Очевидно, что сегодня именно образовательные организации среднего профессионального образования способны обеспечить качественную подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, отвечающих требованиям инновационного развития социально-экономического комплекса современной России.
Основными нормативными документами, регулирующими деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования являются [3]:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 № 1199
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013г. № 513
«Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; - Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012: № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
- Указ Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвышева от 27.07.2012 № 584 -УГ «О реализации указов Президента Российской Федерации»;
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года;
- Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 года № 1262 Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования до 2020 года»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 16.05.2014 № 421-ПП «О внесении изменений в План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2014-2018годы»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 26 февраля 2013 г. N 223-ПП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2013-2018 годы»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 16 мая 2014 г. N 421-ПП «О внесении изменений в План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2014-2018 годы, утверждённый постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 N223-ПП»;
а так же принятые и реализующиеся на территории Свердловской области Дорожные карты:
- Дорожная карта по реализации движения WorldSkills Россия на территории Свердловской области на период 2014-2015 г.г., подписанная Правительством Свердловской области и АНО «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
- Дорожная карта реализации проекта «Полеты по вертикали» в Свердловской области на 2014-2015 г.г., подписанная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и АНО «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
- Дорожная карта по интеграции Свердловской области в движение по распространению современного стандарта инженерного образования на 2014-2015 годы, подписанная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, АНО «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов», ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Советом главных конструкторов Свердловской области.
Важнейшим направлением развития системы профессионального образования Свердловской области в 2014-2015 учебном году, по мнению Министра общего и профессионального образования Свердловской области, является «развитие содержания образования в условиях реализации образовательных программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом потребностей работодателей, отраженных в профессиональных стандартах» [1]. Причем данный целевой показатель в государственной программе «Развитие образования в Свердловской области до 2020 года» с 59 % в 2014 году должен достичь 80 % к 2020 году.
В Свердловской области в настоящий момент функционирует 102 профессиональные образовательные организации, из них 101 организация среднего профессионального образования и одна - начального профессионального образования. В системе СПО Свердловской области обучается 71 660 человек, учебный процесс обеспечивают 17 342 сотрудника, в том числе 7630 педагогов [3].
Образовательные организации СПО Свердловской области реализуют 1097 образовательных программ, в том числе: 652 программы среднего профессионального образования - подготовки квалифицированных рабочих и служащих; 391 программ среднего профессионального образования - подготовки специалистов среднего звена; 54 программы профессиональной подготовки. Особую значимость в современных условиях развития экономики приобретают образовательные программы, разработанные совместно с работодателями (62 образовательные программы, причем 36 образовательных программ для современного производства) или согласованные с работодателями (773 образовательных программ, в том числе 226 для современного производства). В Свердловской области заключено более 1700 соглашений о сотрудничестве с предприятиями. Причем, особую ценность сегодня приобретают Соглашения между Правительством Свердловской области, профессиональными образовательными организациями и предприятиями горно-металлургического и оборонно-промышленного комплексов, среди которых с гордостью модно назвать ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ЧТПЗ), ООО «УГМК-Холдинг», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «Уральская машиностроительная корпорация «Пумори», ОАО «Уралмашзавод» и др.. Данная информация представлена Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в рамках деловой программы I Международной научно-практической конференции «Кадровое обеспечение региональной экономики» (круглый стол «Модели реализации практико-ориентированного обучения», организатор: Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов) осенью 2014 года.
Повсеместному распространению сотрудничества работодателей и образовательных организаций СПО препятствует не в полной мере соответствующие друг другу требования работодателей к персоналу и требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по профессиям и специальностям СПО. Не только на предприятиях Свердловской области в последние годы широкое распространение приобрели корпоративные профессиональные стандарты [2, 5], к разработке которых привлекаются не только специалисты предприятия, но и сторонние эксперты, в том числе и специалисты образовательных организаций СПО. С другой стороны, представители предприятий участвуют в разработке учебных планов для обучения.
Таким образом, взаимодействие образования и предприятий выходит на качественно иной уровень взаимодействия: с одной стороны, преподаватели готовят своих студентов к работе в реальных условиях предприятия, а работодатели - вносят необходимые уточнения в образовательный процесс. Сегодня обязательным требованием к образовательной программе, реализуемой образовательной организацией СПО является экспертиза программы работодателем на предмет соответствия результата образования требованиям предприятия к своему персоналу. Кроме того, в условиях возрастания конкуренции на рынке образовательных услуг повышается необходимость и значимость взаимодействия государственных профессиональных образовательных организаций и негосударственных образовательных учреждений.
Так же, стоит учитывать, что кадровые возможности образовательных организаций СПО не в полной мере позволяют обеспечить подготовку специалистов в соответствии с требованиями работодателя к персоналу. Данное противоречие в современных условиях решается через направление на стажировки, повышение квалификации, переподготовку преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения на площадках ресурсных (образовательных) центров.
Еще одной проблемой в развитии среднего профессионального образования в современных условиях является состояние материально-технической базы профессиональных образовательных организаций. Несмотря на системное бюджетное финансирование и софинансирование ОО СПО, состояние производственных мастерских, лабораторий не позволяет в полной мере обеспечить подготовку специалистов в соответствии с требованиями работодателя к персоналу. Анализ уровня Государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для металлургических производств в 2011-2013 годах в рамках реализации мероприятий Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы показывает, что из средств федерального бюджета выделено 101 804 тыс. рублей; из средств областного бюджета - 194 580 тыс. рублей, тогда как работодатели в разных формах в развитие ОО СПО вложили 741 303 тыс. рублей. В 2014 году Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для оборонно-промышленного комплекса из средств федерального бюджета составляет 31 296 тыс. рублей; из средств областного бюджета - 38 000 тыс. рублей; из средств работодателей в разных формах - 158 441 тыс. рублей. Таким образом, работодатели почти на 445 000 тыс. рублей выделили больше, чем Федерация и Регион. В данной цифре стоит видеть повышенную заинтересованность в качественной подготовке специалистов среднего звена, рабочих кадров.
К наиболее важным особенностям выделение финансовой поддержки образовательным организациям из средств областного бюджета является реализация инновационных программ, позиционирование образовательной организации СПО как экспериментальной площадки, имеющих в своей структуре ресурсные центры. В дальнейшем, инновационные образовательные организации через использование сетевого взаимодействия смогут транслировать накопленный опыт профессиональным образовательным организациям Свердловской области.
Весомым фактором в определении контрольных цифр приема в ОО СПО со стороны Министерства общего и профессионального образования Свердловской области является требования о согласовании цифр приема с муниципалитетами и работодателями в разрезе каждой профессии/специальности, а так же представления подтверждения от работодателей о возможном трудоустройстве выпускников.
Стоит подчеркнуть, что буквально несколько лет назад ситуация привлечение бизнеса в образование воспринималась как нереальная [5, 6]. Сегодня мы констатируем осознание бизнес-структур значимости сотрудничества с образовательными организациями среднего профессионального образования в разрезе подготовки специалистов.
Рецензенты:
Паникарова С.В., д.э.н., профессор, Институт государственного управления и предпринимательства ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.
Иванцов Г.Б., д.филос.н., к.э.н., профессор, профессор Института государственного управления и предпринимательства ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Тесленко И.В. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСОЛИДАЦИИ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16064 (дата обращения: 13.10.2024).