Многие исследователи (С.П. Безносов, Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Э.Э. Сыманюк и др.) отмечают, что в ходе профессионального развития возникают различные объективные и субъективные препятствия, преодоление которых требует от личности использования собственных ресурсов. В качестве субъективных препятствий выступают психологические барьеры, которые, с одной стороны, усиливают психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, конфликтность (А.В. Филиппов), а с другой - выступают фактором и необходимым условием профессионального развития (Р.Х. Шакуров).
Впервые роль психологических барьеров в развитии личности раскрыл З. Фрейд. В современных исследованиях феномен психологических барьеров рассматривается в различных аспектах: барьеры при реализации нововведений (А.В. Филиппов), барьеры общения (Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов и др.), барьеры педагогического взаимодействия (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и др.), барьеры в развитии деятельности и личности (Р.Х. Шакуров) и др. При этом обычно барьеры трактуют как препятствие, преграду в развитии, которую необходимо снимать.
На наш взгляд, наиболее продуктивный подход к пониманию психологических барьеров предлагает Р.Х. Шакуров. По мнению исследователя, барьеры - это универсальный и постоянный атрибут жизни. Барьеры определяют сам факт существования любой системы и выступают необходимым фактором развития (и деятельности, и личности).
Барьер выполняет следующие функции [7, с. 7]:
- стабилизация: барьер останавливает движение, придает ему статику;
- коррекция: столкнувшись с препятствием, система меняет траекторию своего движения;
- энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера;
- дозировка: препятствия дозируют движение, определяют его меру;
- мобилизация: при столкновении с препятствием живые системы мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий;
- развитие: изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности системы, придает ей новое качество;
- подавление (лишение): в ситуации постоянной блокады жизнедеятельности системы барьер ослабляет, подрывает ее функциональные возможности.
Анализируя понятие «барьер» в контексте развития деятельности, Р.Х. Шакуров утверждает, что именно барьеры, мешающие удовлетворению потребностей, дают импульс к движению деятельности, обусловливают содержание и смену ее фаз.
Экстраполируя основные положения Р.Х. Шакурова на процесс профессионального развития, мы также склонны выделять психологические барьеры профессионального развития в качестве необходимого условия развития субъекта труда.
Под психологическим барьером профессионального развития, на наш взгляд, целесообразно понимать состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самопределении. Именно психологические барьеры придают процессу профессионального развития личностный смысл, определяют профессиональное будущее. Отсутствие барьеров означает эволюционное, линейное развитие, приводит к стагнации личности.
В качестве психологических барьеров профессионального развития, на наш взгляд, целесообразно выделять конфликты профессионального самоопределения и кризисы профессионального развития. На наш взгляд, именно кризисы профессионального развития являются наиболее значимыми в становлении личности педагога-профессионала, поскольку от успешности их преодоления зависит профессиональное будущее педагога.
Раскроем кратко сущность кризисов профессионального развития.
На существование кризисов в процессе профессионального развития личности указывают многие исследователи: Л.И. Анцыферова, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.А. Нелюбов, Н.С. Пряжников, А.Р. Фонарев и др.
В частности, А.К. Маркова, исследуя процесс профессионализации, подчеркивает, что кризисы могут происходить неоднократно в течение всей жизни. Автор отмечает, что профессиональные кризисы могут возникать при переходе с одной стадии профессионализации на другую, в ситуации выбора профессии, перехода на новую должность и пр. [5].
По мнению Л.И. Анцыферовой, целесообразно говорить о критических и сензитивных периодах в ходе конкретной деятельности [1].
А.Р. Фонарев, анализируя кризисы, выделяет важную форму психологической регуляции деятельности - индивидно-личностную. Она является как бы промежуточной, переходной между индивидной и личностной. Эта форма регуляции характеризуется возникновением у человека неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, появлением неясности жизненных целей, непониманием, как жить дальше. Такое психологическое состояние личности автор определяет как кризис, острота которого зависит от всей жизненной стратегии человека. Этот кризис - типичный этап профессионализации личности, занимающий относительно непродолжительный временной промежуток [6].
