Казахстан определил свой путь масштабной индустриализации, как основы перехода к инновационной экономике. Государственная поддержка инноваций определила их как стратегически важное направление индустриального роста Республики Казахстан (РК). Реализуемая в стране государственная инновационная политика предполагает развитие инновационных кластеров, формирование инновационной среды, коммерциализацию научно-технологических разработок с применением различных инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере развития и продвижения инноваций на всех уровнях.
Результативность инновационной составляющей с позиции взаимодействия и сотрудничества власти и бизнеса во многом определяется тем, на каком уровне развития находится ГЧП, как продвигается сотрудничество государственных органов управления и представителей бизнес сообщества.
Согласно расчетам Глобального индекса инноваций (GII) в 2014 г. Казахстан занял 79 позицию из 143 стран [4]. Такое достойное место в международном рейтинге все равно относит РК к странам, для которых характерно отстающее развитие с инновационных позиций. Если говорить о промышленности Казахстана, то она значительно проигрывает по инновационному и высокотехнологичному производству даже развивающимся странам, не говоря уже о развитых странах.
В данный момент РК имеет невысокие показатели Индексов глобальной конкурентоспособности (TheGlobalCompetitivenessIndex, GCI) и экономики знаний (The KnowledgeEconomyIndex, KEI). Но страна стремится изменить свое положение в мировой экономике в положительную сторону. Так, Казахстан использует практику стран Европейского союза, к примеру, региональную программуRegionalInnovationandTechnologyTransferStrategiesandInfrastructuresРroject (RITTS) [1].
Результаты и обсуждение
Решение поставленных сложнейших задач делают необходимым следовать примеру мировых экономик, где набирает оборот переход к новому технологическому укладу, инновационной экономике с высокими темпами технологического обновления, сопровождающимися созданием кластеров в ведущих отраслях промышленности с соответствующей инфраструктурой.
В постсоветский период роль государства в решении вопросов стратегического планирования возросла. Это связано не только с ситуацией в динамичной мировой экономике, но и реальными задачами, которые ставит перед собой Казахстан в своей новейшей истории, стремление страны укрепить свои международные позиции, обеспечить стабильное развитие путем диверсификации экономики, укрепление институциональной среды, совершенствование бизнес-климата, ускоренного развития наукоёмких отраслей.
Казахстан проводит большую работу для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), в этой связи активизируется работа по снятию ограничений, стоящих на пути международного сотрудничества.
С целью совершенствования управления имуществом предприятий будет принят Комплексный план приватизации на 2014 - 2016 гг., где более четко и конкретно определены роли, которые играют государство и бизнес в экономике страны.
Важнейшим условием, способствующим росту предпринимательской инициативы в стране, является противодействие коррупции. В мировом Индексе восприятия коррупции в 2014 г. Казахстану отведено 126 место, это на 14 позиций выше по сравнению с 2013г.[5].
Одной их причин отставания Казахстана является то, что система, нацеленная на поддержку и внедрения инноваций на национальном и региональном уровнях, пока только формируется. То, насколько будет эффективна инновационная деятельность на разных уровнях, зависит от множества взаимосвязанных факторов. Оказывают влияние общая картина в экономике государства и институциональной среде, результаты реализации научно-технического развития, решение проблем ресурсного обеспечения, расширения рынка, создания инфраструктуры, различных вопросов по обеспеченности компетентными кадрами, включая технические кадры и топ-менеджеры.
Казахстан очень много делает для того, чтобы продвинуться к эталонам стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), почти три четверти иностранных инвестиций, привлеченных в его экономику, приходятся на страны этой организации.
Стремится Казахстан и к показателю этих стран по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), информация о которых приведена в табл. 1.
В первые три года (2010 - 2012 гг.) реализации государственной политики форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР), расходы на НИОКР в среднем составляли всего 0,25% от валового внутреннего продукта (ВВП). К 2015 г. они прибавят в величине до 118 млрд тенге, что втрое превышает аналогичные расходы 2012 г., до 2030 г. планируется довести финансирование НИОКР до 2% от ВВП.
Таблица 1
Показатели НИОКР в Республике Казахстан
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Внутренние затраты на НИОКР, млн тенге |
38988,7 |
33466,8 |
43351,6 |
51253,1 |
46079,6 |
Численность персонала, занятого НИОКР, чел. |
15793 |
17021 |
18003 |
20404 |
23712 |
Количество организации, выполняющих НИОКР, всего |
416 |
424 |
412 |
345 |
424 |
в том числе по секторам: |
|
|
|
|
|
государственный |
96 |
95 |
85 |
69 |
94 |
высшего образования |
115 |
121 |
115 |
121 |
144 |
предпринимательский |
111 |
108 |
149 |
105 |
130 |
частный некоммерческий |
94 |
100 |
63 |
50 |
56 |
Источник: рассчитано автором по источнику [6]
РК характеризуется высокой долей причастности государства к проведению и выделению денежных средств на НИОКР путем кооперации с научно-исследовательскими университетами (НИУ).
