В условиях стремительного развития рыночной экономики одной из ключевых задач, стоящих перед государством, является решение проблемы, связанной с повышением качества жизни населения. Выступая важнейшей социальной категорией, качество жизни характеризует как структуру потребностей человека, так и возможности их удовлетворения. В этих условиях доступность и своевременность оказания медицинских, образовательных, культурных, информационных, государственных, финансовых и иных услуг возможны исключительно на базе современных информационных технологий с использованием многофункциональных инструментов хранения и передачи информации, отвечающих критериям оперативности, контроля и безопасности. Одним из таких инструментов выступают универсальные электронные карты.
Под универсальной электронной картой принято понимать информационно-расчетный инструмент, объединяющий в себе идентификационное и платежное средство. Опыт развития зарубежных стран свидетельствует о достаточно активном внедрении в практику данного инструмента. Так, разработка и выпуск электронных документов, наделенных дополнительными сервисными функциями, достаточно успешно осуществляются в Малайзии (выпуск идентификационных электронных карт с возможностями управления банковским счетом, хранения медицинской информации, использования транспортных приложений), Германии (создание электронной базы, совмещающей в себе доступ к государственным и коммерческим услугам), Сингапуре (внедрение электронных паспортов с функцией доступа к государственным услугам). Выпуск электронных удостоверений личности, позволяющих получать государственные, муниципальные и коммерческие услуги, осуществляется также в Китае, Финляндии, Южной Корее, Эстонии и в других странах.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации № 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме [1]. По сути, российская универсальная электронная карта - это документ, который не только заменит получившие развитие в регионах локальные социальные карты[1], но и объединит в себе банковскую карту, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, проездной документ, а также удостоверение личности. Идентифицирующий личность, данный инструмент позволит управлять личными финансами, получать социальные, а также коммерческие услуги.
Немаловажным моментом является возможность использования УЭК на территории всей страны в банкоматах, банковских платежных терминалах, в общественном транспорте, сетях быстрого обслуживания, в государственных, муниципальных и коммерческих системах управления доступом. Кроме того, существует возможность использования карты через компьютер или телефон, подключенные к Интернету. Таким образом, внедрение универсальной электронной карты позволит в сфере оказания услуг населению реализовать принцип «одного окна», а также обеспечить решение следующих задач:
- улучшить качество оказания услуг, в том числе государственных;
- сократить расходы государственных структур, а также коммерческих организаций, участвующих в оказании профильных услуг на содержание соответствующих структур и персонала;
- расширить в обществе сферу использования безналичных расчетов;
- повысить уровень информированности граждан о своих правах;
- сформировать рынок электронных подписей для физических лиц и проч.
В России начало внедрению электронных универсальных карт было положено в декабре 2009 года в рамках совместного заседания Государственного совета и Совета по развитию информационного общества, на котором обсуждались результаты внедрения информационных технологий в сферу государственного управления, приоритеты развития информационного общества на среднесрочную перспективу [2]. Практическая реализация проекта по внедрению универсальных электронных карт стала возможной после принятия в 2010 году Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в рамках которого были определены основные понятия, принципы и подходы к внедрению универсальных электронных карт; порядок их выпуска, выдачи и обслуживания; подключения электронных приложений для осуществления доступа к соответствующим услугам; деятельности уполномоченных организаций по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты [1]. В целях реализации данного закона распоряжениями Правительства РФ определена федеральная уполномоченная организация, осуществляющая функции координатора и оператора проекта по внедрению универсальной электронной карты - ОАО «Универсальная электронная карта»[2]; утвержден план организационных и нормативно-методических мероприятий[3]. Для координации мероприятий, связанных с внедрением универсальной электронной карты на территории России при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Минэкономразвития России, Минфина России, Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной уполномоченной организации, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с разработанным Минэкономразвития в августе 2011 года координационным планом процесс внедрения на территории России универсальных электронных карт предполагал реализацию следующих основных этапов, каждый из которых включал в себя ряд пересекающихся во времени мероприятий [4]:
- подготовка и начало работ по выпуску универсальной электронной карты;
- обеспечение готовности выпуска карт;
- ведомственное и отраслевое внедрение универсальной электронной карты с учетом переходных положений;
- развитие инфраструктуры в банковской сфере;
- региональное внедрение универсальной электронной карты;
- маркетинговые и образовательные мероприятия;
- опытная эксплуатация.