В переводе с греческого кризис (kreses) означает - решение, поворотный пункт, исход. Кризис профессионального развития - это тоже своего рода определенный поворот на профессиональном пути. Это момент, когда перед личностью встает необходимость в самоопределении, поиске и постановке новых профессиональных целей. Кризис целесообразно рассматривать как столкновение двух реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей, установок, интересов и др. Это всегда конфликт внутренней психической реальности и внешней, объективной реальности, которая противоречит предыдущему опыту человека.
Кризис затрагивает сферу профессиональной направленности личности: мотивы, потребности, ценности, смыслы; «заставляет» личность простраивать границы своей ценностно-смысловой сферы, актуализирует процесс переживания. Ключевые особенности кризиса профессионального развития: 1) локализация во времени и пространстве; 2) неустойчивость образов и мыслей о себе как о профессионале, потеря профессиональной идентичности; 3) размытая временная профессиональная перспектива или её отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни; 4) смысложизненные переживания, связанные с пониженным стремлением к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущение своей ненужности и никчемности; 5) наличие стойких аффективных реакций, напряжения.
В работах Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеера, Н.С. Пряжникова, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарева в настоящее время описаны психологические особенности профессиональных кризисов. При этом в большей степени раскрываются особенности переживания кризисной ситуации, описаны состояния личности, раскрыты психологические особенности разных видов профессиональных кризисов, но не анализируется подробно проблема преодоления данного психологического барьера профессионального развития. Однако именно актуализация потребности в преодолении кризиса профессионального развития и является одной из ключевых характеристик этого феномена и в силу своей малой изученности требует пристального внимания.
В настоящее время при исследовании проблемы разрешения кризисных, трудных или стрессовых ситуаций авторы прибегают к таким понятиям, как психологическая защита, совладание, копинг, преодоление. При этом в психологической науке накоплен большой массив знаний об этой проблеме. Так, психологические аспекты процесса преодоления (совладания) трудных, кризисных ситуаций, барьеров развития раскрываются в работах отечественных психологов (Л.И. Анцыферова, Ф.В. Бассин, В.А. Бодров, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, А.А. Налчаджян, И.М. Никольская, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, Р.Х. Шакуров и др.) и в работах зарубежных исследователей (Р. Лазарус, М. Перре, Р. Пехунен, Р. Плутчик, С. Фолкман, Т. Хаан и др.).
Активно исследуется феномен совладания со стрессом (а кризисы профессионального развития это, несомненно, стрессовая для личности ситуация): раскрываются сущность, закономерности, динамика, факторы выбора способов совладания со стрессом в разные жизненные и возрастные периоды (И.И. Ветрова, Г.А. Виленская, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Е.Б. Лунина, И.М. Никольская, Е.А. Сергиенко, М.В. Сапоровская, А.В. Смирнова, О.Р. Тенн, С.А. Хазова, Н.Е. Харламенкова, В.М. Ялтонский и др.). Определенное количество исследований посвящено различным аспектам совладающего поведения личности в контексте более широкой проблемы социальной адаптации (В.А. Абабков, Л.И. Вассерман, Г.С. Корытова, Е.Р. Исаева).
Особое внимание при разработке проблемы совладающего поведения уделяется изучению ресурсов личности в трудных жизненных ситуациях (А. Antonovsky, S.E. Hobfoll, S. Taylor, В.А. Бодров, Е.А. Петрова, Е.А. Сергиенко, С.А. Хазова и др.).
Однако в исследованиях обозначенных авторов раскрываются поведенческие аспекты разрешения трудной ситуации, а собственно сам процесс преодоления не описывается, так же как не исследуется процесс преодоления профессионального кризиса.
На наш взгляд, продуктивным подходом к пониманию собственно сути процесса преодоления психологического барьера профессионального развития может служить деятельностный подход. В качестве аргумента этому утверждению приведем концепцию переживания Ф.Е. Василюка. Ф.Е Василюк, исследуя кризисные ситуации (конфликты, стресс, кризисы, фрустрацию) и процесс их преодоления, вводит понятие «переживание», понимая под ним особую деятельность, особую работу по перестройке психологического мира. Эта деятельность направлена на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, на преодоление некоторого «разрыва» жизни; это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни, общей целью которой является повышение осмысленности жизни [2].
