозилась инвестиционная активность, страна лишилась доступа к внешним финансовым рынкам. Учитывая возрастающие геополитические риски, компании с осторожностью подходят к инвестированию, даже с учетом того, что сальдированный финансовый результат деятельности организаций в целом по экономике, снижавшийся на протяжении более года, с марта 2014 г. начал увеличиваться. Динамика прибыли по итогам января-июля составила 9,8% против снижения на 20,2% за аналогичный период годом ранее. На улучшение ситуации по сравнению с прошлым годом прежде всего повлияло ослабление курса рубля, которое повысило доходность экспортных операций.

Инвестиции в основной капитал за январь – август 2014 г. сократились на 2,5 процента.

Недостаточен для быстрого и устойчивого роста российский уровень сбережений. На протяжении 2000-х гг. норма личных сбережений в России не поднималась выше 15 %[5]. В 2014 году рост реальных располагаемых доходов населения практически полностью исчерпался. В целом за 2014 год прирост реальных доходов снизится до 0,3% против 3,2% в 2013 году[6].

Сдерживание реального роста социальных показателей и потребительского спроса во многом связано с инфляцией, которая сохраняется на достаточно высоком уровне. В конце августа потребительские цены были на 7,6% выше, чем годом ранее, тогда как инфляция в начале года составляла 6,1 процента. Усиление инфляции за прошедший период 2014 года связано в основном с продовольственными товарами, рост цен на которые ускорился с 6,5% в начале года до 10,3% в августе.

В этой ситуации выбранная государством стратегия, заключающаяся в масштабных заимствованиях, является реально убыточной. Более приемлемым вариантом выхода из сложившейся ситуации представляется подход, заключающийся в формировании основной трансформационной функции за счет институциональной среды, многообразия универсальных финансовых посредников как простейших, так и более сложных форм[12]. Однако и здесь многочисленные российские сберегательные институты больше похожи на груду разнообразных деталей, нежели на отлаженный механизм. Немаловажную роль в регулировании трансформационных процессов должен сыграть и Центробанк. Меры по расширению рефинансирования должны быть согласованы с ростом производства в потребительском секторе, иначе создаются риски усиления инфляционных процессов. Это связано с ростом доходов населения, хозяйствующих субъектов.

Не представляется возможным выйти из системного кризиса, не преодолев диспропорции в развитии финансового и реального секторов экономики, которые продолжают нарастать. Если темпы роста ВВП за 2012–2014 год снизились с 4,8% до 0,7 % (см. рис. 1), то аналогичные показатели по объемам денежной массы возросли с 11,9% до 14,5 %, банковским активам (с 24,9% до 27,48%), по выданным кредитам этот показатель хоть и снизился (c 32,8% до 15,3%), но был гораздо выше анализируемогои по  депозитам за анализируемый период показатель не менялся и составлял 20%[19].

Russia GDP Annual Growth Rate

Рис.1.Темпы роста ВВП за 2012–2014 год [18]

Основными приоритетами экономической политики в России с учетом изменившихся условий должны явиться:

1.                  Повышение устойчивости национальной финансовой системы (новый облик хозяйственной системы в качестве двигателя воспроизводства выдвигает финансовый капитал, а на капитал, как таковой);

2.                  Повышение интеллектуального потенциала россиян;

3.                  Модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил.

Развитие этих направлений приведет к улучшению инвестиционного климата, развитию конкуренции, инновационному развитию и поддержке высокотехнологичных секторов экономики, сбалансированному региональному развитию.

Главным фактором развития экономики и преодоления кризисных явлений, устойчивого экономического роста является повышение интеллектуального потенциала россиян, база формирования которого:

- здоровье, психологическая устойчивость рабочей силы;

- воспитание индивидов, нацеленноена желание упорно, дисциплинированно трудится, повышая непрерывно квалификационный уровень.

В качестве основных сфер, определяющих качество жизни людей, формирование интеллектуального капитала еще в 2005 году были выделены:образование,здравоохранение,АПК, жилье. Сфера АПК здесь является еще и производственной сферой, поэтому решение вопросов, связанных с налаживанием  механизма кредитования сельского хозяйства,имеют первостепенное значение[11]. От решения вопросов продовольственной безопасности напрямую зависят проблемы здравоохранения[9].

В свете перехода экономики на инновационный путь раз­вития напрашивается вывод о целесообразности активного укрепления позиций российского малого бизнеса[10].

Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике в 2015–2017 гг. будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве).

2. Улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования, реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будут осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации.

3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий.

4. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в данной области, направленное на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских особых экономических зон и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.

Рецензенты:

ЛазароваЛ.Б.,д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Экономика и финансы» Владикавказского филиала  ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Владикавказ;

ХубаевТ.А.,д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет», г.Владикавказ.