Следует отметить, что на сегодняшний день проделана достаточно существенная работа по реализации намеченных мероприятий,[4] обеспечена техническая и организационная готовность по выдаче универсальных электронных карт на всей территории страны; с января 2013 года началась выдача электронных карт во всех субъектах Российской Федерации; запущены транспортные, дисконтные, кампусные, медицинские приложения универсальных электронных карт,[5] а на региональных порталах с помощью УЭК уже оказываются государственные и муниципальные услуги; запущена инвестиционная программа по созданию в регионах Единых Центров Процессинга и Биллинга [7]. Тем не менее, накопленный в России опыт в реализации столь амбициозного проекта позволил выявить и ряд ключевых проблем, нерешенность которых сдерживает его дальнейшее развитие.
Прежде всего, это комплекс проблем организационного характера. Сложность и многоаспектность самого проекта, его повсеместное внедрение на территории практически всех субъектов Российской Федерации, каждый из которых, безусловно, отличается и степенью развития экономических отношений, и насыщенностью финансовыми услугами, и уровнем восприятия новых информационных технологий; необходимость оптимизации взаимодействия между многочисленными государственными структурами, задействованными в реализации столь масштабной федеральной программы[6] - все это изначально обусловило затягивание сроков реализации программных мероприятий, увеличение расходов, связанных с финансированием проекта, неготовность отдельных структур к его полноценной реализации.
Недостаточно полноценной, на наш взгляд, стала реализация проекта по внедрению универсальных электронных карт в контексте его возможного дублирования в рамках других реализуемых государственных программ, иных альтернативных проектов, в основе которых лежит возможность выпуска банковских карт, наделенных сервисными функциями и проч.
Во-вторых, уже на начальном этапе реализации проекта проявились многочисленные проблемы технического характера. Прежде всего, это технические проблемы, сопровождающие идею совмещения в универсальных электронных картах идентификационной и платежной компонент. Нерешенность на начальном этапе реализации данного проекта принципиального вопроса о статусе самой электронной карты как идентификационного удостоверения с возможностью выполнения иных, в том числе и финансовых операций, либо как платежной карты с функцией идентификации собственника для получения государственных услуг определила рассогласованность в реализации соответствующих технических процедур, а многочисленные предложения по оптимизации технологической платформы, адаптации процессинговых систем существенно снизили эффективность от уже реализованных решений.
Достаточно серьезным препятствием на пути реализации данного проекта стал и низкий уровень насыщенности в регионах необходимой инфраструктуры, связанной с обслуживанием универсальных электронных карт, - от установки пунктов приема заявлений и платежных терминалов банков-эквайеров до формирования единой платежно-сервисной системы.
Далее, в процессе реализации проекта по внедрению и использованию универсальных электронных карт проявились и проблемы финансового характера. Федеральный статус реализации данной программы, тем не менее, обусловил привлечение средств и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако в условиях отсутствия утвержденного на федеральном уровне конкретного перечня и сроков программных мероприятий, относимых на региональный уровень, эффективно спланировать предстоящие расходы и обеспечить в полном объеме выпуск универсальных электронных карт для ряда субъектов Федерации оказалось делом труднореализуемым. Низкая степень готовности отдельных субъектов к реализации проекта стала следствием имевшихся проблем финансового характера, в том числе проявившихся вследствие пересмотра на федеральном уровне порядка и объемов его финансирования; достаточно сильный дестимулирующий эффект был вызван переносом сроков запуска самого проекта. При этом, как отмечает вице-президент ОАО «Универсальная электронная карта» А. Петкевич: «у нас нет прямых рычагов влияния на субъекты Российской Федерации». Действуя в рамках своих полномочий, федеральная уполномоченная организация может лишь информировать правительство о текущем статусе работ по субъектам Федерации с тем, чтобы власти могли своевременно предпринимать действия по стимулированию отстающих регионов [5].
