Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Белова Ю.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
В статье представлены результаты исследования предпочтений студентов Республики Марий Эл в отношении профилактических антиалкогольных мероприятий и участия в них. Наиболее эффективными студенты считают спортивные акции, где ведется пропаганда против алкоголя (40%), трансляцию антиалкогольной социальной рекламы, телевизионных передач и фильмов (32,6%), лекции, где рассказывается о вреде спиртного (27,1%). Выявлено, что обучающимися положительно оцениваются формы профилактики употребления алкоголя, предполагающие применение интерактивных методов обучения. В связи с этим автором анализируются возможности организации превентивной деятельности через обращение к интерактивным методам обучения в системе среднего и высшего профессионального образования. Делается вывод, что они имеют все достоинства для повышения эффективности профилактики употребления алкоголя в образовательной среде. Сформулированы соответствующие рекомендации.
профилактика употребления алкоголя
студенты
интерактивные методы обучения
1. Белова Ю.Ю. Алкоголь-наркотик: к вопросу о профилактике употребления алкоголя студенческой молодежью / Ю.Ю. Белова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – №5. –С. 46-49.
2. Белова Ю.Ю. Профилактика потребления алкоголя как элемент преподавания социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗе / Ю.Ю. Белова // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2014. – № 13 (Специальный выпуск) – С. 7.
3. Белова Ю.Ю. Профилактика употребления алкоголя студентами в образовательном пространстве высшего учебного заведения / Ю.Ю. Белова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 10(48). – С. 28-30.
4. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 1-18.
5. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.) URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/#ixzz3J1lIzv9J.
Эффективность профилактики употребления алкоголя в образовательной среде во многом зависит от восприятия студентами превентивных мероприятий, в которые они вовлекаются. В «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» отмечается, что подготовка кадров по профилактике употребления психоактивных веществ должна «включать интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи (интерактивный модуль обучающих и тренинговых программ) и технологии проектной деятельности при разработке региональных и авторских программ профилактики (проектный модуль)», в целях «отказа от сохранившегося до настоящего времени в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью информационно-образовательного подхода, имеющего низкую эффективность» [5].

Действительно, в современных условиях развития образовательных технологий, монотонно прочитанная лекция о вреде алкоголя без использования интерактивных методов обучения, не только не дает нужного результата, но и демотивирует обучающихся принимать участие в профилактической деятельности. Такие примеры не требуют специального разбора, так как они со всей очевидностью указывают на неэффективность подобной стратегии профилактики употребления алкоголя, особенно если учесть, что при ориентации на компетентностный подход в образовании, все большую популярность приобретают интерактивные методы обучения. В то же время, на наш взгляд, отказаться от информационно-образовательного подхода при осуществлении превентивной деятельности невозможно, т.к. информационный компонент в профилактике употребления алкоголя в любом случае остается базовым. Наиболее оптимальным вариантом разрешения существующего противоречия  видится усовершенствование и обновление форм традиционной профилактики за счет включения  в них  интерактивного компонента.

Следует отметить, что интерактивное обучение предполагает двусторонний обмен информацией между участниками образовательного процесса и характеризуется хорошо организованной обратной связью.

По результатам социологического опроса студентов Республики Марий Эл, проведенного в марте-апреле 2014 г. (в исследовании приняло участие 1209 обучающихся организаций СПО и ВПО региона), была выявлена заинтересованность студентов в традиционных превентивных антиалкогольных мероприятиях, которые позволяют применять интерактивные методы обучения.

Исследование показало, что студенты считают наиболее эффективными формами антиалкогольной профилактики для образовательной организации спортивные мероприятия, где ведется пропаганда против алкоголя (40%), трансляцию антиалкогольной социальной рекламы, телевизионных передач и фильмов (32,6%), лекции о пагубности алкоголя (27,1%), специальные тренинги, обучающие программы (17,1%). выступления авторитетных людей, обращенные против алкоголя (16,6%), семинары о заблуждениях, связанных с употреблением алкоголя (14,2%), антиалкогольные программы в образовательных организациях (11,4%) и дисциплины о здоровом образе жизни, профилактике зависимостей, включенные в учебный процесс (11,4%). При этом 21,6% респондентов считают, что в профилактике употребления алкоголя хороши все возможные средства. Не считают эффективной профилактику только лишь 1,3% опрошенных.