В стране практически отсутствуют наукоемкие компании в частном секторе, и как следствие сказанного, имеют место низкие темпы развития инновационного бизнеса. Бизнес и наука существуют отдельно друг от друга, механизмы, с помощью которых строятся их взаимовыгодные отношения развиты, пока недостаточно. На решение этих проблем направлено запланированное на ближайшее время принятие закона, регулирующего различные аспекты коммерциализации различных результатов, которые имеют место в процессе выполнения научно-технических работ. Обращает на себя внимание тот факт, что оформление охранного документа на этапе внедрения НИОКР направлено не столько на коммерциализацию, сколько на защиту прав на разработанную технологию.
В начальные годы новой индустриальной политики (2010- 2011 гг.) первый раз в новейшей истории Казахстана запустили программу, предполагающую оказание поддержки инноваторам, уже созданным и вновь создаваемым инновационным предприятиям посредством такого инструмента, как технологическое бизнес-инкубирование (ТБИ) в технопарках. Участие в этой программе предоставляло возможность предприятиям получить услуги (безвозмездные), позволяющие им самим развиваться и пользоваться услугами ТБИ.
Также с 2012 г. государство инициировало использование нового инструментария, предназначенного поддержать стартапы, внедряемые в самых востребованных областях нововведений и инновационных разработок. В этот же период были созданы венчурные инвестиционные институты.
Решать такие сложнейшие задачи стало возможно благодаря сотрудничеству с зарубежными партнерами из РФ, США, Израиля, Германии и Малайзии. Именно с этими странами и вложенными ими средствами связан прогресс, достигнутый в инновационном бизнесе и особенно его технологической составляющей. В свою очередь, казахстанские инноваторы открыли новые возможности адаптации прогрессивных технологий и их трансферта в свой бизнес.
В регионах открыты технопарки, начали работать инновационные центры, созданы научные лаборатории по наиболее перспективным направлениям прикладной науки, куда привлекается квалифицированный персонал, заинтересованный в инновациях.
Различные меры, принимаемые со стороны государства, предполагали поддержку различным направлениям инновационной деятельности, всемерной мотивации предприятий во внедрении проектов, имеющих инновационные элементы.
В частности, схема, по которой предоставлялись инновационные гранты, была значительно упрощена. Но в тоже время государством был установлен самый востребованный вид инновационного гранта. Таким назван грант, предполагающий патентование строго в патентных организациях, но только находящихся за рубежом.
В Казахстане приняты несколько форм, предусматривающих финансирование разных направлений и объектов по научным исследованиям (табл. 2).
Таблица 2
Финансирование научных исследований
Форма финансирования |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
|||
млрд тенге |
уд.вес, % |
млрд тенге |
уд.вес, % |
млрд тенге |
уд.вес, % |
|
Грантовое |
- |
|
14,5 |
31,2 |
18,0 |
34,1 |
Базовое |
2,7 |
10,1 |
9,0 |
19,3 |
6,9 |
13,0 |
Программно-целевое |
24,1 |
89,9 |
23,0 |
49,5 |
28,0 |
52,9 |
Итого |
26,8 |
100,0 |
46,5 |
100,0 |
52,9 |
100,0 |
Источник: рассчитано автором по источнику [6]
Согласно приведенным в таблице 2 данным, на протяжении трех лет преобладало программно-целевое финансирование, т.е. средства были выделены, главным образом, на проекты стратегического характера. Эти затраты не только возросли к 2013 г., но и в годовых суммарных затратах они имеют наибольший удельный вес. Вторыми по объемам финансирования идут научные проекты, разработчиками которых были научно-исследовательские институты (НИИ), вузы и инициативные работы, на них были получены гранты. И замыкает список базовое финансирование, выделяемое государственным научным учреждениям и организациям на улучшение инфраструктуры и оплату труда работников (административный и обслуживающий персонал).
Фонд науки Казахстана помогает в предоставлении инновационных грантов по двум направлениям: выполнение различных работ опытного характера или нацеленных на выполнение конструкторских работ, либо проведение рисковых исследований, носящих прикладной характер, с высоким риском; на подготовительную работу, связанную с технико-экономическим обоснованием проекта.
