Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Гибадуллин Н.В. 1, 2
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Тобольске»
2 Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства города Тобольска, Департамента социального развития Тюменской области
В статье отражен опыт работы государственных образовательных и социальных учреждений, деятельность которых направлена на сопровождение замещающих семей по формированию у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей семейных ценностей, в различных субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, особо внимание автора акцентировано на деятельности учреждений Уральского Федерального округа. Замещающая семья как один из институтов, направлена на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создаёт условия для развития ребенка и получения им положительного опыта семейной жизни. Качественное сопровождение семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистами государственных образовательных и социальных учреждений по формированию семейных ценностей является немаловажным компонентом семейной успешности у детей в будущем. По результатам проведенного анализа реализуемых программ, деятельности учреждений определены проблемы и обозначен ряд психолого-педагогических условий, необходимых для формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди них: повышение мотивации принятия детей в замещающую семью, создание для детей-сирот ситуации успеха, создание благоприятного психологического климата семьи.
сопровождение замещающих семей
оставшиеся без попечения родителей
дети
дети-сироты
Замещающая семья
1. Интерактивная образовательная программа «ПРАЙД» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detiriska.ru/pride (дата обращения 23.12.2014).
2. Кондратьева Н.И. Психологический портрет опекунов и усыновителей (из опыта работы государственного образовательного учреждения «Центр диагностики и консультирования «Семья») // Психолого-медико-социальное сопровождение детей: проблемы, поиски, перспективы: сборник научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Хабаровск, 24-25 мая 2010) / Под ред. Е.Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2010. С. 96-100.
3. Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2013 г. № 3-ПП «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013 -2017 гг. в Свердловской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=2005140 (дата обращения 23.12.2014).
4. Программа подготовки медико-психологического и педагогического сопровождения замещающих семей / Авторы И.А. Медведева, А.В. Сутула, Н.А. Разнадежина, Е.А. Романова, Г.Г. Фахретдинова, Л.А. Бездольная. – Сургут, 2010. – 185 с.
5. Рябишникова Т.В. / Профилактика возвратов // Детский дом. – 2013. – № 3. – С. 2-8.
6. ЯНАО расширяет меры защиты детей-сирот и поддержки приемных семей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://r89.ru/novosti/4292 (дата обращения 23.12.2014).
Одним из ключевых моментов в деятельности социальных служб и учреждений является сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи. Определенную роль в формировании семейных ценностей и продвижении идеи ценности семьи играет служба сопровождения замещающей семьи. Основная деятельность специалистов службы - оказание помощи и поддержки замещающей семье в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это, прежде всего, помощь в: создании комфортных условий для всех членов замещающей семьи; воспитании ребенка и его дальнейшей успешной социализации; консультировании родителей по вопросам воспитания ребенка; преодолении кризисных ситуаций; формировании и развитии системы общественно-значимых, семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5, с. 4].

В связи с обозначенными выше моментами нами предпринят анализ существующих программ по работе с профессиональными и непрофессиональными замещающими семьями на территории субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.

С 2006 года НОУ «Центр развития семейных форм устройства детей» (г. Мурманск) активно реализует инновационную программу «PRIDЕ» для приемных родителей и усыновителей, а также специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей. Программа «PRIDЕ» разработана в США специалистами университетов и социальных служб, приемными родителями, имеющими большой опыт воспитания детей, на основе анализа опыта функционирования замещающих семей. Процесс рекрутирования новых замещающих семей и сохранения существующих зависит от следующих факторов: поддержки со стороны учреждений и ведомств, и поэтому особенно важно иметь специалистов, подготовленных к работе в одной команде с замещающими родителями; получения и распространения имеющегося опыта успешных замещающих семей, что будет активизировать другие семьи для принятия в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; участия будущих замещающих родителей в таких программах [1].

В г. Новосибирске действует отдел сопровождения замещающих семей ГБУ НСО «Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который ориентирован на работу не только с родителями, уже воспитывающими детей-сирот, но и планирующими принять ребенка в семью. В рамках деятельности с действующими замещающими семьями педагоги-психологи, социальные работники и другие специалисты центра уделяют внимание как работе с родителями, так и с детьми по формированию системы общественно-значимых и семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 2003 года в г. Чита в данном направлении работает ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Семья»» [2, с. 97]. Созданная и действующая региональная модель психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства включает следующие направления деятельности:

  • психологическое просвещение замещающих родителей, что является необходимой составляющей в процессе формирования семейных ценностей у детей-сирот;
  • диагностику детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающей семье, замещающих родителей, что в дальнейшем позволит спрогнозировать деятельность педагогов, специалистов социальной работы, замещающих родителей по формированию семейных ценностей;
  • консультирование по психолого-педагогическим, юридическим вопросам, воспитанию и развитию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье;
  • тренинги, направленные на гармонизацию взаимоотношений в замещающей семье, в частности, детско-родительских отношений, формирование ценностных отношений в социоприродной среде, ценностей семьи и др.

