Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO ISSUE OF INVESTMENT ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN KAZAKHSTAN

Shuvalov V.A. 1, 1
1 Russian Academy of national Economy and Governmental Service at the RF President
In the Republic of Kazakhstan there was adopted the State program of the forced industrial-innovative development for 2010-2014. In the article there are presented some results of implementation in the country of the new industrial policy. The author emphasizes the role of the governmental regulation of the innovative policy, the country economy transformation for entering the Organization of Economic Cooperation and Development and the World Trade Organization. There is shown the role of small and middle business in the innovative development of the state. The key attention is emphasized on the innovative component of the state and business interaction, their joint efforts for the development of the regional innovative system. The author attracts attention to the plans of the Kazakhstan industrial development in the second five-year period (2015-2019). In this period there will be formed the most favorable conditions for scientific-technical and innovative development. The author’s study results can be used when making decisions in the sphere of innovative processes management.
new industrial policy
business
state
Kazakhstan

Казахстан определил свой  путь масштабной индустриализации, как основы перехода к инновационной экономике. Государственная поддержка  инноваций  определила их как  стратегически важное направление индустриального роста Республики Казахстан (РК).  Реализуемая в стране  государственная  инновационная политика предполагает  развитие инновационных кластеров, формирование инновационной среды,  коммерциализацию научно-технологических разработок с применением  различных  инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) в  сфере развития  и продвижения  инноваций на всех уровнях.

Результативность  инновационной составляющей  с позиции  взаимодействия и сотрудничества власти и бизнеса во многом определяется тем, на каком уровне развития находится ГЧП, как  продвигается  сотрудничество государственных органов управления и  представителей бизнес сообщества. 

Согласно  расчетам Глобального индекса инноваций (GII) в 2014 г.  Казахстан  занял  79 позицию  из 143  стран [4]. Такое  достойное место в международном  рейтинге все равно  относит  РК к  странам, для которых характерно  отстающее развитие с инновационных позиций. Если говорить о промышленности Казахстана, то она значительно проигрывает  по  инновационному и высокотехнологичному производству даже развивающимся  странам, не говоря уже о развитых странах.

 В данный момент  РК имеет  невысокие показатели  Индексов глобальной конкурентоспособности (TheGlobalCompetitivenessIndex, GCI) и экономики знаний  (The KnowledgeEconomyIndex, KEI). Но страна стремится изменить свое положение в мировой экономике в положительную сторону. Так,  Казахстан использует практику стран Европейского союза, к примеру,   региональную  программуRegionalInnovationandTechnologyTransferStrategiesandInfrastructuresРroject (RITTS) [1].

Результаты и обсуждение 

Решение поставленных сложнейших задач  делают необходимым следовать  примеру мировых  экономик, где  набирает оборот переход к новому технологическому укладу, инновационной  экономике с высокими темпами технологического обновления, сопровождающимися созданием кластеров в ведущих отраслях промышленности с  соответствующей     инфраструктурой.

В постсоветский период роль государства в решении вопросов стратегического планирования  возросла. Это связано не только с ситуацией в  динамичной  мировой экономике, но и реальными задачами, которые ставит перед собой Казахстан в своей новейшей истории, стремление  страны укрепить свои международные позиции, обеспечить  стабильное развитие путем  диверсификации  экономики, укрепление институциональной среды,  совершенствование бизнес-климата, ускоренного развития наукоёмких отраслей.

Казахстан проводит большую работу для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), в этой связи активизируется работа по снятию  ограничений, стоящих на пути международного сотрудничества.

 С целью совершенствования  управления имуществом предприятий  будет принят  Комплексный план приватизации на 2014 - 2016 гг., где  более  четко  и конкретно  определены  роли, которые играют государство и  бизнес  в экономике страны.

Важнейшим условием, способствующим росту предпринимательской инициативы в стране,  является противодействие коррупции. В мировом Индексе восприятия коррупции в 2014 г. Казахстану отведено  126 место, это на 14 позиций выше по сравнению с 2013г.[5].