В 2010г. государством впервые был объявлен конкурс на инновационные гранты, их получили 28 проектов (на опытно-конструкторские работы - 25, на подтверждение целесообразности производства продукта или оказания услуг - 3).
Пока Казахстан финансирует порядка 85% фундаментальных прикладных исследований, остальные 15% относятся к опытным конструкторским разработкам, что в четыре раза меньше таких же показателей мировой практики. На 2015-2017 гг. запланированы более существенные затраты на грантовое финансирование по коммерциализации технологий. Впервые за годы индустриализации внимание сконцентрировано на патентной деятельности.
Государство определило свою миссию в формировании таких положений, чтобы были доведены до полного завершения инициативы, выдвигаемые в сфере предпринимательства, создавались условия, мотивирующие мобильный малый и средний бизнес (МСБ), раскрывающий их инновационный потенциал и способствующий продвижению трансформационных процессов агрессивного характера на национальном уровне.
За годы ГПФИИР в стране сформировались среда и бизнес-климат для предпринимателей, благодаря которым они могут самостоятельно решать насущные проблемы по самым разным вопросам (государственные закупки, земельные вопросы и другие).
Казахстану предстоит еще провести работу по созданию наиболее комфортных условий и мотивов, позволяющих заинтересовать бизнес в повышении его инновационной активности. Для реализации этих намерений целесообразно применять прямое грантовое субсидирование, вовлечение в работу по государственным программам, косвенное субсидирование посредством налоговых льгот.
В последние годы в Казахстане предпринимаются продуктивные шаги по открытию института омбудсменов, предполагающий принятие активных действий со стороны государства по обеспечению полномочий представителей бизнеса. Планируется принятие меморандума совместными усилиями с Агентством по делам государственной службы для оказания противодействия коррупции, решение актуальных вопросов снижения налоговых споров, связанных с предпринимательской деятельностью.
Росту активности частного бизнеса РК содействует созданные и регулярно приводимые в соответствии с требованиями мировой и отечественной практики нормативно-правовые акты. Они содержат различные моменты предпринимательской деятельности, которые находят отражение в их конечных результативных показателях: налоговая, таможенная, закупочная система, инвестиционная, инновационная, научно-образовательная [2]. Нормативно-правовая база имеет целью улучшить условия для создания новых рабочих мест в бизнесе, увеличить число внедряемых технологических инноваций, повысить уровень интеллектуализации труда путем защиты прав и интересов различных субъектов бизнеса.
Отдельного внимания заслуживает вопрос пошаговой финансовой поддержки МСБ в целях дополнительной мотивации инновационной деятельности. Этому будет способствовать разработанный в 2014г. ключевой документ, предусматривающий решение стержневых задач по укреплению финансовой системы Казахстана, превращению её в конкурентоспособную, отвечающую условиям ВТО и Евразийского экономического союза, внедрению международных стандартов в отечественную практику управления различными видами ресурсов, задействованных в финансовом секторе [3].
Государством предприняты ряд шагов по обеспечению доступа предпринимателей к регулируемым видам деятельности, что не может, не отразится в целом на улучшении бизнес-среды, уменьшении административной нагрузки на бизнес и упрощении разрешительной системы в стране [7].
Основными формами финансового обеспечения развития инноваций являются субсидии республиканского и местного бюджетов, а также гранты государственных институтов развития, выделяемые на конкурсной основе. Наибольший удельный вес занимают средства республиканского и местных бюджетов, при этом доля финансирования за счёт средств местных бюджетов несколько выросла. Далее располагаются средства, принадлежащие предприятию, доля данного источника в среднем составила 22,4%. Средства заказчиков играют также важную роль, обеспечивая 16,5% всех средств. Средства институтов развития пока не играют значительной роли в финансировании научных исследований и разработок, их доля составила 0,3%.
В индустриальной политике Казахстана принимает участие Всемирный банк. Так, при его участии доведены до производственной стадии 10 проектов из 30, разработанных совместно с казахстанскими учеными и практиками, со значительным объемом затрат на коммерциализацию технологии. В стране усиливается законодательная составляющая по коммерциализации таких плодотворных видов работы предприятий как научно-техническая, опытно-конструкторская и проектная.
Индустриализация современной экономики РК имеет четкую направленность на обрабатывающую промышленность, причем в конкретных секторах и с учетом специфических особенностей, вклада в экономику страны, каждого региона, имеющего потенциал.
Для достижения баланса в интересах государства, бизнеса и потребителей планируется ограничить государственные органы вводить новые регуляторные инструменты, которые не имеют под собой должного обоснования.
