Современное студенчество представляет собой активную и мобильную социальную группу, которая в повседневной жизни стремится к использованию новых технологий. Молодые люди в настоящее время находятся в перегруженном информацией мире: за минуту они получают больше информации, чем их сверстники в прошлом веке могли получить за месяц. В этой связи обратимся к размышлениям известного социолога Маршалла Маклюэна о расхождении между образованием и той реальностью, в которой живут студенты [5]. Он уже в середине ХХ в. указывал на разрыв, образовавшийся между внешним информационным окружением и характерной для системы образования средой, неизменной с прошлых веков, – достаточно ограниченной, ориентированной на заучивание и переписывание, с четко выделенными отраслями знаний. Сейчас эта проблема становится еще более актуальной.
В целях изучения повседневных Интернет-практик современных студентов и степени использования ими Интернет-ресурсов в процессе обучения был проведен опрос учащихся шести хабаровских вузов. Социологический опрос студентов дневной формы обучения 1–4-го курсов по программам бакалавриата и специалитета 6 вузов г. Хабаровска (ТОГУ, ДВГУПС, ДВИУ РАНХиГС, ХГАЭП, ДВГГУ, ДВГМУ) проводился с 19 по 30 мая 2014 г., было опрошено 352 чел.
Подавляющее большинство опрошенных студентов (95%) считают, что Интернет играет важную роль в жизни общества, причем более половины (53,5%) полагают, что он очень важен. Оставшиеся 5% студентов, не отметившие важность этого явления для общества, тем не менее пользуются им ежедневно.
Значимость Интернета для молодежи подтверждается и результатами всероссийских опросов. Так, согласно опросу ВЦИОМ (2013 г.) главным источником новостей о событиях в стране для 50% молодежи 18–24 лет служит именно Интернет, на втором месте – телевидение (34%). В среднем для россиян основным источником получения информации служит телевидение (60%). Интернету отдают предпочтение, кроме молодежи, жители столичных городов (35%) и высокообразованные респонденты (32%) [1].
По данным TNS Web Index за май 2014 г. около 98% россиян в возрасте 18–24 лет пользуются Интернетом, 86% опрошенных этой возрастной группы пользуются им хотя бы раз в месяц. В среднем российские учащиеся 137 минут в день отдают Интернету [4].
98% хабаровских студентов, принявших участие в опросе, используют Интернет каждый день, оставшиеся 2% – не менее 2 раз в неделю (рис. 1). Средний хабаровский студент пользуется Интернетом более активно, чем средний молодой россиянин.
Рисунок 1. Частота выхода в Интернет среди студентов хабаровских вузов (в % от общего числа респондентов)
Среди устройств для выхода в Интернет, судя по ответам студентов г. Хабаровска, лидирует мобильный телефон: 90% студентов с разной степенью периодичности выходят в Интернет с его помощью, причем около половины всех опрошенных (49%) делает это на постоянной основе. Выход в Интернет через мобильный телефон стал широко распространен среди студенческой молодежи благодаря скоростному развитию мобильных технологий. Регулярно выходят в Интернет с ноутбука 74% студентов, около 40% — с настольного персонального компьютера, почти 30% — с планшета или нетбука. При всей своей доступности мобильные Интернет-технологии в образовательном процессе в нашей стране пока практически не используются, за исключением отдельных локальных разработок [3].
Выходя в пространство Всемирной сети, студенты хабаровских вузов чаще всего читают, смотрят (86%), ищут информацию для учебы (85%), просматривают новости (63%). Пространство Интернета чаще используется для работы, нежели для учебы: работают с помощью Интернета 23% студентов, учатся — 12%.Часть студентов увлечена размещением фото и видео в Интернете (30%), игрой в компьютерные игры (22%) и общением (22%). Ведут сетевой дневник (блог) 2% учащихся (рис. 2).