Одной их причин отставания  Казахстана  является то, что   система, нацеленная на  поддержку  и  внедрения  инноваций на национальном и региональном уровнях, пока только   формируется. То, насколько будет эффективна  инновационная  деятельность на разных уровнях,  зависит  от  множества взаимосвязанных факторов. Оказывают влияние  общая   картина  в  экономике государства и  институциональной  среде, результаты  реализации научно-технического  развития, решение проблем  ресурсного  обеспечения,  расширения рынка, создания  инфраструктуры, различных вопросов по обеспеченности компетентными кадрами, включая  технические кадры  и  топ-менеджеры.

  Казахстан очень много делает для того, чтобы продвинуться  к эталонам стран-членов   Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), почти три четверти  иностранных инвестиций,   привлеченных в его экономику, приходятся на  страны этой организации. 

  Стремится Казахстан  и к показателю  этих стран по  расходам  на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), информация о которых приведена в  табл. 1.

 В   первые  три года (2010 - 2012 гг.) реализации государственной политики форсированного  индустриально-инновационного развития  (ГПФИИР),   расходы  на НИОКР в среднем составляли всего 0,25%   от валового внутреннего продукта (ВВП). К 2015 г. они прибавят в величине   до 118 млрд тенге, что втрое превышает аналогичные расходы 2012 г.,   до 2030 г.  планируется довести   финансирование НИОКР  до 2%  от ВВП.

Таблица 1

Показатели  НИОКР в Республике Казахстан

Показатели 

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Внутренние затраты на НИОКР, млн  тенге

38988,7

33466,8

43351,6

51253,1

46079,6

Численность персонала, занятого НИОКР, чел.

15793

17021

18003

20404

23712

Количество организации, выполняющих  НИОКР, всего 

416

424

412

345

424

в том числе по секторам:

 

 

 

 

 

государственный

96

95

85

69

94

высшего образования

115

121

115

121

144

предпринимательский

111

108

149

105

130

частный некоммерческий

94

100

63

50

56

Источник: рассчитано автором по источнику [6]

РК характеризуется  высокой долей причастности  государства к проведению и выделению денежных средств на НИОКР путем  кооперации с  научно-исследовательскими университетами (НИУ).           

             В  стране практически  отсутствуют наукоемкие компании в частном секторе, и как следствие сказанного, имеют место низкие темпы развития инновационного  бизнеса.  Бизнес и наука существуют отдельно друг от друга, механизмы, с помощью которых строятся  их  взаимовыгодные отношения развиты, пока недостаточно. На решение этих проблем  направлено  запланированное  на ближайшее время принятие закона, регулирующего различные аспекты коммерциализации различных результатов, которые  имеют место в процессе выполнения    научно-технических работ. Обращает   на себя внимание тот факт, что   оформление охранного документа на  этапе  внедрения НИОКР направлено  не столько на  коммерциализацию, сколько на защиту прав на разработанную технологию.

В начальные годы  новой индустриальной политики  (2010- 2011 гг.)  первый раз в новейшей истории Казахстана запустили  программу, предполагающую  оказание   поддержки  инноваторам, уже созданным и вновь создаваемым инновационным предприятиям  посредством такого инструмента, как технологическое  бизнес-инкубирование (ТБИ) в технопарках. Участие в этой программе предоставляло возможность предприятиям получить услуги (безвозмездные), позволяющие им самим развиваться и пользоваться  услугами ТБИ.

 Также с 2012 г. государство инициировало  использование   нового инструментария, предназначенного  поддержать стартапы, внедряемые в самых востребованных   областях нововведений и  инновационных разработок.  В этот же период были  созданы   венчурные инвестиционные институты.

Решать такие сложнейшие  задачи стало возможно  благодаря сотрудничеству с  зарубежными партнерами из РФ, США, Израиля, Германии и  Малайзии. Именно  с этими странами и  вложенными  ими средствами  связан прогресс, достигнутый в инновационном бизнесе и особенно  его  технологической составляющей. В свою очередь, казахстанские инноваторы открыли новые возможности адаптации  прогрессивных  технологий  и их  трансферта в  свой бизнес.