Следует отметить, что специалистами Забайкальского края, работающими с замещающими семьями, проводятся исследования родителей с целью определения их ориентации на ценности и ведущие идеи в процессе воспитания ребенка-сироты, анализа отношений родителей к разным сторонам жизни, роли семей. Считаем, что такие исследования способствуют, замещающим родителям видеть свои недочёты, своевременно исправлять ошибки, знать специалистам учреждений, какие же мотивы, ценности несут замещающие родители.

Более подробно остановимся на анализе имеющегося опыта работы учреждений Уральского Федерального округа.

В Курганской области с 2008 года осуществляет свою деятельность служба по подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей, которая направлена на: обучение кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, усыновители (по желанию усыновителей), патронатные воспитатели; подготовку психолого-педагогического заключения для органов опеки и попечительства о ресурсах замещающей семьи и сопровождение замещающих семей; оказание помощи в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формировании значимых ценностей - ценностей семьи, здоровья, отношения и взаимодействия, что важно для развития представлений о семье.

Одним из приоритетов государственной политики в Свердловской области является укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, сохранение и пропаганда семейных ценностей; системная целенаправленная работа по профилактике социального сиротства.

Создание «школ замещающих родителей» и отделений по сопровождению замещающих семей на базе областных государственных учреждений социального обслуживания населения, включающих в себя структурные подразделения, оказывающие широкий спектр социальных услуг населению, позволило организовать комплексную и системную работу по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей. Стратегия действий в интересах детей на 2013-2017 гг. в Свердловской области подразумевает реализацию комплекса мер, направленных на: сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поддержку и пропаганду ответственного родительства; обеспечение реализации детям-сиротам прав, гарантированных государством; формирование системы ценностей у детей-сирот, включающих как общественно-значимые, семейные и индивидуально-значимые и др. [3].

В основе нашего исследования лежит принцип регионализации, где учтена деятельность государственных учреждений Тюменской области.

Так, в условиях Ханты-Мансийского автономного округа в БУ «Методический центр социального обслуживания» г. Сургут на базе накопленного опыта и уже апробированных программ подготовки и комплексного сопровождения замещающих семей разработана «Программа подготовки медико-психологического и педагогического сопровождения замещающих семей», элементами которой являются: предварительное информирование и обучение будущих замещающих родителей; комплексная углубленная оценка ресурсов потенциальной замещающей семьи, а именно оценка семейных ценностей и потребностей ребенка-сироты; стабильная поддержка замещающей семьи со стороны профессионалов, что позволит снизить риски повторных отказов.

Основной целью программы является создание медико-психологических и педагогических условий для положительной адаптации ребенка и формирование ценностного отношения в замещающей семье. [4, с. 8]

В условиях Ямало-Ненецкого автономного округа действует проект «дорожной карты» по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поддержке замещающих семей, воспитывающих детей-сирот. «Дорожная карта» - это документ, представляющий собой комплекс мер нормативно-правового характера, направленных на профилактику семейного неблагополучия, психолого-педагогическую поддержку замещающих родителей, перепрофилирование детских домов в центры психолого-педагогической поддержки семей, взявших на воспитание детей, а также стимулирование граждан, изъявивших желание воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей [6].

Особый интерес для нашего исследования представляет Тюменская область. В Тюменской области социальные педагоги образовательных учреждений, специалисты органов опеки и попечительства, территориальных управлений социальной защиты, центров социального обслуживания, социальные работники сельских поселений области участвуют в подготовке и сопровождении замещающих семей. Функционируют центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры, оказывающие психолого-педагогическую помощь по предупреждению семейного неблагополучия, выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в кризисной ситуации.

В штате организаций имеются службы сопровождения, где формами работы с замещающей семьей являются: проведение занятий в рамках «Школе замещающего родителя» на базе учреждений обслуживания населения и социально-реабилитационных центров; проведение выездных семинаров, для замещающих семей в муниципальных образованиях Тюменской области; обеспечение методическими материалами и др.

С целью профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в Тюменской области на базе АНО «Областной центр социальной помощи семье и детям» создано «Агентство развития семейных форм устройства несовершеннолетних».