Рисунок 2. Цели выхода в Интернет хабаровских студентов
Важным является вопрос о востребованности сервисов всемирной сети среди студентов. В рамках опроса было выяснено, какие Интернет-сервисы являются наиболее популярными среди студентов хабаровских вузов. Большинство студентов, находясь в Интернете, в первую очередь посещают социальные сети (92%). Столь высокий уровень популярности социальных сетей неслучаен: в настоящее время в них сконцентрированы не только возможности для общения, но и разнообразная аудио-, видео- и текстовая информация. На втором месте по популярности среди студентов находятся информационные сайты (75%). Половина студентов пользуется электронной почтой, достаточно широко распространена технология Интернет-пейджинга (44%), которая является в настоящее время альтернативой смс-сообщениям. Около трети опрошенных сообщили, что использует файлообменники (35%) и голосовую и видеосвязь (30%), регулярно заходят на сайты развлекательного характера (31%). Менее популярны форумы (16%), каналы новостей RSS (10%) и чаты (6%).
Как следует из результатов проведенного опроса, социальные медиа — это самый популярный Интернет-сервис среди студентов-хабаровчан. Согласно данным исследования компании Online Market Intelligence в декабре 2013 – феврале 2014 гг. самой популярной социальной сетью у российских Интернет-пользователей всех возрастов оказалась Вконтакте, наибольшей популярностью она пользуется у молодой аудитории: 91% молодежи регулярно заходит на этот сайт. При этом самая молодая аудитория проводит в Вконтакте в 200 раз больше времени, чем в Facebook: почти половина от общего времени пользования Интернетом приходится на эту социальную сеть [2].
На рисунке 3 представлена диаграмма, отражающая частоту посещения студентами хабаровских вузов наиболее популярных социальных медиа. Популярность сайта Вконтакте подтверждается и нашим исследованием: 96% студентов используют этот сайт, причем большинство — еженедельно (95%). На втором месте по популярности находится видеохостинг YouTube (Ютуб), 82% студентов регулярно пользуются этим сервисом, почти половина (47%) – раз в неделю и чаще. Этот сайт специализируется на видеоконтенте, при этом отсутствует необходимость регистрации для просмотра. На третьем месте – социальные сети Одноклассники и Мой Мир, их посещают около 52% студентов. Однако регулярность визитов существенно различается: большая часть опрошенных посещает сайт Одноклассники чаще (38% — раз в неделю и чаще), нежели Мой Мир (13,5% соответственно). Фотоплощадкой Инстаграм пользуется 43% студентов, более половины из них (28% всех опрошенных) – ежедневно. Фейсбук и Твиттер не самые популярные ресурсы среди хабаровских студентов, 29% и 17% принадлежат к их аудитории. Изредка студенты пользуются возможностями блогов – около 8% заходят в Живой Журнал (Livejournal). Поклонники других социальных медиа еще малочисленней: около 2% опрошенных посещают такие сайты как Blog.ru, LiveInternet, MySpace и др.
Рисунок 3. Посещаемость социальных медиа студентами хабаровских вузов
Хабаровские студенты в социальных сетях чаще всего проводят время достаточно пассивно: читают, смотрят, слушают (85%), т.е. социальные медиа в действительности ими используются в качестве замены других видов источников информации. Около четверти опрошенных студентов (25%) чаще добавляют комментарии и общаются в социальных сетях. Наиболее активная часть молодежи (те, кто чаще создает и размещает свою информацию) составляет лишь 13% опрошенных.
Взрывной рост популярности Интернета и социальных медиа пока в большей мере способствует объединению людей по признаку хобби, личных увлечений и интересов. Так, около 65% студентов состоят в каких-либо виртуальных сообществах или группах по личным интересам, и лишь 31% — в сообществах по профессиональным интересам. 77% студентов отметили наличие у учебной группы странички в социальных сетях. Эти странички служат для координации деятельности группы и обмена информацией.
Еженедельно социальные сети посещают 95%, в то время как сайт вуза – 32% учащихся. Есть и доля людей, которые не посещают университетский сайт практически никогда (12%). Если смотреть по отдельным вузам г. Хабаровска, то получается более наглядная картина: по 77% студентов ТОГУ и ДВГУПС посещают сайты своих вузов несколько раз в месяц и чаще (в том числе 46% и 40% от всех опрошенных студентов каждого вуза соответственно – раз в неделю и чаще), в то время как 71% и 77% студентов ДВГГУ и ХГАЭП заходят на сайты своих вузов 1 раз в месяц и реже (в том числе 40% и 32% ото всех опрошенных студентов каждого вуза соответственно не посещают сайт вуза практически никогда). Частота визитов на сайты студентов ДВИУ РАНХиГС и ДВГМУ ближе к средним значениям по г. Хабаровску.