Проецируя данные положения на процесс профессионального развития, отметим, что в ситуации профессионального кризиса педагог также сталкивается с «задачей на смысл», пытается найти «идею» дальнейшей профессиональной жизни, восстановить возможности реализации своих основных потребностей. Связано это с тем, что профессиональная деятельность выступает как способ удовлетворения практически всех потребностей человека: в профессии человек самореализуется, вступает в социальные контакты, получает материальное вознаграждение и т.д.
В ситуации переживания кризиса, когда возникают сомнения относительно своего профессионального прошлого, настоящего, а зачастую и будущего, естественным является возникновение у личности потребности в нахождении новой идеи (ценностей, смыслов) своего профессионального развития, потребности в самоопределении. Можно однозначно констатировать, что процесс преодоления профессионального кризиса представляет собой деятельность по выходу из ситуации временной стагнации, когда у личности нет возможности реализовать свой профессиональный план.
Опираясь на структуру деятельности А.Н. Леонтьева, опишем содержание деятельности по преодолению кризиса профессионального развития.
Фактором, побуждающим личность развертывать деятельность по преодолению профессионального кризиса, является мотив. При этом, как отмечал А.Н. Леонтьев, «деятельность без мотива не бывает; "немотивированная" деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» [4]. Мотивом преодоления кризиса профессионального развития, на наш взгляд, может явиться устранение психологического дискомфорта, вызванного невозможностью педагогом реализовать свой профессиональный замысел. При этом нужно отметить, что не всегда личность ясно и четко осознает, что вызвало данный психологический дискомфорт. Внутреннее неясное ощущение тупика, бесперспективности профессионального развития, ощущение неправильности профессионального выбора педагог обосновывает усталостью, неудовлетворенностью трудом, низкой зарплатой, невысоким статусом профессии и другими причинами.
Мотив побуждает личность выстраивать цепочку действий по выходу из «тупика» профессионализации, вне зависимости от глубины осознания ситуации профессионального кризиса. При этом действия - основные составляющие деятельности по преодолению профессионального кризиса, подчинены представлению о том результате, который должен быть достигнут в ходе развертывания этой деятельности. Другими словами, действия соотносятся с целью деятельности. Как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, характеризуя понятие «действие», необходимо помнить о четырех моментах, раскрывающих его суть: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели; действие - это одновременно и акт поведения; через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности; понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир [3].
Эти моменты являются очень важными для анализа процесса преодоления профессионального кризиса. Опираясь на них, можно предположить следующее: преодоление профессионального кризиса предполагает не только реализацию поведенческих стратегий (например, копинг-стратегий), но и «запуск» процессов смыслостроительства, смыслообразования. Поэтому, на наш взгляд, в качестве действий по преодолению профессионального кризиса можно считать особые конструкты, образованные смысловыми единицами (ценностями, смыслами) и поведенческими стратегиями (копинг-стратегиями). Характер цели будет предопределять характер действий.
Следующий элемент в структуре деятельности по преодолению профессионального кризиса - цель. Целью деятельности по преодолению профессионального кризиса должно являться самоопределение личности в новых для нее условиях профессионализации. Зная, что самоопределение личности может осуществляться на разных уровнях (по Н.С. Пряжникову: на уровне рабочего места, специальности, профессии и пр.), можно предположить, что характер преодоления будет различным.
Далее, наличие мотива и постановка цели не являются достаточными основаниями для развертывания деятельности по преодолению кризиса. Важной составляющей этой деятельности становятся условия ее реализации, которые буду предопределять основные способы осуществления действия (операции). Операции представляют собой способ достижения цели. При этом они четко соответствуют объективно-предметным условиям, в которых разворачивается деятельность по преодолению профессионального кризиса. Если происходит изменение условий достижения цели, при сохранении самой цели, то характер операций, обеспечивающих преодоление профессионального кризиса, изменится.
Итак, мы в обобщенных чертах обозначили сущность процесса преодоления профессионального кризиса с позиции деятельностного подхода. Естественно, что многие аспекты требуют тщательной проработки и теоретического обоснования. При всем этом проблема преодоления профессиональных кризисов носит актуальный для психологии профессионального развития характер.
Рецензенты:
Зеер Э.Ф., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.
Сыманюк Э.Э., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии управления ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Садовникова Н.О. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15193 (дата обращения: 13.10.2024).