Отметим, что в ходе исследования студентами были сформулированы предложения в отношении мероприятий, которые, на их взгляд будут иметь превентивный эффект: «Показать органы людей, употребляющих алкоголь», «Снизить цены на занятия спортом», «Установить строгие санкции и больше ничего», «Выступления бывших алкоголиков», «Саморазвитие», «Дать по лбу и объяснить», «Какие бы ни были факторы, самое главное, чтобы их транслировали в СМИ», «Жесткие методы», «Нужно выбрать себе кумира (спортсмена)».

На вопрос о результатах воздействия антиалкогольных материалов на сознание и поведение студентов, большинство отметили следующие их эффекты: предупреждают об опасности потребления алкоголя (в социальном, медицинском аспекте) (54,4%), позволяют задуматься о вредном воздействии алкоголя на организм (43,9%), формируют установку на здоровый образ жизни (34,7%), могут вызвать отвращение к алкоголю (17,8%), приводят к отказу от употребления алкоголя (12,3%), вызывают страх (9,5%). Тех, кто считает, что антиалкогольные материалы никакого воздействия не оказывают - 14,7% (20,8% мужчин и 9,7% женщин). Среди самостоятельно сформулированных суждений респондентами следует выделить следующие: материалы не оказывают «никакого воздействия, если человек сам не захочет», «на выпивающего и пьющего не оказывают никакого воздействия», «это бесполезно, так как воспитание должно быть в семье, а не показываться по телевизору», «все зависит от характера человека».

В целом, на необходимость проведения профилактики употребления алкоголя в образовательной организации по месту обучения указали большинство респондентов (45,7%), а 23,7% затруднились ответить, остальные же высказались против.

При ответе на вопрос «В мероприятии какого типа Вы приняли бы участие?» из 20 предложенных студенты чаще всего выбирали спортивные, где ведется пропаганда против алкоголя (40,6%), лекции о пагубности алкоголя (28,3%), трансляцию антиалкогольной социальной рекламы, телевизионных передач и фильмов (26,9%) и концерты с акцентом на профилактике (21,1%).  15, 9 % опрошенных готовы участвовать в любом мероприятии, 11,8% - посетить семинар, где рассказывается о заблуждениях в отношении употребления алкоголя, и только лишь 5,4 % не приняли бы никакого участия ни в одном из мероприятий по разным причинам. Среди причин отказа от участия в антиалкогольных мероприятиях респонденты указали следующие: «не принял бы нигде - это их проблемы, а не мои», «нет смысла», «нет на это времени», «не интересно», «это не нужно, так как каждый знает об алкоголе то, что ему нужно», «без разницы», «стандартные лекции про одно и то же - чушь», «мне лень», «не пью, а других не исправить, пока сами не поймут».

Подавляющая часть респондентов мотивирована принять участие в антиалкогольных мероприятиях в качестве слушателей или зрителей (54,3%) и меньше тех, кто занялся бы волонтерством (31%). Перспектива выступить с докладом или стать организатором мероприятия прельщает не многих (7% и 7,7% соответственно). Тех, кто не принял бы участие - меньшинство (4,1%).

В то же время, по результатам исследования видно, что студенты положительно оценивают антиалкогольные профилактические мероприятия, предполагающие применение интерактивных методов обучения, и большинство из них мотивированы принимать участие в их реализации.

С учетом мнений респондентов можно сформулировать некоторые рекомендации по профилактике употребления алкоголя в образовательных организациях с применением интерактивных методов обучения:

1. Так как студенты больше склонны к восприятию традиционных форм профилактики употребления алкоголя и одновременно предпочитают принимать участие в мероприятиях как слушатели или зрители, то основными средствами профилактики зависимого поведения, которые будут применяться постоянно, должны быть лекции, трансляция роликов социальной рекламы, телевизионных передач, специализированных фильмов и проведение семинаров с применением интерактивных методов обучения.

Акции, направленные на профилактику зависимого поведения, которые проводятся реже, чем аудиторные профилактические занятия, рекомендуется проводить в форме спортивных и познавательно-развлекательных мероприятий. Здесь, например, можно использовать интерактивную методику «социальный театр».

2. Первичная профилактика употребления алкоголя студентами должна проводиться преимущественно через обращение к интерактивным методам обучения. Возможности их применения продемонстрируем далее.

По результатам проведенного исследования было выявлено наличие у студентов мотивов употребления алкоголя, обусловленных желанием стать взрослее, самоутвердиться, обозначить социально-групповую принадлежность, наладить коммуникации, которые указывают на существование социально-психологических барьеров. В связи с этим, важно организовывать психологические тренинги, семинары, деловые игры на преодоление коммуникативных трудностей и развитие общительности. Кроме того, развитие коммуникативной компетентности является важнейшим элементом духовно-нравственного воспитания молодежи. Так как употребление алкоголя - фактор деформации духовной жизни, то нравственный пример в лице педагога, создание условий для формирования активной жизненной позиции, нравственного самовыражения при проведении первичной профилактике, будут также способствовать развитию духовности и нравственности у подрастающего поколения.