В  регионах  открыты технопарки, начали работать   инновационные центры, созданы научные лаборатории по наиболее перспективным направлениям прикладной науки, куда привлекается квалифицированный персонал, заинтересованный в инновациях.  

Различные меры, принимаемые со стороны государства, предполагали    поддержку различным направлениям   инновационной деятельности, всемерной мотивации предприятий во  внедрении  проектов, имеющих инновационные элементы.

  В  частности, схема, по которой   предоставлялись  инновационные гранты,  была значительно упрощена. Но в тоже время государством  был установлен  самый  востребованный вид  инновационного гранта. Таким  назван грант, предполагающий    патентование  строго в патентных организациях, но только находящихся  за рубежом.

В Казахстане приняты несколько форм, предусматривающих  финансирование разных направлений и объектов по научным исследованиям  (табл. 2).

         Таблица 2

Финансирование научных исследований

 

Форма

финансирования

2011г.

2012г.

2013г.

млрд тенге

уд.вес, %

млрд тенге

уд.вес, %

млрд тенге

уд.вес, %

Грантовое

-

 

14,5

31,2

18,0

34,1

Базовое

2,7

10,1

9,0

19,3

6,9

13,0

Программно-целевое

24,1

89,9

23,0

49,5

28,0

52,9

Итого

26,8

100,0

46,5

100,0

52,9

100,0

Источник: рассчитано автором по источнику [6]

Согласно приведенным в таблице 2 данным, на протяжении трех лет преобладало программно-целевое финансирование, т.е. средства были выделены,   главным образом,  на проекты стратегического характера. Эти затраты  не только возросли к 2013 г., но и в годовых суммарных затратах  они имеют наибольший удельный вес. Вторыми по объемам  финансирования идут научные проекты, разработчиками которых  были научно-исследовательские  институты (НИИ), вузы и инициативные работы, на них были получены гранты. И замыкает список базовое финансирование, выделяемое государственным научным учреждениям и организациям на улучшение  инфраструктуры и оплату труда работников (административный  и обслуживающий персонал).

Фонд науки Казахстана помогает в предоставлении инновационных  грантов по  двум направлениям:  выполнение различных работ опытного характера или нацеленных на выполнение  конструкторских работ, либо проведение  рисковых исследований, носящих  прикладной характер, с высоким риском; на подготовительную работу, связанную с технико-экономическим обоснованием проекта.

В 2010г. государством впервые был объявлен конкурс на инновационные гранты, их  получили  28 проектов (на  опытно-конструкторские работы - 25, на подтверждение целесообразности производства  продукта или оказания услуг - 3).

  Пока Казахстан  финансирует  порядка 85%  фундаментальных прикладных исследований, остальные 15% относятся к опытным конструкторским разработкам, что  в четыре раза меньше таких же показателей мировой практики. На 2015-2017 гг. запланированы более существенные затраты на грантовое финансирование  по  коммерциализации технологий. Впервые за годы индустриализации внимание  сконцентрировано  на   патентной деятельности.  

Государство определило свою миссию в  формировании таких положений, чтобы  были  доведены до полного завершения инициативы, выдвигаемые в сфере предпринимательства,  создавались условия, мотивирующие  мобильный малый и средний бизнес (МСБ), раскрывающий их инновационный потенциал и способствующий продвижению  трансформационных процессов агрессивного характера на национальном уровне.

За годы ГПФИИР в стране сформировались среда и бизнес-климат для  предпринимателей, благодаря которым они могут самостоятельно решать насущные проблемы  по самым разным вопросам (государственные закупки,  земельные вопросы  и другие).      

Казахстану предстоит   еще  провести  работу  по созданию наиболее комфортных условий и мотивов, позволяющих  заинтересовать  бизнес  в повышении  его инновационной  активности.  Для реализации  этих намерений  целесообразно  применять  прямое  грантовое   субсидирование, вовлечение в   работу по государственным  программам,   косвенное  субсидирование  посредством  налоговых льгот. 