Непосредственно для учета интересов представителей бизнеса, улучшения условий для движения бизнеса и возможностей пользоваться точечной поддержкой со стороны государства запланировано внедрение новой для Казахстана категории предпринимательства - микробизнеса.
Перед государственными и местными органами власти ставится задача активизировать работу с учетом актуализации принятых программ и государственной поддержкой, оказываемой в рамках этих программ для усиления сотрудничества власти, бизнеса, промышленности и науки.
В нормативных и правовых актах нашли отражение различные аспекты государственного планирования программ, как национального, так и регионального уровня (направления, оценка, ответственность, мониторинг).
Субъекты предпринимательства участвуют в программе финансирования, рассчитанной на оказание помощи предпринимателям на региональном уровне. Здесь им оказывает поддержку АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ»».
В рамках объявленной в стране политики индустриализации, затрагивающей МСБ, привлечение для их всестороннего развития и увеличения вклада в прогресс страны иностранных вложений, правительством Казахстана заключены соглашения с финансовыми институтами. Достигнута договоренность на 12 млрд. долл. США, вкладываемых в МСБ, их инфраструктуру с четырьми банками (Всемирным, Европейским, Исламским и Азиатским).
В годы второй пятилетки индустриальной политики (2015-2019) экономика РК будет двигаться к цели в условиях высокой неопределенности внешней среды. В этот период как никогда возрастут риски, носящие системный характер, увеличится вероятность повторения рецессионных тенденций, присущих мировому хозяйств и оказывающих влияние на ситуацию в Казахстане.
В свете сказанного налаживаются отношения власти и бизнеса с позиции наращивания темпов инновационного развития.Ведущее место будут отведено завершению построения национальной и региональной инновационной системы, на которые возлагаются надежды обеспечения роста конкурентоспособности как национальной, так и региональной экономики.
Достичь поставленных задач можно будет, главным образом, за счет создания новой системы, позволяющей эффективно управлять инновационно-технологическим развитием ведущих отраслей и крупных индустриальных регионов. Эта система призвана помочь в создании наиболее благоприятных условий для масштабного развития МСБ и роста потенциала (научного, финансового, экономического, производственного), и что особенно актуально это поддержать создание такой инфраструктуры, благодаря которой будут функционировать инновационные кластеры.
Со второй пятилеткой связаны надежды активизации работы НИУ проведение исследований, носящих фундаментальный и прикладной характер, дальнейшее развитие прикладных инженерных разработок, научно-техническое сотрудничество между НИУ и другими образовательными учреждениями и НИИ, с технопарками - региональными центрами поддержки инноваций, сотрудничающими с национальным инновационным фондом, МСБ, финансовыми органами. Трансферт технологий в промышленность будет осуществляться путем создания внутри предприятий крупных исследовательских подразделений.
Заключение
В ближайшие годы акцент будет сделан на развитие инновационной инфраструктуры и коммерциализацию инноваций, всестороннее совершенствование собственных научных компетенций, которые будут способствовать росту технологической конкурентоспособности экономики Казахстана.
Если говорить о среднесрочном периоде в развитии Казахстана, то необходимо подчеркнуть, что основное внимание будет уделяться активизации политикипо дальнейшему развитию инноваций с учетом интеграционных процессов, протекающих на мировой арене, принятию различных мер, носящих стратегический характер и направленный на укрепление позиции страны на мировом рынке.
Казахстан предпринимает усилия по трансформации своей экономики для вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития, максимального приближения к стандартам стран этой организации с позиции совершенствования взаимодействия государства с частным сектором. Уже на 2015-2016 годы в рамках программы сотрудничества РК с Организацией экономического сотрудничества и развития запланированы совместные действия, направленные на совершенствование государственного управления и улучшение бизнес-климата.
В ближайшие годы в стране планируется создание национальной инновационной системы, которая позволит достичь роста конкурентоспособности её экономики. Основное внимание будет сосредоточено на разработке системы, позволяющей управлять инновационным развитием, как отдельных отраслей, так и регионов. При этом акцент будет сделан на создании наиболее благоприятных и выгодных условий для всестороннего развития МСБ, роста научно-технического потенциала страны, дальнейшего развития инфраструктуры.
Рецензенты:Ахметжанов Б.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика предприятия» Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда;
Аубакирова Г.М., д.э.н., профессор кафедры «Инженерное предпринимательство и маркетинг» Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда.
Библиографическая ссылка
Шувалов В.А., Шувалов В.А. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В ПОИСКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17508 (дата обращения: 06.10.2024).