Обусловленность стремления попробовать алкоголь любопытством, требует от педагога наиболее чуткого взаимодействия со студентами 1 курса, где еще не все пробовали спиртное. Здесь важно сформировать представление о границах любопытства, нарушение которых ведет к неисправимым последствиям. Ведь глупо из любопытства, касающегося самых немыслимых вещей, совершать опасные для жизни поступки. В данном случае наиболее удачной интерактивной формой профилактики употребления алкоголя будет метод анализа конкретных ситуаций, а также усовершенствованная его форма - метод кейсов (кейс-метод, кейс-стади).

Предупреждение мотивов употребления алкоголя возможно через применение интерактивных лекций, лекций-пресс-конференций, лекций с заранее запланированными ошибками, проблемных лекций об алкогольных мифах и стереотипах. На лекционных занятиях студенты должны ознакомиться с наркотическими свойствами алкоголя, которые оказывают разрушающее воздействие на психику человека.

Беседа об иллюзиях, связанных с употреблением алкоголя, может быть организована в рамках изучения психологии. Педагогу важно соотносить различные жизненные примеры с вопросами употребления алкоголя.

Современной молодежи средствами массовой информации навязан стереотип, согласно которому употреблять спиртное можно, чтобы «уйти от проблем», «забыться». В связи с этим, задача педагога состоит в том, чтобы показать, что с употреблением алкоголя, жизненных проблем становится больше. Для достижения этой цели представляется продуктивным проведение семинаров о планировании личного времени (тайм-менеджмент), которые научат студентов эффективно организовывать свое личное время так, чтобы не растрачивать его зря. Эффективное планирование времени  исключает употребление спиртного. Кроме того, современный динамичный мир требует от человека максимальной экономии времени, которое сегодня является одной из высших ценностей, позволяющих ему стать успешнее. К тому же употребление спиртного отнимает не только время, но и деньги, а их сбережение - один из самых проверенных и надежных способов решить многие жизненные проблемы.

Согласно исследованию, в студенческой среде достаточно распространено мнение, что алкоголь может использоваться для профилактики и лечения заболеваний, улучшения здоровья. При проведении опроса, например, были выявлены следующие суждения: «Один бокал вина в неделю полезно для здоровья», «Потому что вино полезно», «Во время болезни», «Для здоровья», «Для расширения сосудов головного мозга». Судя по высказываниям студентов о свойствах алкоголя, они недостаточно информированы о его разрушающем воздействии на организм человека. В связи с этим, первичная профилактика употребления алкоголя должна включать в себя проведение соответствующих семинаров и видеолекториев.

Видеоматериалы должны быть однозначно интерпретируемыми и раскрывать единые принципы психотропного воздействия различных алкогольных изделий на организм человека за счет присутствия в них этилового спирта, который относится к сильнодействующим наркотикам.

В целях улучшения подачи материала и повышения качества его усвоения, научные данные следует подкреплять выводами всемирно известных ученых об алкоголе как наркотике (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский, Ф.Ф. Эрисман, Ф.Г. Углов и др.), которые можно демонстрировать с помощью презентаций и фотографий.

Итак, результаты социологического исследования показали, что студенты мотивированы к участию в антиалкогольных профилактических мероприятиях. Выявлено, что обучающимися положительно оцениваются формы профилактики, предполагающие обращение к интерактивным методам обучения. Анализ возможностей их применения в превентивной деятельности указывает на то, что они имеют все необходимые элементы для повышения эффективности профилактики употребления алкоголя в образовательной среде.

Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Марий Эл в рамках проекта проведения научных исследований «Исследование тенденций алкоголизации студенчества в Республике Марий Эл и профилактика потребления алкоголя в образовательном пространстве учебного заведения», проект № 14-13-12602.

Рецензенты:

Геращенко Л.И., д.соц.н., профессор кафедры социальных наук и технологий ФГБОУ ВПО «ПГТУ», г. Йошкар-Ола;

Пчелина О.В., д.филос.н., профессор кафедры социальных наук и технологий ФГБОУ ВПО «ПГТУ», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Белова Ю.Ю. ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17482 (дата обращения: 18.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074