Цель посещения сайтов вузов студентами варьируется в зависимости от наличия предлагаемых сервисов: с новостями вуза регулярно знакомятся в среднем 28% хабаровских студентов. Будущие государственные служащие (ДВИУ РАНХиГС) чаще других изучают на сайте вуза официальные документы (38%, в среднем по городу – 22%). Для просмотра рейтинга чаще всех на сайт вуза заходят студенты ДВГУПС (85%), студенты остальных вузов – гораздо реже, причем в ХГАЭП и ДВИУ РАНХиГС – никогда (в комментариях звучали реплики о потребности в данном ресурсе). В то же время студенты ХГАЭП чаще остальных получают информацию для подготовки к занятиям, скачивают методические материалы на веб-сайте (51%), а студенты ДВИУ РАНХиГС – реже всех (3%).
Кроме того, на сайт за новостями и официальными документами чаще заходят отличники (30% против среднего 21%), а за рейтингом или оценками – те, у кого с учебой не все гладко (38 против среднего 27%). Что касается активности в размещении на сайте вуза собственной информации – лишь 3 человека (0,9% от всех опрошенных) отметили своей целью этот пункт.
Оценивая Интернет-возможности своих вузов, студенчество Хабаровска отметило три вида ресурсов, чаще представленных на сайтах университетов (рис. 4), а именно: электронная библиотека (70%), методические материалы для выполнения домашних и курсовых работ (52%), правила оформления работ (39%). Два первых вида ресурсов являются и наиболее востребованными среди студентов 54% и 49% ответивших соответственно. На третьем и четвертом месте по востребованности среди студентов находятся такие виды ресурсов, как онлайн-лекции и семинары и заказ документов и справок в деканате, но при этом именно эти виды ресурсов, по мнению опрошенных, плохо представлены на сайтах вузов. Лишь 13% респондентов ответили, что такой ресурс, как онлайн-лекции и семинары, имеется на сайтах их университетов, и лишь 3% выбрали заказ документов и справок в деканате.
Рисунок 4. Наличие электронных ресурсов на сайте вуза и их востребованность студентами
Хотя 70% опрошенных отметило наличие электронной библиотеки на сайте вуза, часть студентов в комментариях указали на недостаточность библиотечных ресурсов онлайн.
Сопоставление ответов студентов на вопрос о наличии ресурса и вопрос о востребованности ресурса позволяет говорить о неудовлетворенности студенчества возможностями, предоставляемыми на сайтах вузов. Так, из 13 предложенных в опросе видов ресурсов на сайтах университетов по 11 видам большее количество студентов отмечает востребованность ресурса, и меньшее количество отмечает их наличие на сайте. При этом из 13 видов ресурсов наличие 6 из них отмечено менее чем 10% студентов.
Таким образом, хабаровские студенты проявляют более высокий уровень Интернет-активности по сравнению со среднероссийским пользователем. Среди технологий доступа преобладает мобильный Интернет, позволяющий находиться в виртуальном пространстве без привязки к определенному месту. Наиболее популярными web-сервисами являются социальные сети и информационные сайты. Социальные сети используются как для просмотра личной информации, фото, видео и общения с друзьями, так и в качестве организационно-консультационного ресурса учебной группы. Сайты вузов не сравнимы по популярности и доступности информации с социальными медиа и посещаются существенно реже. Чаще заходят на сайт студенты тех вузов, у которых имеются какие-либо нужные для студентов Интернет-сервисы (рейтинг, расписание, методические материалы и др.). Уровень развития электронной инфраструктуры региональных вузов не соответствует повседневным практикам пользования Интернетом современного студенчества.
На наш взгляд, при наличии качественного содержания, интерактивных возможностей, достаточного уровня открытости и доступности университетские сайты и сопутствующие им медиа-ресурсы могли бы способствовать развитию эффективных коммуникаций в системе образования.
Рецензенты:
Леонтьева Э.О., д.с.н., доцент, профессор кафедры социологии, политологии и регионоведения ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Хабаровск;
Тюрина Ю.А., д.с.н., доцент, директор Института экономики ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ, г. Хабаровск.
Библиографическая ссылка
Олейникова Е.Ю. ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ Г. ХАБАРОВСКА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17519 (дата обращения: 05.10.2024).