Описывая опыт работы учреждений, отмечаем деятельность АУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тобольска» (далее Центр) как базового учреждения диссертационного исследования, задачами которого являются:

  • защита прав и законных интересов семей, женщин и детей;
  • оказание комплексной социальной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, проведение коррекционной работы, содействие в социализации семьи, укрепление роли родителей, повышение родительской компетенции, создание в семье благоприятных условий для развития детей, возвращение несовершеннолетних в благоприятную семейную среду;
  • разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их родителей, с учетом межведомственного взаимодействия;
  • внедрение и реализация новых методик и технологий работы с несовершеннолетними и их семьями;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, пропаганда и развитие семейных форм устройства и воспитания;
  • взаимодействие с органами опеки и попечительства по жизнеустройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
  • организация отдыха и занятости детей, проживающих в образовательном и социальном учреждении, а также оказание содействия в организации занятости детей, находящихся на социальном патронаже или временном социальном сопровождении.

В условиях Центра действует клуб замещающих родителей «Светлячок». Клуб реализует программу, разработанную педагогом-психологом Центра Бабиной И.В.

Целью программы является психологическое просвещение замещающих родителей, содействие сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей, а также содействие созданию более широкой сети контактов этой категории родителей.

Проведенный анализ российского и регионального опыта государственных образовательных и социальных учреждений по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выделить программы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни. В процессе анализа нами выделено более 600 программ, направленных не только на подготовку к семейной жизни, но и формирование семейных ценностей, представлений о современной семье. Анализ программ показал:

  1. Подготовка к самостоятельной семейной и к переходу в замещающую семью практически ни в одном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не проводится одновременно, а наблюдается лишь реализация одного из направлений подготовки.
  2. Переход детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной формы устройства в другую ведется не всегда с учетом возраста и пола ребенка, его национальной принадлежности и пр.
  3. В воспитательных программах недостаточно представлена система работы по формированию родственных чувств между братьями и сестрами, проживающими в семье.
  4. Не в полной мере продуман комплекс мероприятий, направленный на взаимодействие в системе «родитель-ребенок», «ребенок-ребенок» и т.д.

Обозначенные выше проблемы требуют психолого-педагогических условий, необходимых для формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых можно обозначить:

  • создание благоприятного психологического климата семьи, где у детей-сирот, формируются адекватное восприятие мира, людей и самого себя, нравственные чувства и позитивные эмоции, моральные знания о добре и зле; где семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений;
  • создание ситуации успеха для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что даёт возможность достичь значительных результатов как отдельно взятой личности (в данном случае ребенка-сироты), так и коллектива в целом, а именно - семьи. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность;
  • повышение мотивации принятия детей в замещающую семью. В формировании семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенную роль играет этап подготовки приемных родителей, где большое значение придается выработке в кандидатах реального осознания мотивов и ожиданий от приема ребенка.

На основе анализа программ и опытной работы можно выделить следующие факторы эффективности/неэффективности замещающих семей:

  • способность семьи включиться в новые социальные роли, возникающие в процессе вхождения в семейную систему новых членов;
  • личностные особенности приемных родителей, гибкость ролевого поведения;
  • возможность или отсутствие удовлетворительного информационного обмена по вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • длительность институционального пребывания (стаж пребывания в детском доме);
  • невключение замещающей семьи в систему психолого-педагогической помощи и сопровождения и др.

Таким образом, изучение опыта работы государственных образовательных и социальных учреждений с замещающими семьями позволило нам выделить наиболее эффективные условия, а также ведущие формы и методы деятельности различных специалистов по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимым условием выступает создание полифункциональной службы сопровождения, построенной на принципе индивидуальной и совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, воспитателей, родителей, обучающихся на основе субъект-субъектных отношений. Однако следует отметить, что в образовательных и социальных учреждениях уделяется внимание только субъектам образовательного процесса, а именно обучающимся и педагогам, тогда как замещающие родители остаются не привлеченными к процессу сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вышесказанное актуализирует значимость деятельности образовательных и социальных учреждений в контексте обсуждаемой проблемы, которые должны выступить Центром взаимодействия системы «замещающая семья - специалисты социальных учреждений - педагоги образовательных учреждений».

Рецензенты:

Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор института фундаментального психолого-педагогического образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Сапожникова Т.Н., д.п.н., директор ГБОУ города Москвы Учебно-методического центра по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента социальной защиты населения города Москвы, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Гибадуллин Н.В., Гибадуллин Н.В. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16863 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674