В последние годы  в Казахстане предпринимаются продуктивные шаги  по открытию  института омбудсменов, предполагающий принятие активных действий со стороны  государства по   обеспечению  полномочий    представителей бизнеса.  Планируется принятие  меморандума совместными усилиями  с Агентством по делам государственной  службы для оказания противодействия коррупции,  решение  актуальных вопросов снижения  налоговых споров, связанных с  предпринимательской деятельностью.

Росту активности частного бизнеса РК содействует  созданные  и регулярно приводимые в соответствии с требованиями мировой  и отечественной практики  нормативно-правовые акты. Они содержат   различные  моменты предпринимательской  деятельности, которые находят отражение в их конечных результативных показателях: налоговая, таможенная, закупочная система,  инвестиционная, инновационная, научно-образовательная [2]. Нормативно-правовая база   имеет целью  улучшить   условия для создания  новых рабочих мест в бизнесе, увеличить  число внедряемых  технологических инноваций, повысить уровень интеллектуализации труда путем защиты  прав и  интересов различных субъектов бизнеса. 

 Отдельного внимания  заслуживает вопрос пошаговой финансовой   поддержки МСБ в  целях дополнительной мотивации инновационной деятельности. Этому будет способствовать разработанный  в 2014г.  ключевой  документ, предусматривающий решение стержневых задач по укреплению финансовой системы Казахстана, превращению её в  конкурентоспособную, отвечающую условиям  ВТО и Евразийского экономического союза, внедрению   международных стандартов в отечественную практику управления различными видами ресурсов, задействованных в  финансовом секторе  [3]. 

Государством  предприняты ряд шагов  по  обеспечению  доступа предпринимателей к регулируемым видам деятельности, что  не может,  не отразится в целом на  улучшении бизнес-среды,  уменьшении административной нагрузки на бизнес и упрощении разрешительной системы в стране  [7].

     Основными формами финансового обеспечения развития инноваций являются  субсидии республиканского и местного бюджетов, а также гранты государственных институтов развития, выделяемые на конкурсной основе. Наибольший удельный вес занимают средства республиканского и местных бюджетов, при этом доля финансирования за счёт средств местных бюджетов несколько выросла. Далее располагаются средства, принадлежащие предприятию, доля данного источника в среднем составила 22,4%. Средства заказчиков играют также важную роль, обеспечивая 16,5% всех средств. Средства институтов развития пока не играют значительной роли в финансировании научных исследований и разработок, их доля составила 0,3%.

В индустриальной политике Казахстана принимает участие   Всемирный банк. Так, при его участии   доведены до  производственной стадии 10   проектов  из 30, разработанных совместно с казахстанскими учеными и практиками, со значительным объемом затрат на  коммерциализацию технологии. В стране усиливается  законодательная составляющая по коммерциализации  таких плодотворных видов работы предприятий как научно-техническая, опытно-конструкторская  и  проектная.

Индустриализация современной  экономики РК имеет  четкую  направленность  на  обрабатывающую промышленность, причем в конкретных секторах и с учетом  специфических   особенностей, вклада в экономику страны, каждого региона,   имеющего   потенциал.

 Для достижения  баланса в интересах государства, бизнеса и потребителей планируется ограничить государственные органы вводить новые регуляторные инструменты, которые не имеют под собой должного обоснования.

Непосредственно для учета интересов представителей бизнеса, улучшения условий для  движения бизнеса и возможностей  пользоваться  точечной поддержкой со стороны  государства запланировано внедрение новой для Казахстана категории предпринимательства - микробизнеса.

  Перед государственными и местными органами власти ставится задача активизировать работу с учетом актуализации принятых программ и  государственной поддержкой, оказываемой  в рамках этих программ   для усиления  сотрудничества  власти,  бизнеса, промышленности и   науки.

  В  нормативных и  правовых  актах нашли отражение  различные аспекты государственного планирования программ, как  национального, так и регионального  уровня  (направления,  оценка, ответственность, мониторинг). 