В перечне финансовых проблем и нерешенность ряда вопросов в построении системы финансирования проекта, в том числе за счет средств коммерческих структур. Если в первоначальном варианте реализация проекта оценивалась в 450 млрд. рублей, то в дальнейшем данная цифра неоднократно корректировалась в сторону снижения как по причине тривиальной нехватки бюджетных средств, так и с учетом дополнительных возможностей частного бизнеса, прежде всего, финансово-банковских структур [8].
Развитие общества, изменение привычного уклада в системе экономических, финансовых иных взаимоотношений неизбежно усиливает протекающие в нем внутренние противоречия. В связи с этим нельзя не отметить влияние и проблем социального характера, одной из ключевых среди которых выступает недостаточный уровень финансовой грамотности населения, что в условиях слабого развития торгово-сервисного обслуживания является главным препятствием в реализации данного проекта. Несмотря на реализацию соответствующих мероприятий образовательного, информационного, маркетингового характера в обществе сохраняется достаточно высокий уровень невосприятия нового универсального инструмента. Более того, данная тенденция обусловлена дополнительным влиянием следующих факторов, вызывающих опасения общества:
- по поводу сохранения конфиденциальности информации, носителем которой выступают универсальные электронные карты[7]. К сожалению, и мировая, и отечественная практика изобилуют примерами периодического несанкционированного доступа к банковским картам, электронным реестрам, различным информационным базам данных, обладающих, судя по заявлениям их организаторов достаточно высоким уровнем защиты;
- в связи с возможным усилением коррупционной составляющей, обусловленной усилением функций контроля со стороны государственных, финансовых, иных структур за держателями данных карт. В условиях сохраняющегося недоверия граждан к публичным институтам данный фактор несет существенную негативную нагрузку;
- наконец, в рамках защиты религиозно настроенной части общества от вхождения в новую идентификационную систему, использования соответствующих электронных документов[8].
Безусловно, перечень существующих и потенциальных проблем в реализации проекта по внедрению универсальной электронной карты не исчерпывается вышеобозначенными. Тем не менее, нельзя не признать: страна движется по пути построения концепции электронного государства, в рамках которой одной из основных задач является обеспечение максимально комфортных условий для жизнедеятельности граждан и повышение на этой основе эффективности общественной системы. Решение возникающих проблем - неизбежное проявление данного процесса.
Рецензенты:
Артемьева С.С., д.э.н., профессор, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск;
Сажин Ю.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.
[1] так, в ряде регионов можно отметить достаточно успешный опыт функционирования локальных социальных карточных проектов: «Социальная карта москвича» (г. Москва), «Карта горожанина» (г. Санкт-Петербург), «Социальная карта Республики Башкортостан» (Республика Башкортостан), «Социальная карта жителя Самарской области» (Самарская область), «Социальная карта Астраханской области» (Астраханская область) и др.
[2] распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 г. № 1344-р.
[3] распоряжение Правительства Российской Федерации от 2.09.2010 г. № 1433-р.
[4] хотя и с существенным отставанием от первоначально установленных сроков: в соответствии с вышеприведенным планом Минэкономразвития практически все обозначенные в нем мероприятия должны были быть реализованы еще до 2012 года.
[5] так, во всех субъектах Российской Федерации проведена апробация безналичной оплаты проезда на транспорте с использованием универсальных электронных карт.
[6] так, например, по словам вице-президента ОАО «Универсальная электронная карта» В. Щепинова до сих пор не устранены разночтения между данными, предоставляемыми Пенсионным фондом России и Фондом обязательного медицинского страхования, что не позволяет полноценно идентифицировать пользователя карты [6].
[7] можно, например, отметить сбор подписей за отмену универсальных электронных карт, организованный Московским родительским комитетом, выступившим фактически первым организованным противником внедрения данного инструмента. По мнению его представителей, аккумулирование в данной электронной системе практически всех персональных данных носителя карты (в частности, ребенка) существенно повышает возможности несанкционированного доступа к ним со стороны третьих лиц [9].
[8] достаточно отметить в этой связи документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Библиографическая ссылка
Митрохин В.В., Аршинов И.В., Корчиганова А.О. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА: ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВНЕДРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15450 (дата обращения: 19.02.2025).