Субъекты предпринимательства участвуют в программе финансирования, рассчитанной  на оказание помощи предпринимателям   на региональном уровне. Здесь им оказывает поддержку АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ»».

В рамках  объявленной  в стране политики индустриализации, затрагивающей  МСБ, привлечение для их всестороннего развития  и увеличения вклада в  прогресс страны   иностранных вложений, правительством Казахстана заключены соглашения с финансовыми институтами.  Достигнута договоренность на  12 млрд.  долл. США, вкладываемых  в МСБ, их инфраструктуру с четырьми банками (Всемирным,  Европейским,  Исламским и Азиатским).

В годы второй  пятилетки индустриальной политики  (2015-2019) экономика РК будет двигаться к цели  в условиях высокой неопределенности внешней среды. В  этот период как никогда  возрастут  риски, носящие системный характер, увеличится вероятность повторения рецессионных тенденций, присущих  мировому хозяйств и оказывающих влияние на ситуацию в Казахстане.

 В  свете сказанного налаживаются  отношения власти и бизнеса с позиции  наращивания темпов   инновационного развития.Ведущее место будут отведено завершению построения национальной и региональной инновационной системы, на которые возлагаются надежды  обеспечения  роста  конкурентоспособности как национальной, так и региональной экономики.

Достичь поставленных задач можно будет,   главным образом,  за счет  создания новой системы, позволяющей эффективно управлять инновационно-технологическим развитием ведущих отраслей и крупных индустриальных регионов. Эта система призвана  помочь в создании наиболее благоприятных  условий для масштабного развития  МСБ и роста  потенциала (научного, финансового, экономического, производственного), и что особенно актуально это  поддержать  создание такой инфраструктуры, благодаря  которой  будут функционировать  инновационные кластеры.

  Со  второй пятилеткой связаны надежды  активизации работы НИУ  проведение исследований, носящих  фундаментальный   и   прикладной характер, дальнейшее развитие  прикладных  инженерных  разработок, научно-техническое сотрудничество между НИУ и другими  образовательными учреждениями и НИИ, с технопарками - региональными центрами поддержки инноваций, сотрудничающими с национальным инновационным фондом, МСБ,    финансовыми органами. Трансферт технологий    в  промышленность  будет осуществляться путем создания внутри предприятий крупных исследовательских подразделений.

Заключение

В ближайшие годы акцент будет сделан на развитие инновационной инфраструктуры  и  коммерциализацию инноваций, всестороннее совершенствование собственных научных компетенций, которые будут способствовать росту технологической конкурентоспособности экономики  Казахстана.

 Если говорить о среднесрочном периоде в развитии Казахстана, то необходимо подчеркнуть, что основное внимание будет уделяться активизации политикипо  дальнейшему развитию инноваций с учетом   интеграционных процессов, протекающих на мировой арене, принятию различных мер, носящих  стратегический характер и направленный на  укрепление позиции  страны  на мировом рынке.

Казахстан предпринимает усилия по  трансформации  своей  экономики   для  вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития, максимального приближения  к стандартам  стран этой организации  с позиции  совершенствования взаимодействия  государства  с частным сектором. Уже на 2015-2016 годы  в рамках   программы сотрудничества  РК с  Организацией экономического сотрудничества и развития запланированы совместные действия, направленные на совершенствование    государственного управления и улучшение бизнес-климата.

В ближайшие годы в стране планируется создание национальной инновационной системы, которая позволит достичь роста  конкурентоспособности  её экономики. Основное внимание будет сосредоточено  на  разработке  системы, позволяющей  управлять  инновационным  развитием,  как отдельных отраслей, так и  регионов. При этом  акцент будет сделан  на создании наиболее благоприятных  и выгодных  условий для  всестороннего развития  МСБ,  роста  научно-технического  потенциала страны, дальнейшего   развития инфраструктуры.

Рецензенты:

Ахметжанов Б.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика  предприятия» Карагандинского государственного  технического университета, г. Караганда;

Аубакирова Г.М., д.э.н., профессор кафедры «Инженерное предпринимательство и маркетинг» Карагандинского государственного  технического университета, г. Караганда.